Урок «Односоставные предложения»

Тема: Односоставные предложения. Урок предназначен для учащихся 11 класса  и рассчитан на 90 минут. Методическая разработка составлена на основе учебника - Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. – М.: Вербум-М, 2006. Тема «Односоставные предложения» является третьей в разделе «Простое предложение». Урок разработан в соответствии с технологией развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), это определило трёхфазовую структуру урока: вызов, осмысление содержания, рефлексия. Трёхфазовая структура урока предполагает наличие рефлексии на каждой стадии урока. Поскольку основные знания об односоставных предложениях школьники получили в 8 классе, механизм развития этих знаний на предложенном уроке можно представить следующим образом: актуализация имеющихся знаний, выявление затруднений и пробелов в знаниях – углубление информации об односоставных предложениях, соотнесение её с имеющимися знаниями – суммирование и систематизация информации.  Использование информационно – коммуникационных технологий позволило активизировать процесс закрепления знаний, мотивацию школьников, рационально использовать время урока, повышала информативность и наглядность изучаемого материала.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Андреева Юлия Владимировна

Урок по русскому языку для учащихся 11 класса

«Односоставные предложения»

Цели урока:

1) образовательные:

- совершенствовать умения различать типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам;

- развивать умения определять способы выражения главных членов предложения;

- находить односоставные предложения в тексте;

- создавать собственные тексты, используя односоставные предложения

2) развивающие:

- способствовать развитию критического мышления;

- включить обучающихся в активную мыслительную деятельность;

3) воспитательные:

- развивать эстетический вкус учащихся, повышать культурный уровень через обращение к образцовым текстам художников слова;

- воспитывать коммуникативные способности и взаимопонимание через организацию совместной деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Формы организации учебной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование: учебные тексты, интерактивная доска.

Предполагаемый результат: у школьников совершенствуются умения различать типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам, находить односоставные предложения в тексте; школьники смогут создавать собственные тексты, используя односоставные предложения

Этапы урока:

I. Оргмомент.

II. Стадия «Вызов».

II. Стадия - осмысление.

III. Домашнее задание.

IV. Рефлексия.

Ход урока:

I. Оргмомент.

Задача: подготовка учащихся к работе на занятии.

II. Стадия «Вызов».

Задача: вспомнить основные сведения, полученные об односоставных предложениях ранее.

1.Учитель: сравните грамматические основы предложений. Чем они отличаются?

Пламя перебежало на хвою и разгорелось со стоном и свистом.

Пожаром пахнет. (Первое предложение двусоставное, второе - односоставное) - слайды 1,2.

2. Постановка учащимися цели урока.

Учитель: А теперь посмотрите на тему нашего урока - Односоставные предложения - и постарайтесь поставить перед собой цель на сегодняшний урок. Что вы ожидаете от урока? Чему должны научиться? Для чего нужны знания об односоставных предложениях?

(После ответов учащихся на слайде появляются цели урока, которые комментирует учитель: сегодня мы повторим и совершенствуем знания по теме "Односоставные предложения", понаблюдаем за ролью этих предложений в тексте, будем совершенствовать навыки анализа текста, а также попробуем создать собственные тексты, используя односоставные предложения) - слайд 3.

3. «Корзина идей».

Учитель: давайте вспомним, что мы знаем об односоставных предложениях. Возьмите ручку и в течение одной минуты запишите всё, что вы знаете или думаете, что знаете об односоставных предложениях. После этого повернитесь к вашему соседу по парте и обменяйтесь информацией. Даже если у вас возникнут разногласия, запишите все соображения. Представьте эту информацию графически, используя приём «Кластер» (информация, представленная в виде «Кластера», на данном этапе работы может быть неполной (чем больше соберётся верных, а возможно, и неверных сведений, тем богаче будет резервный фонд для работы на уроке) - слайд 4.

Проверка задания (несколько учащихся выходят к интерактивной доске и представляют информацию в виде «Кластера»).

Рефлексия Учитель подведёт итог этому этапу урока, определив, на какой стадии находятся знания учащихся об односоставных предложениях - слайд 5.

II. Стадия - осмысление.

Задача: расширить теоретические знания по теме урока, отработать навыки по нахождению в тексте односоставных предложений и определению их вида.

Учитель: мы проверили, на какой стадии находятся ваши знания об односоставных предложениях. Для того чтобы расширить ваши знания, разрешить противоречия, выполним несколько упражнений.

1. Составление «Инсерта».

Класс делится на 5 групп. Каждая группа получает отпечатанную информацию об односоставных предложениях (приложение 1):

1 группа - определённо-личные предложения;

2 группа - неопределённо-личные предложения;

3 группа - обобщённо-личные предложения;

4 группа - безличные предложения;

5 группа - назывные (номинативные) предложения - слайды 6-7.

Учитель: прочитайте информацию об односоставных предложениях, составьте «Инсерт». Для этого, читая текст, на полях карандашом расставьте значки:

«v» - это уже знал;

«+» - новая информация;

«-» - думал иначе;

«?» - не понял (слайды 7-9).

После составления «Инсерта» закончите «Кластер», начатый на стадии «Вызов».

