Урок литературы 5 класс Басни Крылова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы 5 класс "Басни Крылова".

Басни Крылова дети слышат с первых учебных дней. Как проверить, запомнили они произведения или нет, нравится им этот жанр литературы или нет?
Наталья ЕЩЕНКО из с. Тимирязево Воронежской области предлагает провести урок-конкурс с использованием различных игр и соревнований, в ходе которого можно получить эти ответы на вопросы учителя.

5-й класс

Тема. "Басни Крылова".

Цели. Повторить произведения И.А. Крылова, развивать внимание, память, воспитывать любовь к литературе.

Оборудование. Портрет И.А. Крылова, рисунки детей к басням, книга "Басни Крылова", конверты с заданиями, иллюстрации к басням, кроссворд, карточки с именами героев, строчками из басен, названиями произведений, черный ящик, очки, зеркало.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

На доске - портрет баснописца и рисунки детей к его басням.

II. Вступительное слово учителя

Учитель. Великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова наш народ издавна зовет дедушкой Крыловым. У подножия его памятника в Летнем саду в Санкт-Петербурге изображены персонажи его басен.
Крылов был не только баснописцем. Он писал стихи, водевили, издавал журнал. Но ярче всего его талант проявился в баснях.
Басни писали и до Крылова, но Иван Андреевич писал басни так просто, доходчиво, по-народному, что каждый легко их запоминает.
В баснях Крылова фигурирует множиство различных зверей. Но под видом животных он изображал людей. За львами, лисицами, воронами стоят подлинные человеческие характеры.
Каждый год на уроках чтения мы встречаемся с баснями Крылова. И сегодняшний наш урок проведем в виде конкурса, который позволит выявить лучшего знатока басен.

III. Конкурсная программа

Ученик, первым ответивший на вопрос, получает жетон, в конце урока подсчитываются жетоны и выявляется лучший знаток басен Крылова.

У. Сначала проведем разминку.

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим.
Но мы истории не пишем.
В какой басне звучат эти слова?

Дети. "Волк и Ягненок".

У. Кто так говорил:

"До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час
Так, что голову вскружило".

Д. Стрекоза.

У. Перечислите героев басни, которые "затеяли сыграть квартет".

Д. Мартышка, Осел, Козел да Мишка.

У. Кто смеялся над чужой бедой?

Д. Голубок.

У. Кого "по улицам водили, как будто напоказ"?

Д. Слона.

У. Персонажи какой басни восхваляли друг друга, "не боясь греха"?

Д. "Кукушка и Петух".

У. Куда попал ночью волк, думая залезть в овчарню?

Д. На псарню.

У. Слова из какой басни стали крылатым выражением: "Видит око, да зуб неймет"?

Д. "Лисица и виноград".

У. Молодцы, ребята! Следующие задания нашего конкурса находятся в конвертах, которые разложены на демонстрационном столе.

Дети по очереди вытаскивают конверты с заданиями, которые читает учитель.

Конверт 1

Поэтический конкурс
Каждый желающий ученик читает наизусть понравившуюся ему басню Крылова.

Конверт 2

Инсценировать басню "Ворона и Лисица".
Задание не оценивается, так как готовится заранее.

Конверт 3

Конкурс "Юный художник"
Учитель показывает иллюстрации к произведениям, дети отгадывают названия басен.

Конверт 4

Конкурс эрудитов
Детям раздаются сетки кроссворда с вопросами.

Урок литературы 5 класс Басни Крылова.

Вопросы

1. Героиня басни "Квартет".
2. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале.
3. Кто без драки "хочет попасть в большие забияки"?
4. У кого к зиме "был готов и стол, и дом"?
5. Кто восхвалял Петуха, "не боясь греха"?
6. Любимое блюдо Демьяна.
7. Один из героев басни, которые "везти с поклажей воз взялись".
8. Она осталась без обеда благодаря своей глупости.

Ответы: 1. Мартышка. 2. Обезьяна. 3. Моська. 4. Муравей. 5. Кукушка. 6. Уха. 7. Лебедь. 8. Ворона.

У. Если вы правильно отгадали кроссворд, то по горизонтали в выделенных клетках прочитаете имя героини басни, которая "пропела все лето".

