«Крылья, чтобы летать, а нам уже некуда» (по роману Е. Замятина «Мы»)

Конспект урока литературы (из расчета двух спаренных часов) по изучению романа Е.И. Замятина «Мы». Даются основные сведения о романе, обсуждаются проблемы жанра, композиции, сюжета, определяются тема, проблема, основная мысль. Приводится анализ произведения с точки зрения средств выразительности и индивидуально-авторских приемов.  На уроке закрепляются навыки вдумчивого, выразительного чтения. Материал расчитан на учащихся 10-х классов. Изучаются новые литературоведческие понятия (например, жанр...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роман Замятина «Мы».

«Крылья - чтобы летать, а нам уже некуда» (2 ч).

Цели:

Образовательные - дать основные сведения по роману (обсудить особенности жанра, композиции, сюжета, определить тему, проблему, основную мысль), проанализировать роман с точки зрения средств выразительности и индивидуально-авторских приемов.

Воспитательные - на материале романа воспитать такие качества личности как ответственность, великодушие, чувство художественного вкуса, показать ценность свободы выбора; связать роман с историей родной страны и других стран мира.

Развивающие - развить навыки анализа произведения, выразительного чтения.

Методы и приемы: беседа, лекция учителя, анализ, выразительное чтение учителя и учеников, индивидуальная работа по карточкам и на доске, работа с текстом произведения.

Материалы: карточки для индивидуальной работы, текст романа

Оформление доски:

Тема: Роман Е. Замятина «Мы». «Крылья - чтобы летать, а нам уже некуда»

Весна. Из-за Зеленой Стены, с диких невидимых равнин, ветер несет желтую медовую пыль каких-то цветов. От этой сладкой пыли сохнут губы - ежеминутно проводишь по ним языком - и, должно быть, сладкие губы у всех встречных женщин (и мужчин тоже, конечно). Это несколько мешает логически мыслить.

Но зато небо! Синее, не испорченное ни единым облаком (до чего были дики вкусы у древних, если их поэтов могли вдохновлять эти нелепые, безалаберные, глупотолкущиеся кучи пара). Я люблю -- уверен, не ошибусь, если скажу: мы любим только такое вот, стерильное, безукоризненное небо.

(Е. Замятин)


«Крылья, чтобы летать, а нам уже некуда» (по роману Е. Замятина «Мы»)1 этап Проверка д/з, закрепление пройденного на прошлом уроке

10 мин

(беседа)




?

Вопрос к классу

Предполагаемые ответы





Работа по карточкам (см. приложение) - 6 человек (4 мин).

Работа с доской - 1 человек (7 мин). На доске отрывок из текста. Нужно обозначить смысловой центр и найти средства выразительности.

См. пред.урок. Сравните героинь романа Замятина и рассказов Шолохова

Перед детьми цитаты с описанием героинь романа «Мы» и рассказов Шолохова. Выразительное чтение учениками цитат, выделение главного смысла отрывка, определение его значения для всего романа. Изучаем средства выразительности.

Сводим все в таблицу:

О-90

И-330

Шолохов

Впечатление

Тонкая, нежная, волнующая

Резкая, будоражащая, волнующая

Русская, казачка, молодая женщина, волнующая

Языковые средства

Милая, кругло обточенная, розовая, круглые, сине-хрустальные глаза, смешная

Тонкая, резкая, упрямо-гибкая, как хлыст, улыбка-укус, белые плечи и грудь

Неуклюжая, разлапистая, чернявые глаза, смущена, диковата; статная, грудастая, словно весенний ветер; смеющиеся глаза и щеки.

Расскажите, какой предстает перед нами в романе О-90 (на основе материала прошлого урока, лекции учителя и самостоятельной работы дома)

Ее внешний портрет «повторяет» ее имя:

  • При существующей в Едином Государстве «науке детоводства» О-90 не может стать матерью, иметь ребенка - она ниже Материнской Нормы на десять сантиметров. Но отлучение от материнского долга О-90 осознает как трагедию.

