• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Методическая разработка Использование на уроках литературы приемов технологии компетентностного подхода Развитие критического мышления через чтение и письмо

Методическая разработка Использование на уроках литературы приемов технологии компетентностного подхода Развитие критического мышления через чтение и письмо

Разработка содержит разъяснения по технологии критического мышления на уроках литературы. В ней дается объяснение "идеи" ТРКМЧП, "стадий урока с пояснением каждой, приводятся примеры "приемов", которые используются при данной технологии на уроках:"Верные и неверные утверждения", "Знаю - хочу знать - узнал", "Тонкий и толстый вопросы", "Чтение с остановками", "Синквейн" и др. Также в разработке приводятся цели урока, которые ставит преподаватель перед обучающимися и которые благодаря ТРКМЧП измен...    Технология РКМЧП – надпредметная, проникающая, применима в любой области знаний, в любых программах и предметах.   Она позволяет решать задачи:  -  образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; - культуры письма: формирования  навыков написания текстов различных жанров; - информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности; - социальной компетентности: ф...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Котова Т.А.

Использование на уроках литературы приемов технологии компетентностного подхода

«Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Котова Тамара Александровна

ГБОУ СПО Самарский техникум

промышленных технологий

В Государственной программе развития образования в настоящее время особое внимание уделяется формированию компетентной личности. При этом подчеркивается, что конкурентоспособным ресурсом общества становится личность, являющаяся субъектом собственной деятельности.

Чтобы соответствовать новой парадигме образования, необходимы современные образовательные технологии.

Особый интерес в связи с этим представляет технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» ( далее РКМЧП).

Авторами образовательного проекта «Развитие критического мышления через чтение и письмо» являются американские ученые Джинни Стилл, Куртис Меридит, Чарльз Темпл.

В России она появилась в 1997 году; ее используют педагоги в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других городах.

Технология РКМЧП - надпредметная, проникающая, применима в любой области знаний, в любых программах и предметах.

Она позволяет решать задачи:

- образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

- культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;

- информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;

- социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знания.

РКМЧП направлена на достижение образовательных результатов:

- умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

- умение пользоваться различными способами интегрирования информации;

- умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

- умение решать проблемы;

- умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

- умение выражать свои мысли ( устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

- умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

- способность к самообразованию;

- способность брать на себя ответственность;

- способность участвовать в совместном принятии решения;

- способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;

- умение сотрудничать и работать в команде и др.

Технология РКМЧП предполагает следующее логическое построение урока:

  1. Стадия (фаза) вызова, в ходе которой обучающимися активизируются знания, связанные с определенной темой урока ( как правило, это знания, полученные на предыдущих уроках, а также знания, основанные на личном жизненном опыте обучающихся); в традиционном построении урока это очень близко этапу актуализации знаний.

  2. Стадия (фаза) осмысления, в ходе которой обучающиеся знакомятся с новой информацией ( темой урока), осмысливают ее, соотносят с тем, что знают об этой теме, вычленяют принципиально новое для себя; в традиционном построении урока это близко к этапу изучения новой темы.

  3. Стадия (фаза) рефлексии, в ходе которой происходит систематизация узнанного на уроке, а также осмысление собственных действий на пути решения главной задачи на уроке; в традиционном построении урока это близко к этапу подведения итогов.

Каждой из стадий соответствуют определенные методы и приемы.

Апробирование выбранной мною технологии началось с использования ее элементов на уроках литературы.

На стадии вызова часто использую следующий прием «Верные и неверные утверждения»:

зачитываю верные и неверные утверждения, обучающиеся выбирают «верные утверждения», обосновывая свой ответ.

Если необходимо на уроке собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, применяю таблицу «Знаю - хочу знать - узнал». Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии РКМЧП: вызов, осмысление, рефлексия. Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.

Для развития умения работать с новым материалом, умения формулировать вопросы используется прием «Тонкий и толстый вопросы». Этот прием подразумевает вопросы, на которые предполагается либо развернутый , «долгий», обстоятельный ответ ( «толстый» вопрос), либо однозначный , «фактический « ответ - это «тонкий» вопрос.

Для работы с текстом эффективен прием «Чтение с остановками». При этом на первом этапе идет обсуждение заглавия текста и прогноз его содержания и проблематики. Далее чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Третий этап - заключительная беседа.

Прием «синквейн» обычно используется на стадии рефлексии. Сиквейны на этой фазе урока позволяют систематизировать полученную на уроке информацию, дают возможность описать суть понятий, выразить свое отношение к изученному на уроке.

Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). Вторая строчка - это описание темы в двух словах ( двумя прилагательными). Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Таким образом, применение современных образовательных технологий открывает множество возможностей, но самое главное в любой педагогической новации, чтобы она позволяла преподавателям лучше учить, а студентам - лучше учиться.

Список литературы:

  1. Загашев И.О., Заир - Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. Издательство Альянс «Дельта», Санкт-Петербург, 2007, 284 с.

  2. Альмаханова Г.Т. Педагогические технологии на уроке литературы. Справочник руководителя образовательного учреждения №10 2008 - с.81.

  3. Жук Н. Завтрашний день школы - каким он будет? Директор школы №5 2007 - ИФ «Сентябрь» - с.17.

  4. Столбунова С.В. Как построить нетрадиционный урок русского языка. Лекция 3. Технология развития критического мышления через чтение и письмо.- М.: «Первое сентября», «Русский язык» №19 2008, с. 10-15.

  5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. - М., издательский центр «Академия», 2009.







© 2010-2022