- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку для 10 класса
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Рязанова Л.В. |
Дата | 22.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Администрация Тюменцевского района Алтайского края
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Вылковская средняя общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края
Утверждено на заседании педагогического совета
Протокол № 1 от __________.2015 г.
Утверждена приказом директора
№ 63/4 от 01.09. 2015 г
Директор_________________ Коломеец Л.В.
Рабочая программа
по русскому языку
для 10 класса на 2015-2016 учебный год
Составитель Рязанова Л.В., учитель русского языка и литературы .
Вылково 2015 год
Раздел I Пояснительная записка
Настоящая программа по русскому языку для 10-11 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и модифицированной «Программы для средней (полной) школы (базовый уровень). Русский язык. 10-11 классы: к учебнику Грекова В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.А.» /Н.А. Николина. - М.: Просвещение, 2011.
Русский язык - это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Целями изучения русского (родного) языка на базовом уровне в средней (полной) школе являются:
Осмысление русского (родного) языка как национально - культурного достояния русского народа, как средства основного общения; понимание ценности и значимости совершенного владения родным языком для овладения будущей профессией, самообразования и социализации в обществе.
Расширение знаний об устройстве языковой системы; закрепление орфографических и пунктуационных навыков учащихся на базе повторения лексики, словообразования и грамматики, осознания принципов русской орфографии и пунктуации и систематизации их правил ; углубление представлений старшеклассников о стилях современного русского литературного языка, о стилистических возможностях языковых средств разных уровней;
Овладение основными орфоэпическими, лексическими, словообразовательными и грамматическими нормами литературного языка и развитие способности применять приобретенные знание, умения и навыки на практике (в учебной деятельности, в общении в разных коммуникативных ситуациях ) ;
Овладение универсальными учебными действиями (информационная переработка теста, извлечение необходимой информации из словарей разных типов и справочников, преобразование полученной информации, редактирование текста и др.).
Место предмета в учебном плане
Программа по русскому языку для 10-11 классов рассчитана на 122 часа (55 часов в 10 классе, 67 часов в 11 классе). Часть тем предложены на самостоятельное изучение учащимися, а так как на изучение русского языка в 10 классе выделен дополнительно 1 час из школьного компонента (в итоге 2 часа в неделю), темы для самостоятельного изучения включены в поурочное планирование.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
• связь языка и истории, культуры русского и других народов;
• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
• орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
• анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
• проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение:
■ использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-рефе-ративное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо:
• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения.
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
• использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
• развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдений за собственной речью;
• совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
• самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Раздел II.
Тематическое планирование
№п/п
Раздел. Тема
Количество часов
Контрольные работы (тесты), сочинения
Примечание
1
Общие сведения о языке
5
1
2
Лексика и фразеология
17
1
3
Орфоэпия
2
1
4
Морфемика, словообразование. Орфография
23
1
5
Морфология и орфография
23
1
Итого
70
Раздел III.
Поурочное планирование
№ п/п
Тема урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Вид контроля, измерители
Общие сведения о языке
1.
Русский язык в современном мире
Русский язык среди мировых языков. Богатство русского языка
Знать: функции русского языка в современном мире.
Уметь: выделять микротемы текста
Объяснительный диктант
2.
Стили и типы речи
Типы речи. Культура работы с текстами разных типов, стилей
Знать: отличительные признаки стилей речи. Уметь: создавать тексты разных типов и стилей речи
Лингвистический, орфографический анализ текста
3.
Стили и типы речи
Типы речи. Культура работы с текстами разных типов, стилей
Знать: отличительные признаки стилей речи. Уметь: создавать тексты разных типов и стилей речи
Лингвистический, орфографический анализ текста
4.
Понятие о норме литературного языка. Типы норм
Понятие о языковой норме
Знать: основные нормы русского языка и их отличительные признаки
Тестовые задания
5.
Этико-речевые нормы. Проверочная работа
Этико-речевые нормы
Знать: основные признаки нормы и типы норм литературного языка
Проверочная работа
Лексика и фразеология
6.