Д. Стрекоза.

Конверт 5

Конкурс "Угадай-ка"
На карточках обозначены герои басен.

У. Какие герои басен здесь зашифрованы?

- и - и - а
о - ё -
- о - ь - а
- о - о - е -
в - - -
- у - а - е -
- т - е - о - а

Ответы: Лисица, Осел, Моська, Соловей, Волк, Муравей, Стрекоза.

Конверт 6

Конкурс "Кто больше?"
За 1 минуту на листочках дети должны написать как можно больше героев басен.

Конверт 7

Конкурс "Черный ящик"
Учитель достает черный ящик.

У. В ящике лежит предмет, при помощи которого можно было увидеть, "что там за рожа".

Д. Зеркало.

У. В ящике лежит предмет, которых героиня басни достала себе с полдюжины.

Д. Очки.

IV. Игровая программа

У. Переходим к игровой части нашего урока. Не забывайте, что вы продолжаете собирать жетоны. Первая игра называется "Путаница". Отгадайте, что здесь перепутано?

"Плутовка к берегу на цыпочках подходит, вертит хвостом, с кукушки глаз не сводит".

Д. Надо: "к дереву подходит, с вороны глаз не сводит".

У. "Как, милый Кочеток, поешь ты громко, важно!"

Д. Надо: "Петушок".

У. "Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз впряглись".

Д. "Взялись".

У. "Ворона гавкнула во все воронье горло".

Д. "Ворона каркнула".

У. "Мартышка к старости слаба ушами стала".

Д. "Глазами".

У. ""Соседка, перестань срамиться" - ей бабка говорит".

Д. "Шавка говорит".

У. Следующая игра - "Загадочные животные".

На доске:

квол
пухет
райвеум
губоль
ёсол
лсон

- Здесь даны названия животных - героев басен. Только буквы в них перепутаны. Поставьте буквы на место, и вы получите названия животных.

Дети выполняют задание.

- Что у вас получилось?

Д. Волк, петух, муравей, голубь, осел, слон.

У. В каких баснях встречаются эти животные?

Д. В баснях "Волк и Ягненок", "Кукушка и Петух", "Стрекоза и Муравей", "Чиж и Голубь", "Квартет", "Слон и Моська".

У. Следующая игра - "Лото".

На доске два игровых поля. На одном на карточках написаны строчки из басен, на втором, разрезанном на части, - названия басен.

  • Лето красное пропела.

  • С ним была плутовка такова.

  • Соседка, перестань срамиться!

  • Вперед чужой беде не смейся, Голубок!

  • Я три тарелки съел.

  • Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.

  • А воз и ныне там.

  • А проку на волос в них нет.

  • Сильнее кошки зверя нет!

Разрезанные на части картинки

  • Стрекоза и Муравей

  • Ворона и Лисица

  • Слон и Моська

  • Чиж и Голубь

  • Демьянова уха

  • Квартет

  • Лебедь, Щука и Рак

  • Мартышка и очки

  • Мышь и Крыса

У. Вам надо определить, из какой басни взяты строчки.

Правильно наложив карточки со второго поля на первое и перевернув их, вы увидите на получившейся картинке героя басни Крылова.

Дети выходят к доске и выполняют задание.

- Героиню какой басни вы видите на картинке?

Д. Ворону из басни "Ворона и Лисица".

V. Подведение итогов

У. Итак, ребята, вы выполнили все задания конкурсной и игровой программы. При этом показали очень хорошие знания басен Крылова. Но самым лучшим знатоком басен оказался... (учитель называет фамилию победителя). Он награждается эмблемой "Лучший знаток басен Крылова" и книгой "Стрекоза и Муравей".



Детство М. В. Ломоносова

Осенью 8 ноября (по новому стилю - 19 ноября) 1711 года жена крестьянина Василия Дорофеевича Ломоносова Елена Ивановна Сивкова родила сына - Михайло. Произошло это в деревне Мишанинская (ныне - село Ломоносово), которая раскинулась недалеко от Холмогор, на одном из многочисленных островов в устье Северной Двины при впадении в Белое море. Первые годы своей жизни маленький Михайло находился на попечении своей матери. От нее он унаследовал тонкий художественный вкус, поэтическое восприятие мира, добросердечность и деятельную отзывчивость.

