Система подготовки учащихся 9 -ых классов к ГИА по русскому языку

«Человек лишь там чего-то добивается,  где сам верит в свои силы» Л. Фейербах   При организации учебной деятельности ничто так сильно не интересует и не заботит  педагога, как учебная мотивация школьников, так как по справедливому наблюдению         В.Н. Мясищева, результаты деятельности человека на 20-30% зависят от интеллекта, и на 70-80% –от мотивов. И каждого педагога волнует вопрос о том,  как же сформировать у учащихся положительные мотивы к обучению и познанию. В настоящее время проблема ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Круглый стол «Проблема в формировании и поддержании мотивации школьника».

Система подготовки учащихся 9х классов к ГИА по русскому языку.

«Человек лишь там чего-то добивается,

где сам верит в свои силы»

Л. Фейербах

При организации учебной деятельности ничто так сильно не интересует и не заботит педагога, как учебная мотивация школьников, так как по справедливому наблюдению В.Н. Мясищева, результаты деятельности человека на 20-30% зависят от интеллекта, и на 70-80% -от мотивов. И каждого педагога волнует вопрос о том, как же сформировать у учащихся положительные мотивы к обучению и познанию. В настоящее время проблема формирования устойчивых положительных мотивов у школьников актуальна в педагогике, психологии и практике школы.

Для того чтобы личность начала действовать, она должна войти в особое психическое состояние активности, т.е. чем-то побуждаться. Побуждение - двигательный импульс, эмоционально-волевое устремление личности к чему-либо, которое и получило название мотива. Слово «мотивация» произошло от латинского глагола «movere», двигать.

В основе всех побудителей поведения лежат потребности. Потребность понимается, как отражённая в форме переживания нужда индивида в том, что необходимо для поддержания его организма и развития его личности. Потребность непосредственно побуждает человека к активности, направленной на удовлетворение этой потребности. Она, таким образом, является внутренним стимулом его поведения и деятельности. На основе потребности у человека возникают мотивы деятельности, побуждения к ней. Мотив - причина, побуждающая к деятельности, а цель - это то, к чему стремиться человек, выполняя эту деятельность.

Потребность - мотив - цель.
(хочу) (интересуюсь) (умею)

Охарактеризовать мотив - значит ответить на вопрос, ради чего деятельность выполняется. Деятельность без мотива или со слабым мотивом или не осуществляется вообще, или оказывается крайне неустойчивой.

Учебная деятельность школьников побуждается целой системой разнообразных мотивов. Все эти мотивы учения могут быть разделены на две большие категории - одни из них связаны с самой учебной деятельностью (УД), а другие - с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой, то есть социальные мотивы.

Внешние (социальные).

1. Широкие социальные - долг и ответственность перед обществом, классом, учителем, родителями.
2.Узколичные - стремление получить одобрение, мотивация престижа.
3. Отрицательные - страх наказания, стремление избежать неприятностей со стороны родителей, одноклассников.

Внутренние (связанные с УД) - познавательный интерес, расширение кругозора, стремление овладеть способами действий, стремление овладеть ЗУН и, мотивы, связанные с процессом учения - потребность в интеллектуальной активности, преодоление интеллектуальных трудностей, преодоление препятствий в процессе решения задач.

Как показывают исследования Л.И. Божович, обе эти категории мотивов необходимы для осуществления не только учебной, но и любой другой деятельности.

Важнейшая задача школьного обучения - формирование учебно-познавательных мотивов. Формирование этих мотивов основывается на трёх факторах:

1.Способности, задатки ребёнка.
2. Субъект (воля и эмоции ребёнка, преодоление своих неспособностей).
3. Среда (которая подаёт пример, образец, заинтересовывает, мотивирует или вынуждает действовать).

Дать равные возможности развития всем детям с разными способностями - задача школы. Все эти факторы взаимосвязаны и отсутствие или сформированность одного влияет на общее развитие ребёнка.

В зависимости от уровня способности, развитости, обучаемости, мотивации, учащиеся могут быть разделены на следующие группы, характеризуемые этими критериями:

- высокий уровень развития интеллекта и + мотивация,
- высокий уровень развития интеллекта и - мотивация,
- низкий уровень развития познавательных процессов и + мотивация,
- низкий уровень развития познавательных процессов и - мотивация.

Последние 3 группы чаще всего пополняют ряды неуспевающих. Но, если ребёнок не успевает, значит нужно вести работу по изменению, то есть коррекции через мотивационный компонент. Коррекционная работа может вестись, основываясь на возрастные особенности. Каждому возрасту присуща своя направленность коррекционной работы и присущ свой мотивационный компонент.

