Портфолио ученика по предмету

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Портфолио является одной из самых новых, инновационных технологий в оценивании учащихся. Ведь основной целью его является обучение школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности.

Работа над созданием методик и инструментария для оценки ключевых компетенций является приоритетной для современного образования, однако имеется широкий спектр проблем, которые еще требуют значительной теоретической и экспериментальной проверки.

С этой целью мною сделана попытка введения в систему своей работы личного портфолио ученика по отдельно взятому предмету. Метод портфолио позволяет демонстрировать не только результаты, но и прогресс каждого ученика по сравнению с его же предыдущими результатами: «насколько я сегодняшний лучше себя вчерашнего». Мною разработано и внедрено на практике портфолио в ходе изучения русского языка и литературы в 8 - 9 классах.

В начале учебного года ученикам 8 классов предлагается ответить на ряд вопросов, результаты которых они фиксируют в портфолио с целью самооценки исходного уровня владения предметом и последующего в дальнейшем выбора его индивидуальной траектории. После первой учебной четверти анкета позволяет подвести итоги работы ученика, выявить успехи, дальнейшие пожелания и планы. Следующая анкета позволяет выяснить те проблемы и сложности, которые возникли в обучении, выявить тех учащихся, которые не уверены в своих способностях, наметить перспективы работы с теми, кто пожелал углублять свои знания за пределами аудиторных занятий.

Помимо результатов анкет и первых достижений в освоении ключевых предметных компетенций, в портфолио ученика входят собственные разработки в виде ученических презентаций, эссе, рефератов, выступлений на секциях научного общества учащихся, результаты сдачи экзамена по предмету.

Создание предметного портфолио стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию ученика и способствует повышению интереса к предмету. Учителю же помогает отслеживать результаты своей работы, стимулирует к непрерывному самосовершенствованию.

Примерная структура(набор рубрик) портфолио для оценки индивидуального прогресса обучающегося по предмету «Литература».

Папка имеет обязательные разделы:

«Автопортрет»;

«Монолог по теории»;

« Мои исследования»;

«Глоссарий»;

«Мое творчество»;

«Стена гласности»;

«Мои достижения»;

«Оценка портфолио»;

«Рефлексия».

Название разделов, конечно, необходимо обсудить с учащимися, внести коррективы и затем утвердить на выполнение. Перед учащимися необходимо поставить задачи заполнения данной тетради по предмету в течение всего учебного года. Портфолио заполняется учеником самостоятельно, выполняется в отдельной папке с титульным листом и содержанием.

В разделе «Автопортрет» ученик может представить себя различными способами. Это может быть сочинение, эссе, фотография с комментариями, запись «анкетных» данных и прочее.

В разделе «Глоссарий» необходимо представить основные термины изучаемого курса (25 - 35 терминов) с их определениями или раскрытием их сущности.

В разделе « Монолог по теории» ученик представляет доклады, рефераты, сообщения.

В разделе «Мое творчество» ученик представляет изготовленные дидактические материалы к уроку: компьютерные презентации, кроссворды, ребусы, иллюстрации, наглядные пособия, сочинения и эссе, отчеты о посещении музеев и прослушанных экскурсиях, отзыв о книге или кинофильме;

В разделе «Мои исследования» ученик представляет проведенных самостоятельно наблюдений над выбранными текстами художественной литературы или научной литературы.

В разделе «Стена гласности» ученик может представить свои пожелания, рекомендации преподавателю по организации занятий, портфолио и т.д.

В разделе «Мои достижения» ученик отмечает участие в различных олимпиадах, конференциях, диспутах, конкурсах, круглых столах и пр. по литературе.

В разделе «Рефлексия» проводит анализ того, что он узнал нового, чему научился, что хотел бы изучить дополнительно, что оказалось полезным, что удивило, что вызвало отторжение, что вызвало затруднения и т.д.

Русский язык

Структура папки

1. «Обо мне».

2. «Мои теоретические знания о системе языка».

3. «Мое творчество».

4. «Мои достижения».

5. « Говори правильно ».

6. «Мой словарик трудных слов».

7. «Оценка портфолио».

В рубрике «Обо мне» ученик может представить себя по-разному : сочинение о себе, эссе, фотографии, информация о друзьях, увлечениях .

В рубрике «Мои теоретические знания о системе языка» ученик представляет сообщения, доклады, рефераты .

В рубрике «Мое творчество» ученик представляет изготовленные дидактические материалы к уроку, компьютерные презентации, кроссворды, ребусы, таблицы, наглядные пособия, рисунки, сочинения, синквейны.

В рубрике «Мои достижения» ученик отмечает участие в олимпиадах, конференциях, диспутах, конкурсах, круглых столах и пр. по русскому языку на разных уровнях (школьном, городском, региональном, всероссийском, международном).

В рубрике «Говори правильно» ученик представляет составленный им словарь (50 - 60 слов, в которых чаще всего нарушаются акцентологические нормы).

В рубрике «Мой словарик трудных слов» помещает слова с их толкованием и выделением в них орфограмм .

По желанию ребят можно добавить рубрики. Например, рубрику «Это интересно». В любом случае, структура портфолио обсуждается в классе и принимается сообща.



© 2010-2022