Итоговый тест по русскому языку в 6 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

34

РУССКИЙ ЯЗЫК


Итоговая проверочная работа по русскому языку для 6 класса основной общеобразовательной школы



Пояснения к демонстрационному варианту

Назначение демонстрационного варианта итоговой проверочной работы по русскому языку для 6 класса основной общеобразовательной школы заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику итогового контроля по русскому языку в 6 классе и широкой общественности составить представление о структуре и содержании будущих вариантов проверочной работы, о форме предъявления материала и уровне сложности заданий. Критерии оценивания экзаменационной работы позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности ответов.

Эти сведения дают возможность учащимся выработать стратегию подготовки к итоговой проверочной работе по русскому языку.


Демонстрационный вариант итоговой проверочной работы по русскому языку для 6 класса основной общеобразовательной школы



Демонстрационный вариант

Блок 1

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задания 1.1 - 1.3.

Выполняя задания 1.1 и 1.2, кратко сформулируйте ответы на предложенные вопросы. К заданию 1.3 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Обведите кружком номер правильного ответа.




Текст для прослушивания

Что называется природным комплексом? Природный комплекс - это сочетание растений, животных, воздуха, водоёмов, почв, горных пород на определённой территории. Все части природного комплекса тесно связаны друг с другом и зависят друг от друга.

При изменении одного компонента природного комплекса изменяется весь природный комплекс. Например, при уничтожении комаров, а их многие считают вредными насекомыми, сократится количество рыбы, которая питается их личинками. Кроме того, станут беднее почвы, куда после гибели комаров возвращаются необходимые для питания растений микроэлементы. Следом погибнет растительность и животные, изменится климат территории.

А вот ещё один пример. Для того чтобы восстановить численность лосей в одном из заповедников США, здесь в начале XX века были уничтожены все волки. К чему же это привело? Лоси начали буквально уничтожать растительность заповедника. С исчезновением молодых деревьев из него ушли бобры, потому что лишились своего главного корма. Созданные бобрами искусственные водоёмы высохли, а в них находили себе пищу медведи-гризли. В заповеднике стало меньше и других обитателей - лисиц, койотов, ворон и даже мелких птиц.

Всё это убедительно доказывает, что все компоненты природного комплекса тесно взаимосвязаны между собой.

1.1

Какова тема прослушанного текста?

_____________________

Варианты ответа:

Природный комплекс.

Взаимосвязь частей природного комплекса.

1.2

Какова основная мысль прослушанного текста?

__________________________________________

ответ: В природе (природном комплексе) всё взаимосвязано, при изменении одной её части изменяются и другие.

1.3

Какое из высказываний можно использовать как доказательство основной мысли прослушанного текста?

1) Животные и растения, которые населяют какой-то участок суши или водоёма, имеют общие или сходные требования к условиям существования.

2) В 1958 году уничтожение воробьёв в Китае привело к размножению

саранчи, в результате чего резко уменьшились урожаи, и в стране

наступил голод.

3) Горы обычно образуют скопления, имеющие сверху вид или

правильных рядов, или беспорядочно разбросанных гор.

4) Преобладающая часть пресной воды до сих пор практически недоступна

человеку, поскольку она существует в виде ледников.

ответ: 2


Часть 2


К каждому заданию 2.1 - 2.7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Обведите кружком номер правильного ответа.

2.1

Какое утверждение является верным?

1)

Глаголы в форме прошедшего времени изменяются по числам и лицам.

2)

Грамматическими являются ошибки, допущенные в правописании слов.

3)

Имя существительное, глагол, наречие - изменяемые части речи.

4)

Глаголы в формах условного (сослагательного) наклонения обозначают действия, которые возможны при каком-то условии.

ответ: 4

2.2

В каком ряду оба слова состоят из 7 звуков?

1)

перешьют, поставь

2)

съездить, обжечься

3)

мальчик, съешьте

4)

маячить, разрежьте

ответ: 2

2.3

В каком ряду оба существительных образованы суффиксальным способом от прилагательного и имеют нулевое окончание?

1)

смелость, свежесть

2)

переплётчик, недруг

3)

желтизна, водопад

4)

соавтор, котёнок

ответ: 1

2.4

В каком ряду сочетаний слов все прилагательные употреблены в переносном значении?