Младший школьник. Коррекционная работа в этом возрасте основана на изменении познавательной сферы. Познания зависят от мотивации. Доминирует личностная мотивация, поэтому мотивационная сфера коррегируется через эмоционально-волевую сферу, получение положительных эмоций при выполнении учебных заданий, преодоление школьных страхов.

Подростки. Коррекционная работа направлена на изменение влияния социальной среды, от которой зависят желания, потребности и мотивы обучения. Успешность обучения основана на социальном статусе школьника, методах и форма организации учебного процесса. Снижение познавательной активности в этом возрасте зависит от отклоняющегося поведения. Компенсаторными механизмами в работе с подростками являются личностно-проблемные занятия, коллективные диспуты. В работе с ними лучше ориентироваться на лидера, формального или неформального, роль руководителя подростками не воспринимается. Усиливается роль и значение внеклассной работы.

Старшеклассники. Повышение мотивации основана на личностно-ориентированной системе учёта индивидуальных возможностей, направленных на самоопределение, стремление сохранить свою индивидуальность, быть самим собой, с учётом мотивов, обусловленных выбором профессии.

Но в работе с учащимися всех возрастов по формированию устойчивых положительных мотивов одну из важнейших значений имеет личность учителя, который может формировать мотивацию у школьников своими способами и методами, отличными от других.

С. Л. Рубинштейн писал: "Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно сделать поставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятными, но и внутренне принятыми им".

Как выработать мотивацию к учебе?

Можно с уверенностью сказать, что извне сформировать мотив невозможно, это внутренний процесс. Но взрослые - родители и педагоги - в силах помочь ребенку проделать эту серьезную работу.
Мотивация - не постоянная величина, она меняется в зависимости от настроения, ситуации, конкретного предмета изучения, личности преподавателя и т.п.
Наша задача состоит в том, чтобы объяснить ребенку, что неуспех часто является следствием недостаточно затраченных учеником усилий, а не трудностью задания или отсутствием способностей.

Мотивировать учащихся - значит дать им шанс реализоваться в процессе деятельности.

Мотивационная сфера - ядро личности. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. У детей, хорошо успевающих с первого класса, они достаточно полно представлены в их мотивационных схемах.

А как же быть с остальными учащимися, у которых учебная мотивация к 9 классу на низком уровне? Если ученик «вбил» себе в голову мысль о том, что он «все равно не сдаст экзамен в новой форме»?

Известно много достаточно много конкретных условий, вызывающих интерес школьника к учебной деятельности. Например,

1. Проблемность обучения как способ раскрытия учебного материала. (Проблемные ситуации, ролевые игры и т.д.)

2. Организация работы над предметом малыми группами.

Принцип набора учащихся при комплектовании малых групп имеет большое мотивационное значение. Если детей с нейтральной мотивацией к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же включить учеников с нейтральным отношением к данному предмету в группу

любящих данный предмет, то отношение у первых не меняется.

3. Отношение между мотивом и целью.

Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижение вперед.

Проблема успешной подготовки девятиклассников к итоговой аттестации по русскому языку в новой форме связана с изменениями в содержании российского образования, происходящими на современном уровне и связанными с необходимостью «обновления содержания и технологий образования, обеспечивающим баланс фундаментальности и компетентностного подхода».

Переход школы к реализации новой образовательной модели, положенной в основу стандартов второго поколения, требует принципиальных изменений как в содержании образования, так и качественно иного методического мышления учителя, под руководством которого обучение должно быть направлено на становление системы универсальных учебных действий.

Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на такие практические навыки, как способность применения знаний, умение реализовать собственные проекты. Школа призвана воспитать человека, способного и готового учиться на протяжении всей жизни. Введение в практику новой формы экзамена продиктовано необходимостью совершенствования форм итогового контроля с учетом его вариативности и ориентации на измерение уровня сформированности у выпускников основной школы жизненно важных коммуникативных умений, необходимых для продолжения образования.

Поэтому были определены задачи, которые необходимо решить для успешной сдачи государственного экзамена по русскому языку в новой форме:

  • изучить имеющиеся публикации (и обязательно за последний год!) о государственной итоговой аттестации выпускников основной средней школы;

  • познакомиться с материалами, рекомендациями, имеющими практическую направленность по использованию методических приемов и педагогических технологий в ходе подготовки учащихся к ГИА в новой форме; разработать памятки для учащихся, помогающие им выполнять задания.

