Спешите делать добрые дела! (конспект урока по рассказу К. Г. Паустовского Телеграмма)

«Спешите делать добрые дела» (конспект урока по рассказу К. Г. Паустовского "Телеграмма") Это итоговый урок по рассказу К. Г. Паустовского « Телеграмма» Цель урока: Поразмышлять над содержанием рассказа Паустовского «Телеграмма», поведением героев и понять основную мысль этого произведения. Перед вами портрет писателя Константина Георгиевича Паустовского. Оборудование: Портрет К.Г. Паустовского, “Паустовский в фотографиях”, выставка книг, эпиграф, слова М. Горького, презентация к урок...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Спешите делать добрые дела» (конспект урока по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма")



Это итоговый урок по рассказу К. Г. Паустовского « Телеграмма»

Цель урока:

Поразмышлять над содержанием рассказа Паустовского «Телеграмма», поведением героев и понять основную мысль этого произведения. Перед вами портрет писателя Константина Георгиевича Паустовского.

Оборудование:

Портрет К.Г. Паустовского, "Паустовский в фотографиях", выставка книг, эпиграф, слова М. Горького, презентация к уроку, чистый лист, сердечки, музыка

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

Тема сегодняшнего урока "Спешите делать добрые дела" ( Слайд 1) . Сегодня мы должны поразмышлять над содержанием рассказа Паустовского «Телеграмма», поведением героев и понять основную мысль этого произведения. Перед вами портрет писателя Константина Георгиевича Паустовского (Слайд 2).

Когда называешь имя К.Г.Паустовского, то в памяти оживает Мещёрский край, средняя полоса России, с её неброской красотой (Слайд 3), о которой Н.Рыленков написал:

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно…

- Вот так и Паустовский всмотрелся, вслушался, а потом сказал: "Она завладела мной навсегда. С тех пор я не знал ничего более близкого мне, чем наши простые близкие люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля". И может стоит поучиться у писателя великому умению - остановиться и внимательно всмотреться и увидеть то, что нас окружает, и тех, кто живёт рядом с нами . Это очень важно: всмотреться в человека, вовремя подарить свою любовь самым близким людям. - Сегодня мы начнём очень серьёзный разговор, в центре которого будет одно произведение К.Г.Паустовского «Телеграмма».

Эпиграфом к уроку подходят слова философа Цицерона: « Любовь к родителям - основа всех добродетелей» (Слайд 4).

2. Беседа по рассказу

- О чём рассказ « Телеграмма»? (Рассказ о взаимоотношении родителей и детей: матери и дочери) ( Слайд 5)

Мы с вами читаем печальную историю о матери, напрасно ожидающей приезда своей дочери.

Итак, Паустовский затрагивает одну из важнейших проблем всех времен - проблему отношения детей и родителей. Всегда ли дети спешат на помощь родителям, живущим далеко, всегда ли пишут им письма, умеют ли проявлять о них заботу, стараются ли быть ласковыми со стариками?

-Назовите главных героев произведения.

Прежде чем погрузиться в атмосферу жизни Катерины Петровны, мне хочется прочитать стихотворение Блока.

Мелодекломация на фоне музыки Чайковского:

Медлительной чредой нисходит день осенний,

Медлительно кружится желтый лист.

И день прозрачно свеж,

И воздух дивно чист.

Душа не избежит невидимого тленья,

Так каждый день старается...

И каждый год, как только

Желтый лист кружится,

Все кажется, и помнится, и мнится,

Что осень прошлых лет была не так грустна.

-Какое время года описывается в стихотворении?- А в рассказе Паустовского?

-С чего же автор начинает рассказ? (Читается пейзажная зарисовка начала рассказа.)

( Слайд 6)

«Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели. Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора. ( Слайд 7) Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь. По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать, и пастухи перестали гонять в луга стадо. ( Слайд 8)

- Какое настроение преобладает в этом пейзаже? (грустное, тоскливое)

-Почему? (Поздняя осень в природе и поздняя осень жизни Катерины Петровны, волна смерти. Одиночество.)- Выделяется только маленький подсолнечник у забора, но и он доцветает, и он одинок среди серого, черного, и поэтому становится грустно. - С кем сравнивается подсолнух в рассказе? (также одинок как главная героиня)

Вывод: пейзаж печален, когда печален человек. ( Слайд 9)

-Где живёт Катерина Петровна? (Катерина Петровна живет в селе Заборье).

