• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • "Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно"

"Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно"

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 30»

Петропавловск - Камчатского городского округа


«Рассмотрено»

на заседании ШМО

Протокол №____ от

«___»__________ 2015г

Руководитель ШМО

_________ (Т.В.Баженова)

«Согласовано»



«___»__________ 2015г

Зам. директора по УВР

________(Н.А.Дорофеева)

«УТВЕРЖДАЮ»

«____» ___________ 2015г

Директор МАОУ «Средняя школа № 30»

______________(Е.Н.Калига)



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по русскому языку

на основе УМК «Школа России»

4 класс


Срок реализации с 01.09.2015 по 31.05.2016 г



Начальные классы

Учитель:И.В. Федорова

Первая квалификационная категория











Петропавловск-Камчатский

2015-2016 учебный год



Пояснительная записка

Рабочая учебная программа предназначена для общеобразовательных учреждений, разработана для общеобразовательного - класса МАОУ «Средняя школа № 30»Петропавловск -Камчатского городского округа.

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

  • Закона "Об образовании в Российской Федерации" ( Федеральный закон от 29.12.2012г. №273);

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785);

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);

  • приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);

  • приказа Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (зарегистрирован в Минюсте России 12 декабря 2011 г., регистрационный номер 22540);

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 декабря 2012 г. № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373»

  • учебный план на 2015-2016 учебный год МАОУ «Средняя школа №30»Петропавловск-Камчатского городского округа ФГОС НОО

Общая характеристика курса «Русский язык»

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Система заданий обеспечивает достижение личностных, предметных и метапредметных результатов освоения Основной образовательной программы начального общего образования.

Изучение русского языка в начальных классах - первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.


Обоснование выбора системы обучения для реализации рабочей программы

  • Выбор программы обусловлен тем, что её составители отводят важную роль предмету «Русский язык» в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

  • Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды - отечественного языка» (К.Д. Ушинский).

  • Изучение русского языка в начальных классах по этой программе создаёт хорошую основу для дальнейшего лингвистического образования и речевого развития.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Реализация цели рабочей программы осуществляется в процессе выполнения следующих задач:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке ка основе национального самосознания;

  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

  • развитие коммуникативных умений;

  • развитие нравственных и эстетических чувств;

  • развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

  • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Место учебного предмета в базисном учебном плане.

На изучение русского языка в четвертом классе отводится 4 часа в неделю. Авторская программа рассчитана на 136 часов. В соответствии с учебным планом МАОУ «Средняя школа №30» учебный год составляет 35 недель (140 часов). Увеличилось количество часов, отводимых на изучение элементов содержания программы, которые можно использовать для повторения или резервные уроки.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

4 КЛАСС

Русский язык: 4 часов в неделю.

  • I четверть - 8 недель, 32 уроков;

  • II четверть - 9 недель,36 уроков;

  • III четверть - 10 недель, 40 уроков;

  • IV четверть - 8 недель, 32 уроков;

ИТОГО: 35 недели, 140 уроков.

Содержание тем учебного курса.

п/п

Название раздела

Количество часов

1.

Повторение.

10

2.

Предложение.

6

3.

Слово в языке и речи.

18

4.

Имя существительное.

29

5.

Имя прилагательное.

23

6.

Местоимение.

8

7.

Глагол.

28

8.

Повторение + резерв

18

Итого:

140 часа


Содержание программы.

Повторение (10 часов)

Наша речь и наш язык. Формулы вежливости. Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст). Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление) Составление предложений с обращением.

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.

Разбор предложения по членам предложения.

Предложение (6 часов)

Однородные члены предложения (общее представление). Предложения соднородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.

Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.

Слово в языке и речи (18 часа)

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) Обобщение знаний о лексических группах слов. Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Правописание гласных и согласных в корнях слов. Правописание приставок и суффиксов. Разделительный твердый и мягкий знаки. Части речи. Склонение имен существительных и имен прилагательных. Имя числительное, глагол. Наречие, как часть речи.

Имя существительное (29 час)

Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.

Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).

Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.

Имя прилагательное (23 час)

Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам.в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.

Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).

Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.

Склонение и правописание имен прилагательных во множественном

Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.

Местоимение (8 часов)

Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.

Глагол (28 часа)

Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.

Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.

Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тсяв возвратных глаголах в 3-м лице и -тьсяв возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).

Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть - видел, слышать - слышал)

Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов.

Повторение + резерв (18 часов)

Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол.

Формы организации образовательного процесса.

Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (вводные, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки, уроки - проекты).

Методы обучения

Методы организации и осуществления учебно- познавательной деятельности:

  • словесные, наглядные, практические;

  • индуктивные, дедуктивные;

  • репродуктивные, проблемно - поисковые;

  • самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно - познавательной деятельности:

  • стимулирование и мотивация интереса к учению;

  • стимулирование долга и ответственности в учении;

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно - познавательной деятельности:

  • устного контроля и самоконтроля.

Контроль и оценка планируемых результатов.

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

  • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;

  • Текущий:

- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

  • Итоговый контроль в формах

-контрольная работа.

  • Комплексная работа по итогам обучения

  • Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Качество реализации данной программы будет изучаться посредством мониторинга. Результаты мониторинга фиксируются в сводной таблице (с помощью графика) В рамках накопительной системы, создание портфолио.

Тексты КИМов прилагаются.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  • Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметныерезультаты

Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

  • учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

  • учиться планировать учебную деятельность на уроке;

  • высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);

  • работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;

  • делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;

  • добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;

  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • вступать в беседу на уроке и в жизни.

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметные результаты

  • Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

  • Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

  • Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

  • Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

  • Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

  • Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

  • Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

  • Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

  • Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Требования к уровню подготовки учеников, обучающихся по данной программе.

В результате прохождения программного материала обучающийся научатся определять:

  • предложения по цели высказывания и интонации (повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные);

  • главные члены предложения (подлежащее и сказуемое), второстепенные члены предложения;

  • однородные члены предложения;

  • состав слова (корень, приставку, суффикс, окончание);

  • правописание парных согласных в корне;

  • правописание непроизносимых согласных;

  • правописание слов с двойными согласными;

  • изменение имён существительных по падежам (названия падежей и падежные вопросы), начальную форму имён существительных, три склонения имён существительных, падежные окончания;

  • правописание имён существительных мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, вещь, сторож, плащ);

  • имя числительное; правописание количественных числительных;

  • изменение имен прилагательных по падежам;

  • изменение личных местоимений по падежам;

  • спряжение глаголов.

Учащиеся получать возможность научиться:

  • распознавать виды предложений по цели высказывания и интонации;

  • ставить в конце предложения нужные знаки препинания;

  • устанавливать связь слов в предложении;

  • распознавать предложения с однородными членами;

  • выделять главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды);

  • производить разбор предложения по членам предложения и частям речи (производить разбор слова как части речи в пределах изучаемого материала);

  • производить разбор слова по составу;

  • обозначать парные согласные в корне;

  • писать слова с непроизносимыми согласными;

  • писать слова с двойными согласными;

  • изменять имена существительные по падежам;

  • склонять существительные, писать падежные окончания существительных в форме единственного и множественного числа;

  • писать имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце;

  • падежные окончания имен прилагательных;

  • изменять личные местоимения по падежам;

  • писать глаголы IиIIспряжения;

  • писать диктанты различных видов (слуховые, зрительные, зрительно-слуховые, выборочные и т.п.);

  • использовать интонацию, темп высказывания, голос, мимику, жесты в соответствии с конкретной ситуацией общения;

  • пользоваться словарями и справочной литературой.


Календарно-тематическое планирование по русскому языку, 4 класс (4 часа в неделю)

п/п

Учебные разделы и темы

Деятельность обучающегося

Кол-во часов

Дата проведения урока

Приложение

план

факт

Повторение ( 10 часов)

1

Наша речь и наш язык.

Знакомиться с информацией в учебнике. Осознавать различие языка и речи; анализировать высказывания о русском языке; находить пословицы о языке и речи. Высказываться о значении волшебных слов в речевом общении, использовать их в речи.

2

Входная диагностическая работа по русскому языку.

3

Работа над ошибками. Язык и речь. Формулы вежливости.

4

Текст и его план.

Осмысливать содержание читаемого текста, различать текст по его признакам. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к тексту. Соотносить заголовок и текст. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Составлять план текста.

5

Типы текстов.

Осмысленно читать текст. Сравнивать между собой разные типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Сопоставлять тексты разного стиля.