1)

тёплый приём, чистая посуда

2)

дырявая память, туманный намёк

3)

холодный ум, глубокий анализ

4)

железная воля, каменный дом

ответ: 2

2.5

В каком предложении есть словосочетание

х

«количественное числительное + имя существительное»?

1)

Двухсотлетие города отметили на прошлой неделе.

2)

Мы уже дважды встречались с этим удивительным человеком.

3)

Примерно два раза в год семья Ивановых выезжала на отдых в Подмосковье.

4)

Встреча с врачом состоялась на второй день нашего пребывания в санатории.

ответ: 3

2.6

В каком примере просьба выражена глаголом повелительного наклонения?

1)

Вам нетрудно открыть окно?

2)

Открыли бы вы окно!

3)

Откройте, пожалуйста, окно!

4)

Вы не откроете окно?

ответ: 3

2.7

В каком предложении грамматическая основа выражена именем существительным и именем прилагательным?

1)

Солнце медленно опускалось за горизонт.

2)

Работу они выполнили хорошо.

3)

Книга - источник знаний.

4)

Красив лес осенью!

ответ: 4

Часть 3


Отвечая на задания 3.1 - 3.3, вставляйте вместо пропусков пропущенные буквы, знаки препинания или цифры, как это требуется в заданиях.


3.1

Вместо пропусков вставьте в тексте пропущенные буквы.

Картофель второй хлеб. Об этом в ст__рину говорилось на Руси. Ун__версальное р__стение д__вно пр__вратилось в лакомство и кулинарные рецепты посв__щены пр__готовлению пр__красных блюд из картошки. Отв__рить её в воде - излюбленный способ ро__иян.

Четыре года назад адмнистрац__я Кемеровской обл__сти пр__влекла вн__мание к картофелю и об__явила конкурс на лучший пам__тник ему. В таком конкурсе пр__нимают участие десятки совреме__ых скульпторов.

Друзья не пр__небрегайте картофелем! Он является полезным ценным и п_тательным продуктом!

3.2

Вставьте в тексте (задание 3.1) пропущенные знаки препинания.

Ответ к заданиям 3.1 и 3.2:

Картофель - второй хлеб. Об этом в стАрину говорилось на Руси. УнИверсальное рАстение дАвно прЕвратилось в лакомство, и кулинарные рецепты посвЯщены прИготовлению прЕкрасных блюд из картошки. ОтвАрить её в воде - излюбленный способ роССиян.

Четыре года назад адмнистрацИя Кемеровской облАсти прИвлекла внИмание к картофелю и обЪявила конкурс на лучший памЯтник ему. В таком конкурсе прИнимают участие десятки совремеННых скульпторов.

Друзья, не прЕнебрегайте картофелем! Он является полезным, ценным и пИтательным продуктом!

3.3

В данном ниже тексте вместо пропусков вставьте цифры.

В тексте задания 3.1 использованы: _____ числительных,

_____ местоимений.

Ответ: 2 числительных, 5 местоимений.




Часть 4

Прочитайте текст и выполните задания 4.1 - 4.6

(1)Дело было в Крыму. (2)Один приезжий мальчик пошёл на море ловить удочкой рыбу. (3)А там был очень высокий, крутой скользкий берег. (4)Мальчик начал спускаться, потом посмотрел вниз, увидел под собой огромные острые камни и испугался. (5)Остановился и с места не может сдвинуться. (6)Вцепился в какой-то колючий кустик, сидит на корточках и даже дышать боится.

(7)А внизу, в море, рыбак ловил рыбу. (8)И с ним в лодке была девочка, его дочка. (9)Она всё видела и поняла, что мальчик трусит, и стала смеяться, показывать на него пальцем.

(10)Мальчику было стыдно, но он ничего не мог с собой сделать. (11)Он только стал притворяться, будто сидит просто так и будто ему очень жарко. (12)Он даже снял шапку и стал ею махать около своего носа.

(13)Вдруг подул ветер, вырвал у мальчика из рук удочку и бросил её вниз.

(14)Мальчику было жаль удочки, он попробовал ползти вниз, но опять у него ничего не вышло.

(15)А девочка всё это видела.(16) Она что-то сказала отцу, тот посмотрел наверх и что-то сказал ей.

(17)Вдруг девочка спрыгнула в воду и зашагала к берегу. (18)Взяла удочку и пошла обратно к лодке.