  • Символичен и здесь выбор «имен». Имя О-90 выбрано прежде всего по принципу графическому: носительница этого имени-нумера спокойна, округла, действует на героя успокаивающе. Ее постоянный отличительный цвет - розовый. «О-90 - носительница постоянного замятинского розового цвета женственности, материнства и детскости. Символично уже ее имя. Буква "О" - древнейшая в мире буква. Она более 2000 лет не изменяет своей формы и как нельзя подходяще выбрана Замятиным для знакового обозначения Вечной Женственности»

  • Особую гармонию ее образ приобретает во время ожидания ею ребенка, о чем она так долго просила Д-503

  • В портрете О-90 также фиксируются руки, вернее, «детская складочка на руке», которая напоминает «складочку на руке» ребенка. Эта деталь свидетельствует о наивности, непосредственности, естественности этого персонажа. Упоминаются и глаза О-90: «круглые синие глаза», «синие окна внутрь», глаза ясные и доверчивые.

  • Со смертью главных героев романа жить остается О-90, в которой зародилась новая жизнь. О-90 уходит за Зеленую Стену, в мир естественной природы, ее будущее полно неясностей, поскольку гарантированного безоблачного счастья этот мир не сулит, но на нее и ее ребенка - будущее человечество - возлагает надежды автор и мы, читатели.

?

Вопрос к классу

Предполагаемые ответы






Сделайте выводы

Какой представляется И-330?: Совсем другая и по внешнему облику, и по характеру.

  • Латинское I (не русское «и») в зрительном плане представляет эту элегантность, угловатость, стойкость (стойкий, сильный характер), резкость I-330, что усиливается и такой деталью, как «острые белые зубы». В то же время при произнесении гласный звук [i] звучит по-женски мягко и нежно, как бы нейтрализуя графическую резкость буквы I (к цифровой символике в «имени» обратимся позднее).

  • В терминологии Е. Замятина героиня - еретичка, бунтарка, революционерка. Она находится среди заговорщиков, цель которых - захватить строящийся космический корабль «Интеграл». Под ее влиянием и Д-503 перестает быть добросовестным винтиком государственной машины.

  • Вызов Единому Государству - установленному порядку, стандарту, унифицированному миру. Ее фантазии в одежде воспринимаются как своеволие, как вызов, свидетельствуют об осознании личностного начала. Героиня будоражит воображение Д-503, пробуждает в нем способность любить, думать, сомневаться. Переодевания I-330 играют важную роль в романе

  • Имя и нумер I-330, возможно, указывает на возраст Христа в момент его жертвенного подвига, умноженный на 10. В этом факте, видимо, содержится указание на удесятеренные страдания, которые приходится перенести ей - женщине, также приносящей себя в жертву в искупление грехов других нумеров Единого Государства (х как крест).

  • вывод: «По Замятину, еретический дух - это божественный дух. Он знает, видит и говорит сегодня о том, что будет завтра. I-330 - больше, чем революционерка. Она - Мессия, Мировая душа, призванная спасти земной мир и духовно обновить человечество. Ее образ близок к образу Иисуса Христа. Имя I означает "Иисус", цифра "33" - указывает на возраст Христа, "перечеркнутое крестом лицо" - символизирует обреченность и готовность нести свой крест всю жизнь».

Выводы о том, какими представляются героини, какую роль играет каждая в романе, чем похожи и отличны. Сравните с описанием героинь современника Замятина М. Шолохова и сделайте вывод об индивидуально-авторских особенностях писателей.

2 этап. Освоение нового материала.

ПЛАН АНАЛИЗА:

  1. Жанр. 5 мин

  2. Особенности сюжета и композиции. 10 мин

  3. Образ главного героя. 10 мин

  4. Проблематика. Идея. 10 мин

  5. Мир Единого Государства. Счастье. 10 мин

  6. Деталь в романе. 10 мин

  7. Христианская и числовая символика. 10 мин

1. Жанр.

Вопрос к классу

Ответы уч-ков



Литературовед. справка учителя




В чем, по-вашему, отличие антиутопии от утопии? Приведите примеры произведений.

