Выступление на педагогическом совете школы Организация дифференцированной работы с учащимися на уроках русского языка

Самые горькие минуты в жизни учителя - это минуты, когда вдруг убеждаешься в бесполезности своего труда, когда после урока, насыщенного проблемными вопросами, интересными текстами, разнообразными видами работы, вдруг сталкиваешься с печальными, а порой и злым взглядом ученика, так ничего и не понявшего из твоего объяснения, впустую просидевшего за партой эти 45 минут. Нет, он не отвлекался, он даже пытался писать вместе со всеми, но груз отставания слишком велик, и разрыв между ним и другими всё...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на педагогическом совете школы Организация дифференцированной работы с учащимися на уроках русского языка.Выступление на педагогическом совете школы Организация дифференцированной работы с учащимися на уроках русского языка.Выступление на педагогическом совете школы Организация дифференцированной работы с учащимися на уроках русского языка.Выступление на педагогическом совете школы Организация дифференцированной работы с учащимися на уроках русского языка.Выступление на педагогическом совете школы Организация дифференцированной работы с учащимися на уроках русского языка.Выступление на педагогическом совете школы Организация дифференцированной работы с учащимися на уроках русского языка.Выступление на педагогическом совете школы Организация дифференцированной работы с учащимися на уроках русского языка.Выступление на педагогическом совете школы Организация дифференцированной работы с учащимися на уроках русского языка.Выступление на педагогическом совете школы Организация дифференцированной работы с учащимися на уроках русского языка.Выступление на заседании педагогического совета МКОУ «СОШ № 19»

22.03.2013 г

Организация дифференцированной работы с учащимися на уроках русского

языка.

Самые горькие минуты в жизни учителя - это минуты, когда вдруг убеждаешься в бесполезности своего труда, когда после урока, насыщенного проблемными вопросами, интересными текстами, разнообразными видами работы, вдруг сталкиваешься с печальными, а порой и злым взглядом ученика, так ничего и не понявшего из твоего объяснения, впустую просидевшего за партой эти 45 минут. Нет, он не отвлекался, он даже пытался писать вместе со всеми, но груз отставания слишком велик, и разрыв между ним и другими всё увеличивается.

Причины, порождающие отставание, многообразны. Рассматриваются два типа слабоуспевающих школьников: к первому относятся дети, главной причиной отставания которых является бедный фонд знаний, порождённый различными причинами - педагогически запущенные школьники. Эти дети требуют большого внимания и контроля, систематической работы по преодолению пробелов, посильного включения в активную познавательную деятельность.

Ко второму типу относятся школьники, неуспеваемость которых вызвана в первую очередь неблагоприятными для познавательной деятельности качествами ума: поверхностью, инертностью, неустойчивостью, неосознанностью мыслительной деятельности. Работа с такими детьми представляет для учителя наибольшую трудность. Где же выход ?

Возможным путем решения этой проблемы является организация дифференцированной работы с учащимися прямо на уроке.

Дифференциация - это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности.

Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

Основная задача дифференцированного обучения - вовлечь в работу каждого ученика, помочь « слабому », развивать способности « сильных ».

Дифференцированная работа требует предварительного деления учащихся на группы по уровню обучаемости.

1 группа - сильные учащиеся с высоким уровнем усвоения, с высокими познавательными способностями, умеют работать самостоятельно, они получают задания повышенной трудности.

2 группа - учащиеся со средним уровнем способностей. Для них необходимо создать условия для продвижения в развитии и постепенного перехода в 1 группу. Работая с этой группой, следует уделять внимание развитию их способностей, воспитанию самостоятельности, уверенности в своих силах.

3 группа - учащиеся с пониженной успеваемостью в результате низких способностей. Этой группе приходится уделять особое внимание, поддерживать, помогать усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока 1 и 2 группы занимаются самостоятельно.

