Технологическая карта по литературе на тему

Технологическая карта урока 1.Ф.И.О. учителя: Литвинчук Л.В. 2. Класс: 11 класс.  Дата:13 ноября 2014 г.. Предмет: литература. № урока по расписанию: первый. 3. Тема урока: «Тема Родины в творчестве А.Блока» 4. Место и роль урока в изучаемой теме: третий  и четвёртый урок по творчеству Блока, урок: комбинированный. 5. Цель урока: ·         помочь  учащимся  осмыслить  значение  образа  России  в  творчестве  Блока, её  традиционность  и  новизну  в  русской  литературе; ·         дать  возможн... Этап урока Время Деятельность учителя Деятельность обучающихся Используемые методы, приёмы, формы Формируемые универсальные учебные действия Предметные Метапредметные Личностные Организационный 2 Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку       Саморегуляция Актуализация полученных знаний Проверка домашнего задания. 10 Комментирует выразительное чтение стихотворений наизусть; организует процесс рефлексии Отвечают на вопросы учителя, касающиеся особенностей мировоззрения поэта I и II этапов «вочеловечивания» Чтение стихотворений наизусть, обоснование своего выбора Индивидуальная и фронтальная форма работы Способность выявлять в художественном тексте образ и выражать своё отношение  к нему в развёрнутом устном высказывании Умение ясно, логично и точно высказывать свою точку зрения Развитие культуры восприятия художественного текста Постановка темы и цели урока 10 Предлагает учебную задачу: поразмышлять  над  словами  критиков  о  III  этапе «вочеловечивания» в  творчестве  Блока.  Основываясь  на  высказываниях А. Михайлова, Ю.Никольского  и  М.Пьяных, определить  проблему  на  сегодняшний  урок.   1.«Любовь  к  России  у  Блока  неотрадная… На  наших  лицах  кровавый  отсвет  от  дней войны  и  « дней  свободы».гул  набата  заградил  нам  уста,  в  сердцах  наших  пустота» (на  стихотворение  «Рождённые  в  года  глухие…») Ю. Никольский  2.«Со  време... Обсуждают учебную задачу, формулируют проблему: способность  Блока  даже  в       самые  тяжёлые  годы «неколебимо  верить  в  свет  и  красоту  русской  души»  и  ощущать  себя  наследником  традиций  русской  литературы. «Мозговой штурм» Фронтальная Сформированность умений учитывать  историко-культурный контекст и контекст творчества поэта в процессе анализа художественного произведения Умение ясно, логично и точно высказывать свою точку зрения Развитие культуры восприятия художественного текста   Освоение нового материала   40 Организуется групповая работа по исследованию проблемы урока На основе поэтических текстов А.Блока (« Рождённые  в  года  глухие..»;  «Русь моя, жизнь моя…»; « Россия»;  «На  железной  дороге»;  «На поле Куликовом»); на основе текстов М.Лермонтова («Родина»), Н.В.Гоголя (лирических отступлений в поэме «Мёртвые души»).     Учащиеся  заполняют таблицу наблюдений «Отношение лирического героя к России» по параметрам: название стихотворения, топос, я-концепция лирического героя и осмысляют  обобщённый образ  лирического  героя  Блока  III  этапа  «вочеловечивания», сравнивают отношение Л.Г. к Родине в текстах Блока и поэтов и писателей 19 века; дают письменный развёрнутый ответ на вопрос: шагнул  ли  Блок   дальше  своих  предшественников в решении темы Родины.     Технология РКМПЧ(приём составления таблицы), развёрнутый ответ на вопрос Групповая работа Способность выявлять в художественном тексте образ и выражать своё отношение  к нему в развёрнутом устном и письменном высказываниях Умение ясно, логично и точно высказывать свою точку зрения Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Первичное закрепление нового материала 10 По результатам выполнения самостоятельной групповой работы организует рефлексию, подводит к выводу: на III  этапе  « вочеловечивания»  возникает  образ  Л.Г.  отличный  от образа  I(герой  ждёт  Прекрасную  Даму, которая  принесёт  в  этот     мир  гармонию)    и  II (герой  утратил  цельность,  и у него возникло  чувство  принадлежности  к  «страшному  миру)  этапов «вочеловечивания». Л.Г. этого  периода  сочувствует  одинокому,  гибнущему  человеку  и  беспощадно отрицает  жестокий  бездуховн... Каждая группа представляет свой ответ на проблемный вопрос урока, делают дополнения в свои письменные ответы Групповая и индивидуальная   Способность выявлять в художественном тексте образ и выражать своё отношение  к нему в развёрнутом устном и письменном высказываниях Умение ясно, логично и точно высказывать свою точку зрения Совершенствование духовно-нравственных качеств личности Подведение итогов Инструктаж домашнего задания 8 Соотносит поставленные задачи с достигнутым результатом; Предлагает разноуровневые домашние задания по интерпретации поэтических текстов Блока. Оценивают свои знания, отвечают на вопросы, уясняют домашнее задание Индивидуальная рефлексия Способность выявлять в художественном тексте образ и выражать своё отношение  к нему в развёрнутом устном и письменном высказываниях Владение навыками познавательной рефлексии как осознания границ своего знания и незнания. Готовность  и способность к самообразованию
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

1.Ф.И.О. учителя: Литвинчук Л.В.

2. Класс: 11 класс. Дата:13 ноября 2014 г.. Предмет: литература. № урока по расписанию: первый.

3. Тема урока: «Тема Родины в творчестве А.Блока»

4. Место и роль урока в изучаемой теме: третий и четвёртый урок по творчеству Блока, урок: комбинированный.

