Проблема народности в басенном жанре

Д. Благой писал: «Басни являются одним из древнейших, можно сказать изначальных, видов и форм художественного творчества, уходя своими корнями в область первобытных представлений, в мир сказочного эпоса о животных. Теснейшим образом басня связана и с народными пословицами и поговорками, то вырастая из того или иного «крылатого» выражения или слова, то наоборот, являясь той почвой, на которой такое «крылатое» слово, в свою очередь возникает. Все это делает басню по самой своей природе особенно бл...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проблема народности в басенном жанре.

Д. Благой писал: «Басни являются одним из древнейших, можно сказать изначальных, видов и форм художественного творчества, уходя своими корнями в область первобытных представлений, в мир сказочного эпоса о животных. Теснейшим образом басня связана и с народными пословицами и поговорками, то вырастая из того или иного «крылатого» выражения или слова, то наоборот, являясь той почвой, на которой такое «крылатое» слово, в свою очередь возникает. Все это делает басню по самой своей природе особенно близкой к народному творчеству» (11, с.31).

А.В. Десницкий в свою очередь писал, что «в книге басен Крылова выступает, во-первых, как отчетливый представитель взглядов радищевского направления, а во-вторых, как завершитель великого развития басни в России, как вполне развернувшийся талант, дающий сразу свои высшие достижения...» (23, с.97).

И.А. Крылов был невероятно талантливым человеком. Он мог бы стать гениальным прозаиком, замечательным художником, превосходным музыкантом, математиком, драматургом, режиссером, артистом, педагогом. Он был поистине русским человеком, а русский человек в своем характере заключает все черты своей родины. Крылов сочетал в себе лучшие качества своего народа: здоровье, трудолюбие, находчивость, терпение, ум и т.д.

Баснописец благодаря своему упорству и терпению упорно добивался своей цели. Он отдал басне все свои силы, весь свой талант, самого себя и добился успехов.

А.А. Потебня говорил: «Представьте себе целый мир запутанных фактов из человеческой жизни: тысячу фактов и признаков, переплетенных друг с другом. И вот является басня. Сопоставление её с данными запутанными фактами жизни выделяет из этих фактов только определенное известное количество признаков на этих признаках мысль и сосредотачивается... Басня служит только точкой, около которой группируются факты, из которых получается обобщение» (45, с. 102).

Отметим, что погруженность («запутанность») человека в «тысячу фактов и признаков» характеризуется не отсутствием ответа на жизненно важный («практический») вопрос, а невозможность этот вопрос поставить, то есть обнаружить и сформулировать таким образом, чтобы получить на него не только «быстрый» ответ, но и истинный ответ.

В.А. Жуковский сравнивал басни Крылова с картинами: «Живопись в своих звуках!» Н.В. Гоголь с восторгом писал: «У него живописно все, начиная от изображения природы, пленительной и грозный и даже грязной, до передачи малейших оттенков разговора. . .» (20, т.5, с. 105).

В баснях Крылова получили реальное, типичное отображение различные сословия, профессии, звания, характеры. Увлечение идеями просветительства сказалось в басенном творчестве Крылова, а именно в демократической направленности басен.

В баснях Крылова дана широкая социальная картина России начала XIX века. Баснописец пишет о всех - от крестьянина до царя. Архипов, в характерных для советского литературоведения идеологемах, пишет: «Через все басни Крылова проходит антитеза: алчным хищникам, грабителям, притеснителям народа противопоставлен простой труженик с его подлинной человечностью, патриотизмом, свободолюбием, здоровым моральным чувством, трудолюбием» (4,с.56). Следует уточнить: русский национальный мир в крыловском изображении предстает неизмеримо более сложным и противоречивым.

В баснях Крылова каждое животное отличительно от другого по своему характеру. Так, например, Львы, Медведи, Лисицы и Волки несправедливы и лицемерны.

По этому поводу В.А. Жуковский писал: «Тот мир, который находим в басне, есть некоторым образом чистое зеркало, в котором отражается мир человеческий. Животные представляют в ней человека, но человека в некоторых только отношениях, с некоторыми особенными свойствами и каждое животное, имея при себе свой неотъемлемый постоянный характер, есть, так сказать, готовое и для каждого человека ясное изображение, как человека, так и характера, ему принадлежащего» (24, т.4, с.72).

Гоголь видел национальные черты творчества Крылова в слитности его с психологией русского народа, которая сказалась даже в характере изображения им звериных персонажей: «Звери у него мыслят и поступают слишком по-русски: в их проделках между собою слышны проделки и обряды производств внутри России. Кроме верного звериного сходства, которое у него до того сильно, что не только Лисица, Медведь, Волк, но даже сам Горшок поворачивается, как живой, они показали в себе ещё и русскую природу... Словом, всюду у него Русь и пахнет Русью» (20, т.4, с. 147).

