Урок по творчеству М. Ю. Лермонтова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока 6 класс. М.Ю.Лермонтов «Тучи»

Учитель русского языка и литературы Шалаева М.А.

Общая часть

Предмет

Литература

Класс

5

Тема урока

«Нет у вас Родины, нет вам изгнания»

М. Ю. Лермонтов Стихотворение «Тучи»

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Умение понимать тему, идею литературного произведения. Уметь отве­чать на вопросы с использова­нием образных средств рус­ского языка.

Понимать образную природу литературы как явления сло­весного искусства, формиро­вать эстетический вкус.

Смысловое чтение.

Умение работать индивидуально и в группе, на­ходить общее решение.

Формирование и развитие компетентности в об­ласти использования ИКТ.


Воспитывать понимания жизни, любви к Родине. Формирование целост­ного мировоззрения.

Решаемые учебные про­блемы


1. Обучать основам анализа поэтического

произведения, познакомить с жизнью и творчеством

М.Ю. Лермонтова;

2. Развивать навыки осмысленного чтения, развивать

умение «всматриваться и вслушиваться» в слово

художественного произведения, актуализировать

жизненный личный опыт.

  1. Формировать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления лексического значения слов «странник», «изгнанник».

  2. Развивать умения выразительного чтения, памяти, логического мыш­ления, устной и письменной речи учащихся, обогащение их словарного запаса.

Вид используемых на уро­ке средств ИКТ

Презентация.

Методическое назначение средств ИКТ

Усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные по­требности обучаемых.

Усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучае­мого материала.

Включить в познавательную деятельность арсенал новых методов, осно­ванных на использовании средств ИКТ.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Формирование конкретно­го образовательного ма­териала

Формулировка целей и задач урока.

Подготовка к восприятию художественного произведения.

Основной вид деятельнос­ти, направленный на фор­мирование образователь­ного результата

Актуализация прежних знаний.

А) Работа над портретом. (показ слайда с портретом М.Ю.Лермонтова)

  • Ребята, посмотрите на портрет. Что вы можете сказать об этом

человеке? (молодой офицер, глаза грустные, взгляд серьезный.) - Этим поэтом мы уже знакомы. В 5 классе познакомились

c произведением. А каким?

- Из какого произведения эти строки?

Да, были люди в наше время

Не то, что нынешнее племя.

Богатыри - не вы?

( Стих. «Бородино»)

- Какому важному историческому событию посвящено

стихотворение? (Бородинскому сражению.)

- М. Ю. Лермонтов очень любил свою Родину, писал стихотворения,

в которых беспокоился о ней. Сам он провел жизнь вдалеке от своего

дома, края. Почему?

IIIВступительное слово учителя о биографии и жизни

поэта.

  • Посмотрите на эпиграф.

«Я сын страдания» Почему Лермонтов так написал о себе?

Судьба этого поэта трагична. Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году в Москве. Но вскоре молодая семья переехала в село Тарханы Пензенской губернии. Это была усадьба бабушки - помещицы Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Тарханы - край лермонтовского детства и отрочества.

Будучи уже знаменитым поэтом, Лермонтов не раз с нежностью и грустью вспоминал о своем детстве. Отец мальчика был капитаном в отставке Юрий Петрович Лермонтов. Его брак с матерью поэта Марией Михайловной, по понятиям того времени, был неравным. Эта семья была несчастна. В доме всегда царила напряженная обстановка, так как бабушка, гордившаяся своим богатством и родней, была не довольна отцом. Лермонтову не было и трех лет, когда его мать скоропостижно умерла. После смерти матери между бабушкой и отцом состоялась большая ссора. Отец вынужден был покинуть Тарханы, оставив его у любимицы бабушки. Лермонтов помнил в бабушке человека, посвятившего ему одному всю свою жизнь. Она баловала его.

Она старалась не расставаться с внуком. Наблюдала за каждым его шагом,

боялась его малейшего нездоровья.

Лермонтов получил прекрасное образование, изучал географию, историю, русскую литературу, греческий, немецкий, французские языки, играл на фортепьяно, хорошо рисовал. Он много читает, лепит, рисует акварелью. Именно в Тарханах он научился думать, размышлять, искать ответы на волнующие его вопросы. Елизавета Алексеевна переезжает в Москву, чтобы определить его в учебное заведение. 13 лет он поступает сразу в 4 класс Московского университетского Благородного пансиона. Первые свои стихи Лермонтов начал писать в 14 лет.

Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят.

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

Он учился легко и охотно, в 15 лет поступил в Московский университет, писал уже стихи, поэмы. В их доме ведутся споры о свободе, о дружбе, о любви, о родине. В его стихах звучит мечта о подвиге для блага людей. Вскоре его покойная жизнь ломается. Лермонтов переезжает в Петербург и поступает в школу гвардейских подпрапорщиков. Трудным был этот перелом. Поэт скучал по Москве, по друзьям. После трагической смерти Пушкина он написал стихотворение « Смерть поэта» в 1837 году, полная любви и горя, ненависти и к убийцам. Россия узнала имя Лермонтова. Так началась всенародная слава. За это стихотворение он был отправлен на ссылку на Кавказ.