Лексическое значение слова. Точность словоупотребления
Слово и его лексическое значение.
Знать: основные понятия лексики, фразеологии.
Уметь: редактировать текст
Тестовые задания ЕГЭ
7.
Многозначные слова и их употребление
Многозначность и многозначные слова
Знать: роль многозначности в тексте
Уметь: разграничивать прямое и переносное значение слова
Конструирование предложений
8.
Тропы как выразительные средства языка
Тропы
Знать: основные виды тропов.
Уметь: находить тропы в тексте
Тестовые задания ЕГЭ
9.
Тропы как выразительные средства языка
Тропы
Знать: основные виды тропов.
Уметь: находить тропы в тексте
Тестирование
10.
Омонимы и их употребление
Омонимы
Знать: понятие омонимов.
Уметь: разграничивать многозначные слова и омонимы
Текущий
11.
Употребление синонимов и антонимов
Антонимы, синонимы
Знать: понятие синонимов и антонимов.
Уметь: употреблять синонимические средства языка в речи
Текущий
12.
Употребление синонимов и антонимов
Антонимы, синонимы
Знать: понятие синонимов и антонимов.
Уметь: употреблять синонимические средства языка в речи
Текущий
13.
Употребление стилистически ограниченной лексики
Стилистически ограниченная лексика
Знать: понятие разговорных, просторечных, диалектных, жаргонных слов.
Уметь: находить в тексте слова стилистически ограниченной лексики, определять их роль
Тестовые задания ЕГЭ
14.
Заимствованные слова и их употребление
Заимствованные слова
Знать: признаки заимствованных слов.
Уметь: правильно употреблять в речи заимствованные слова
Текущий
15.
Употребление устаревших слов и неологизмов
Историзмы, архаизмы, неологизмы
Знать: понятие историзмов, архаизмов, неологизмов.
Уметь: разграничивать архаизмы и историзмы, определять их роль в тексте
Текущий
16.
Употребление устаревших слов и неологизмов
Историзмы, архаизмы, неологизмы
Знать: понятие историзмов, архаизмов, неологизмов.
Уметь: разграничивать архаизмы и историзмы, определять их роль в тексте
Текущий
17.
Употребление фразеологизмов
Фразеологизмы
Знать: понятие фразеологизмов.
Уметь: различать фразеологизмы и свободные словосочетания, уместно использовать фразеологизмы в речи
Текущий
18.
Употребление фразеологизмов
Фразеологизмы
Знать: понятие фразеологизмов.
Уметь: различать фразеологизмы и свободные словосочетания, уместно использовать фразеологизмы в речи
Текущий
19.
Фигуры речи как выразительные средства
Фигуры речи
Знать: типы фигур речи.
Уметь: определять тип фигур
Текущий
20.
Фигуры речи как выразительные средства
Фигуры речи
Знать: типы фигур речи.
Уметь: определять тип фигур
Текущий
21.
Словари русского языка. Сочинение-миниатюра о роли словарей в жизни общества
Словари русского языка
Знать: разновидности словарей.
Уметь: пользоваться лингвистическими словарями
Сочинение
22.
Словари русского языка. Проверочная работа по теме «Лексика»
Словари русского языка
Знать: основные понятия лексики, фразеологии.
Уметь: редактировать текст
Проверочная работа
Орфоэпия
23.
Орфоэпические нормы русского языка
Ударение. Допустимые варианты произношения и ударения
Знать: основные понятия орфоэпии; нормы современного литературного произношения.
Уметь: пользоваться орфоэпическим словарем
Словарный диктант
24.
Орфоэпические нормы русского языка
Ударение. Допустимые варианты произношения и ударения
Знать: основные понятия орфоэпии; нормы современного литературного произношения.
Уметь: пользоваться орфоэпическим словарем
Текущий
Морфемика, словообразование. Орфография
25.
Принципы русской орфографии
Принципы русской орфографии
Знать: принципы русского языка, на каком принципе основано написание.
Уметь: определять принцип
Текущий
26.
Принципы русской орфографии
Принципы русской орфографии
Знать: принципы русского языка, на каком принципе основано написание.