Рефлексия. (После того как все закончат читать, необходимо вернуться к первоначальному «списку знаний» - слайд 8.

- Какие из ваших первоначальных представлений подтвердились, а какие оказались ложными?

- Найдите в предложенных текстах фрагменты, которые оказались для вас новыми, может быть, даже неожиданными.

- Какие идеи представляют для вас дальнейший интерес?

По итогам выступления групп «Кластер» полностью оформляется - слайд 9.

Физкультминутка.

2. Работа с текстом.

Учитель: Прочитайте текст стихотворения О. Мандельштама (слайд 10).

Мы с тобой на кухне посидим,
Сладко пахнет белый керосин,
Острый нож да хлеба каравай…
Хочешь, примус туго накачай,
А не то верёвок собери
Завязать корзину до зари,
Чтобы нам уехать на вокзал,
Где бы нас никто не отыскал.

- Какова тема стихотворения?

- Какое настроение возникает после чтения стихотворения?

- Выпишите односоставные предложения, подчеркните грамматические основы, определите типы односоставных предложений.

Проверка.

3. Работа с текстом.

Учитель: Прочитайте текст (тест отпечатан, а также спроецирован на интерактивной доске) - слайды 11-12.

(1)Нет сомнения - человечество найдёт пути, ведущие к обновлению, углублению и окрылению своей культуры. (2)Но для этого оно должно научиться благодарности, чтобы строить на ней свою духовную жизнь. (3)Современное человечество не ценит того, что ему даётся; не видит своего естественного и духовного богатства; не извлекает из своего внутреннего мира того, что в нём заложено. (4)0но ценит не внутреннюю силу духа, а внешнюю власть - техническую и государственную. (5)Оно хочет не творить, создавать и совершенствовать, а владеть. (6)И поэтому ему всегда мало и всего мало: оно вечно считает свои «убытки» и ропщет. (7)Оно одержимо жадностью и завистью и о благодарности не знает ничего. (8)И вот каждый из нас должен прежде всего научиться благодарности. (9)Стоит вам только раскрыть наше духовное око и присмотреться к жизни - и мы увидим, что каждое мгновение как бы испытывает нас, созрели ли для благодарности и умеем ли благодарить. (10)И тот, кто выдерживает это испытание, оказывается человеком будущего: он призван творить новый мир и его культуру, он уже носит их в себе. (11)Он творческий человек; а тот, кто не выдерживает этого испытания, одержим духовной слепотою и завистью, он носит в себе разложение гибнущей культуры, он человек отживающего прошлого. (12)Вот критерий духовности, вот закон и мера, о которых мало кто думает, но по которым необходимо различать людей. (13)Что такое благодарность? (14)Это ответ живого, любящего сердца на оказанное ему благодеяние. (15)Благодарность не есть простое признание чужого благодеяния, ибо озлобленное сердце сопровождает такое признание чувством обиды, унижения или даже жаждою мести. (16)Нет, настоящая благодарность есть радость и любовь и в дальнейшем - потребность ответить добром на добро. (17)Эта радость вспыхивает сама, свободно и ведёт за собою любовь - свободную, искреннюю. (18)Дар есть зов, взывающий к доброму ответу, требующий ответного излучения. (19)Он обращается сразу и к сердцу, и к воле. (20)Воля принимает решения; она желает ответить и начинает действовать; и это действие обновляет жизнь любовью и добротою. (21)Так благодарность очищает душу от зависти и ненависти. (22)И будущее человечества принадлежит именно благодарным сердцам.

(По И. Ильину*)
*Иван Александрович Ильин (1882-1954) - известный русский философ,
литературный критик, публицист.

- Сформулируйте проблему предложенного текста. (Возможные ответы учащихся - Проблема благодарности. В чем заключается настоящая благодарность? Проблема добра и зла. Как соотносятся добро и зло? Чем следует отвечать на добро? Проблема духовности. По какому критерию можно определить духовного человека? Как связаны духовное развитие человека и благодарность?).
- Какова позиция автора? (Настоящая благодарность не просто признание чужого доброго поступка, это проявление любви и потребность отвечать добром на добро. Благодарность может вызывать и озлобленность, но настоящая благодарность - это потребность отвечать добром на добро, очищая душу от зла. Способность к благодарности определяет подлинно духовного человека).

- Найдите односоставные предложения. Определите их тип. Ответ обоснуйте, проанализировав способ выражения главного члена предложения.

Проверка (во время проверки односоставные предложения на интерактивной доске выделяются разными цветами).

4. Творческая работа.

Задача: использовать знания об односоставных предложениях в текстах собственного сочинения.

Учитель: напишите сочинение-миниатюру (5-7 предложений), используя односоставные предложения. Темы сочинений:

  1. Мой любимый человек.

  2. Моя жизненная позиция - слайд 13.

III. Домашнее задание.

Задача: сообщить о домашнем задании, провести инструктаж по его выполнению

упр. 347.

IV. Рефлексия.

Задача: Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

- Какие знания об односоставных предложениях углубили?

- Что у вас получилось?

- Чему вы научились?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

- Достигли ли вы целей, поставленных в начале урока?


© 2010-2022