6

Предложение как единица речи. Виды предложения по цели высказывания и по интонации.

Различать предложения в тексте; составлять предложения из данных слов и определять тему составленных предложений; составлять продолжение текста, придумывая предложения соответственно теме других предложений. Находить в тексте и составлять собственные предложения, различные по цели высказывания. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Классифицировать предложения по цели высказывания, обосновывать использование знаков препинания в конце предложений.

7

Диалог. Обращение.

Различать предложения с обращением. Находить обращение в начале, середине и конце предложения. Составлять предложения с обращением. Выделять обращения на письме.

8

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

Определять роль главных и второстепенных членов в предложении. Различать и выделять главные члены предложения и объяснять способы нахождения главных членов предложения. Различать распространённые и нераспространённые предложения. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении. Анализировать схемы предложений, составлять по ним собственные предложения.

9

Словосочетание.

Сравнивать предложение, словосочетание и слово; объяснять их сходство и различия. Определять в словосочетании главное и зависимое слова при помощи вопроса. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании, ставить вопросы к зависимому слову. Выделять в предложении основу и словосочетания. Составлять из словосочетаний предложение.

10

Проверочный диктант по теме «Повторение»

Оценивать результаты планируемых достижений по изученному курсу русского языка.

Предложение (6 часов)

11

Работа над ошибками. Однородные члены предложения (общее понятие)

Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте. Определять, каким членом предложения являются однородные члены. Распознавать однородные второстепенные члены, имеющие при себе пояснительные слова. Соблюдать интонацию перечисления при чтении предложений с однородными членами.

Наблюдатьза постановкой запятой в предложениях с однородными членами, соединёнными перечислительной интонацией и союзами и, а, но. Находить в предложении однородные члены, соединённые союзами. Обосновывать постановку запятых в предложениях с однородными членами. Составлять предложения с однородными членами из нескольких простых предложений. Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами.

12

Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

13

Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень»

Составлять небольшой текст по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень» под руководством учителя и записывать его.

14

Анализ сочинения..

15

Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного.

Сравнивать простые и сложные предложения. Находить сложные предложения в тексте. Выделять в сложном предложении его основы.Ставить запятые между частями сложного предложения. Составлять с ложные предложения.

16

Проверочный диктант по теме «Предложение»

Оценивать результаты планируемых достижений по изученному курсу русского языка.

Слово в языке и речи (18 часа)

17

Слово и его лексическое значение.

Находить слова, значение которых требует уточнения. Определять значение слова по тексту или уточнятьс помощью толкового словаря. Определять значение слова, пользуясь толковым словарём. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях, устаревшие и заимствованные слова. Анализировать и определять значения многозначного слова, его употребление в прямом и переносном значениях. Сравнивать прямое и переносное значения слов.

18

Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова.

19

Синонимы, антонимы, омонимы.

Распознавать синонимы, антонимы, омонимы среди слов других лексических групп. Подбирать к слову синонимы, антонимы.

20

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов.

Наблюдать за значениями фразеологизмов. Составлять текст по рисунку и данному фразеологизму.

21

Состав слова.

Пользоваться в речи словами-понятиями: корень, приставка, суффикс, окончание; знать существенные признаки понятий и использовать их при опознавании значимых частей слова. Выделять в слове значимые части. Наблюдать за способами образования нового слова. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

22

Распознавание значимых частей слова.

23

Правописание гласных и согласных в корнях слов.

Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание. Использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова. Контролировать правильность записи слов и текста с изучаемыми орфограммами.

24

Правописание приставок и суффиксов.

Пользоваться орфографическим словарём при проверке написания приставок и суффиксов. Контролировать правильность записи слов и слов в тексте, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки.

25

Разделительный твердый и мягкий знаки.

Различать значение разделительного твёрдого (ъ) и разделительного мягкого (ь) знаков в слове, определять их место в слове, приводить примеры слов с данной орфограммой. Использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова с разделительным твёрдым (ь) или разделительным мягким (ь) знаком. Заменять звуковые обозначения слова буквенными. Переносить слова с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками.

26

Обучающее изложение.

Излагать письменно содержание повествовательного текста.

27

Анализ изложения. Части речи.

Определять изученные признаки частей речи (глагола, имени числительного), образовывать формы глагола. Правильно произносить имена числительные. Наблюдатьза правописанием некоторых имён числительных.