На прошлом уроке начали говорить о жанре.

- К какому жанру принадлежит роман?

- Что такое утопия и антиутопия?

Антиутопия - жанр, который еще называют негативной утопией. Это изображение такого возможного будущего, которое страшит писателя, заставляет его тревожиться за судьбу человечества, за душу отдельного человека.

Роман написан в жанре фантастики - антиутопии. Причем наряду с условностью, фантастичностью роману свойствен также психологизм, что драматизирует собственно социально-общественную, идеологическую проблематику. Скорее можно согласиться с теми, кто признает за автором умение не только демонстрировать смысл идей и показывать их столкновение, но и умение увлечь читателя человеческими характерами, психологией героев, то есть с теми, кто расценивает замятинский роман не только как роман идей (что в общем-то является свойством жанра, к которому обратился писатель), но и роман людей. За фантастическим сюжетом и антуражем автор видит и показывает человека, его дыхание, пульс, пульсирование мысли.

О сложности романа, его многогранности, о том, что его содержание не исчерпывается одной антиутопической идеей, свидетельствуют трудности, которые мы испытываем при определении жанра этого произведения. Л.В. Полякова в связи с этим справедливо пишет: «По своим, замятинским законам творчества написан и роман "Мы", не то действительно "роман" с его тягой к изображению объемности и многогранности событий в центре с любовной интригой, не то повесть как повествование, даже летопись отдаленной от нас эпохи, не то "записи", как определяет их Д-503, давая им заглавие "Мы". Сам автор чаще всего называл произведение романом, "самой моей шуточной и самой серьезной вещью", "романом фантастическим", "сатирическим романом", "сатирой", "утопией". Произведение явно не укладывается ни в какие известные жанровые каноны».

Справка:

Впервые слово «антиутопист» как противоположность «утописта» употребил английский философ и экономист Джон Стюарт Милль в 1868 году. Сам же термин «антиутопия» как название литературного жанра ввели Гленн Негли и Макс Патрик в составленной ими антологии утопий «В поисках утопии».

В середине 1960-х термин «антиутопия» появляется в советской, а позднее - и в англоязычной критике. Антиутопия - это лишь отрицание принципа утопии, представляющее больше степеней свободы.

Отличия антиутопии от утопии.

Антиутопия является логическим развитием утопии и формально также может быть отнесена к этому направлению. Однако если классическая утопия концентрируется на демонстрации позитивных черт описанного в произведении общественного устройства, то антиутопия стремится выявить его негативные черты. Таким образом, отличие утопии от антиутопии лишь в точке зрения автора. Важной особенностью утопии является её статичность, в то время как для антиутопии характерны попытки рассмотреть возможности развития описанных социальных устройств (как правило - в сторону нарастания негативных тенденций, что нередко приводит к кризису и обвалу). Таким образом, антиутопия работает обычно с более сложными социальными моделями.

2. Сюжет и композиция


Ролевая игра



Определяем тему (беседа)






Говорим об особенностях композиции. Вспоминаем текст (с пояснением учителя)

Уже на первых страницах романа Евгений Замятин создает модель идеального, с точки зрения утопистов, государства, где найдена долгожданная гармония общественного и личного. Главный герой Д-503, математик, строитель Интеграла, в дневниковых записях ведет диалог со своими предками. Он недоумевает перед невежеством далеких предков и восторгается правильной жизнью Единого Государства, где «дикое состояние свободы» заменено «математически безошибочным счастьем».

Давайте поиграем!

Я - Д-503; 1-й ряд - древние предки, 2-й ряд - «нумера» (I-330, О-90), «счастливейшее среднее арифметическое».

- В чем же ваше счастье, граждане Единого государства (древние предки)? В какие моменты жизни вы ощущаете себя наиболее счастливыми?

- Один из мудрецов сказал: «Любовь и голод правят миром». Согласны? Голод вы покорили нефтяной пищей, а любовь?