(19)Мальчик так рассердился, что забыл всё на свете и сломя голову покатился вниз.

(20)- Эй! Отдавай! Это моя удочка! - закричал он и схватил девочку за руку.

(По А.И. Пантелееву)

Задания 4.1 - 4.2, 4.6 выполните, опираясь на содержание прочитанного текста. К каждому заданию 4.1 - 4.5 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Обведите кружком номер правильного ответа. В задании 4.6. запишите краткое высказывание.

4.1

Что заставило мальчика победить свою трусость?


  1. Намерение казаться смелым и решительным в глазах девочки.

  2. Жадность и боязнь того, что девочка заберет его удочку.

  3. Стремление быстрее уйти домой.

  4. Желание узнать, о чём говорили дочь и отец.

ответ: 2

4.2

В какой момент испугался мальчик?


  1. Когда ветер вырвал из его рук удочку.

  2. Когда увидел, что девочка смеётся над ним.

  3. Когда почувствовал, что очень устал.

  4. Когда увидел внизу под собой острые камни.

ответ: 4

4.3

К какому типу речи относится текст?

1)

повествование с элементами рассуждения

2)

рассуждение с элементами описания

3)

повествование

4)

описание

ответ:3

4.4

Какое из указанных предложений связано с предыдущим с помощью союза и личного местоимения?

1) 3 2) 6 3) 8 4) 15

ответ:3

4.5

В каком предложении употреблён фразеологизм?

1) 2 2) 6 3) 7 4) 19

ответ:4

4.6

В тексте, который вы прочитали, есть продолжение. Напишите и вы окончание текста (5-6 предложений).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по русскому языку

Блок 1

Часть 1


За верное выполнение заданий 1.1 и 1.2 проверочной работы ученик получает по 2 балла за каждое задание.

За верное выполнение задания 1.3. - 1 балл.

За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший задания первой части работы, - 5 баллов.

Часть 2

За верное выполнение заданий 2.1 - 2.7 проверочной работы ученик получает по 1 баллу за каждое задание.

За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший задания второй части работы, - 7 баллов.

Часть 3

Задание 3.1 оценивается следующим образом:

правильно вставлены от 18 до 20 букв - 4 балла;

правильно вставлены от 19 до 17 букв - 3 балла;

правильно вставлены от 16 до 14 букв - 2 балла;

правильно вставлены от 13 до 11 букв - 1 балл;

вставлено менее 11 букв - 0 баллов.

Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший задание 3.1. - 4 балла.

Задание 3.2 оценивается следующим образом:

правильно поставлены все 4 знака - 2 балла;

правильно поставлены 2-3 знака - 1 балл.

Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший задание 3.2. - 2 балла.

За верное выполнение задания 3.3 ученик получает 1 балл.

За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший задания третьей части работы - 7 баллов.

Часть 4

За верное выполнение заданий 4.1 - 4.5 проверочной работы ученик получает по 1 баллу за каждое задание.

За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший задания 4.1 - 4.5 работы - 5 баллов.

Критерии оценивания задания 4.6 представлены в таблице 1

Таблица 1

Критерии оценивания письменного высказывания

Баллы

1

Содержание письменного высказывания


Соответствие работы учащегося теме исходного текста.


Содержание письменного высказывания соответствует теме исходного текста.

2

Содержание письменного высказывания соответствует теме исходного текста, однако в сочинении имеется 1 отступление от темы и/или 1 фактическая ошибка.

1

Написанный учащимся текст не соответствует теме исходного текста или письменного высказывания представляет собой пересказ исходного текста, или в работе учащегося имеются 2 и более отступлений от темы, или 2 и более фактические ошибки.

0

2

Речевое оформление сочинения


Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения мыслей


В работе отсутствуют логические ошибки; верно использованы языковые средства логической связи.

2

В работе допущена 1 логическая ошибка и/или 1 ошибка в использовании языковых средств логической связи.

1

В работе допущено более 1-й логической ошибки, и/или имеются более 1-й ошибки в использовании языковых средств логической связи.

0

3

Точность и ясность речи


Учащийся владеет достаточным словарным запасом и разнообразными грамматическими средствами, чтобы точно и понятно выразить свою мысль.