Михайло рос крепким физически мальчиком и поэтому вскоре стал первым помощником по хозяйству в доме: ухаживал за скотиной, полол грядки и собирал урожай. В 10 лет Михайло уже брали на рыбный промысел. Лучше всего о поморском ребенке - Михайло Ломоносове - написал Борис Викторович Шергин: « Вижу Михайлушку Ломоносова юнгой-зуйком на отцовском судне... Двинская губа только что располонилась ото льда. Промысловые ладьи идут в море. Многопарусная "Чайка" Ломоносовых обгоняет всех. Михайло стоит на корме и дразнит лодейщиков, протягивает им конец корабельного каната - нате, мол, на буксир возьму. Лодейщики ругаются, а Михайло шапкой машет: "До свиданья, дожидаться недосуг"».

Воспитание поморцев было строгим: абсолютное подчинение старшим, аскетичность, строгость, смирение. И только на воле можно было проявлять силу, храбрость, смекалку. Ломоносов впоследствии писал: «Отличаются лопари одною только скудностью возраста и слабостью силы - затем, что мясо и хлеб едят редко, питаясь одною почти рыбою. Я, будучи лет четырнадцати, побарывал и перетягивал тридцатилетних сильных лопарей. Лопарки хотя летом, когда солнце не заходит, весьма загорают, ни белил, ни румян не знают, однако мне их видеть нагих случалось и белизне их дивиться, которою они самую свежую треску превосходят - свою главную и повседневную пищу».

Условия Русского Севера оказали значительное влияние на становление характера Ломоносова, на формирование его представлений и идеалов, выковали свободный характер будущего великого учёного. Здесь в помине не было манголо-татарского ига, не было помещичьего землевладения. Архангельск всегда был большим городом, через который шла торговля с западными странами.

Пытливый ум Михайло подмечал в окружении детали, пытался мысленно соединить их в логически связанную систему и, если не получалось, задавал вопросы: «У солнца свет самородный? А звёзды? Маменька сказывала: лампады ангельские... А молния? А край земли близко ли? А почто немцы говорят несходно с нами?» (Б. Шергин)

Замечал он и красоты Севера, которые позже вылились в стихи:

Достигло дневное до полночи светило,
Но в глубине лица горящего не скрыло,
Как пламенна гора казалось меж валов
И простирало блеск багровый из-за льдов.
Среди пречудныя при ясном солнце ночи
Верьхи златых зыбей пловцам сверкают в очи.

Время, проведенное среди множества церквей и верующих, среди скудной природы и сурового климата, среди нежных чувств и строгих нравов, сформировало у Михайлы противоречивый характер. Будущего гения отличали:

  • стойкость к невзгодам и лишениям, к обидам и насилию,

  • трепетные чувства к любимой матери и глубокое уважение к отцу,

  • чувство языка, способности к изучению иностранных языков,

  • осознание своих корней, сочетающееся с забыванием малой родины,

  • терпимость к неразумному поведению окружающих,

  • беспричинные вспышки ярости,

  • смирение перед Всевышним и глубокая вера в Божью помощь,

  • преобладание гордыни над разумом,

  • гибкость в принятии решений,

  • неуклонное движение к своей правде, не выбирая средств,

  • упрямство и стойкость во взглядах, в позициях,

  • работоспособность, нередко во вред своему здоровью,

  • готовность принять ответственность за многие решения,

  • глубина мышления и в то же время поверхностность,

  • гениальная способность предвидеть будущие научные открытия,

  • неумение вести хозяйство и планирование производства,

  • неистовая любовь к Родине и ценностям страны, к народу,

  • страстное желание к познанию нового.

На протяжение всей жизни в разных ситуациях начинали отчетливо и громко звенеть нужные струны, иногда создавая гармонию, но нередко - какофонию. И это позволяло Ломоносову мгновенно достигать высоких результатов или неожиданно срываться вниз. Гениям все дозволено! Гений все стерпит!

Творческая деятельность

У истоков новой русской художественной литературы высится исполинская по своей научной, культурной и общественной деятельности фигура Ломоносова.

