Дидактические материалы к урокам

      Авторские разработки дидактических материалов. Сборник "Лингвистические сказки" поможет учителю русского языка при изучении морфологии.      Можно использовать в качестве дополнительного материала к урокам.      В дальнейшем учащиеся приобщаются к данной работе и сами пробуют сочинять сказки в группах или самостоятельно. Такие уроки будут способствовать повышению интереса к предмету, развитию творческой активности учащихся, развитию связной письменной и устной речи. Можно использовать данн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дидактические материалы к урокамДидактические материалы к урокам

Кто важнее?

В царстве частной речи было много замков. Один из них принадлежал наречиям.

Наречия любили поспорить друг с другом, кто важнее.

- Я, - говорит одно наречие, - могу прыгать по-заячьи.

- А стоит представить меня, - хвастается другое, - так всё исполнится. А вот ты когда собираешься помогать людям? - обращается оно к наречию, сидящему в мягком кресле.

- Когда-нибудь, - лениво отвечает то.

-А я очень люблю вредить всем, - растягивая слова, вставило наречие еле-еле. - Стоит меня подставить, так всё делается медленно.

- И я тоже! - крикнуло наречие кое-как. Стоит мне встать рядом с глаголом, так всё дело портится.

И вдруг погас свет. Все стали сталкиваться, падать, возмущаться. Кто-то крикнул:

  • Где же наречие ярко?

  • Почему оно нам не поможет? - подхватили другие.

- А зачем я вам? - спросило наречие ярко. - Ведь вы всё-всё можете. Вы же важнее всех.

Наречия покраснели. Стыдно им стало за своё хвастовство. А наречие ярко подошло к глаголу светит, и всё стало по-прежнему. Только никто уже больше не хвастался.

Дидактические материалы к урокам

Дидактические материалы к урокам

Вопросы и задания:

1. Выпиши наречия, употреблённые в данной сказке, объясни их правописание.

2. Расскажи о значениях других наречий, не встречающихся в сказке.

3. Сделай вывод о том, зачем нужны языку наречии в целом какова их роль.

Дидактические материалы к урокам

Дидактические материалы к урокам

Проделки наречий

Наречия легко образуются из других слов. И это не случайно. Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Име­на и глаголы к тому времени уже растащили почти все слова по своим владениям. Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова; Проще всего это оказалось сделать с некоторыми при­лагательными. Замени в слове хороший окончание суффиксом, -о-, и получилось замечательное наречие хорошо!

Потом наречия добрались и до существительных. Тут рабо­ты оказалось побольше: предлог превратить в приставку, оконча­ние - в суффикс. Зато из одного существительного получается целая куча наречий: было существительное верх, а получились наречия вверху, вверх, наверху, наверх, кверху, сверх, сверху и даже верхом - очень полезное слово, если нужно объяснить, что кто-то любит ездить верхом, а не в телеге...

Потом добрались наречия. и до числительных, и даже до глаголов. Из двое получилось вдвоём и надвое, из скакать - вскачь и на скаку, из догонять - вдогонку, из обнимать - в в обнимку.

Рады наречия. А ученики не очень. Уж чересчур похожи эти наречия на имена существительные с предлогами. Поди разберись, когда как писать - слитно или раздельно.

А то ещё некоторые наречия любят писаться вообще по-особому - через чёрточку. Вот и приходится всё время быть настороже, чтобы не ошибиться.

Дидактические материалы к урокам

ВДидактические материалы к урокамопросы и задания:


  1. От чего образуются наречия в русском языке?

2.О каких случаях образования наречий вы узнали из этой сказки?

3. Продолжите сказку, дополнив её историями образования наречий другими способами.

Используйте для этого дан­ный ниже материал: тысяча, миллион, миллиард; утром, вечером, домой; по- хорошему, по-русски, по-нашему и др.

Напиши наречия, встретившиеся в сказке, в 2 столбика:

Дополни своими примерами:

Слитно

Раздельно


Дидактические материалы к урокам

Дидактические материалы к урокам



Сказки и рассказы об имени существительном и числительном

Как морфология порядок навела

Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбе­риха - никакого порядка!

Попытались слова как-то построиться. Становились и так, и эдак, всё плохо получается. «Без командира нам не обойтись, - решили слова. - Призовём-ка мы на помощь Морфологию!».

- Кто из вас обозначает предмет? - спросила Морфология у слов.

- Мы обозначаем предмет, - ответили одни.

- А какие формы у вас есть?

- Род, число, падеж.

- А что вы умеете делать?

- Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим и дополнением.

- Становитесь под знамя «Имя существительное!» - при­казала Морфология.

- А мы обозначаем действия, имеем лицо, время, наклоне­ние, вид, залог, можем быть сказуемым! - отрапортовали другие слова.

- Становитесь под знамя «Глагол!» - ответила Морфология, Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова Так-с помощью Морфологии тысячи слов, в зависимости o их значения, грамматической и синтаксической функций, объединились под своими знамёнами.

Морфология - командир над всеми частями речи. Вместе С Синтаксисом входит она в Королевство Грамматики Королём. В этом королевстве является могущественный ЯЗЫК, а королевой мудрая Грамматика.