2

Учащийся владеет достаточным словарным запасом, однако прослеживается однообразие грамматического строя речи, что не позволяет точно и понятно выразить свою мысль.

1

Работа учащегося отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.

0


4

Соблюдение орфографических норм


орфографических ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка

2

допущены 1 - 2 ошибки

1

допущено 3 и более ошибок

0

5

Соблюдение пунктуационных норм


пунктуационных ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка

2

допущены 1 - 2 ошибки

1

допущено 3 и более ошибок

0



6

Соблюдение грамматических норм


грамматических ошибок нет

2

допущены 1 - 2 ошибки

1

допущено 3 и более ошибок

0

7

Соблюдение речевых норм


речевых ошибок нет

2

допущены 1- 2 ошибки

1

допущено 3 и более ошибок

0

Максимальное количество баллов по критериям 1-6

14

Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший задания четвертой части работы - 14 баллов.

Максимальный балл, который может получить ученик за выполнение всей экзаменационной работы, - 38 баллов.



Блок 2

Задания блока 2 выполняются устно. В Задании 1.1. тр6буетс вставить пропущенные буквы.

Часть 1

1.1

Прочитайте текст про себя, вставьте пропущенные буквы и устно объясните выбор написания в словах одной из групп (на выбор):

  • проверяемые безударные гласные в корне;

  • чередующиеся гласные в корне;

  • сомнительные согласные;

  • Н и НН в суффиксах прилагательных;

  • ТЬСЯ/ТСЯ в глаголах;

  • слова с приставками ПРЕ-, ПРИ-.

Золотом г__рят лист__я де рев__ев, др__гоце__ыми рубинами краснеют спелые ягоды к__лины, р__бины. Но это не осе__ий лес, а н_рядная деревя__ая посуда. Она производит__ся в стари__ом селе Хохлома Нижегородского края.

Нелегко сделать наст_ящую хохломскую чашу. Однажды передо мной пр__открылась тайна чудес__ного р__ждения расп_сной чаши из обыкнове__ого дерева.

Первая операц__я - выр__зание на т__карном ст__нке загото__ки и покрытие её жи__ким слоем глины. Деревя__ая чаша словно пр__вращает__ся в глиня__ую. Второй этап - пропит_вание её льня__ым маслом и а__юминиевым пор__шком. После этого чаша забл__стит, будто серебря__ая. Третий этап - росп__сь масля__ыми красками. Появляет__ся пр__чудливый р__стительный орнамент. Потом чашу выдерж__вают в раск__лённой печи при темпер__туре сто двадцать градусов. Через некоторое время происходит уд__вительное пр__вращение! От соприк__сновения с огнём чаша ст_новится золотой! И сотв_рили это чудо золотые руки м_стеров. (По А. Клиентову)

1.2


Выразительно прочитайте текст вслух (см. задание 1.1.), озаглавьте его.

1.3


К какому типу речи относится прочитанный текст? В ответе приведите доказательства.

1.4


Одинаковое ли значение имеет слово золотой в последнем и предпоследнем предложении текста (золотая чаша - золотые руки)? В ответе приведите доказательства.

Часть 2.

Выполните только одно из заданий (на выбор): 2.1. или 2.2.

2.1

Речевая ситуация: На собрании четвероклассников расскажите об одном из предметов народного промысла, который Вам очень понравился (кукла-матрёшка, дымковская игрушка, палехская шкатулка, гжель и т.д.). Возможно, Вы увидели его в музее или в магазине, или в гостях. Опишите этот предмет, расскажите, чем он Вам запомнился.

2.2

Речевая ситуация: На улице Вы встретились с одноклассниками после каникул. Расскажите им о недавно просмотренном и понравившемся вам фильме так, чтобы им тоже захотелось увидеть его.




Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по русскому языку

Блок 2

Таблица 1

Оценивание ответа учащегося

на задания части 1

Школьная отметка

Критерии оценивания

«5»

Содержание ответа

1) понимание прочитанного текста

  • предложено название, отражающее тему и/или основную мысль текста;

  1. речеведческий анализ текста

    • правильно установлена принадлежность текста к определенному типу речи;

    • приведены аргументы, обосновывающих точку зрения учащегося;

  2. орфографический анализ

    • правильно решены орфографические задачи (вставлены пропущенные буквы);

    • допущено не более 1-ой неточности при объяснении написания слов.

