Урок русского языка Общеупотребительные слова. Профессионализмы и диалектизмы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок русского языка Общеупотребительные слова. Профессионализмы и диалектизмы

Тема урока: «Общеупотребительные, диалектные и профессиональные слова»

Класс: 5

Учитель: Кияшко Татьяна Ильинична

УМК под ред. М.М.Разумовской)

Цели:

  1. Образовательные: познакомить учащихся с понятием «диалектизмы» и «профессионализмы», с их сферами употребления, со способами обозначения их в толковых словарях; познакомить с разновидностью кубанской речи;

  2. Развивающие: сформировать умение находить диалектные и профессиональные слова в толковых словарях, объяснять цель употребления диалектных и профессиональных слов в художественных произведениях; обогащать словарный запас учащихся за счет местной лексики;

  3. Воспитательные: воспитывать у школьников внимание к каждому живому слову, интерес к изучению родного языка; бережное отношение к культуре, этнографии родного края

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Мозговой штурм. Разбивка на кластеры (один ученик у доски, остальные в тетрадях).

1) Заполняем первую графу таблицы: «Знаю. Хочу узнать. Узнал»

Повторение изученного.

Лексика (синонимы, слова, омонимы, антонимы, словарь и т.д.)

2) Упр. 325. Решить кроссворд.

3) Запись предложений, записанных на слайде (из кубанского фольклора):

Что - то миленький зазнался: мимо ходит петухом. (припевка).

- Найдите слова или сочетания, употребленные в переносном значении. Объясните смысл. Приведите литературный синоним.

У рябой кобылы рябое и лоша.

- Объясните, как Вы понимаете значение этого высказывания. Приведите литературный синоним фразеологическому обороту (Как две капли воды; яблоко от яблони недалеко падает).


  1. Проблемная ситуация. (слайд 1 - 2)

Водопровод, звоните, прикольно, алиби, торты, аллергия, килограмм, бурак, пешеход, далеко, качка, гауптвахта, кочет, омонимы, посуда, переходить, клево, копань.

- Прочитайте слова на слайде. Что вы можете сказать о них с точки зрения употребления в речи? Часто ли вы слышите эти слова. Где вы их могли слышать? По какому принципу можно разделить эти слова в два столбика?

- О чем вам говорят термины: общеупотребительные и необщеупотребительные слова? (высказывания учеников).

- Распределите слова в 2 столбика: общеупотребительные и необщеупотребительные. Обоснуйте свой выбор.

- Как часто в своей жизни вы встречаетесь со словами: алиби, гауптвахта, качка, копань. К какой категории (общеупотребительные или необщеупотребительные) можно отнести эти слова?

- О чем вам говорят термины «профессиональные слова», «диалектные слова»?

Формулирование темы и целей урока.

Заполните вторую графу таблицы: «Знаю. Хочу узнать. Узнал»

Задайте дополнительные вопросы к записанным словам. (Например, произнеси правильно слово торты, назови орфограмму в слове переходить, какой части речи слово далеко, что такое омонимы и т.д.)


  1. Объяснение новой темы.

Тема нашего урока «Общеупотребительные и необщеупотребительные слова» (слайд 3)

Вы правильно поняли, какие слова являются общеупотребительными (слайд4)

А необщеупотребительные слова делятся на группы: диалекты, профессионализмы и жаргоны (слайд 5). Рассмотрим каждую группу таких слов.

  • Диалектизмы или диалектные слова (слайды 6-25).

Выполнение упражнений (слайд 15-16)

А как узнать лексическое значение диалектного слова (по словарю)

Упр. 331 «Учимся читать и понимать лингвистический текст»

Найдите в словаре диалектные слова (Работа со словарями в парах)

Происхождение и значение диалектизмов В.И. Даль нередко объяснял, подбирая к ним однокоренные слова. Попробуем и мы это сделать.

Упр. 332

Для чего же сохранять то, что не входит в литературный язык? Потеряем ли мы что-нибудь, если не сохраним этих слов? (слайд 23-25)

  • Профессионализмы или профессиональные слова (слайды 22-24)

Значения профессионализмов, или специальных слов, разъясняются в особых словарях - справочниках, энциклопедиях. Но наиболее употребительные профессионализмы даются в толковых словарях. Может быть, кто - нибудь обратил внимание, с какой пометкой они даются? ( Ответы детей)

Учитель пишет на доске правильный вариант (спец.)

Кроме пометы спец. в словарях вы можете встретить и такие: морск., техн.. мед. и другие. На что указывают эти пометы?

Пометы морск., техн., мед. и другие указывают, с какими именно специальностями связаны те или иные профессионализмы.

Закрепление изученного материала

  1. Упр. 327

  2. Какая специальность у Мишиного отца? (слайд 29)

Какие слова помогли вам определить это?

  1. Найдите в тексте профессиональные слова. Что они означают? Обратитесь к словарю (слайд 30 - 31)

  2. Игра «Следопыты». Определите профессию работника по его словарю.

Карабин, страховочный трос, костыль, экипировка, восхождение - (альпинист).

Репортаж, шапка, микрофон, редактирование, фотокамера - (корреспондент).

Ресепшен, компьютер, приём заявок, заказов, телефон - (администратор).

Накладная, маршрут пути, приём, доставка товара - (экспедитор).

О жаргонах вы узнаете на следующем уроке.

  1. Рефлексия.

Заполните третью графу таблицы: «Знаю. Хочу узнать. Узнал»

  1. Домашнее задание:

теория стр. 116 - 118

письменно - упр. 327 (2), 330;

устно - 333, 326

Литература:

  1. uchportal.ru

  2. rlspace.com/dialektizmy/

  3. rusedu.ru/detail_8830.html

  4. ro-to.ru/books/1978704.shtml

  5. slavakubani.ru

  6. yandex.ru/images?uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1349-wh-641-pd-1-wp-16x9_1366x768

  7. ru.wikipedia.org


© 2010-2022