28

Проверочный диктант по теме «Части речи»

29

Работа над ошибками. Морфологические признаки частей речи.

30

Склонение имен существительных и имен прилагательных.

Изменять имена существительные и имена прилагательные по падежам. Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы, предлоги, употребляемые с каждым из падежей.

31

Имя числительное. Глагол.

Определять изученные признаки частей речи (глагола, имени числительного), образовывать формы глагола. Правильно произносить имена числительные. Наблюдать за правописанием некоторых имён числительных.

32

Наречие как часть речи.

Наблюдать за признаками наречия как части речи, за ролью наречия в речи.

33

Правописание наречий.

Наблюдатьза образованием наречий. Образовывать наречия от имён прилагательных. Разбирать наречия по составу.

34

Сочинение-отзыв по репродукции картины В. М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке».

Адекватно оценивать результаты работы по разделу, определять границы своих достижений, намечать пути преодоления ошибок и недочётов. Обсуждать отзыв С. И. Мамонтова о картине В. М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке», высказывать своё суждение и сочинять собственный текст-отзыв о картине.

Имя существительное (29 час)

35

Работа над ошибками. Распознавание падежей имён существительных.

Различать имена

существительные, определять их признаки. Изменять имена существительные по падежам. Различать имена существительные в начальной и косвенных формах. Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы, предлоги, употребляемые с каждым из падежей. Работатьс памяткой «Как определить падеж имени существительного». Определять падеж, в котором употреблено имя существительное.

36

Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевленных имен существительных.

Определять падеж имён существительных. Различать имена существительные, употребление в дательном, родительном, винительном падежах сравнивать их признаки. Обосновывать правильность определения падежа. Правильно употреблять в речи формы имен существительных.

37

Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложном падежах.

Определять падеж изменяемых и неизменяемых имён существительных. Различать имена существительные, употреблённые в предложном и творительном падежах, сопоставлять их внешне сходные признаки.

38

Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные.

Соблюдать нормы употребления в речи несклоняемых имён существительных.

39

Три склонения имён существительных. 1 -е склонение имён существительных.

Наблюдать за различием в системе падежных окончаний имён существительных разных склонений. Наблюдать за признаками имён существительных 1-го склонения. Определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению и обосновывать правильность этого определения. Находить имена существительные 1 -го склонения в предложениях. Подбирать примеры существительных 1-го склонения. Оценивать результаты своей деятельности

40

2-е склонение имён существительных.

Наблюдать за признаками имён существительных 2-го склонения. Определять принадлежность имён существительных ко 2-му склонению и обосновывать правильность этого определения. Находить имена существительные 2-го склонения в предложениях. Подбирать примеры существительных 2-го склонения. Находить сходство и различия в признаках имён существительных 1 -го и 2-го склонений.

41

Упражнение в распознавании имен существительных 2-го лица.

42

3-е склонение имён существительных.

Наблюдать за признаками имён существительных 3-го склонения. Определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению и обосновывать правильность этого определения. Находить имена существительные 3-го склонения в предложениях.Подбирать примеры имён существительных 3-го склонения. Находить сходство и различия в признаках имён существительных 2-го и 3-го склонений.

43

Упражнение в распознавании имен существительных 3-го лица.

44

Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

Письменно передавать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

45

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Обобщение знаний об именах существительных 1, 2 и 3-го склонения.

Сравнивать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различия. Работать с таблицей (упр. 176) и памяткой «Как определить склонение имён существительных». Классифицировать имена существительные по склонениям. Обосновывать принадлежность имён существительных к каждому типу склонения.

46

Именительный и винительный падежи имён существительных.

Распознавать именительный и винительный падежи имён существительных. Разбирать предложение по членам предложения. Анализировать предложение, где подлежащее и дополнение отвечают на один и тот же вопрос. Составлять предложение с именами существительными, употреблёнными в данных падежных формах.

47

Падежные окончания имён существительных в родительном падеже.

Определять способы проверки написания безударного падежного окончания в родительном падеже. Писать слова в данной падежной форме и обосновывать написание безударного падежного окончания. Наблюдать за вариантами написания окончаний имён существительных в родительном падеже и употреблением данных падежных форм в разговорной речи.