Он поистине был отцом новой русской науки и культуры. Механика, физика, химия, металлургия, астрономия, география, языковедение, поэзия - вот основные отрасли, в которых он работал. И везде он сказал своё слово, сделал много открытий. Ломоносов был гениальным человеком, горячо любящим свою страну. В нём воплотились лучшие черты, свойственные русскому народу: необыкновенная энергия и работоспособность, железная сила воли, разносторонняя творческая одарённость, беззаветное служение народу.

Разносторонней была деятельность Ломоносова в области культуры. Самым замечательным было в нем сочетание ученого, общественного деятеля и поэта.

Очень важное значение имеют научные труды Ломоносова в области языка и теории поэзии. Этими работами Ломоносов произвёл существенную реформу в области русского литературного языка и утвердил систему стихосложения, которая стала основной в XVIII и XIX веках и дошла до наших дней.

Ломоносов видел, что русский язык в его время был сильно засорен как иностранными словами, так и устаревшими, обветшалыми церковнославянскими словами и выражениями. Он поставил своей задачей очистить русский язык, раскрыть его богатства, развить литературный язык на народной основе. В этой своей работе Ломоносов пошел по пути сочетания того ценного, что он находил в славянском и в русском народном языке. Он излагает свое учение о «трёх штилях» в своем рассуждении «О пользе книг церковных в российском языке» (1757).

Большое значение для укрепления национального русского языка имела борьба Ломоносова с засорением русского языка «иностранщиной». Гениальный учёный и прекрасный знаток многих языков, он сумел найти русские слова для выражения научных понятий и тем заложил основание русского технического и научного словаря. Очень многие из оставленных им научных выражений прочно вошли в обиход и применяются до настоящего времени.

Огромной заслугой Ломоносова перед русской литературой является та реформа русского стихосложения, которую он провел вслед за Тредиаковским. В 1739 году Ломоносов, учившийся тогда в Германии, написал «Письмо о правилах Российского стихотворства», в котором доказал, что русский язык даёт возможность писать не только хореем и ямбом, но и анапестом, и сочетанием ямбов с анапестами, и хореев с дактилями, что можно применять рифмы и мужские, и женские, и дактилические и чередовать их.

Ломоносов был не только великий учёный, но и лучший поэт своего времени. Гражданин-патриот Ломоносов ценил то искусство, которое служит пользе общества, народа. Он боролся за содержательность и идейность литературы. Сам Ломоносов в своей поэтической деятельности блестяще осуществил требования, которые он предъявлял к литературе и к поэту.

Писать стихи Ломоносов начал рано. Но его поэтическое творчество развилось и расцвело после возвращения из заграничной командировки. Он писал произведения самых различных жанров: оды, трагедии, лирические и сатирические стихотворения, басни, эпиграммы. Любимым его жанром была ода.

В своих одах Ломоносов прославляет победы русских над врагами или отмечает различные торжественные даты. Родина, ее необъятные просторы, ее неисчерпаемые природные богатства, ее сила и мощь, ее будущее величие и слава - это основная тема од Ломоносова. Ломоносов воспевает талантливость великого русского народа, могучий дух его войска, русский флот. Он выражает твердую уверенность, что Русская земля способна рождать собственных великих ученых, своих «российских колумбов», великих деятелей культуры.

Ломоносов писал и оды, посвященные религиозным и научным темам. Таковы, например, его два «Размышления»: «Утреннее размышление о божием величестве» и «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния». Эти «Размышления» представляют собой образцы научной поэзии. В них он, как никто и после него, вплоть до наших дней, сумел дать сочетание науки и поэзии в едином целом.

Оды Ломоносова по звучности и музыкальности стиха, по легкости и понятности языка были для своего времени явлением исключительным. Впервые в русской книжной поэзии появились такие подлинно художественные произведения, в которых достигнуто было единство формы и содержания.

Поэзия Ломоносова, глубоко идейная, патриотическая, граждански направленная, значительно способствовала быстрому и успешному развитию русской литературы. И как ученый, и как поэт Ломоносов все свои знания и силы отдал служению народу и родине. Вся его жизнь была полна неуставных творческих исканий и героической борьбы с врагами, всячески препятствовавшими его преобразовательной деятельности в области просвещения. В своих предсмертных записях Ломоносов, между прочим, пишет: «За то терплю, что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали свое достоинство…Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют… »

Научная деятельность

Оптика и теплота, электричество и тяготение, метеорология и искусство, география и металлургия, история и химия, философия и литература, геология и астрономия-вот те области, в которых Ломоносов ученый оставил свои след.