Уметь: определять принцип
Текущий
27.
Употребление прописных букв
Употребление прописных букв
Знать: условия употребления прописных букв.
Уметь: правильно употреблять прописную букву
Текущий
28.
Употребление Ь для обозначения на письме мягкости согласных
Ь как показатель мягкости согласных на письме
Уметь: правильно употреблять на письме Ь как показатель мягкости согласных
Текущий
29.
Употребление Ь для обозначения грамматических форм
Ь как показатель грамматических форм
Уметь: правильно употреблять на письме Ь в грамматических формах
Текущий
30.
Состав слова. Употребление однокоренных слов
Состав слова. Морфемный разбор слов
Уметь: выполнять морфемный разбор слова
Текущий
31.
Состав слова. Употребление однокоренных слов
Состав слова. Морфемный разбор слов
Уметь: выполнять морфемный разбор слова
Текущий
32.
Основные способы словообразования
Способы словообразования
Знать: способы образования слов.
Уметь: анализировать словообразовательную структуру слова, составлять словообразовательную цепочку, использовать словообразовательный словарь
Текущий
33.
Основные способы словообразования
Способы словообразования
Знать: способы образования слов.
Уметь: анализировать словообразовательную структуру слова, составлять словообразовательную цепочку, использовать словообразовательный словарь
Текущий
34.
Правописание гласных в корне
Морфемы. Чередование корней.
Знать: алгоритм проверки орфограммы, условия выбора гласных в корне
Уметь: применять знания по морфемике в практике правописания
Тестовые задания ЕГЭ
35.
Правописание гласных после шипящих и Ц
Правописание гласных после шипящих и Ц
Знать: алгоритм проверки орфограммы, условия выбора гласных после шипящих и Ц.
Уметь: применять знания по морфемике в практике правописания
Тестовые задания ЕГЭ
36.
Правописание согласных в корне слова
Правописание согласных в корне слова
Знать: алгоритм проверки орфограммы, условия выбора согласных в корне
Уметь: применять знания по морфемике в практике правописания
Текущий
37.
Двойные согласные
Двойные согласные
Уметь: пользоваться орфографическим словарем и словарем иностранных слов
Словарный диктант
38.
Международные словообразователь-ные элементы
Международные словообразовательные элементы
Знать: наиболее распространенные словообразовательные элементы.
Уметь: правильно их писать
Текущий
39.
Правописание приставок
Неизменяемые приставки, раз-(рас-), роз-(рос-)
Знать: правила правописания.
Уметь: применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания приставок
Текущий
40.
Правописание приставок
Приставки пре- и при-
Знать: правила правописания.
Уметь: применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания приставок
Текущий
41.
Правописание приставок
Приставки на з и с
Знать: правила правописания.
Уметь: применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания приставок
Текущий
42.
Правописание приставок
Правописание приставок
Знать: правила правописания.
Уметь: применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания приставок
Словарный диктант
43.
Употребление разделительных Ъ и Ь
Употребление разделительных Ъ и Ь
Знать: условия выбора Ь и Ъ.
Уметь: применять знания по фонетике и морфемике в практике написания Ъ и Ь
Текущий
44.
Буквы Е и О после шипящих и Ц
Буквы Е и О после шипящих и Ц
Знать: условия выбора Е и О после шипящих и Ц.
Уметь: применять знания по фонетике, морфологии и морфемике в практике написания Е и О после шипящих и Ц
Выборочный диктант
45.
Общие правила правописания сложных слов
Слитные, раздельные и дефисные написания
Знать: правила правописания сложных слов.
Уметь: правильно их писать
Текущий
46.
Общие правила правописания сложных слов. Правила переноса слов
Общие правила правописания сложных слов. Правила переноса слов
Знать: правила правописания сложных слов и правила переноса слов.
Уметь: правильно их писать
Текущий
47.
Контрольная работа по теме «Морфемика, словообразование. Орфография»
Основные виды разбора
Диктант с грамматическим заданием
Морфология и орфография
48.