48

Падежные окончания имён существительных в дательном падеже.

Различать имена существительные в именительном, родительном и винительном падежах. Определять значения слов и их употребление в речи. Работать с таблицей «Дательный падеж имён существительных». Различать имена существительные в дательном падеже. Определять способы проверки написания безударного падежного окончания в дательном падеже. Писать слова в данной падежной форме и обосновывать написание безударного падежного окончания.

49

Падежные окончания имён существительных в родительном и дательном падежах.

Различать имена существительные в родительном и дательном падежах. Определять способы проверки написания безударного падежного окончания в родительном и дательном падежах. Писать слова в данных падежных формах и обосновывать написание безударного падежного окончания. Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания -е и -и.

50

Падежные окончания имён существительных в творительном падеже.

Распознавать имена существительные в творительном падеже. Определять способы проверки написания безударного падежного окончания в творительном падеже. Писать слова в данной падежной форме и обосновывать написание безударного падежного окончания.

51

Падежные окончания имён существительных в предложном падеже.

Различать имена существительные в предложном падеже. Определять способы проверки написания безударного падежного окончания в предложном падеже. Писать слова в данной падежной форме иобосновывать написание безударного падежного окончания. Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания-е и -и.

52

Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.

Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки. Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания -е и -и. Определять падеж имён существительных и обосновывать написание безударного падежного окончания.

53

Сочинение по картине В.А.Тропинина «Кружевница»

Адекватно оценивать результаты работы по разделу, определять границы своих достижений, намечать пути преодоления ошибок и недочётов

54

Анализ сочинения. Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.

Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания -е и -и. Определять падеж имен существительных и обосновывать написание безударного падежного окончания. Контролировать правильность записи в тексте имен существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять.

55

Административная контрольная работа ( диктант) за первое полугодие.

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки.

56

Работа над ошибками. Склонение имён существительных во множественном числе.

Определять форму множественного числа имён существительных и склонение имён существительных в форме множественного числа. Распределять имена существительные по склонениям. Изменять имена существительные в форме множественного числа по падежам. Определять падеж имён существительных во множественном числе. Распознавать имена существительные множественного числа в именительном падеже. Наблюдать за правописанием окончаний имён существительных в родительном падеже. Правильно употреблять в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе. Работать с орфоэпическим словарём.

57

Падежные окончания имён существительных множественного числа в именительном падеже.

58

Падежные окончания имён существительных множественного числа в родительном падеже.

Распознавать имена существительные множественного числа в родительном падеже. Наблюдать за правописанием окончаний имён существительных в родительном падеже. Правильно употреблять в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе в родительном падеже.

59

Падежные окончания имён существительных множественного числа в дательном, творительном, предложном падежах.

Распознавать имена существительные множественного числа в дательном, творительном, предложном падежах. Наблюдать за правописанием окончаний имён существительных в дательном, творительном, предложном падежах и писать имена существительные в данных падежах. Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных в формах множественного числа.

60

Подробное изложение повествовательного текста по составленному плану.

Подробно письменно передавать содержание повествовательного текста. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки

61

Анализ изложения. Повторение и обобщение знаний по разделу «Имя существительное».

Адекватно оценивать результаты написанного изложения, выполнения заданий «Проверь себя»,определять границы своих достижений

62

Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.

63

Проект «Говорите правильно!»

Исследовать речь взрослых (сверстников) относительно употребления некоторых форм имён существительных множественного числа в родительном падеже

Имя прилагательное (23 час)

64

Имя прилагательное в речи.

Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте. Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных. Определять роль имён прилагательных в описательном тексте. Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов. Распознавать имена прилагательные-синонимы и имена прилагательные-антонимы. Определять роль имён прилагательных в описательном тексте. Определять число имён прилагательных, изменять имена прилагательные по числам.

65

Род и число имён прилагательных.

Определять род имён прилагательных. Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе). Различать начальную форму имени прилагательного.

66

Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка».

Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению описательного текста». Сочинять текст о любимой игрушке.

67

Работа над ошибками. Склонение имён прилагательных.

Сравнивать по таблице падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода. Изменять по падежам имена прилагательные мужского и среднего рода. Работать с памяткой «Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе». Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания имени прилагательного и выбирать наиболее рациональный способ проверки для имени прилагательного. Определять способ проверки и написания безударного падежного окончания имени прилагательного. Различать имена прилагательные в именительном падеже и обосновывать написание их падежных окончаний. Различать формы имён прилагательных среди однокоренных имён прилагательных.