- Искусство прежде всего предполагает свободу творчества? Неужели в Едином Государстве нет творческих людей или нет инакомыслящих?

- «Единственное средство избавить человека от преступлений? избавить его от свободы». Как можно избавить человека от свободы?

Мы вжились в роли, посмотрели, о чем думают жители Единого Государства. Это нам поможет определить тему. Что такое тема?

То, о чем говорится в произведении. Причем не просто переложение реальной действительности, а изображение сквозь призму собственного восприятия.

О чем роман?

- это роман о великом техническом прогрессе, достигнутом на Земле,

- это роман о счастье, каким его представляют люди в 28-м веке,

- это роман о бездуховном обществе,

- это роман о любви и предательстве,

- это роман о тоталитаризме,

- это роман о свободе и несвободе человека, о его праве на выбор.

Таким образом, тема - драматическая судьба личности в условиях тоталитарного общественного устройства. Замятин, по специальности инженер-кораблестроитель, лучше других знал, как создается механизм, где винтики нужны для формирования единого целого. Но люди - это не просто винтики в сложной государственной машине, а живые существа, у которых своя, одна-единственная жизнь. Когда человека превращают в винтик, он теряет свою яркую, неповторимую индивидуальность и деградирует как личность. История показала, что превращение людей 8 совокупность винтиков ведет к преступлению перед человечеством. В романе "Мы" в фантастическом облике предстает перед нами возможный вариант будущего общества, в котором "сильные мира сего" мечтают о людях-роботах. Перед читателем разворачивается "математически совершенная жизнь" Единого Государства. Это мир без любви, без души, без поэзии. Человеку-"нумеру", лишенному имени, было внушено, что "наша несвобода" есть "наше счастье", а "счастье" это заключается в отказе от своего "я" и растворении в безличном "мы".

КОМПОЗИЦИЯ. Роман написан в форме дневниковых записей-конспектов (их число - 40). Д-503 движим целью прославить достижения идеально устроенного общества. Роман написан от первого лица единственного числа - «Я» Д-503, но его «Я» полностью растворено в общем «Мы», и вначале «душевный» мир главного героя романа - это «типовой» мир жителя ЕГ. Повествование от первого лица единственного числа (для которого характерна рефлексия, самонаблюдение, анализ собственных переживаний), в принципе, интимизирует повествование, позволяет полнее раскрыть образ изнутри. Но такой характер повествования обедняет другие образы, которые существуют только в восприятии, в оценках повествователя, и иная точка зрения не предусмотрена.

Финал возвращает нас к началу (кольцевая композиция), завершается картинами противостояния Единого Государства и дикого мира за Зеленой Стеной. Главный герой романа верит: «Мы победим!», которое, однако, звучит скорее как заклинание, желание победы. Но многое изменилось - мы знаем о существовании за Зеленой Стеной многоцветного полнокровного мира, куда ушла героиня романа - О-90, ожидающая ребенка. А значит, будущее не так однозначно, каким оно представляется в на чале романа.

Роман вызвал при своем появлении споры, которые не утихают и по сей день. Суть этого спора выражена в словах К. Федина о писательской манере Е. Замятина: «Он обладал такими совершенствами художника, которые возводили его высоко. Но инженерия его вещей просвечивалась сквозь замысел, как ребра человека на рентгеновском экране. Он оставался гроссмейстером литературы. Чтобы стать на высшую писательскую ступень, ему недоставало, может быть, только простоты»11. Замятинский роман - роман-эксперимент - непривычен, до сих пор вызывает споры, и это уже свидетельствует о его долголетии, значимости.

3. Образ главного героя

Изучаем в виде схемы на доске

«Крылья, чтобы летать, а нам уже некуда» (по роману Е. Замятина «Мы»)«Крылья, чтобы летать, а нам уже некуда» (по роману Е. Замятина «Мы»)

Мир за Зеленой Стеной

«Крылья, чтобы летать, а нам уже некуда» (по роману Е. Замятина «Мы»)

«Крылья, чтобы летать, а нам уже некуда» (по роману Е. Замятина «Мы»)

«Крылья, чтобы летать, а нам уже некуда» (по роману Е. Замятина «Мы»)

4. Мир Единого государства. Счастье.