Речевое оформление ответа

  • учащийся точно выражает мысли, использует разнообразные грамматические конструкции;

  • слова употреблены в соответствии с их лексическим значением и стилистической окрашенностью; не используются слова, выходящие за пределы литературного языка (жаргонизмы, слова-паразиты и др.);

  • орфоэпических ошибок нет;

  • допущено не более 1-ой грамматической ошибки;

  • допущено не более 1-ой речевой ошибки.

Выразительность речи

  • чтение текста вслух отражает понимание его содержания, соответствует интонационным нормам и требованиям выразительности речи;

  • интонационное оформление устного высказывания соответствует коммуникативной цели речи;

  • уместно использованы выразительные языковые средства (лексические, синтаксические);

  • невербальные средства общения (мимика, жесты) уместны и корректны.

«4»

Содержание ответа

1) понимание прочитанного текста

  • предложено название, отражающее тему и/или основную мысль текста;

  1. речеведческий анализ текста

  • правильно установлена принадлежность текста к определенному типу речи;

  • приведено не менее 2-х аргументов, обосновывающих точку зрения учащегося;

  1. орфографический анализ

  • допущено не более 1-ой ошибки (орфографической);

  • допущено не более 1-ой ошибки при объяснении выбора написания.

Речевое оформление ответа

  • учащийся точно выражает мысли, использует разнообразные грамматические конструкции;

  • допущено не более 1-ой неточности в употреблении слов в соответствии с их лексическим значением и стилистической окрашенностью; не используются слова, выходящие за пределы литературного языка (жаргонизмы, слова-паразиты и др.);

  • допущено не более 1-ой орфоэпической ошибки (для учащихся школ с нерусским языком обучения - не более 1 - 2-х ошибок);

  • допущено не более 1-ой грамматической ошибки;

  • допущено не более 2-х речевых ошибок (для учащихся школ с нерусским языком обучения - не более 2 -3-х ошибок).

Выразительность речи

  • чтение текста вслух отражает понимание его содержания и в целом соответствует интонационным нормам и требованиям выразительности речи;

  • интонационное оформление устного высказывания соответствует коммуникативной цели речи;

  • допущено не более 1-ого недочета в использовании выразительных языковых средств (лексических, синтаксических);

  • невербальные средства общения (мимика, жесты) в целом уместны и корректны.


«3»

Содержание ответа

1) понимание прочитанного текста

  • предложено название, которое в целом соответствует теме и основной мысли текста;

    1. речеведческий анализ текста

  • неправильно установлена принадлежность текста к определенному типу речи, однако ошибки исправлены в ходе беседы с экзаменаторами;

  • приведено не менее 1-го аргумента, обосновывающего точку зрения учащегося;

    1. орфографический

  • допущено не более 3-х ошибок (орфографических);

  • допущено не более 2-х ошибок и/или недочетов при объяснении выбора написания, постановки знаков препинания.

Речевое оформление ответа

  • учащийся не всегда точно выражает мысль, не всегда пользуется разнообразными грамматическими конструкциями;

  • допущено не более 2-х неточностей в употреблении слов в соответствии с их лексическим значением и стилистической окрашенностью; используются слова, выходящие за пределы литературного языка (жаргонизмы, слова-паразиты и др.);

  • допущено не более 2-х орфоэпических ошибок (для учащихся школ с нерусским языком обучения - не более 2 - 3-х ошибок);

  • допущено не более 2-х грамматических ошибок;

  • допущено не более 3-х речевых ошибок (для учащихся школ с нерусским языком обучения - не более 4 - 5 ошибок).

Выразительность речи

  • чтение текста вслух в целом соответствует интонационным нормам русского языка, однако имеются отдельные отступления от них;

  • интонационное оформление устного высказывания не в полной мере соответствует коммуникативной цели речи;

  • допущено не более 2-х недочетов в использовании выразительных языковых средств (лексических, синтаксических);

  • допущены ошибки в речевом поведении и использовании невербальных средств общения (мимики, жестов).


«2»

Содержание ответа

1) понимание прочитанного текста

  • предложено название, которое не соответствует теме и основной мысли текста;

    1. речеведческий анализ текста

  • неправильно установлена принадлежность текста к определенному типу речи;

  • не приведены аргументы, обосновывающие точку зрения учащегося;

    1. орфографический анализ

  • допущено более 3-х ошибок (орфографических и/или пунктуационных);

  • допущено более 3-х ошибок и/или недочетов при объяснении выбора написания, постановки знаков препинания.