Свою работу по подготовке к ГИА я начинаю с анализа результатов экзамена предыдущих лет, выявления проблем, составление перспективного плана с учетом индивидуальных способностей и подготовленности детей.

Считаю необходимостью информировать родителей о предстоящей работе, определить их роль и объем помощи детям в ходе подготовки к ГИА; ознакомить с моделью экзамена, требованиями к знаниям и умениям по русскому языку, предусмотренными стандартами образования.

Результативность работы по подготовке учащихся к ГИА зависит, по моему мнению, от правильно составленного учителем плана, выбора им оптимальных методических приемов и форм, использования возможности кабинетной системы, информационных технологий, помощи родителей, выпускников, и, конечно же, от желания детей, их заинтересованности в результатах своего труда.

Непосредственную работу с детьми по подготовке к ГИА я начинаю с 5 ого класса, и это слово «ГИА», я считаю, должно звучать на каждом уроке, будь это русский язык или литература, чтобы к 9 классу ГИА не стало устрашающим всех детей словом.

Ознакомление детей с предстоящей работой по подготовке к ГИА я начинаю с данной таблицы и убеждаю учащихся в том, что ГИА может сдать на «3» даже самый слабый ученик. (Это и есть стартовая мотивация).

Пересчет первичных баллов в отметку ГИА по русскому языку

Максимальный балл - 42. Ниже представлена шкала пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале. Минимальный балл ГИА по русскому языку для прохода в профильные классы - 34.

Отметка по пятибалльной шкале

2

3

4

5

Общий балл

0 - 17

18 - 27

28 - 36, из них
не менее 4 баллов по критериям ГК1 - ГК4.
Если по критериям ГК1-ГК4 учащийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3».

37 - 42, из них
не менее 6 баллов по критериям ГК1 - ГК4.
Если по критериям ГК1-ГК4 учащийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4».

Следующий этап - ознакомление с моделью экзамена и критериями оценивания каждой части.

Экзаменационная работа состоит из 3-х частей:

Базовый уровень.

Часть 1 .

С1 - Сжатое изложение ИК1-ИК3 - максимальное количество баллов 7.

Часть 2. Работа с текстом. Тестовые задания. А1-А7, В1-В9 - максимальное количество баллов 16.

Высокий уровень .

Часть 3. С2 - Сочинение-рассуждение -С1К1-С4К4- максимальное количество баллов 9.

ГК1-ГК4, ФК1 - максимальное количество баллов 10.

Далее следует обучение технологии выполнения заданий каждой части не только на уроках русского языка, но и литературы и во внеурочное время.

Мониторинг результатов тренировочных и диагностических работ дает возможность учителю осмыслить результаты, скорректировать работу, составить индивидуальный план по подготовке девятиклассников к итоговой аттестации. (Приложение). Необходимо найти оптимальное содержание учебного материала на всех этапах урока, чтобы создать развивающую среду, обеспечивающую выполнение всех актуальных учебных задач.

В ходе работы активно использую фронтальные, групповые, индивидуальные формы и различные приемы и виды работ, элементы разных педагогических технологий, направленных на осуществление личностно-ориентированного подхода. Умелое использование возможностей кабинета, учебно-методического комплекса, информационного материала позволяет проводить как на уроках, так и во внеурочное время работу, не превращая подготовку к экзамену в элементарное натаскивание по предмету. Считаю, что важно выбрать оптимальные методические приемы выполнения заданий каждой части экзаменационной работы, которые позволяют учащимся осмысленно выполнить задания, проверить сформированность у них универсальных учебных действий. Особое внимание уделяю работе с различными схемами, алгоритмами, моделями, памятками - образцами.

Результаты экзамена по русскому языку 9А класса 2012-2013 учебного года свидетельствуют о том, что учащиеся серьезно отнеслись к подготовке к ГИА. (Приложение)

Исходя из вышесказанного, предлагаю:

В течение 2013-2014 учебного года провести 2 районных заседания учителей русского языка и литературы:

Сроки

Форма

Тема

Ноябрь

Семинар

1.Анализ результатов ГИА по русскому языку за 2012-2013 учебный год и обсуждение внесенных изменений в задания ГИА в текущем году.

2.Обобщение и распространение опыта по теме: «Способы формирования и поддержки учебной мотивации у выпускников 9-х классов при подготовке к ГИА по русскому языку»

Март

Круглый стол

Обсуждение проблем, возникших у учителей-предметников при подготовке учащихся к ГИА по русскому языку.



© 2010-2022