Интегрированный урок русского языка и литературы В жизни всегда есть место подвигу

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок русского языка и литературы

"В жизни всегда есть место подвигу"

Интегрированный урок русского языка и литературы В жизни всегда есть место подвигуИнтегрированный урок русского языка и литературы В жизни всегда есть место подвигуИнтегрированный урок русского языка и литературы В жизни всегда есть место подвигуИнтегрированный урок русского языка и литературы В жизни всегда есть место подвигуИнтегрированный урок русского языка и литературы В жизни всегда есть место подвигуИнтегрированный урок русского языка и литературы В жизни всегда есть место подвигуВид: урок-практикум.

Тип: урок формирования умений и навыков.

Тема урока: В жизни всегда есть место подвигу.

Цель: в итоге учащиеся должны высказываться свободно, аргументировать свою точку зрения, уметь сравнивать, делать выводы, объяснять значение слова, выделять главное.

Задачи: Воспитывающая: воспитывать ответственность за свои поступки, подвести учащихся к выводу о самоценности человеческих качеств.

Обучающая: создать условия для развития умений анализировать текст; через лингвостилистический анализ попытаться раскрыть тему.

Развивающая: помочь учащимся осознать социальную и личностную значимость учебного материала, развивать аналитическое мышление, формировать умение выделять главное, развивать умение действовать самостоятельно, развивать речь, внимание.

Оборудование: тексты для анализа (отрывок из рассказа М. Горького "Старуха Изергиль" - легенда о Данко, иллюстрации к рассказу, карточки с заданиями.

Ход урока

I. Вводно-мотивационный этап.

1) Оргмомент.

2) Беседа.

- Прочитайте название темы. Кто сказал эти слова? (старуха Изергиль)

- Что такое подвиг? (героический, самоотверженный поступок - словарь Ожегова)

- Сделайте морфемный разбор слова подвиг.

- Подберите к нему однокоренные слова (двигать, движение души)

II. Операционно-содержательный этап.

1) Работа с текстом.

  1. Чтение вслух (от слов: "…Что сделаю я для людей?!..." до слов: "…И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…"

  2. Анализ текста.

- Мы проанализируем текст на лексическом, морфологическом, фонетическом, синтаксическом уровнях; пронаблюдаем, какие средства помогают раскрыть тему.

  1. Докажите, что это текст (предложения связаны по смыслу и грамматически, объединены общей темой - подвиг Данко). Какова грамматическая связь предложений? (цепная). Докажите.

  2. Определите стиль, обоснуйте свое мнение (художественный: образность - образы людей, Данко, солнце, лес, река, степь, трава; использование изобразительно-выразительных средств языка).

  3. Тип речи? (повествование с элементами описания)

2) Работа в группах.

  1. Проанализируем текст с точки зрения лексики (1 группа).

- Что изучает лексика?

- Найдите в тексте контекстные синонимы, антонимы. Для чего использует их автор в тексте? (синонимы: солнце - факел любви к людям, свет, горящее сердце)

- Почему похожи эти образы? Что такое факел? Горящее сердце? (горит, как факел, освещая путь людям. Стремление к свободе, свету)

- Какие образы противопоставляются? (антонимы: солнце - тьма, гнилой зев болота, гроза - солнце, степь, золотая река). Добро в жизни всегда рядом со злом.

  1. Средства художественной выразительности (2 группа)

- Найти в тексте тропы, фигуры речи ( эпитеты: горящее сердце, чудесное зрелище, смелое сердце, метафоры: сердце пылало, факел любви к людям, тьма разлетелась, гнилой зев болота, брильянты дождя; олицетворения: лес удивленно качал вершинами, лес замолчал, лес расступился, вздыхала степь.

- Почему лес " замолчал"? (нет слов, когда видишь такое самопожертвование).

- Почему лес "удивленно качал вершинами"? Чему удивился?

Сравнения: как солнце (сердце), золотом сверкала роса, как кровь; антитеза: темный лес - солнечный свет; анафора: " …кинул взор… кинул он радостный взор…"

- Почему "радостный" взор? Риторический вопрос: "Что сделаю я для людей?!"

- Что сделал для людей Данко?

  1. Анализ текста с морфологической точки зрения (3 группа).

- Выписать глаголы из текста, показать, что они передают. (движение, быстроту действия навстречу свету, подвигу).

- Выписать причастия.

3) Фронтальная работа

  1. Обратим внимание на фонетические средства выразительности .

- Как называется повтор согласных звуков? (аллитерация: р, л, щ, с, з, в - громкие звуки, похожие на раскат грома, свистящие и шипящие звуки передают быстроту, свист ветра, бег людей)

- Как называется повтор гласных звуков? (ассонанс: открытые звуки)

  1. Всмотримся в синтаксические особенности текста.

- Какие предложения использует Горький для описания подвига Данко? Для какого стиля характерны такие предложения? (простые осложненные, восклицательные, вопросительные)

4) Групповая работа

Задание для 1 группы:

- Записать слова в транскрипции: ярко, солнце, сердце, сзади, вперед.

Задание для 2 группы:

- Определить способ словообразования: зев, ширь, разорванной, высоко, промытого.

Задание для 3 группы:

- Определить тип связи слов в словосочетаниях: промытого дождем, бросился вперед, пылало ярко, горящее сердце, высоко держа, разорванной груди, полные надежд, боясь чего-то. (Задания написаны на карточках)

III. Рефлексивно-оценочный этап.

1) Выводы

- Образ Данко романтический? Верим ли мы в его мужество, решительность, самопожертвование?

- Какому герою из рассказа "Старуха Изергиль" он противопоставлен? (Ларре)

- Почему в жизни всегда есть место подвигу?

2) Домашнее задание

Написать сочинение-эссе на тему: "Что я сделаю для людей" или "В жизни всегда есть место подвигу" (на выбор)

3) Оценивание учащихся, подведение итогов.


© 2010-2022