68

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

69

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе в именительном и родительном падежах.

Различать имена прилагательные в именительном и родительном падеже и обосновывать написание их безударных падежных окончаний, проверять правильность написанного. Согласовывать имена прилагательные в форме родительного падежа с именами существительными. Обосновывать правильность определения родительного падежа. Правильно произносить в именах прилагательных окончания-ого, -его в форме родительного падежа

70

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе в дательном падеже.

Различать имена прилагательные в дательном падеже иобосновывать написание их безударных падежных окончаний ,проверять правильность написанного. Согласовывать имена прилагательные в форме дательного падежа с именами существительными. Обосновывать правильность определения дательного падежа.

71

Именительный, винительный и родительный падежи.

Различать имена прилагательные в именительном, родительном и винительном падежах,обосновывать написание их безударных падежных окончаний, проверять правильность написанного. Определять роль в предложении имён прилагательных и имён существительных в именительном и винительном падежах.

72

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе в творительном и предложном падежах.

Определять имена прилагательные в творительном и предложном падежах, правильноставить вопросы к именам прилагательным в данных формах, различать их падежные окончания, обосновывать написание безударных падежных окончаний, проверять правильность написанного. Составлять предложения, используя в них имена прилагательные в предложном или творительном падеже.

73

Выборочное изложение описательного текста.

74

Анализ изложения. Склонение имён прилагательных женского рода.

Сравниватьпо таблице падежные окончания имён прилагательных женского рода. Изменять по падежам имена прилагательные женского рода.

75

Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода.

Различать имена прилагательные в именительном и винительном падежах, обосновывать написание их безударных падежных окончаний,проверять правильность написанного.

76

Родительный, дательный, творительный, предложный падежи имён прилагательных женского рода.

Определять имена прилагательные в родительном, дательном, творительном и предложном падежах, правильно ставить вопросы к именам прилагательным в данных формах, различать их падежные окончания, обосновывать написание безударных падежных окончаний, проверять правильность написанного. Составлять предложения, используя в них имена прилагательные в данных падежных формах.

77

Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода.

Определять имена прилагательные в винительном и творительном падежах с вариантными окончаниями, правильно ставить вопросы к именам прилагательным в данных формах,различатьих падежные окончания,обосновывать написание безударных падежных окончаний, проверять правильность написанного. Сопоставлять падежные формы имён прилагательных, отвечающих на вопрос какой? и имеющих окончания -ую, -юю, -ой, -ою, -ей, -ею.

78

Склонение имен прилагательных во множественном числе.

Изменять по падежам имена прилагательные множественного числа. Определять падеж имён прилагательных в форме множественного числа.

79

Именительный и винительный падежи имен прилагательных во множественном числе.

Различать именительный и винительный падежи имён прилагательных в форме множественного числа. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа, оценивать правильность написанного.

80

Родительный и предложный падежи имен прилагательных во множественном числе.

Различать родительный и предложный падежи имён прилагательных в форме множественного числа. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа.

81

Дательный и творительный падежи имен прилагательных во множественном числе.

Различать дательный и творительный падежи имён прилагательных в форме множественного числа. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа.

82

Сочинение - отзыв по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»

Высказывать своё суждение и сочинять собственный текст-отзыв о картине.

83

Анализ сочинения. Повторение по теме «Имя прилагательное»

Адекватно оценивать результаты написанного сочинения.

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа, оценивать правильность написанного.

84

Обобщение по теме «Имя прилагательное»

85

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями, находить имена прилагательные с неправильно записанными окончаниями иисправлять в словах орфографические ошибки.

86

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Повторение.

Адекватно оценивать результаты написанного диктанта, выполнения заданий рубрики «Проверь себя», определятьграницы своих достижений.

Местоимение (8 часов)

87

Местоимения как часть речи. Личные местоимения.

Распознавать местоимения среди других частей речи. Определять роль местоимений в речи. Определять лицо, число личных местоимений, род у личных местоимений 3-го лица.

88

Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам.

Определять лицо, число и падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме. Раздельно писать предлоги с местоимениями. Устанавливать наличие в словах-местоимениях орфограмм и обосновывать написание местоимений, употреблённых в формах косвенных падежей.