Главные открытия Ломоносова М. В. касаются химии, физики и астрономии. Они на десятилетия опередили работы западноевропейских ученых.

В начале 1748 года Ломоносов добился постройки и оборудования по его чертежам химической лаборатории при Академии наук, где, в частности, стал производить анализы образцов различных руд и минералов. Эти образцы он получал с горных заводов и от рудознатцев со всех концов России.

Физические и химические опыты, которые проводил Ломоносов в своей лаборатории, отличались высокой точностью. Однажды он проделал такой: взвесил запаянный стеклянный сосуд со свинцовыми пластинками, прокалил его, а потом снова взвесил. Пластинки покрылись окислом, но общий вес сосуда при этом не изменился. Так был открыт закон сохранения материи - один из основных законов природы. Печатная публикация закона последовала через 12 лет, в 1760 году в диссертации «Рассуждение о твердости и жидкости тел». В истории закона сохранения энергии и массы Ломоносову по праву принадлежит первое место.

Ломоносов первым сформулировал основные положения кинетической теории газов, открытие которой обычно связывают с именем Д. Бернулли. Ломоносов считал, что все тела состоят из мельчайших подвижных частиц - молекул и атомов, которые при нагревании тела движутся быстрее, а при охлаждении - медленнее.

Он высказал правильную догадку о вертикальных течениях в атмосфере, правильно указал на электрическую природу северных сияний и оценил их высоту. Он пытался разработать эфирную теорию электрических явлений и думал о связи электричества и света, которую хотел обнаружить экспериментально. В эпоху господства корпускулярной теории света он открыто поддержал волновую теорию Гюйгенса и разработал оригинальную теорию цветов.

Научные интересы Ломоносова касались самых неожиданных сфер и привели его даже в область изящных искусств. В начале пятидесятых Ломоносов проявляет особый интерес к мозаике, стеклянным и бисерным заводам. Именно Ломоносову мы обязаны рождением русской мозаики и истинного шедевра - знаменитого панно, выполненного на Ломоносовском заводе и посвященного битве под Полтавой.

В 1761 году Михаил Ломоносов следил за прохождением Венеры между Землей и Солнцем. Это очень редкое явление наблюдали ученые многих стран, специально организовавшие для этого далекие экспедиции. Такие наблюдения Венеры давали возможность уточнить величину расстояния от Земли до Солнца. Но только Ломоносов, у себя дома в Петербурге, наблюдая в небольшую трубу, сделал великое открытие, что на Венере есть атмосфера, по-видимому, более плотная, чем атмосфера Земли. Одного этого открытия было бы достаточно, чтобы имя Ломоносова сохранилось в веках.

Стремясь вооружить астрономов лучшим инструментом для проникновения вглубь Вселенной, Ломоносов создал новый тип отражательного телескопа-рефлектора. В телескопе Ломоносова было только одно зеркало, расположенное с наклоном, - оно давало более яркое изображение предмета, потому что свет не терялся как при отражении от второго зеркала.

Далеко опережая современную ему науку, Ломоносов первым из ученых разгадал, что поверхность Солнца представляет собой бушующий огненный океан, в котором даже «камни, как вода, кипят». Загадкой во времена Ломоносова была и природа комет. Ломоносов высказал смелую мысль, что хвосты комет образуются под действием электрических сил, исходящих от Солнца. Позднее было выяснено, что в образовании хвостов комет действительно участвуют солнечные лучи.

Значительна роль Ломоносова в создании русского научного языка. Этот язык у нас начал появляться лишь при Петре I и представлял собой почти исключительно заимствования из иностранного: каждый специалист пользовался немецкими, голландскими, польскими и латинскими словами для обозначения технических вещей, словами, непонятными другим.