Речевое оформление ответа

  • учащийся неточно выражает мысль; его речь характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматических конструкций;

  • допущено более 2-х неточностей в употреблении слов в соответствии с их лексическим значением и стилистической окрашенностью; широко используются слова, выходящие за пределы литературного языка (жаргонизмы, слова-паразиты и др.);

  • допущено более 2-х орфоэпических ошибок (для учащихся школ с нерусским языком обучения - более 3-х ошибок);

  • допущено более 2-х грамматических ошибок (для учащихся школ с нерусским языком обучения - более 3-х ошибок);

  • допущено более 3-х речевых ошибок (для учащихся школ с нерусским языком обучения - более 5 - 6 ошибок).


Выразительность речи

  • при чтении текста наблюдаются отступления от интонационных норм русского языка;

  • интонационное оформление устного высказывания не соответствует коммуникативной цели речи;

  • учащийся не использует выразительные языковые средства (лексические, синтаксические);

  • допущены ошибки в речевом поведении и использовании невербальных средств общения (мимики, жестов).





Таблица 2

Оценивание ответа учащегося

на задание части 2

Школьная отметка


Критерии оценивания

«5»

Содержание ответа

  • тема понята правильно; высказывание полностью соответствует теме и раскрывает ее;

  • основная мысль выражена четко и определенно;

  • высказывание характеризуется смысловым единством, связностью и последовательностью изложения; логических ошибок нет;

  • приведено несколько аргументов, обосновывающих точку зрения учащегося;

  • созданное учащимся устное высказывание соответствует заданной речевой ситуации (адресат, место и условия общения), сфере общения и оформлено в рамках заданного жанра.

.

Речевое оформление ответа

  • учащийся точно выражает мысли, использует разнообразные грамматические конструкции;

  • выбор языковых средств соответствует заданной речевой ситуации и сфере общения;

  • слова употреблены в точном соответствии с их лексическим значением; не используются слова, выходящие за пределы литературного языка (жаргонизмы, слова-паразиты и др.);

  • орфоэпических ошибок нет;

  • допущено не более 1-ой грамматической ошибки;

  • допущено не более 2-х речевых ошибок.


Выразительность речи

  • уместно использованы выразительные языковые средства (лексические, синтаксические);

  • интонационное оформление устного высказывания соответствует коммуникативной цели речи;

  • уместно использованы средства привлечения и удерживания внимания слушателей;

  • невербальные средства общения (мимика, жесты, поза) употребляются уместно и корректно.


Взаимодействие с собеседником

  • вопросы учителя по содержанию высказывания поняты учащимся верно;

  • ответы на вопросы демонстрируют умение кратко и точно формулировать мысль, убеждать собеседника в своей правоте, аргументировано отстаивать свою точку зрения.


«4»

Содержание ответа

  • тема понята правильно; высказывание полностью соответствует теме и раскрывает ее;

  • основная мысль выражена нечетко и неопределенно;

  • устный ответ учащегося характеризуется смысловым единством, связностью; допускается не более 2-х недочетов в последовательности изложения;

  • приведено не менее 1-го аргумента, обосновывающего точку зрения учащегося;

  • созданное учащимся устное высказывание не в полной мере соответствует заданной речевой ситуации (адресат, место и условия общения), сфере общения, не все признаки заданного жанра соблюдены.

.

Речевое оформление ответа

  • учащийся точно выражает мысли, использует разнообразные грамматические конструкции;

  • выбор языковых средств соответствует заданной речевой ситуации и сфере общения;

  • допущено не более 1-ой неточности в употреблении слов в соответствии с их лексическим значением; не используются слова, выходящие за пределы литературного языка (жаргонизмы, слова-паразиты и др.);

  • допущено не более 1-ой орфоэпической ошибки (для учащихся школ с нерусским языком обучения - не более 1 - 2-х ошибок);

  • допущено не более 1-ой грамматической ошибки;

  • допущено не более 2-х речевых ошибок (для учащихся школ с нерусским языком обучения - не более 2 - 3-х ошибок).