Работа по группам на уроке вызывает сомнение у многих, утверждающих, что это отрицательно скажется на самооценке учащихся, ухудшит положение слабоуспевающих школьников в классе, породит другие нежелательные явления. Но и без выделения в особые группа ребята хорошо понимают, как они учатся, сравнивают свои успехи с успехами товарищей. Дифференцированный подход помогает им обрести веру в свои силы, включает в посильную познавательную деятельность всех школьников.

Однако для успешного осуществления дифференцированной работы необходимо соблюдение следующих условий:

  1. Между учителем и коллективом класса должны существовать доверительные отношения, атмосфера сотрудничества.

  2. Постоянное внимание должно уделяться совместной работе всех групп, необходимо подчёркивать роль работы каждой группы в решении общей познавательной задачи.

  3. Учитель обязан внимательно следить за ростом учащихся, замечать любое продвижение в их интеллектуальном развитии.

В любом случае перед учащимися ставится единая задача, к решению которой они идут путями, соответствующими их познавательным возможностям на данном этапе.

Взаимодействие дифференцированной и совместной работы групп на уроке может быть различным. Схематически один из видов таких уроков можно представить так.

Тема урока русского языка в 7 классе «Правописание не с причастиями»

1.

Совместная постановка задачи

2.

Совместное повторение правописания не с существительными и прилагательными

3.Дифференцированное объяснение нового материала с опорой на повторение

1 2 3

Ребята 1 и 2 групп выводят правило сами, зная как пишутся с НЕ существительные и прилагательные

-НЕ с причастиями пишется слитно, если_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Например: недоумевающий, ненавидящий_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

-НЕ с причастиями пишется слитно, если нет_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Например: невспаханное, незасеянное _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

-НЕ с причастиями пишется раздельно, если есть _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Например: не рассеянные, а внимательные; не исследованные, а глухие; _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

-НЕ с причастиями пишется раздельно, если есть_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Например: не прочитанная до конца, не пришедшая вовремя, _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

-И последнее: краткие причастия пишутся с не _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Например: не сделана, не сложена, _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Ребята 3-ей группы работают с учителем по учебнику.

  1. Дифференциальное закрепление (повторное объяснение для ребят 3-ей группы)

1 2 3

Творческая работа для ребят 1-ой группы. Вставить подходящие по смыслу имена прилагательные, причастия с НЕ.

В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, но это край ( нехоженых ) троп и (непуганых) птиц и зверей обладает большой притягательной силой. Именно в нём заключается вся прелесть и все (незаметное) разнообразие русской природы.

Что можно увидеть в Мещёрском крае ? Цветущие некогда (не кошенные) луга, сосновые боры, лесные озёра.

Ребята 2- ой группы списывают предложения. Затем заменяют их таким образом, что бы НЕ было написано наоборот: там, где слитно - раздельно; там, где раздельно, - слитно.

  1. Ох, и не ? весёлое это дело _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

  2. Меня гложет не ? осознанный страх._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

  3. Никогда не ? испытанные чувства овладели мной._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

  4. Боль была не ? ощутимая._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

  5. Это твой не ? друг._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Ребята 3-ей группы работают с учителем по учебнику

6.

Общая проверка результата освоения по учебнику


7. Дифференцированное домашнее задание

1 2 3

Домашнее задание

Ребята 1-ой группы пишут грамматическую сказку о том, как НЕ искала друзей среди причастий. К этой работе могут подключиться и ребята 2-ой группы по желанию.

Ребята 2-ой и 3-ей групп - задание по учебнику.

Самые горькие минуты в жизни учителя - это минуты ощущения бесполезности своего труда, несоответствия затраченных усилий полученным результатам. Дифференцированная работа на уроке способствует сокращению таких минут, даёт учителю и ученикам ощутить радость от результатов совместного труда, помогает всем школьникам, даже самым слабым, испытать чувство удовлетворения от упорной работы.


© 2010-2022