Деятельность Ломоносова по упорядочению терминологии была направлена в сторону ограничения количества иностранных слов, заполнивших собою литературный язык в начале XVIII века. Ломоносов при разработке терминологии держался следующих точно выраженных научных положений:

  • «чужестранные слова научные и термины надо переводить на русский язык;

  • оставлять непереведенными слова лишь в случае невоз-можности подыскать вполне равнозначное русское слово или когда иностранное слово получило всеобщее распространение;

  • в этом случае придавать иностранному слову форму, наиболее сродную русскому языку»

По этим правилам и составлялись М. В. Ломоносовым научные термины, громадное большинство которых и до сих пор продолжает обслуживать точное знание.

При введении новых терминов он, прежде всего, использовал исконное богатство общенародного словарного фонда русского языка, придавая словам и их сочетаниям новые, точные, терминологические значения. Ломоносов положил начало нашему точному научному языку, без которого теперь никто не может обходиться.

Они носят имя Ломоносова

Именем Ломоносова названы:

Учреждения науки, образования и культуры:

  • Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

  • Музей М.В. Ломоносова Российской Академии Наук

  • Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова

  • Архангельский театр драмы имени М. В. Ломоносова

  • Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова

  • Архангельский городской лицей имени М. В. Ломоносова

  • Гимназия Ломоносова в Риге

  • Лицей им. М. В. Ломоносова в Йошкар-Оле

  • Самарская средняя школа № 6 им. М. В. Ломоносова

  • Гимназия № 73 «Ломоносовская гимназия» в Санкт-Петербурге

  • Гимназия № 1530 «Школа Ломоносова» в Москве

  • Национальный горный университет им. М. В. Ломоносова в Днепропетровске

  • Ломоносовская школа

Предприятия:

  • Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова - Ломоносовский фарфоровый завод /ЛФЗ/ (1925-2005 гг.)

Топонимика

Географические объекты:

  • Хребет Ломоносова

  • Полуостров Ломоносова

  • Кратер Ломоносов на Луне

Мост Ломоносова через Фонтанку. Санкт-Петербург

Населенные пункты, улицы, площади, станции метро, мосты:

  • Город Ломоносов в составе Петродворцового района Санкт-Петербурга

  • Ломоносово (Денисовка и Мишанинская) - село в Холмогорском районе Архангельской области, на острове Куростров, на реке Северная Двина, родина М. В. Ломоносова

  • Ломоносовский проспект в Москве

  • Площадь Ломоносова в Санкт-Петербурге

  • Площадь Ломоносова в Северодвинске

  • Проспект Ломоносова в Архангельске

  • Проспект Ломоносова в Саратове

  • Улица Ломоносова в Альметьевскe

  • Улица Ломоносова в Арсеньевe

  • Улица Ломоносова в Барнауле

  • Улица Ломоносова в Березниках

  • Улица Ломоносова в Благовещенске

  • Улица Ломоносова в Вельске

  • Улица Ломоносова в Виннице

  • Улица Ломоносова в Владимире (до 1923 г. - ул. Малая Сретенская)

  • Улица Ломоносова в Воронеже

  • Улица Ломоносова в Воркуте

  • Улица Ломоносова в Волгограде

  • Улица Ломоносова в Великом Новгороде

  • Улица Ломоносова в Донецке

  • Улица Ломоносова в Дубоссарах

  • Улица Ломоносова в Екатеринбурге

  • Улица Ломоносова в Жуковском

  • Улица Ломоносова в Ижевске

  • Улица Ломоносова в Кеми

  • Улица Ломоносова в Киеве

  • Улица Ломоносова в Кирове

  • Улица Ломоносова в Кинешмае

  • Улица Ломоносова в Кишинёве

  • Улица Ломоносова в Кольчугине

  • Улица Ломоносова в Коряжме

  • Улица Ломоносова в Красноярске

  • Улица Ломоносова в Краснодаре

  • Улица Ломоносова в Луганске

  • Улица Ломоносова в Мурманске

  • Улица Ломоносова в Нижнем Новгороде

  • Улица Ломоносова в Новороссийске

  • Улица Ломоносова в Новосибирске

  • Улица Ломоносова в Орле

  • Улица Ломоносова в Раменском

  • Улица Ломоносова в Риге

  • Улица Ломоносова в Санкт-Петербурге

  • Улица Ломоносова в Северодвинске

  • Улица Ломоносова в Симферополе

  • Улица Ломоносова в Смоленске

  • Улица Ломоносова в Ставраполе

  • Улица Ломоносова в Сочи

  • Улица Ломоносова в Таганроге

  • Улица Ломоносова в Таллине (1950-1991)

