Статья Метод проекта на уроках русского языка

   Метод проекта стал более актуален в связи с введением новых образовательных стандартов. В данной статье раскрывается понятие, рассказывается об истории возникновения и становления метода. Приведены примеры, как можно использовать метод проекта на уроках русского языка и литературы.    Более подробно рассказывается об использовании данного проекта на уроке русского языка при работе над словом. Раскрывается последовательность этапов в проекте, над которым работали учащиеся в группах. Это подгот...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Выступление

«Метод проекта на уроках русского языка»



















Подготовила

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Ромашковская СОШ» Палласовского района

Сабирова Людмила Борисовна







Ромашки, 2014 г.

В одной восточной притче рассказывается о правителе, который, решив проверить, кому из сыновей можно доверить свой трон, предложил сыновьям выбрать себе город для того, чтобы править в нём. Старший сын выбрал самый богатый, известный всем город. Среднему приглянулся самый весёлый, богатый на всяческие увеселения город. Младший не стал говорить о своём решении, отправился изучать достопримечательности самых дальних, неизведанных городов. Правитель объявил о своём решении видеть своим преемником младшего сына. Смысл данной притчи в том, что человек должен не только надеяться на готовое, а стремиться познавать неизведанное, уметь планировать и исследовать предмет.

Основное требование нового Федерального государственного образовательного стандарта - научить школьника учиться, т.е. самостоятельно добывать знания из различных источников, уметь работать с информацией, эффективно используя её в учебной деятельности, а в дальнейшем и в профессиональной. Современный ученик должен освоить навыки делового общения, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Понятно, что таких результатов невозможно достичь, используя только традиционные педагогические методы и приёмы. И здесь учителю на помощь приходит метод проектов, интегрирующий в себе исследовательские и поисковые методы обучения.

Метод проектов (проектная технология) - один из методов личностно-ориентированного обучения, способ организации самостоятельной исследовательской деятельности учащихся в процессе решения учебных задач.

Метод проектов возник ещё в прошлом столетии в США. Он основывался на идеях американского философа и педагога Джона Дьюи. В России был известен уже в 1905 г. После революции он применялся в школах по личному распоряжению Крупской. С 1919 г. под руководством выдающегося русского педагога Шацкого в Москве работала первая опытная станция по народному образованию. Но в 1931 г. постановлением ЦК ВКП этот метод осудили как чуждый советской школе и не использовали вплоть до 80-х годов XX века.

Проектная деятельность направлена на выработку исследовательских умений: учащиеся выбирают проблему, планируют свою деятельность, собирают и обрабатывают информацию, анализируют полученные результаты, презентуют их. Применения учебно-исследовательских проектов обеспечивает более высокое качество знаний учащихся за счет четкого планирования работы, повышения мотивации при изучении содержания предмета, т.к. получаемые навыки сразу применяются в конкретной работе изначально самостоятельно выбранной ребенком. Учащиеся формируют умение работать с информацией, учатся исследовать, выдвигать свои идеи, анализировать информацию, делать обобщения, выводы, осваивают различные формы отчета о проделанной работе. Работа над проектом - это самостоятельная деятельность учащихся под руководством педагога - осуществляется индивидуально, в паре или в группе.

Использование проектной исследовательской работы требует от учителя умения планировать проектную работу не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. Необходимо продумать сроки, формы, методы и критерии контроля. Единственный минус этой технологии - это долгосрочность, т.е. необходимо время для деятельности учащихся.

В методической литературе обычно отмечают, что проект - это 5 «П»: проблема - проектирование - поиск информации - продукт - презентация.

Если разложить по этапам деятельность, то она будет представлять следующую схему.

Я покажу на примере проекта, который мы создавали с учащимися 9 класса, последовательность этапов.