Выразительность речи

  • допущено не более 1-го недочета в использовании выразительных языковых средств (лексических, синтаксических);

  • интонационное оформление устного высказывания соответствует коммуникативной цели речи;

  • не всегда уместно использованы средства привлечения и удерживания внимания слушателей;

  • невербальные средства общения (мимика, жесты, поза) в целом употребляются уместно и корректно.


Взаимодействие с собеседником

  • вопросы экзаменаторов по содержанию высказывания поняты учащимся верно;

  • ответы на вопросы демонстрируют умение кратко и точно формулировать мысль, убеждать собеседника в своей правоте, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

«3»

Содержание ответа

  • тема в целом понята правильно; однако раскрыта недостаточно полно;

  • основная мысль не выражена;

  • устный ответ учащегося характеризуется недостаточным смысловым единством, связностью; допускается не более 2-х недочетов в последовательности изложения (для учащихся школ с нерусским языком обучения - не более 2 - 3-х недочетов);

  • приведено не менее 1-го аргумента, обосновывающего точку зрения учащегося;

  • созданное учащимся устное высказывание не соответствует заданной речевой ситуации (адресат, место и условия общения) или сфере общения; признаки заданного жанра соблюдены не в полной мере.

.

Речевое оформление ответа

  • учащийся недостаточно точно выражает мысли, недостаточно свободно использует разнообразные грамматические конструкции;

  • выбор языковых средств не всегда соответствует заданной речевой ситуации и сфере общения;

  • допущено не более 2-х неточностей в употреблении слов в соответствии с их лексическим значением; используются слова, выходящие за пределы литературного языка (жаргонизмы, слова-паразиты и др.);

  • допущено не более 2-х орфоэпических ошибок (для учащихся школ с нерусским языком обучения - не более 3-х ошибок);

  • допущено не более 2-х грамматических ошибок;

  • допущено не более 3-х речевых ошибок (для учащихся школ с нерусским языком обучения - не более 3 - 5 ошибок).

Выразительность речи

  • допущено не более 2-х недочетов в использовании выразительных языковых средств (лексических, синтаксических);

  • интонационное оформление устного высказывания не в полной мере соответствует коммуникативной цели речи;

  • не используются средства привлечения и удерживания внимания слушателей;

  • допущены ошибки в речевом поведении и использовании невербальных средств общения (мимика, жесты, поза).

Взаимодействие с собеседником

  • вопросы экзаменаторов по содержанию высказывания не во всех случаях поняты учащимся верно;

  • ответы на вопросы показывают, что экзаменующемуся не всегда удается кратко и точно формулировать мысль, убеждать собеседника в своей правоте, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

«2»

Содержание ответа

  • обнаружено значительное непонимание темы высказывания;

  • основная мысль не выражена;

  • в устном ответе учащегося нет смыслового единства, связности; материал излагается бессистемно;

  • не приведены аргументы, обосновывающие точку зрения учащегося;

  • созданное учащимся устное высказывание не соответствует заданной речевой ситуации (адресат, место и условия общения) и сфере общения; признаки заданного жанра не соблюдены.

.

Речевое оформление ответа

  • учащийся неточно выражает мысль; его речь характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматических конструкций;

  • выбор языковых средств не соответствует заданной речевой ситуации и сфере общения;

  • допущено более 2-х неточностей в употреблении слов в соответствии с их лексическим значением; широко используются слова, выходящие за пределы литературного языка (жаргонизмы, слова-паразиты и др.);

  • допущено более 2-х орфоэпических ошибок (для учащихся школ с нерусским языком обучения - более 3-х ошибок);

  • допущено более 2-х грамматических ошибок;

  • допущено более 3-х речевых ошибок (для учащихся школ с нерусским языком обучения - более 5 - 6 ошибок).

Выразительность речи

  • учащийся не использует выразительные языковые средства (лексические, синтаксические);

  • интонационное оформление устного высказывания не соответствует коммуникативной цели речи;

  • не используются средства привлечения и удерживания внимания слушателей;

  • допущены ошибки в речевом поведении и использовании невербальных средств общения (мимики, жестов, позы).

Взаимодействие с собеседником

  • вопросы экзаменаторов по содержанию высказывания не поняты учащимся;

  • ответы на вопросы показывают, что экзаменующийся не может точно формулировать мысль, убеждать собеседника в своей правоте, аргументировано отстаивать свою точку зрения.




© 2010-2022