Самостоятельные части речи
Самостоятельные части речи
Знать: самостоятельные части речи
Текущий
49.
Имя существительное. Род и число существительных
Имя существительное. Род и число существительных
Знать: признаки существительного.
Уметь: определять род и число существительных, правильно употреблять несклоняемые существительные
Текущий
50.
Правописание падежных окончаний существительных в формах единственного числа
Правописание падежных окончаний существительных в формах единственного числа
Знать: правило правописания падежных окончаний.
Уметь: применять знания на практике
Словарный диктант
51.
Образование форм множественного числа у существительных мужского рода
Образование форм множественного числа у существительных мужского рода
Знать: нормы образования форм множественного числа у существительных мужского рода.
Уметь: применять знания на практике
Текущий
52.
Правописание существительных в родительном падеже множественного числа
Правописание существительных в родительном падеже множественного числа
Знать: нормы правописания существительных в родительном падеже.
Уметь: применять знания на практике
Текущий
53.
Правописание фамилий и названий населенных пунктов в творительном падеже
Правописание фамилий и названий населенных пунктов в творительном падеже
Знать: правописание фамилий и названий населенных пунктов в творительном падеже.
Уметь: разграничивать написание фамилий и названий населенных пунктов в творительном падеже
Текущий
54.
Правописание суффиксов существительных
Правописание суффиксов существительных
Знать: правила правописания суффиксов существительных.
Уметь: применять знания по морфемике и словообразованию в практике написания суффиксов существительных
Текущий
55.
Правописание суффиксов существительных
Правописание суффиксов существительных
Знать: правила правописания суффиксов существительных.
Уметь: применять знания по морфемике и словообразованию в практике написания суффиксов существительных
Текущий
56.
Правописание сложных имен существительных
Правописание сложных имен существительных
Знать: правила правописания сложных существительных.
Уметь: применять знания по словообразованию в практике написания сложных существительных
Текущий
57.
Правописание сложных имен существительных
Правописание сложных имен существительных
Знать: правила правописания сложных существительных.
Уметь: применять знания по словообразованию в практике написания сложных существительных
Словарный диктант
58.
Имя прилагательное. Употребление форм прилагательных
Имя прилагательное. Употребление форм прилагательных
Знать: признаки прилагательного, разряды прилагательного.
Уметь: правильно употреблять краткие формы прилагательного
Текущий
59.
Правописание окончаний прилагательных
Правописание окончаний прилагательных
Знать: правила правописания падежных окончаний прилагательных.
Уметь: применять знания на практике
Текущий
60.
Правописание суффиксов прилагательных
Правописание суффиксов прилагательных
Знать: правила правописания суффиксов прилагательных
Уметь: применять знания по морфемике и словообразованию в практике написания суффиксов прилагательных
Текущий
61.
Правописание суффиксов прилагательных
Правописание суффиксов прилагательных
Знать: правила правописания суффиксов прилагательных
Уметь: применять знания по морфемике и словообразованию в практике написания суффиксов прилагательных
Тестовые задания ЕГЭ
62.
Правописание сложных имен прилагательных
Правописание сложных имен прилагательных
Знать: правила правописания сложных прилагательных.
Уметь: применять знания по словообразованию в практике написания сложных прилагательных
Текущий
63.
Правописание сложных имен прилагательных
Правописание сложных имен прилагательных
Знать: правила правописания сложных прилагательных.
Уметь: применять знания по словообразованию в практике написания сложных прилагательных
Тестовые задания ЕГЭ
64
Имя числительное.
Признаки числительного, разряды
Знать: признаки, разряды числительного.
Уметь: определять разряд числительного
Текущий
65.
Правописание и употребление числительных
Правописание и употребление числительных
Знать: признаки числительного.
Уметь: правильно употреблять числительные в речи
Текущий
66.
Местоимение. Особенности употребления местоимений
Местоимение. Особенности употребления местоимений
Знать: разряды местоимений.
Уметь: правильно употреблять местоимения в речи
Текущий
67.
Правописание неопределенных и отрицательных местоимений
Правописание неопределенных и отрицательных местоимений
Знать: правила правописания неопределенных и отрицательных местоимений.