  • Улица Ломоносова в Харькове

  • Улица Ломоносова в Череповце

  • Улица Ломоносова в Шадринске

  • Улица Ломоносова в Шенкурскe

  • Улица Ломоносова в Энгельсе

  • Станция метро Ломоносовская в Санкт-Петербурге

  • Cуперсовременный компьютер "Ломоносов"

Имя М. В. Ломоносова в естествознании

Морское течение

  • Ломоносова течение - холодное течение, подповерхностное противотечение в Атлантическом океане

Биологический вид:

  • Stygiopontius lomonosovi (вид ракообразных)

Астрономический эффект

  • Явление Ломоносова

Геологическая порода

  • Минерал Ломоносовит

и другие явления, объекты и т. д.

Врата учености

«Мудролюбивый российский отрок» Михайло, раз увидев эти книги в сосед­ском доме, уже не отставал от хозяев: просил, чтобы отдали их ему. Не смущаясь отказом, он вновь и вновь умолял, старался всячески им угодить. Наконец соседи не выдержали, и Ми­хайло получил желанные сокровища. А получив, уже не вы­пускал книги из рук, повсюду носил с собою и, читая их постоян­но, выучил наизусть.

Вот эти-то две книги Ломоносов вспоминал с благодарностью и назвал в последствии «вратами своей учёности».

Урок литературы 5 класс Басни Крылова.

"Грамматика"

Мелентий Смотрицкий

«Грамматика славенская» учила не только «благо глаголати и писати», но и

«метром или мерою количества стихи слагати» - то есть сра­зу знакомила с

основами грамоты, красноречия и стихосло­жения.

Урок литературы 5 класс Басни Крылова.

"Арифметика"

Леонтий Магницкий

Книга Л. Магницкого (изданная в Москве в 1703 году «повелением

благочестивейшего государя нашего царя и ве­ликого князя Петра Алексеевича,

всея Великия, Малыя и Белыя России самодержца... ради обучения

мудролюбивых рос­сийских отроков и всякого чина и возраста людей») была по­

пулярным учебным пособием не только по арифметике, но и по геометрии,

физике, географии, астрономии и прочим есте­ственным наукам.

Сочинения М.В. Ломоносова

Историк, риторик, физик, механик, химик, минералог, художник и стихотворец Ломоносов стал автором замечательных открытий, создателем фундаментальных и оригинальных научных трудов.

Творческое наследие М. В. Ломоносова имеет не только исторический, но и научный и литературный интерес. Его деятельность составила целую эпоху и оказала значительное влияние на историю русской культуры. Ломоносов положил начало разработке в России ряда научных дисциплин. С его именем связано развитие в нашей стране физических и химических наук, химической технологии и приборостроения, техники горного дела и стекольного произ­водства, оптики и астрономии, геологии и минералогии, географии и учения о русском языке, истории и экономики. С необыкновенной силой и увлечением он охватил все области знания, все отрасли просвещения, открыв новые пути для их развития в нашей стране.







Невозможно переоценить роль Ломоносова-поэта в развитии русской литературы и русского языка, не случайно В. Г. Белинский называл его Петром Великим русской литературы.

Стихи Ломоносова были для его современников откровением в полном смысле этого слова. По ним русские люди впервые узнали, как разно­образно выразителен, как звучен и певуч может быть их язык: «сие толь долго пренебреженное счастие» открыл и подарил народу Ломоносов.

Стихи Ломоносова и его «Рос­сийская грамматика» были теми двумя рычагами, которыми он, по выражению А. А. Бестужева-Марлинского, «целым веком двинул вперед словесность нашу».

Я знак бессмертия себе воздвигнул...

Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Не вовсе я умру, но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.
Где быстрыми шумит струями Авфид,
Где Давнус царствовал в простом народе,
Отечество мое молчать не будет,
Что мне беззнатной род препятством не был,
Чтоб внесть в Италию стихи эольски
И перьвому звенеть Алцейской лирой.
Взгордися праведной заслугой, муза,
И увенчай главу Дельфийским лавром. <1747>


© 2010-2022