89

Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам.

Работатьс таблицей склонения личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа; изменять личные местоимения 3-го лица по падежам. Наблюдать за правописанием личных местоимений 3-го лица в косвенных формах. Различать начальную и косвенную формы личных местоимений 3-го лица.

90

Изменение по падежам личных местоимений.

Определять лицо, число и падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме.

91

Подробное изложение повествовательного текста.

Письменно излагать содержание повествовательного текста, оценивать содержание и орфографию записанного текста при проверке изложения.

92

Анализ изложения. Обобщение по теме «Местоимение»

Адекватно оценивать результаты написанного изложения.

93

Проверочный диктант по теме «Местоимение»

Контролировать правильность записи в тексте местоимения.

94

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Повторение.

Адекватно оценивать результаты написанного диктанта, выполнения заданий рубрики «Проверь себя», определять границы своих достижений.

Глагол (28 часа)

95

Значение глаголов в языке и речи.

Различать глаголы среди слов других частей речи, а также среди омонимичных слов. Определять лексическое значение глаголов и роль глаголов в предложении.

96

Изменение глаголов по временам.

Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении).

97

Неопределённая форма глагола.

Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать ее от омонимичных имён существительных. Определять признаки, по которым можно узнать неопределённую форму глагола.

98

Изменение глаголов по временам. Закрепление.

Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении).

99

Письменное изложение по самостоятельно составленному плану.

Подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно составленному плану.

100

Анализ изложения. Спряжение глаголов.

Наблюдать за изменением личных окончаний глаголов. Выделять личные окончания глаголов. Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Определять лицо и число глаголов.

101

Спряжение глаголов. Закрепление.

102

2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе.

Распознавать глаголы 2-го лица в настоящем и будущем времени. Определять роль мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени (-ешь, -ишь). Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени.

103

Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода».

Писать сочинение на основе анализа искусствоведческого текста и репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода».

104

Обобщение по изученным темам о глаголе. Работа над ошибками, допущенными в сочинении.

Оценивать правильность содержания, структуры написанного сочинения по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода» и использования в нём языковых средств. Выполнять задания в рубрике «Наши проекты».

105

1 и II спряжение глаголов настоящего времени.

Работатьс таблицами спряжений глаголов в настоящем и будущем (простом и сложном) времени. Наблюдать за различием в написании личных окончаний в глаголах I и II спряжения.

106

1 и II спряжение глаголов настоящего времени. Закрепление.

107

Наши проекты «Пословицы и поговорки».

Выполнять задания в рубрике «Наши проекты»,обсуждать последовательность дальнейших действий над проектом.

108

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями в настоящем времени.

Сопоставлять разновидовые глаголы по их спряжению. Писать личные окончания глаголов, используя алгоритм определения спряжения глаголов, и обосновывать правильность написанных окончаний.

109

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями в будущем времени.

110

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями в настоящем и будущем времени.

111

Итоговая контрольная работа (диктант)

112

Анализ диктанта. Возвратные глаголы.

Узнавать возвратные глаголы среди других форм глагола. Правильно произносить и писать возвратные глаголы. Составлять словосочетания, образованные из возвратного глагола в неопределённой форме и имени существительного. Изменять по лицам и числам возвратные глаголы.

113

Правописание-тся и -ться в возвратных глаголах.

Различать возвратные глаголы в неопределённой форме и возвратные глаголы 3-го лица единственного и множественного числа и правильно их записывать. Правильно произносить и писать возвратные глаголы. Образовывать от неопределённой формы возвратных глаголов глаголы настоящего и будущего времени иобосновывать написание их личных окончаний.

114

Сочинение по сюжетным картинкам.

Составлять по сюжетным рисункам текст изаписывать его.

115

Работа над ошибками. Правописание глаголов в прошедшем времени.

Распознавать глаголы в прошедшем времени. Определять иобразовывать формы глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов. Соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени.

116

Правописание глаголов в прошедшем времени. Закрепление.

117

Обобщение по теме «Глагол».

Распознавать глаголы среди омонимичных слов. Определять лексическое значение глагола. Классифицировать глаголы по заданным признакам. Воспроизводить по заданной модели признаки глагола. Проводить морфологический разбор глагола как части речи. Писать глаголы с частицей не.