-_Что вы знаете о её родителях? (:. Отец ее - известный художник, дом "мемориальный", она "последняя обитательница" его).

-Опишите дом Катерины Петровны. (Детали интерьера: горький запах нетопленных печей; пыльный "Вестник Европы"; пожелтевшие чашки; давно не чищенный самовар; в комнатах слишком сумрачно). Ощущается неухоженность, запущенность.

_-Какой цвет преобладает в описании интерьера? (Цвет жёлтый, сумрачный, есть серый).

_-Что отражают эти два цвета? ( Возникает ощущение запущенности, заброшенности, одиночества, печали, безысходности). Такое описание помогает понять состояние героини.

Прошлое Катерины Петровны. ( Слайд 10)

-Она такая же как и все жители Заборья или отличается от них? ( Она совсем другая, судя по вещам, которые имеются у неё дома: картины, журнал «Вестник Европы». У нее нет никого родных, кроме дочери. Не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни; когда-то жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго - французского писателя. Добрая - страдает от одиночества, но не упрекает дочь; молча сидит на диване сгорбленная, маленькая, все перебирает какие-то бумажки в ридикюле; временами тихонько плачет, для нее ночи долгие, тяжелые, у нее бессонница, не знает, как дожить до утра.

-Что задело, затронуло вас в судьбе этой женщины? ( Её жалко, сочувствуем)

Душевное состояние: одинока, разочарована, душевная боль, на переводах ощущает запах духов Насти, не теряет надежды на приезд дочери).

"В каком эпизоде особенно чувствуется, что надежда Катерины Петровны на приезд дочери не совсем потеряна? Чтение со слов "Как-то в конце октября…" до "… побрела в дом".

"Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю." Автор употребляет слово позабытые, чтобы подчеркнуть одиночество Катерины Петровны, ведь и ее как бы "позабыли", и звезды понимают это и поэтому смотрят пронзительно.

-Какова роль эпизода встречи с кленом? Зачитайте. (У них одинаковая судьба).

- В судьбе клена, как он описан в рассказе, тоже видны неустроенность, одиночество: "Ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи". ( ведь ее тоже никто не ждет, ей тоже некуда идти, она просто доживает свой век).

Страдает человек, и природа у Паустовского "сочувствует" ему. Именно после встречи с кленом она решается написать письмо дочери. Найдите и прочитайте письмо.

- Что вас затронуло в этом письме? ( О смерти она сказала очень просто, и думает она о саде).

Дочь Катерины Петровны, Настя, живёт в Ленинграде. ( Слайд 11)

-Чем занимается? (Она секретарь в Союзе художников. Работы много. Устройство выставок-конкурсов - все это проходило через ее руки. Даже письмо матери некогда прочитать. Оно не вписывалось в канву ее жизни).

Какой Настя была на работе? ( Она помогала художникам устраивать выставки, заботилась о их карьере. Принимала во всём активное участие) (Слайд 12)

-Какими словами можно охарактеризовать её отношение к работе? ( Слайд 13)

Настойчивость

 Решительность

 Упорство

 Горячая заинтересованность

 Внимание

- А по отношению к матери?

-Невнимательность

-Равнодушие

-Безответственность

- Беспечность

Мы можем сделать вывод: Настя ведёт себя, как два разных человека (на работе она внимательна, участлива во всём, а по отношению к близким, матери равнодушна). Ей достаточно того, что её мать жива, а то что она уже старая, нуждается в поддержке, заботе, просто в добрых словах, этого Настя не понимает. - Она не видела мать три года, а письмо сразу не стала читать.

-Какие два чувства вызвало у Насти письмо матери? (два чувства: облегчения, что мать жива, и в то же время проснулась совесть, которую она успокаивала тем, что у нее много работы).