1 этап - подготовительный. Необходимо было определиться с темой, целями проекта. Темой проекта стало исследование слова «История одного слова». Целью работы было создание портрета слова, сбор информации об употреблении слова в русском языке, фольклоре, литературе, искусстве, используя словари, энциклопедии, научно-популярную литературу, ресурсы Интернета и др. источники. Сразу оговорюсь, что я не преследовала какую-то глубокую научную или жизненно - актуальную цель. Моей задачей было обратить внимание ребят на различные источники информации, их значимость и главное, чтобы они сами увидели, как из маленького слова можно создать огромный проект. Итак, мы стали определять слова. Главное условие, чтобы это было исконно русское слово. Оказалось, что это тоже трудное дело. Дети предлагали самые разнообразные слова: осень, космос, вселенная, волна, семья и др. В конце концов, мы остановились на следующих словах: глаз, кошка, печь, бык, вселенная.

II этап - планирование. Предложила разделиться на группы по интересам, но сама немного направляла их, зная способности ребят. Определилось сначала 5 групп. Затем разделили работу на этапы - страницы. Это этнографическая страница (её задачи - изучив литературу, описать значение данного предмета в русской культуре); лексикографическая страница (надо было сопоставить толкование слова в различных толковых словарях русского языка); этимологическая страница (собрать сведения о происхождении слова, обратившись к этимологическим словарям и справочникам); словообразовательная страница (образовать новые слова от искомого, проверив по словообразовательному словарю); фразеологическая страница ( найти данное слово во фразеологических словарях, пословицах и поговорках): искусствоведческая страница (рассказать о литературных произведениях, произведениях живописи, музыки, в которых важную роль играет образ рассматриваемого предмета). Потом определили ответственных за каждую страницу и главного ответственного за работу всей группы. У каждого ученика был лист планирования, где они расписали свои обязанности.

III этап - реализация проекта - заключался в сборе, обрабатывании информации и создании презентации. Конечно, было много трудностей. Были трения в группах. Кто-то долго отсутствовал, кому-то стало не нравиться выбранное слово. Я поняла, что основная масса учащихся не умеет работать самостоятельно. На ходу пришлось перераспределять группы, кого-то поругать, кого-то поощрить, давать консультации. В каждой группе наметились определённые тягачи, но задание было у каждого, и поэтому работать пришлось всем. Ребята получили опыт работы в коллективе. А я достигла своей главной задачи: научить детей работать с разнообразными источниками, уметь отбирать главное.

IVэтап - презентация проекта. Дети должны были представить свой проект на суд других. Чтобы никому не было обидно, я предложила каждому выступить, показать результаты своей работы. Сейчас вашему вниманию я представлю некоторые из работ.

Мультимедийных презентаций, как результат исследовательской групповой работы, у меня немного. Есть ещё работы, созданные ранее, по творчеству Лермонтова и по биографии Твардовского. Но есть ещё в опыте работы сообщения, над которыми работали учащиеся. Это работы по русскому языку: «Фразеологизмы в нашей жизни», «Русский язык в современном мире». Эти работы индивидуальные. Работали над ними учащиеся 10 класса (сейчас уже ставшие нашими выпускницами). Темы выбирались самими учениками из предложенных мною. Вместе разрабатывали план, консультировала ребят по поводу отобранного материала. Сообщения заслушали на итоговых уроках русского языка. В будущем году хотела бы продолжить данную работу, но взять уже проблемные вопросы по литературе. Н-р, «Что общего и различного в изображении Петербурга Пушкина и Достоевского?» или «Любовные адресаты Пушкина». Конечно же, серьёзные исследовательские работы по возрасту подходят только старшеклассникам, а именно 10-11 кл., когда уже они подходят осмысленно к проблеме исследования, и где есть опыт в работе. Но по новым стандартам проектная деятельность уже вводится с начальных классов. Приведу пример, в 5 классе как итоговая у каждого ученика должны быть 1 учебно-исследовательская по 3 предметам на выбор и 3 проектные работы.

Презентовать результат работы можно разными способами. Это может быть и устное сообщение на уроке, публичная защита проекта (что мы и сделали), демонстрация видеофильма, театрализованное представление и т.д.

И в заключение ещё раз хочу обратить ваше внимание на актуальность обучения учащихся проектной исследовательской работы. Мы должны выпустить из школы человека, умеющего организовать свою жизнь как проект: определить перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и осуществить его. Только тогда он станет успешным.



5


© 2010-2022