Уметь: применять правила в практике правописаний местоимений
Словарный диктант
68.
Подготовка доклада на грамматическую тему
Уметь: составлять доклад на грамматическую тему
Доклад
69.
Контрольная работа
Итоговый
70.
Повторение
Учебно-методический комплекс
Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект, включающий следующие учебно-методические пособия:
1. Греков, В. Ф. Русский язык. 10-11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / В. ков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. - М.: Просвещение, 2013.
2. Раман, Т. В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку : 10 кл, : к пособию для занятий по русскому языку в старших классах В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова,Л. А. Чешко / Т. В. Раман. -М.: Экзамен XXI, 2004. - (Серия «Учебно-методический комплект»),
3. Русский язык. 10-11 классы : развернутое тематическое планирование по учебнику В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко / авт.-сост. Г. В. Цветкова. - Волгоград: Учитель, 2011.
Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:
1. Войлова, К. А. Русский язык. Культура речи: тематическая тетрадь / К. А. Войлова. - М.: Дрофа, 2008.
2. Гостева, Ю. Н. ЕГЭ. Русский язык. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ / Ю. Н. Гостева, В. В. Львов. - М.: Экзамен, 2010.
3. Дунаев, А. И. Культура речи: тестовые задания для абитуриентов и школьников / А. И. Дунаев, В. А. Ефремов, В. Д. Черняк. - СПб.: САГА: Азбука-классика, 2008.
4. ЕГЭ 2010. Русский язык: сборник экзаменационных материалов / авт.-сост. И. П. Цыбулько [и др.].- М.: Эксмо, 2010.
5. Единый государственный экзамен. 2010. Русский язык. Универсальные материалы для под готовки учащихся / сост. В. И. Капинос, Л. И. Пучкова, И, П. Цыбулько. - М.: Интеллект-Центр, 2011.
6.Михайлова С.Ю., Михайлова Н.Е. Русский язык. Тетрадь-тренажер 10 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / - М.: Просвещение, 2011
7.Мазнева, О. А. Практикум по стилистике русского языка. Тесты и задания: пособие для старшеклассников / О. А. Мазнева, И. М. Михайлова. - М.: Дрофа, 2008.
8.Малюшкин, А. Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 классы / А. Б. Малгошкин. - М.: ТЦ «Сфера», 2009.
9..Русский язык в школе: журн. - 2007. - № 5.
Словари:
1. Баранов, М. Т. Школьный словарь образования слов русского языка / М. Т. Баранов. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2003.
2. Жуков, В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка / В. П. Жуков, А. В. Жуков. - М.: Просвещение, 2008.
3. Кодухов, В. И. Рассказы о синонимах / В. И. Кодухов. - М.: Просвещение, 1984.
4. Лапатухин, М. С. Школьный толковый словарь русского языка / М. С. Лапатухин, Е. В. Скорлуповская, Г. П. Снетова. -2-е изд., перераб. -М. : Просвещение, 1999.
5. Лекант, П. А. Школьный орфографический словарь русского языка / П. А. Лекант, В. В. Леденева. - М.: Просвещение, 2006.
5. Львов, М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка : пособие для учащихся / М. Р. Львов. - М.: Просвещение, 1981.
6. Рогожникова, Р. П. Школьный словарь устаревших слов русского языка : по произведениям русских писателей XVIII -XX вв. /Р. П. Рогожникова, Т. С. Карская.-М.: Просвещение, 1996.
7. Семенюк, А. А. Школьный толковый словарь русского языка / А. А. Семенюк, М. А. Ма тюшина. - М.: Просвещение, 2006.
8. Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка / А. Н. Тихонов. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1991.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
1. Русский язык. 10-11 классы. Тематические тесты. Редактор тестов / сост. Н. М. Божко [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2011. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - (Сетевой тестовый контроль).
Лист внесения изменений.
Дата
Содержание изменения или дополнения
Реквизиты документа
Подпись лица, внёсшего изменения
Лист внесения изменений и дополнений
Дата
Содержание изменений
Причина
Примечание