- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Теоретический материал. Признаки деловой речи
Теоретический материал. Признаки деловой речи
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пыстина Л.М. |
Дата | 16.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Признаки деловой речи
Теоретический материал
Качества деловой речи
Их содержание
Назначение деловой речи
- деловая речь служит для связи государственных и общественных учреждений, между собою и населением
- служит для оформления различных постановлений
- служит для учёта отдельных фактов, денежных и материальных ценностей
- формы бумаг облегчают составление и рассмотрение деловой бумаги, т. к. изложение мыслей располагается в определённом порядке
Требования к деловой речи
- основное качество деловой речи - точность словоупотребления
- использование слов только в прямом значении
- употребление специальных терминов
- характерна сжатость изложения
- порядок слов только прямой
- предложения в деловой речи должны быть короткими
- избегать в деловой речи оттенки отвлечённости
Цели деловых бумаг
- деловые бумаги имеют установленные формы
- формы определяют сведения, которые следует дать в той или иной бумаге
- формы устанавливают порядок изложения материала
- в деловой бумаге должно быть только то, что имеет отношение к делу
Заявление
- это личное обращение к учреждению или должностному лицу с какой - либо просьбой
- наименование учреждения или должностного лица, к которому обращаются с просьбой, помещается по всему верху края бумаги
- наименование лица, подающего заявление (Ф.И.О), его должность (если он где-либо работает) помещаются справа
- потом помещается адрес заявителя
- затем делают посредине надпись заявление
- с новой строки пишут текст заявления
- в заявлении сжато излагается сущность дела с кратким обоснованием просьбы
- если к заявлению прилагаются документы, то они перечисляются после слова приложение, которое пишется с новой строки
- в конце заявления ставятся подпись и дата
Деловое письмо, или отношение
- это письменное обращение учреждения к другому учреждению или отдельному лицу, носящее официальный характер
- такая бумага должна иметь наименование учреждения - отправителя, с его адресом, датой отправления и исходящим номером (угловой штамп)
- наименование адресата с указанием его местонахождения, названия учреждения и должности, что пишется наверху, вправо от штампа
- указание на должность подписавшегося , причём
его фамилия чётко отмечается в скобках после подписи
- деловое письмо следует начинать с указания, на основании чего оно пишется, или со ссылки, например, бумаги, на которую оно является ответом
- каждое деловое письмо должно содержать в себе какой - либо вопрос
- если текст сопровождается справкой или другим приложением, то указание на них помещается ниже текста с новой строки
Протокол
- протокол составляется в тех случаях, когда требуется записать обсуждение вопросов, поставленных на заседании, и принятых по ним решений
- цель протокола - отразить заседание с его решениями и наиболее важными высказанными мнениями
- протоколы бывают двух видов:
- протоколы простые(резолютивные)
- протоколы - отчёты
- протоколы простые (резолютивные) составляется тогда, когда разрешаются вопросы, не вызывающие длительных обсуждений, и такой протокол состоит главным образом из разделов
- слушали (в этой части записываются рассматриваемые вопросы) и
- постановили (где записываются решения (резолюции), принятые по соответствующим вопросам
- протокол - отчёт более подробно отражает заседание и составляется тогда, когда на заседании разрешаются вопросы сложные, вызывающие споры, и важно отметить различные точки зрения выступающих в прениях
Построение протокола
Во всяком протоколе нужно указать:
- характер собрания и наименование организации (например, заседание педагогического совета или заседание литературного кружка такой - то школы)
- дату собрания
- участвующих (при очень большом количестве собравшихся - их общее число)
- в каждом протоколе должны быть разделы слушали и постановили
- протокол должен быть подписан председателем и секретарём
- в протоколе - отчёте между разделами слушали, постановили записываются прения и указываются имена выступавших
- запись прений - конспект речи выступающих
- выступления должны быть схвачены и сжато записать главное
- при записи выступлений нужно иметь в виду следующее:
- главные мысли выступающего можно выявить из его предварительного замечания о том, о чём он будет говорить
(- я остановлюсь на…
- я хочу отметить… ),
из замечания о переходе к следующему вопросу
(- теперь я перейду к…
- рассмотрим теперь…),
из указания на вывод словами:
таким образом, следовательно, итак.
Отчёт
- задача отчёта - обобщение деятельности какой - либо организации
- в заголовке отчёта нужно указать, какая организация, в чём и за какой срок отчитывается
- начало отчёта - небольшое вступление с указанием задач, которые были поставлены перед организацией
- затем в определённом порядке идёт перечисление проделанной работы
- каждая часть отчёта начинается с новой строки с заголовком
- отчёт даётся в виде конспектной записи, обосновывается цифрами и фактами
- указываются методы работы, то, что содействовало работе и что ей препятствовало
- в заключении делаются выводы в виде одного или нескольких предложений, а также указывается перспектива дальнейшей работы
Акт
- акт составляется тогда, когда необходимо точно описать какой - нибудь факт (например, приём библиотеки) или результат обследования (например, ревизия библиотеки)
- в акте должно быть следующее:
- наименование акта, например, акт ревизии библиотеки такой - то школы
- фамилии лиц, составляющих акт
- дата составления акта
- данные, полученные в результате обследования (например, количественное и качественное состояние книг в библиотеке, положение с отчётностью)
- заключение
- подписи лиц, составивших акт
- текст акта начинается обычно так:
настоящий акт составлен тогда - то, там - то, такими - то лицами или лицом в такой - то должности, о том -то
- для удобства чтения акт можно разбить на пункты
6