Вопрос к классу


Сюжет романа фантастичен, действие его происходит в далеком будущем в некоем Едином Государстве - утопическом городе всеобщего счастья. Государство полностью взяло на себя заботу о своих жителях, точнее, оно приковало их к счастью: всеобщему, обязательному, равному. В Едином Государстве с изобретением нефтяной пищи побежден давний враг человечества - голод, ликвидирована зависимость от природы и нет необходимости думать о завтрашнем дне. Жителям Единого Государства не знаком и еще один источник страданий, переживаний человечества - любовь, а вместе с ней - и ревность, нерациональная трата физических, эмоциональных сил, им ничто не мешает «нормально функционировать». Любовь сведена к случайным, медицински полезным процедурам по заявкам - розовым талонам. Причем ликвидированы неравенство и несправедливость и в этой области - в отношениях полов: каждый нумер имеет право на нумер другого пола как на сексуальный продукт. Создана новая практическая наука - «детоводство», и эта сфера также полностью находится в ведении Единого Государства. Дети воспитываются на Детско-Воспитательном заводе, где школьные предметы преподают роботы.

Искусство заменено Музыкальным Заводом, марши которого придают нумерам бодрость и соединяют в единое счастливое монолитное "Мы". Эстетический экстаз у жителей Единого Государства вызывают лишь такие произведения, как жуткие, красные «Цветы Судебных приговоров», бессмертная трагедия «Опоздавший на работу» и настольная книга «Стансов о половой гигиене». Монолитно сплоченными рядами по четыре «нумера» маршируют на лекции, на работу, в аудиториумы, на прогулку:

Проспект полон: в такую погоду послеобеденный личный час - мы, обычно, тратим на дополнительную прогулку. Как всегда, музыкальный завод всеми своими трубами пел Марш Единого Государства. Мерными рядами, по четыре, восторженно отбивая такт, шли нумера - сотни, тысячи нумеров, в голубоватых юнифах, с золотыми бляхами на груди - государственный нумер каждого и каждой. И я - мы, четверо, - одна из бесчисленных волн в этом могучем потоке.

Действие известных в мировой литературе утопий происходит, как правило, на острове либо в идеальном городе. Замятин выбирает город, что символично в контексте технической цивилизации ХХ века, когда сложилась антиномия город-деревня. В античную эпоху город еще не противостоял деревне, в новое же время город означает отрыв от природы, земли, отрыв от человеческой сути. В лекции «Современная русская литература» Е. Замятин одной из черт неореализма называл антиурбанизм, обращенность «в глушь, в провинцию, в деревню, на окраины», потому что «жизнь больших городов похожа на жизнь фабрик: она обезличивает, делает людей какими-то одинаковыми, машинными».

Что же граждане («нумера») Единого Государства воспринимают как счастье? Как живется им под бдительным оком Благодетеля?

1) Человеку покорились силы природы, дикая стихия осталась за Зеленой Стеной. «Мы любим только… стерильное, безукоризненное небо».

2) «Скрижаль» определяет жизнь нумеров, превращает их в винтик единого, отлаженного раз навсегда механизма. Они одновременно встают утром, начинают и заканчивают работу. «В одну и ту же… секунду мы подносим ложки ко рту, - и в одну и ту же секунду выходим на прогулку и идем в Аудиториум, отходим ко сну».

3) Изобретена нефтяная пища. («Правда, выжило только 0,2 населения земного шара».) Но теперь нет проблем с едой.

4) «Подчинив себе Голод, Единое Государство повело наступление против другого владыки мира - против Любви. Наконец, и эта стихия была тоже побеждена». (5) Нет страданий из-за неразделенной любви. Любовь осуществляется по розовому талончику, за опущенными в стеклянном доме шторами, в строго определенное время, по предварительной записи на партнера.