У королевы целая свита принцев и принцесс. Среди них особо выделяется одна - строгая, любящая порядок Морфология.

ИДидактические материалы к урокамменно от неё, прекраснейшем из принцесс, зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Числительное, Местоимение, Глагол, Причастие, Деепричастие, Наречие, Предлог, Частица, Союз, Междометие.

Дидактические материалы к урокам

Вопросы и задания:


  1. Назовите все известные вам части речи.

  2. Какой раздел русского языка их всех объединяет?

  3. Приведите по три примера известных вам частей речи.


Дидактические материалы к урокам

Дидактические материалы к урокам

CКАЗКИ О НАРЕЧИИ

Ох уж это наречие!

Я невзлюбил наречие ещё задолго до того, как узнал о нём впервые. Всю жизнь оно меня преследует. «Стой прямо, сиди ровно, правильно говори по-русски, пиши красиво, считай верно ,делай все быстро, аккуратно и на совесть, поступай по-товарищески, давай сдачу по-мужски» - только и слышу я ежечасно.

Все это непросто выполнить. А как вам понравится есть на завтрак яйца всмятку или слышать о том, что тебя видят насквозь?

Другому хочется безудержно носиться вскачь, а вот мне приятнее возлежать горизонтально и ТИХО-ТИХО листать книжные страницы, которых видимо-невидимо.

В школе мы закончили изучение надоевшего мне наречия, и я надеюсь, что моя жизнь отныне потечёт по-новому: весело, необыкновенно, а может быть, и по-прежнему кое-как».

Дидактические материалы к урокам

Дидактические материалы к урокам

Вопросы и задания:



Напишите сказку - антипод, начав её словами: «Наречие я полюбил ещё задолго до того, как узнал о нём».




Дидактические материалы к урокам

Дидактические материалы к урокам

Части речи

Живут в городе Частеречинске различные части речи русского языка: существительное, прилагательное, глагол, числительное, местоимение, наречие, предлог, союз, частица, междометие. Всего де­сять частей речи.

В труде живут, в заботах. Много и добросовестно работают, укрепляя и обогащая родной язык. Дружно. живут, помогают друг другу, в чём могут. Трудится, например, прилагательное «широкий» и существительное «поле», чтобы поставить словосочетание «широкое поле» в предложный падеж., ничего не получается!

Кликнут на выручку предлог «в»: сразу всё на своём месте, и словосочетание готово: «в широком поле».

А вот по характеру части речи сильно отличались.

Одни: существительное, прилагательное, числительное, местоимение; наречие, глагол - были очень самостоятельны. Они имели свои лексические значения, в предложении являлись его членами. К ним и вопрос задать можно, они всегда на него ответят.

А другие (предлог, союз, частица) без самостоятельных час тей речи - никуда! Лексического значения у них нет, в предло жении они не играют никакой роли, так как не являются членами предложения, на вопросы не отвечают - боятся!

И получается, что они в роли прислуги у самостоятельных членов предложения.

Предлог служит для связи (однородных членов) слов в словосочетании, союз может связывать однородные члены предложения и даже простые объединять в сложные. А для того, чтобы лучше передать какие-то оттенки чувств, согласие или сомнение, уверенность или мечтательность, служат различные частицы.

И, наконец, особняком стоит ещё одна часть речи междометие. Но оно - существо загадочное, малопонятное, разговор о нём ещё впереди.

Вот так и живут части речи. А хотите узнать о них побольше, пожалуйте в гости в страну Морфологию, в город Частеречинск.

Там гостям всегда рады!

Дидактические материалы к урокамДидактические материалы к урокам

Вопросы и задания:

  1. О чём говорится в данной сказке?

  2. Передайте её содержание в научном стиле.

  3. Заполните таблицу: служебные, самостоятельные части речи.

Дидактические материалы к урокамДидактические материалы к урокам

Несклоняемые имена существительные


В Морфологию попали очень странные слова. Они иноязыч­ного происхождения и не хотели, как русские слова, изменяться, по падежам. Они хотели сохранить своё иностранное достоин­ство.

Много раз уговаривала их королева Грамматика вести себя как русские слова.

Ведь живут они теперь в русском языке. Но несклоняемые слова были неумолимы.

На следующий день, сговорившись, они убежали на остров недалеко от страны Безграмотландии.

Подговорили они пиратов Единицу и Двойку привозить ним учеников-двоечников.

Им нравится обманывать ребят. Несклоняемые существительные залезли к ним в тетрадки. Ученики не узнавали их и изменяли, как русские слова.

Один мальчик писал так: «Я пришел в школу без пальта, без кашна, а когда были в зоопарке, видел громадную шимпанзе и разговаривал с какадой. Домой я ехал в метре и думал о кине»

Несклоняемые слова только хихикали.

Тогда королева Грамматика решила прибегнуть к крайней мере.

Она создала правила узнавания этих слов. Ребята познакомились с этими правилами в параграфе учебника и стали правильно употреблять несклоняемые существительные.