В 1840 году за дуэль поэт снова сослан на Кавказ, где шла война. Он понимал, что его отправляют на верную смерть. Лермонтов погиб в 1841 году на дуэли, как и Пушкин.

  • Какая жизнь была у Лермонтова? (грустная, невеселая, печальная, несчастная)


Методы обучения

Беседа

Форма организации де­ятельности учащихся. Роль учителя

Подготовка к сообщению задач урока, организации различных видов де­ятельности, сбор информации группами.

Основные виды деятель­ности учителя

Организует работу по подготовке учащихся к знакомству и освоению но­вого учебного материала

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

Организация обратной связи

Формирование конкретно­го образовательного ма­териала

Чтение и анализ стихотворения «Тучи»

  1. Сегодня мы познакомимся его стихотворением «Тучи» и

постараемся понять. Что общего в судьбе поэта и туч?

  1. Обобщение и систематизация информации, подготовленной к уроку учащимися самостоятельно.

3. Представление групповых результатов по итогам обсуждения.

Основной вид деятельнос­ти, направленный на фор­мирование образователь­ного результата

Работа в группах.

Группа № 1. Творческая история создания стихотворения М. Ю. Лер­монтова «Тучи» (И.Л.Андроников «Лермонтов»)

Группа № 2. Составление словарика к тексту стихотворения М. Ю. Лер­монтова.

Странник -

Лазурный -

Жемчуг -

Изгнанник -

Преступление -

Клевета -

Тяготить -

Методы обучения

Беседа, работа в группах.

Средства ИКТ для реали­зации данного вида де­ятельности

Подготовка презентации как одна из возможностей организации вырази­тельного чтения стихотворения.

Форма организации де­ятельности учащихся

Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.

Основные виды деятель­ности учителя, роль учи­теля

Организационная. Правила работы в группе. Разработка критериев оцен­ки работы в группе.

Этап 3. Практикум

Формирование конкретно­го образовательного ма­териала

Организация чтения и анализа художественного произведения. Работа над теоретическими понятиями

Основной вид деятельнос­ти, направленный на фор­мирование образователь­ного результата

Выразительное чтение стихотворения с показом слайдов презентации. Выразительное чтение стихотворения учителем является самым важным этапом урока.

Аналитическая беседа.


  • Что вы мысленно приставили, когда слушали стихотворение?

  • Что рисуется в вашем воображении, когда вы читаете первую строфу, особенно вторую и третью строчку?

  • Какие слова кажутся грустными?

  • С кем сравнивает поэт этот образ?

  • Почему они странники? Кто же их гонит?

  • О чем 2 строфа: о поэте или о тучах?

  • Кто выступает его гонителями, что его гонит « в сторону южную»?

( На доске слова: клевета, злоба, судьба, зависть, преступление.)

  • Какие эти слова? Какими делают жизнь человека эти слова?

( несчастным, одиноким, изгнанником.)

  • В судьбе Лермонтова все это было. Поэт погружается в себя, скорбно размышляет о своей участи. Как вам кажется, чем отличается настроение и чувство поэта между первой и второй строфой?

  • Какая из возможных причин изгнания вам кажется самой горькой? Почему?

( Друзья как враги, поэт одинок, друзей не было, они хотят вреда ему.)

  • Значит, надо в жизни выбрать настоящих друзей и ты тоже должен быть надежным, верным. (беседа)

  • Подумайте, как изменилось отношение автора к тучам в конце стихотворения? ( завидует тучам)

  • Найдите эпитеты: (вечно холодные, вечно свободные, нивы бесплодные и т.д.)



Методы обучения

Выразительное чтение, аналитическая беседа с элементами устного сло­весного рисования, создание презентации

Средства ИКТ для реали­зации данного вида де­ятельности

Презентация: портрет М. Ю. Лермонтова (гравюры Фаворского, портрет Горбунова, автопортрет, иллюстрации к стихотворению Лермонтова «Тучи (по выбору учителя).

Форма организации де­ятельности учащихся

Работа с художественным текстом, участие в аналитической беседе, поис­ковая деятельность со словарем литературоведческих терминов.

Основные виды деятель­ности учителя, роль учи­теля

Организация аналитической беседы.

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Формирование конкретно­го образовательного ма­териала

Итоговое выразительное чтение стихотворения. Выводы, наблюдения.

Основной вид деятельности, направленный на формирова­ние образовательного резуль­тата

Запись выводов в тетрадь.

Методы обучения

Выразительное чтение.

Основные виды деятель­ности учителя

Систематизация материала, обобщение.

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Рефлексия по достигну­тым либо недостигну­тым результатам

Возвращение к теме уроков.

Критерии оценки работы в группе: качество отобранного материала; степень участия в работе группы;

качество представления информации (логичность, убедительность, эмо­циональность, выразительность и пр.).

Качество речевого высказывания (точность, образность, правильность и пр.).

Домашнее задание.



© 2010-2022