- Когда она прочитала письмо, то вслух назвала одну причину. Что она сказала?: "Куда там сейчас ехать. Разве отсюда вырвешься!" А на самом деле ей просто не хотелось ехать, потому что ее ждали переполненные поезда, пересадки, материнские слезы, скука.

- Я вспомнила слова М.Горького: "Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это мать".

-Каково ваше отношение к этой героине? (осуждаю её за то, что она не навещает мать, не пишет ей письма).

-А каково авторское отношение к Насте? ( Слайд 14)

- Прямых авторских оценок в тексте нет, но отношение Паустовского однозначно. Он подчеркивает самолюбование Насти. "...Настя нравилась сама себе. Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза". - Глаза - зеркало человеческой души. Здесь такой разоблачающий эпитет!

- Холодные глаза говорят о равнодушии. Страшно, когда встречаешь человека с холодными глазами. Очевидно, у человека такое же холодное, жестокое сердце. Слово учителя: Сольвейг в переводе означает "солнечный путь". Сравнение с Сольвейг оказалось ошибочным: Сольвейг могла взглядом вызвать в чьей-нибудь душе светлый праздник, она отличалась добротой, отзывчивостью, верностью. Настя праздник устраивает, а глаза у неё холодные. А ведь они - зеркало души. Значит, и душа у неё холодная.

-Почему рассказ назван «Телеграмма»? (Предостережение, предупреждение: не забывайте о близких). Предостережение, предупреждение: не забывайте о близких.

2 телеграммы, но обе до конца не выполняют своего назначения. - Зачитайте их ( Слайд 15 -16)

-Пробудилась ли совесть Насти? Показать динамику пробуждения. (Быстро встала, торопливо оделась, выбежала на улицу, вспомнила "ненаглядная моя" - заплакала; поняла, что ее никто так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка; вскочила, побежала на железнодорожную станцию - лишь бы успеть; билетов не оказалось; чувствовала, что расплачется навзрыд. В тот же вечер Настя уехала).

Она теперь не думает о том, как сложно добираться до деревни, а сразу идет на вокзал, а потом ей кажется, что поезд едва тащится.

-Успела Настя на похороны к матери? ( Нет. Она проплакала в комнате матери всю ночь, чувствуя, что "никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести").

- Действительно, мать могла бы успокоить Настю, простить ее, но матери уже нет, и теперь до конца жизни ей придется испытывать это чувство вины.

Не уделила должного внимания матери Настя. Но мир не без добрых людей. И такие рядом оказались. Кто это? (Монологичные ответы):

• Манюшка - дочь колхозного сапожника - прибегает каждый день, чтобы принести воды из колодца, помыть полы, поставить самовар. Шесть суток не отходила от Катерины Петровны, не раздеваясь спала на старом диване. По речи видно, что она не очень грамотная, простая девочка, но понимает, что человек в беде - надо помогать. Тихон, предостерегая ее, говорит: "Не будь пустельгой". Что значит "пустельгой"?

•Сторож Тихон - рубит, пилит, колет старые деревья на дрова. Тоже не умеет красиво говорить. Но, пожалев Катерину Петровну, дает телеграмму Насте. Не

•дождавшись ответа, совершает подлог: приносит умирающей женщине мнимую телеграмму от дочери.

•почему он решился на обман? (чтобы поддержать ее, утешить, смягчить горечь одиночества и последние мгновения жизни)

Это простые люди, которых любил Паустовский. Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но не пройдут мимо чужого горя.

-А для чего, по-вашему, вводится в рассказ образ молодой учительницы? (этот образ противопоставлен образу Насти. Ведь учительница сразу вспомнила про мать, которая осталась в городе).

- Мне кажется, что сердце у нее доброе, ведь она не знала Катерину Петровну, а пошла за гробом, потом, во время похорон, поцеловала "высохшую желтую руку" покойной.

- А почему она сделала это?

- Она, видимо, поняла весь ужас одиночества этой женщины, почувствовала какую-то вину перед ней, понимая, что все молодые, живя своей интересной жизнью, виноваты перед матерями, уделяя им мало внимания.

Наверное, молоденькая учительница лучше Насти понимает это и, может быть, воспитает и своих учеников добрыми, отзывчивыми людьми.

  1. Вывод

Тему рассказа определили в начале урока: взаимоотношение родителей и детей.