Дидактические материалы к урокам

Дидактические материалы к урокам

Вопросы и задания:


  1. Познакомьтесь и вы с правилами употребления несклоняемых существительных и расскажите о них своим товарищам.

2.В соответствии с правилами употребления несклоняемых

существительных исправьте ошибки в предложениях из сказки.


Дидактические материалы к урокамДидактические материалы к урокам

Понятие о прилагательном

С сегодняшнего дня мы переселяемся в город Имя Прилага­тельное и долго-долго будем путешествовать по его улицам, пере­улкам и площадям. Каким представить себе Прилагательное? По-моему, оно похоже на. огромный гобелен, вышитый не только раз­ноцветными нитками, но и наполненный разнообразными интерес­ными качествами и свойствами. Это очень важный, крупный город и государстве Морфология. Достаточно сказать, что по количеству жителей он занимает третье место (после Существительного и Гла­гола).

А ещё можно представить его таким: это огромная поляна, на которой можно найти всё - от цвета, запаха, вкуса до разнообразных веществ: деревянных, каменных, серебряных. От характера человека (волевого, сильного, доброго) до явлений окружающей действительности (солнечного света, тёмной ночи, грозового ветра).

И на этой поляне чудесных свойств и качеств растёт

То самое древо познания с листочками-именами всех предметов. Ведь Прилагательному никак не прожить без друга - Существительного, иначе кому оно будет служить? Кто поймёт его душу? Кому понадобятся его признаки, его богатство?

Живут они оба в государстве Морфология, а работают в соседнем Синтаксисе.

Дидактические материалы к урокам

Дидактические материалы к урокам

Вопросы и задания:



  1. Признаки чего обозначают прилагательные? Приведите при­меры и запишите их.

  2. Определите в данных словосочетаниях род, число и падеж прилагательных. У кого они их позаимствовали?



Дидактические материалы к урокамДидактические материалы к урокам

Размышления Баюна о существительном




Кому нужны существительные? Ведь если бы их не было, то не придумали математику, не было бы её вовсе! А там, глядишь, и физики, и химии, и географии, вот жизнь была бы у ученика! Одна физкультура!

Или возьмем время. Зачем нужно его точно обозначать? Чтобы не дать ребенку поспать лишние полчаса?

Нет, на свою голову придумали точно обозначать всё: время, деньги, страницы, упражнения, задания и только скажи, что я не прав! Язык не повернется.


Дидактические материалы к урокам

Дидактические материалы к урокам


Вопросы и задания:


  1. А вы согласны с Баюном? Нужны ли нам числительные?


  1. Напиши свои доказательства, приведи примеры. Подумай

над тем, чтобы каждое доказательство было полным, убедительным, логичным.





Дидактические материалы к урокам

Дидактические материалы к урокам

Предки




Однажды из страны Арифметики в страну Грамматику шли два числительных: Одиннадцать и Двенадцать. Устали по дороге и сели отдохнуть под развесистой семеркой. Вот Двенадцать и «спрашивает: «Скажи, почему, ты пишешься с двумя н, а я с одним?»

Одиннадцать ответила: «Это очень интересная история, ко-
торая произошла давным-давно. Когда-то наши предки не были
похожи на нас и писались в три слова: один на десять, два на
десять. Позже они решили, что удобнее жить одним словом и
соединились. Так и появилось в числительном одиннадцать «нн»,
одно от корня, другое - от бывшего предлога».



Дидактические материалы к урокам


Дидактические материалы к урокам

Вопросы и задания:


  1. Что нового вы узнали о правописании числительных из дан­ной сказки?


  1. Передайте содержание сказки научным стилем речи.

Дидактические материалы к урокам

Дидактические материалы к урокам





РАЗГOВOP СЛОВ



Однажды Вова Словознайкин открыл свою тетрадь и вдруг услышал, как кто-то переговаривается. «Кто бы это мог быть?» - удивился он и на всякий случай оглянулся. Но никого не было.

Вова прислушался и догадался: «Да ведь это же слова переговариваются!»

- Я самое главное слово, - говорило существительное, - я требую, чтобы вы все мне подчинялись. Ваш род, число и падеж, - говорило оно прилагательному и числительному, - должны зависеть от меня. Если хотите дружить со мной, беспрекословно подчиняйтесь мне.

- Ишь, чего захотело, - возмутилось числительное, - когда я стою в именительном падеже, а ты рядом со мной в родительном, то я управляю тобой. Например: Возле старой берёзы школьники нашли десять подберёзовиков. Здесь я управляю тобой, так какое ж ты главное.

- Не хвастайся, - поддержало прилагательное числительное. - Вовсе ты не главное. У каждого слова своё предназначе­ние. И если бы нас не было, то не перед кем тебе было бы и хвастаться.

Дидактические материалы к урокам

Дидактические материалы к урокам

Вопросы и задания:


  1. В чем заключается научная суть спора, который вели прилагательное, существительное и числительное?

2. Продолжите сказку. Что мог бы сказать спорщикам герой сказки Вова Словознайкин? Используйте для продолже­ния сказки материал для наблюдений, данный ниже:

  • Мы купили в магазине десять килограммов помидоров.

  • Два школьника опоздали на урок.


© 2010-2022