Методические рекомендации к уроку в 11 классе Постигая мир Марины Цветаевой

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

С. Е. Готовцева, МОУ «Казачинская СОШ»

Усть-Янского улуса Республики Саха (Якутия)


В номинации «Первый урок»


Постигая мир Марины Цветаевой

(методические рекомендации к уроку в 11 классе)


Читая М. Цветаеву, мы вместе с ней испытываем горячую любовь к Родине, к жизни, ко всему живому на земле, чувствуем кровную связь с народом, остро осознаем неповторимость и ценность человеческих чувств, сострадаем герою ее стихов. Однако все богатство цветаевской поэзии откроется перед старшеклассниками только при условии, что она будет воспринята как явление искусства, если стихи вызовут глубокий эмоциональный отклик в душе читателей. Поэтому задача учителя заключается в том, чтобы реализовать громадные возможности идейно-воспитательного воздействия поэзии М. Цветаевой на читателей.

У старшеклассников есть определенное представление о творчестве поэтессы (знакомство с ее стихами в среднем звене), но оно неполное, одностороннее. Постараемся его расширить и углубить. Не обходя сложности творческого пути поэта, покажем учащимся главное в ее лирике - гуманистический пафос, ее философскую основу. Пусть школьники не только поймут, что М. Цветаева художественно отразила свою эпоху, но и увидят, почувствуют, что ее стихи созвучны нашему времени, они вечно живы и близки каждому. Главный путь к этому - активизация познавательной деятельности учащихся. Мы сообщаем учащимся, что зачет по теме "Лирика М. Цветаевой" предусматривает участие не менее чем в трех домашних или классных, индивидуальных или групповых работах. Одни ученики готовят стенд или книжную выставку, находят фотографии, отражающие основные события жизни поэтессы, портреты ее современников, воспоминания, дневниковые записи. Другие готовят выразительное чтение стихов, третьи - сообщение или рассказ, четвертые подбирают фонозаписи. Более сильным учащимся дается задание составить библиографическую картотеку о жизни и творчестве М. Цветаевой.

Последовательность изучения творчества М. Цветаевой может быть такой. Первый этап художественного проникновения в поэтический мир - яркое эмоциональное впечатление. Только тогда появится интерес, желание узнать поэта, вновь испытать наслаждение от ее стихов. Необходимо проникнуть в противоречие этого сложного поэта: целесообразно это сделать, прослеживая эволюцию тем в лирике М. Цветаевой. В результате такого рассмотрения поэзии Цветаевой учащиеся смогут дать идейно-эстетическую оценку ее взгляда на мир. Следующий шаг - понимание художественной системы поэта, его взгляда на мир. Путь к этому - анализ наиболее ярких стихотворений. Серьезные трудности встают перед учителем при подготовке к первому уроку, потому что это должно быть эмоциональное введение в мир поэта. Эпиграфом к уроку могут быть слова М. Цветаевой: "Я не люблю жизни как таковой, для меня она начинает значить, т. е. обретать смысл и все, - только преображенное, - т. е. в искусстве".

Выбор формы работы учителя зависит от конкретных условий. Одни учителя обратятся к лекции, затем включаются сообщения учащихся, отрывки из воспоминаний, выразительное чтение стихов, песни. Слово учителя должно быть эмоциональным, ярким, такая лекция взволнует и заинтересует ребят. Другие учителя проведут видеоурок по творчеству Цветаевой. В любом варианте важно продумать приемы активизации не только при подготовке к уроку, но и во время его. Важную роль в восприятии стихов играет выразительное чтение. Оно должно быть подготовлено заранее: это не урок выразительного чтения, а урок - праздник. Можно привлечь учащихся, владеющих искусством выразительного чтения. Можно предложить ребятам после уроков ответить на вопросы, которые нацелят не только на логическое понимание темы, но и обратить внимание на эмоциональный тон, помогут осмыслить впечатление от стихов. Например: "Какие стихи больше понравились и почему?", "Какие чувства пробуждают стихи М. Цветаевой?", "Что вас больше всего заинтересовало в лирике поэта?", "Как вы представляете себе эпоху М. Цветаевой по ее стихам?" Мы предлагаем каждому подготовить ответ на один из вопросов по выбору: "Что мне близко в поэзии М. Цветаевой?", "Что делает поэзию Цветаевой современной?", "Что нового узнал я о поэте?" и др. На следующем уроке ответы могут быть обсуждены. Такая форма работы позволяет совершенствовать у учащихся умение выражать свои впечатления, дает им направление в степени усвоения материала большинством класса. Опрос при этом становится одной из форм активизации познавательной, мыслительной и исследовательской деятельности учеников.

Готовясь к уроку, учитель должен найти все необходимые материалы, ТСО, что могло бы способствовать эмоциональному восприятию стихов М Цветаевой. Здесь даже внешний вид учащихся играют огромную роль: их духовность, их глаза, взволнованность и увлеченность, даже кружева и локоны, потому что в "колодец времен" входить в мини, право, неловко. Кроме того, ученика должно ждать нечто персональное: дневник (или страничка из дневника), область исследований, письмо - приглашение к участию и обсуждению темы, творческое задание - побеседовать с великим поэтом, задать вопрос М. Цветаевой. Ведь здесь, в особой атмосфере, под влиянием слова, музыки, жеста рождаются и растут чувства эмпатии (сопереживания) и эйдетизма (перевоплощения). Ученик - и зритель, и участник, и творец, получивший заряд эмоций и энергии на восприятие темы.

По программе на изучение творчества М. Цветаевой в 11 классе отведено 3 часа. Мы предлагаем провести один урок в форме литературной гостиной "Красною кистью рябина зажглась..." Цели и задачи урока: познакомить учащихся с личностью М. Цветаевой, показать трудный путь поэта к настоящему мастерству, славе; научить внимательно слушать стихи, слышать их, развить чувство эстетического восприятия стиха. План: 1. "Не стыдись, страна Россия, Ангелы - всегда босые..." 2.Ранняя лирика М. Цветаевой. 3. "Красною кистью рябина зажглась..." Оборудование: портрет М. Цветаевой, листья клена, рябины. На столике под портретом - подсвечник с тремя свечами, букет цветов. На столиках томики А.С. Пушкина, А.А. Блока, М.И. Цветаевой. Словарная работа: серебряный бубенец во рту, поцелуй в снег, мандолина, гриф, перекричать разлуку, Гомер в гекзаметре, русской ржи от меня поклон. Познакомившись с жизнью и творчеством М. Цветаевой, учащиеся убеждаются, что жизнь ее была нелегкой, судьба сложной, драматичной. Главное утешение, главное спасение было для нее - творчество. Для закрепления материала проводится викторина по основным периодам ее жизни. Цель, поставленная в начале урока, была достигнута. Ребятам понравились все стихи, прочитанные на этом уроке, обстановка гостиной, музыка, оформление - все помогало глубже понять жизнь и творчество М. Цветаевой.

Таким образом, выбор формы работы развивает эстетический вкус учащихся, вызывает глубокий эмоциональный отклик в душе, обогащает их духовный мир.



© 2010-2022