5. Цель урока:

  • помочь учащимся осмыслить значение образа России в творчестве Блока, её традиционность и новизну в русской литературе;

  • дать возможность почувствовать, как меняется настроение и тональность блоковской лирики в третьей книге стихов;

  • продолжать формировать навыки исследовательской работы с поэтическим текстом;

  • воспитывать чувство любви к родине.

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Используемые методы, приёмы, формы

Формируемые универсальные учебные действия

Предметные

Метапредметные

Личностные

Организационный

2

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Саморегуляция

Актуализация полученных знаний

Проверка домашнего задания.

10

Комментирует выразительное чтение стихотворений наизусть;

организует процесс

рефлексии

Отвечают на вопросы учителя, касающиеся особенностей мировоззрения поэта I и II этапов «вочеловечивания»

Чтение стихотворений наизусть, обоснование своего выбора

Индивидуальная и фронтальная форма работы

Способность выявлять в художественном тексте образ и выражать своё отношение к нему в развёрнутом устном высказывании

Умение ясно, логично и точно высказывать свою точку зрения

Развитие культуры восприятия художественного текста

Постановка темы и цели урока

10

Предлагает учебную задачу: поразмышлять над словами критиков о III этапе «вочеловечивания» в творчестве Блока. Основываясь на высказываниях А. Михайлова,

Ю.Никольского и М.Пьяных, определить проблему на сегодняшний урок.

1.«Любовь к России у Блока неотрадная…

На наших лицах кровавый отсвет от дней войны и

« дней свободы».гул набата заградил нам уста, в сердцах наших пустота»

(на стихотворение

«Рождённые в года глухие…»)

Ю. Никольский

2.«Со временем его взгляд на русскую действительность становился всё более безотрадным…

Однако и в самые тяжёлые годы Блок продолжал

неколебимо верить в свет и красоту русской души»

М.Пьяных

3.«Блок всегда ощущал себя наследником

традиций русской литературы - традиций

не только и не столько художественных,

сколько нравственных и философских»

М. Михайлов

Обсуждают учебную задачу, формулируют проблему:

способность Блока даже в самые тяжёлые годы

«неколебимо верить в свет и красоту русской души» и ощущать себя наследником традиций русской литературы.

«Мозговой штурм»

Фронтальная

Сформированность умений учитывать историко-культурный контекст и контекст

творчества поэта в процессе анализа художественного произведения

Умение ясно, логично и точно высказывать свою точку зрения

Развитие культуры восприятия художественного текста

Освоение нового материала

40

Организуется групповая работа по исследованию проблемы урока

На основе поэтических текстов А.Блока

(« Рождённые в года глухие..»; «Русь моя, жизнь моя…»; « Россия»; «На железной дороге»; «На поле Куликовом»);

на основе текстов М.Лермонтова («Родина»), Н.В.Гоголя (лирических отступлений в поэме «Мёртвые души»).

Учащиеся заполняют таблицу наблюдений «Отношение лирического героя к России» по параметрам:

название стихотворения,

топос,

я-концепция лирического героя

и осмысляют обобщённый образ лирического героя Блока III этапа «вочеловечивания», сравнивают отношение Л.Г. к Родине в текстах Блока и поэтов и писателей 19 века;

дают письменный развёрнутый ответ на вопрос: шагнул ли Блок дальше своих предшественников в решении темы Родины.

Технология РКМПЧ(приём составления таблицы), развёрнутый ответ на вопрос

Групповая работа

Способность выявлять в художественном тексте образ и выражать своё отношение к нему в развёрнутом устном и письменном высказываниях

Умение ясно, логично и точно высказывать свою точку зрения

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Первичное закрепление нового материала

10

По результатам выполнения самостоятельной групповой работы организует рефлексию, подводит к выводу: на III этапе « вочеловечивания» возникает образ Л.Г. отличный от

образа I(герой ждёт Прекрасную Даму, которая принесёт в этот мир гармонию) и II (герой утратил цельность, и у него возникло чувство принадлежности к «страшному миру) этапов «вочеловечивания».

Л.Г. этого периода сочувствует одинокому, гибнущему человеку и беспощадно отрицает жестокий бездуховный мир

Это Л.Г., воспринимающий и любящий Россию с нищетой, «серыми» избами.

Его терзает обида за свою Родину, но его любовь от этого не уменьшается.

Лирический герой Блока любит свою Родину. В ней он видит образ русской женщины с разбойной красой и в платке узорном до бровей. Россия для него тоскующая жена, невеста, возлюбленная, единственная и горячо любимая.

Л.Г.осознаёт себя свидетелем и современником большой исторической драмы, обретает душевный покой, волю жить, веру в будущее, когда думает о Родине.

Используя традиции русской классической литературы в изображении

Родины, Блок идёт дальше: он формирует образ России, уже готовый всколыхнуться мятежом и пожаром:

Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжёл, как перед боем.

Теперь твой час настал. - Молись!

(«На поле Куликовом»)

Каждая группа представляет свой ответ на проблемный вопрос урока, делают дополнения в свои письменные ответы

Групповая и индивидуальная

Способность выявлять в художественном тексте образ и выражать своё отношение к нему в развёрнутом устном и письменном высказываниях

Умение ясно, логично и точно высказывать свою точку зрения

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности

Подведение итогов

Инструктаж домашнего задания

8

Соотносит поставленные задачи с достигнутым результатом;

Предлагает разноуровневые домашние задания по интерпретации поэтических текстов Блока.

Оценивают свои знания, отвечают на вопросы, уясняют домашнее задание

Индивидуальная рефлексия

Способность выявлять в художественном тексте образ и выражать своё отношение к нему в развёрнутом устном и письменном высказываниях

Владение навыками познавательной рефлексии как осознания границ своего знания и незнания.

Готовность и способность к самообразованию



© 2010-2022