118

Обобщение и повторение по теме «Глагол».

119

Проверочный диктант по теме «Глагол»

Контролировать правильность записи в тексте глаголов.

120

Работа над ошибками, допущенными в диктанте и при выполнении грамматического задания. Повторение.

Адекватно оценивать результаты написанного диктанта, выполнения грамматических заданий, определять границы своих достижений.

121

Подробное (или сжатое) изложение повествовательного текста.

Подробно воспроизводить содержание повествовательного текста и оценивать написанное.

122

Анализ изложения. Повторение по теме «Глагол»

Повторение + резерв (18 часов)

123

Язык и речь.

Определять границы своих достижений. Воспроизводить знания о языке и речи, о формах речи (устная, письменная, внутренняя), о диалогической и монологической речи. Анализировать высказывание о языке и речи, осознавать значение языка в речи.

124

Текст.

Воспроизводить знания о тексте, его признаках. Проверять текстовые умения. Определять тему и главную мысль текста, подбирать заголовок к тексту, определять структуру текста, составлять план, различать типы текстов и понимать ситуации, в которых используются разные типы текстов. Анализировать текст сравнительного описания и составлять свой текст данного типа на заданную тему.

125

Предложение и словосочетание.

Воспроизводить знания о предложении и словосочетании. Различать предложение и словосочетание, выделять основу предложения и словосочетания. Определять роль главных и второстепенных членов предложения. Разбирать предложение по членам предложения. Различать распространённые и нераспространённые предложения. Составлять предложения по заданной модели. Различать предложения по цели высказывания и интонации и составлять такие предложения. Отличать предложения сложные от простых, сложные от простых с однородными членами. Ставить знаки препинания в конце предложения и внутри (в предложениях с однородными членами с союзами и без союзов, в предложениях с обращениями).

126

Предложение и словосочетание. Закрепление.

127

Лексическое значение слова.

Воспроизводить знания о слове и его лексическом значении, о многозначных и однозначных словах, о лексических группах слов (синонимы, антонимы, омонимы), о фразеологизмах. Пользоваться словарями учебника. Определять различие в употреблении слов в разных стилях речи.

128

Сочинение по репродукции картины И. И. Шишкина «Рожь».

Находить изобразительно-выразительные средства языка в пейзажной зарисовке, анализировать языковые средства текста. Сопоставлять впечатления, высказанные в тексте учебника о картине И. И. Шишкина «Рожь» со своими впечатлениями, составлятьсвой текст по этой картине на заданную тему.

129

Анализ сочинения. Состав слова.

Воспроизводить знания о составе слова. Определять значение каждой значимой части в слове, различать значимые части в слове с обоснованием своего ответа. Определять последовательность действий при нахождении в слове значимых частей (корня, приставки, суффикса и окончания). Различать однокоренные слова от форм слова, слов с омонимичными корнями, слов-синонимов. Подбирать слова с заданным составом и сложные слова.

130

Состав слова. Закрепление.

131

Части речи.

Воспроизводить знания о частях речи и их признаках. Распознавать изученные части речи и их признаки с обоснованием своего ответа.

132

Правописание слов разных частей речи.

133

Звуки и буквы.

Воспроизводить знания о звуках и буквах русского языка, о гласных и согласных звуках и их обозначении на письме..

134-140

Резервные уроки.



Литература:

Закон «Об образовании».

  • Приказ министерства образования РФ от 05.03.2004 г №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

  • Письмо министерства образования РФ от 20.02.2004г №0351101403 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

  • Приказ министерства образования РФ от 09.08.2004 г №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программ общего образования»

  • Письмо министерства образования РФ от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

Учебники:

  • В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.Учебник «Русский язык». 4 класс, часть 1. М., «Просвещение», 2013 год.

  • В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Учебник «Русский язык» 4 класс, часть 2. М., «Просвещение», 2013 год.

Дополнительные материалы:

  • Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко. Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого («Школа России»). 4 класс. Москва.: ВАКО, 2015 год.

  • Канакина В.П. Русский язык: Сборник диктантов и творческих работ для начальной школы: 1-4 классы.

  • Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 3 класс /Сост. В.В.Никифорова. М.: ВАКО, 2015


© 2010-2022