Учимся рассуждать о беседе (занятие-тренинг для учащихся 8-9 классов)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КГУ «Гимназия №1 г. Темиртау» Титовская Н.А.

Сегодня актуальным в педагогической практике становится диалоговое обучение, которое невозможно без активного участия самих учеников. Занятие-тренинг "Учимся рассуждать о беседе" для учащихся 8-9 классов направлено на формирование осознанного отношения учащихся к учебному диалогу. Использование активных методов и приёмов, групповой формы работы в течение тренинга способствует тому, что ученики могут изложить своё суждение классу, сформулировать основные правила учебной беседы, могут назвать качества хорошего оратора и слушателя.



Учимся рассуждать о беседе

(занятие-тренинг для учащихся 8-9 классов)

Цель: формирование осознанного отношения учащихся к беседе «Мы учимся рассуждать о беседе»

Критерии успеха:

  • Ученики могут изложить свое суждение всему классу.

  • Ученики могут слушать друг друга.

  • Ученики могут назвать качества хорошего оратора.

  • Ученики могут назвать качества хорошего слушателя.

  • Ученики могут сформулировать основные правила учебной беседы.


Ход занятия


1. Разминка «Направо-налево»

Все ученики стоят вместе, ведущий перед ними. Ведущий дает команду, руками показывая направление, участники должны разбиться на две группы в зависимости от своего выбора.

Направо

Налево

Кто любит зиму

Кто любит лето

Кто в свободное время любит почитать

Кто любит посмотреть телевизор

Кто более за легкую атлетику

Кто болеете за лыжные виды спорта

Кто считает себя разговорчивым

Кто считает себя молчаливым

Кто считает себя хорошим слушателем

Кто считает себя хорошим рассказчиком

Кому удобнее на уроке работать одному

Кому на уроке удобнее работать в паре и группе

Кто любит задавать вопросы

Кто любит искать ответы на вопросы

Ребята рассаживаются по группам в свободном порядке.

- Как вы считаете, какой темой объединены были последние вопросы?

Объявление темы и цели занятия.

2. Введение в тему.

  • С кем вы любите общаться? Почему?

  • В каких случаях вас просят не разговаривать?

  • Почему важно умение общаться?

  • Что, по-вашему, есть беседа. (Используя метод мозгового штурма, составляем кластер «Беседа - это…».)

  • А чем беседа не является? (Составление кластера «Беседа - это не…»)

  • Может ли беседа быть учебной? А что тогда вы добавите в кластеры с учетом этой конкретизации - учебная беседа?

(Учащиеся должны выйти на то, что беседа - это не только говорение, но и слушание)

3. Упражнение в парах.

Разбейтесь на пары. Научите чему-нибудь своего собеседника. Дайте ему какой-нибудь практический урок. Например, научите его из бумаги делать цветок или рисовать что-нибудь и т.д. или двигать бровями, ушами. Задание не должно быть очень сложным и объемным по времени. (На работу по 2 минуты на каждого участника пары). А теперь повернитесь друг к другу спиной и сделайте то же самое.

  • В каком случае вам легче было выполнить задание? Как вы думаете, почему?

4. Работа в группах

Рассчитаться в группах на первый-пятый. Порядковый номер означает номер группы.

Работая в группах, составьте

1,2 группы - модель хорошего оратора. (Тот, кто делится идеями. Тот, кто аргументируем свои мысли. Тот, кто пытается ответить на вопрос, который ему был задан)

3,4 группы - модель хорошего слушателя (тот, кто смотрит на вас. Когда вы говорите. Тот, кто сидит спокойно. Тот, кто показывает, что ему интересно то, чем вы говорите.)

5 группа - что может испортить беседу (распространенные ошибки, которые допускает оратор-слушатель)

Время работы 7 минут. Далее презентация результатов.

5. Работа с классом. Разрешение проблемной ситуации.

  • Есть ли связь, на ваш взгляд, между беседой и исследованием? Аргументируйте свой ответ. На обдумывание 5 минут, ответы набрасываются на черновой лист. Далее составление общей схемы Беседа + исследование. (Учащиеся должны выйти на понятие исследовательская беседа)

6. Слово учителя об исследовательском эксперименте на уроках русского языка и литературы «Влияние исследовательской беседы на развитие познавательные способностей учащихся». (Если научимся ведению исследовательской беседы, то качество наших ответов возрастет, научимся рассуждать, выдвигать гипотезы, аргументировать. Это поможет и на других уроках грамотно строить учебную беседу.)

7. Домашнее задание. Составьте 5 правил ведения беседы, которых должны придерживаться все участники учебной исследовательской беседы (записи сделать в дополнительной тонкой тетради).

8. Рефлексия. «Продолжи предложение» (на листочках, на стикерах)

  • Мне очень понравилось сегодня….

  • Для меня было полезным…

  • Мне мешало сегодня…

  • Для меня было трудным…



© 2010-2022