5) Регулируется деторождение, и воспитание детей Государство взяло на себя: существует Детско-воспитательный Завод. (На нем работает Ю, которая считает, что «самая трудная и высокая любовь - это жестокость»).

6) Поэзия и музыка подчинены общему ритму жизни. «Наши поэты уже не витают более в эмпиреях: они спустились на землю; они с нами в ногу идут под строгий механический марш Музыкального Завода».

7) Чтобы нумеров не мучила необходимость самостоятельно оценивать происходящее, издается Единая Государственная Газета, которой безоговорочно верит даже талантливый Строитель «Интеграла».

8) Каждый год в День Единогласия, конечно, единогласно избирается Благодетель. «Мы снова вручим Благодетелю ключи от незыблемой твердыни нашего

счастья».

Выводы учащихся

Какова проблема и основная мысль романа?

Основная проблема - поиск человеком счастья. Именно эти поиски счастья и приводят человечество к той форме существования, которая изображена в романе. Но и такая форма всеобщего счастья оказывается несовершенной, так как счастье это выращено инкубаторным путем, вопреки законам органического развития. Мир, задуманный автором, казалось, дол жен быть совершенным и абсолютно устраивать всех людей, которые в нем живут. Но это мир технократии, где человек - винтик огромного механизма. Вся жизнь человека в этом мире подчинена математическим законам и расписаниям по часам. Человек этого мира - абсолютно обезличенная субстанция. Люди здесь не имеют даже собственных имен (Д-503, 1-330, О-90, К-13). Казалось бы, эта жизнь их устраивает, они привыкли к ней, к ее порядкам. Автор дает, на мой взгляд, яркое представление об этой жизни: все из стекла, и никто ничего не скрывает друг от друга, нет ничего живого и естественного. Зато за стеной Единого Государства в полную силу цветет жизнь. Там живут даже одичавшие люди, которые не захотели несильного счастья. Второй проблемой романа "Мы" является проблема власти. Замятин очень интересно написал главу о Дне Единогласия, о выборе Благодетеля. Самое интересное то, что люди даже и не помышляют о том, чтобы выбрать кого-то другого на должность Благодетеля, кроме самого Благодетеля.

Проверка знаний. Закрепление усвоенного




Ролевая игра

Контрольные вопросы:

- Каким предстает мир будущего в романе?

- Что знают жители Единого Государства о древнем мире, в том числе и о нас?

- Как Единое Государство решило материальные проблемы?

- А как решены духовные запросы?

- Какой поучительный рассказ знаком всем нумерам с детства?

- Счастливы ли люди (нумера) в Едином Государстве?

- Какая книга признана в Едином Государстве величайшим памятником древней литературы?

- Какова заветная мечта Д-503?

- Что пугает героя больше всего?

- Какое символическое значение имеет для Д-503 знак корень квадратный из -1?

- Рассмотрим эпизод лекции о "музыке древних" (зап.4). Сравните реакцию нумеров на игру И-330 (музыка Скрябина) и игру музыкальных аппаратов. Какова задача искусства Единого Государства? Как воспринимает музыку Скрябина Д-503?

- Какую роль в жизни Д-503 сыграла И - 330, которая исполнила музыку древних?

- Какой диагноз поставили главному герою, когда он решил, что заболел?

- Для чего Единое Государство борется с духовными запросами своих граждан? Почему слово "душа" приравнивается к слову "эпидемия"?

- Что такое "мы" в романе Замятина - соединение разных индивидуальностей, неповторимых "я" или нечто безликое, однородное?

Представим, что мы в суде и обвиняем Д-503 в том, что он сдался и не боролся против Единого Государства. Распределяем роли. Все высказываются, а затем класс (присяжные) выносит свой вердикт главному герою.

Благодетель

Обвиняемый - Д-503

Обвинитель (учитель)

Защитник

Свидетели - и-330, о-90, р-13;

Присяжные (остальные ученики)

Д/ З.

Подготовиться к проверочной работе.

План: тема, проблема, основная мысль романа; место главного героя; женские образы; мое отношение к проблеме, актуальность романа в наше время.


© 2010-2022