-Чему учит Паустовский своим рассказом? (Помни о родителях, пиши, навещай - это обязанность перед теми, кто дал тебе жизнь).

В спешке мы часто забываем о близких нам людях. Не об этом ли спрашивал С.Маршак: «А часто ли ты видел близких своих?» Я хочу, чтобы в Вашей жизни никогда не было телеграмм-предостережений, чтобы Вы никогда не забывали о Маме. Настя не смогла быть вовремя благодарной. Не повторяйте ее ошибок. Если даже сердце очерствело, дайте маме капельку добра.

Давайте от нас, от нашего сердца назовём слова, которые нужно слышать людям, чтобы было легче. Чувствовалось, что тебя любят. Для этого я раздам вам листочки (Сердечки), а вы на них напишите добрые, тёплые слова, которых не хватало нашей героине. Пусть это будут такие слова, которые вы можете сказать маме, бабушке, людям, которые заботятся о вас и любят вас.

А сейчас наклейте их на этот лист и зачитайте (милая, любимая, дорогая, родная, добрая, заботливая, ненаглядная).

Не прикрывайся заботой о человечестве, когда твоего тепла, твоего внимания, твоего доброго слова и взгляда ждут самые близкие люди и, прежде всего мама.

Не упустите время, чтобы потом всю жизнь не мучиться угрызениями совести. Загляните в мамины глаза, может быть, уже сейчас ей нужны ваше внимание и ваша поддержка.

В Библии говорится о том, что нужно почитать родителей, уважать их. ( Слайд 17)

- А сейчас индивидуальное задание - письмо маме. От имени Насти ребята написали свои письма маме. Вот одно из них:

Здравствуй, дорогая мамочка! Как у тебя дела? Извини, что пишу редко: некогда, много работы. Я по тебе очень скучаю. У меня всё хорошо. Через два месяца будет отпуск, и я приеду к тебе. Не болей, моя милая. Почаще отдыхай. Помни, что я очень тебя люблю, береги себя. Целую, любящая дочь Настя.

Вот такое небольшое письмо, а сколько радости оно бы принесло нашей героине. Если бы Настя писала своей матери письма, не такими унылыми и грустными были бы для неё последние дни жизни. А, может быть, эти письма, в которые дочь вкладывала частицу своей души, помогли бы Катерине Петровне пожить подольше.

Жестокость равнодушия. Стена.

Которая так часто холодна.

В кровь об неё мы расшибаем лбы.

Не чувствуя углов своей судьбы

Жестокость равнодушия,

Она не виновата в том,

Что холодна…

Да, чаще виноваты люди. Сегодня, ребята немного особенный урок. Мы анализировали замечательный рассказ К.Г. Паустовского « Телеграмма». Перед нами стояли обычные цели урока: научиться, суметь, развить, воспитать. И мы сегодня учились анализу прозаического произведения. Но, для меня все же самое главное, если после этого урока вы выйдете чуть добрее. Нельзя за 40 минут научить сочувствию, состраданию, сопереживанию, но все же мы вместе делаем шаг вперед на пути благородных и чистых чувств.

Главное - не опоздать ( стихотворение Н. Доризо, читает подготовленный ученик).

Человеку несут апельсины, печенье, Для него уже это

Не имеет значения. Он глядит на людей

Снисходительно-строго: - Если б это, родные,

Пораньше немного! Был я молод, горяч,

Всюду был я с народом, А теперь обнимаю

Баллон с кислородом. …Надо время

Душу спасать человечью Апельсинами, отдыхом,

Дружеской речью! О, не будьте, не будьте

В гуманности лживы! Берегите людей, Пока они живы!

Давайте, ребята, делать добрые дела. Чтобы не было это поздно. Нужно заботиться о своих близких. Дарить им доброту, тепло. «Спеши делать добрые дела, пока не стало поздно»

Песня Т. Повалий. ( Слайд 18)

4. Домашнее задание

-Дома вы постарайтесь в беседе с близкими называть добрые слова, порадуйте их! А потом поделитесь впечатлениями: приятно ли им было слышать добрые слова.

5. Итоги урока

© 2010-2022