«Главным и преобладающим элементом» творчества Крылова, по мнению Белинского, является народность (8, т.4, с. 147).

Н. Скатов считает, что «Крылов выступает как писатель-демократ, осуждая и осмеивая в обществе то, что достойно осмеяния с точки зрения народных интересов. За этим стоит глубокое осознание высокой миссии писателя- гражданина, которое основано на вере в естественно равенство, в справедливость и закон» (53, с.4).

Условно басни Крылова, вслед за Д.С. Лихачевым, можно разделить на 4 группы:

  1. социальные: «Стрекоза и муравей», «Волки и овцы» и др.;

  2. исторические: «Волк на псарне», «Квартет», «Кукушка и петух» и др.;

  3. философские: «Листы и корни», «Конь и всадник», «Пруд и река» и др.;

  4. бытовые: «Свинья под дубом», «Демьянова уха», «Собачья дружба» и др. (41, с. 386).

Многие басни по лесному определению Белинского, представляют собой «маленькие комедийки». В них читатель находит выпуклые характеры, яркий диалог, быстрое развитие действия. Определяя историческое значение творчества Крылова, Белинский сказал «он вполне исчерпал... и вполне выразил целую сторону русского национального духа. В его баснях, как в чисто полированном зеркале отражается практический ум, с его кажущейся неповоротливостью, но с острыми зубами, которые больно кусаются; с его сметливостью, остротою и добродушно - сатирической насмешливостью; с его природной верностью взгляда на предметы и способностью кратко, ясно и образно выражаться. В них вся житейская мудрость, практический опыт, и своей собственный и завещанный отцами из рода в род» (8, т.4, 147).

В баснях Крылова переплетаются её литературные и фольклорные источники, превращаясь в новое поэтическое единство, рождая образы, исполненные народной мудрости.

«Язык» у Крылова очень прост, он первый стал писать не для немногих, а для всего народа.

Карамзинисты создали свой язык, изящный и благозвучный, но он был непонятен народу. С точки зрения Дмитриева и Карамзина «язык народа был не языком, а грубым жаргоном».

Крылов добился своего: он овладел языком так, как мечтал в годы скитаний. Именно в борьбе за русский язык и проявился с особой яркостью и силой патриотизм Крылова, его любовь к родине.

Н.В. Гоголь свидетельствовал: «Ни один из поэтов не умел сделать свою мысль так ощутительною и выражаться так доступно всем, как Крылов» (20, т.3,с.169).

Часто в своих баснях Крылов использовал простонародные словечки, которые так естественно сливались с литературным языком, что у Крылова по определению Гоголя, нельзя поймать его слога: «Предмет, как бы не имея словесной оболочки, выступает сам собою, натурою перед глазами». Речь поэта в действительности насыщенна остроумными пословицами, поговорками и меткими народными выражениями. Иногда трудно определить, кому принадлежат те или иные выражения: народу или Крылову. И, возможно, именно в этом особенно ярко проявляется народность его творчества.

Народность Крылова, проявляясь в конкретных ситуациях и образах, включает общенациональное сознание, народную мудрость. Трудовая и практическая мораль, в которой нашел свое выражение многовековой опыт народа, отчетливо проявляется в нравоучительных крыловских басен. По словам В.И. Коровина, «Крылов видел (и в себе тоже) - с поразительной трезвостью - недостатки русского народа...». (35, с.96).

Народность басен не ограничивается их национальным колоритом, фольклорными красками сюжетами. Народность Крылова в самом отношении к действительности, в характере его мировоззрения, близкого к народу, в широком усвоении всего богатства народного творчества и языка.

Наиболее широко развернулся гений реалиста в изображении жизни России. С него начинается подлинный демократизм нашей литературы. Ибо Крылов поместил в центр художественного изображения русской жизни простого мужика, крестьянина. И не в качестве объекта сострадания и жалости, каким крестьянин был часто изображаем до и после Крылова, а в качестве деятельного субъекта жизни, его главного героя, мнение которого звучит в баснях поэта как приговор в последней, высшей инстанции. Мужик говорит устами Крылова, и Крылов - устами мужика. Здесь народная поэзия выступает как «поэзия народной мудрости».

Басни Крылова - это мудрость народа. В них вошло философское и эстетическое содержание, воплощенное в эстетически совершенную форму. Это позволило писателю достичь таких пределов мастерства, что он почти исчерпал возможности этого жанра, превзойдя своих предшественников, современников и последователей.

Все басни Крылова создавали исторически-конкретный образ России. В них ожила национальная история, отличавшаяся в проясненные баснописцем национальные моральные нормы, и русская нация в них нравственно осознавала себя, свой столь пластично, ярко наглядно воплощенный национальный характер. Басни Крылова не только пленяют неувядающей поэзией стиха, богатейшей живописью словесных красок, но и являются выражением народной мудрости, отображают национальный характер русского народа.



© 2010-2022