Открытый урок в 5 классе Категория времени глагола

Урок проводился на маленьком классе из 5 человек, прошел хорошо.Я придумала письмо-обращение неких лесных работников к жителям села, точнее, к детям, и в форме экскурсии, путешествия, с помощью маршрутного листа пятиклассники выполнили задание: составили текст - лозунг с требованием бережнее и заботливее относиться к природе родного края.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гилевская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Уткина Ильи Никифоровича»

626077 Тюменская область, Ярковский район, с.Гилево, ул.Центральная, 33 Тел. 83453137145




Урок русского языка в 5 классе

по теме « Категория

времени глагола»

(комбинированный урок).




Составила

Балыбердина Н.Н, учитель

русского языка

и литературы

1 категории





с. Гилево, 2011г.

Цель: повторение сведений о формах глагола, его видах, правописаний безударных гласных в корнях, формирование

навыка определения морфологических категорий глагола

Задачи:

Развивающая: развивать навык определения основных морфологических категорий глагола, формировать умение отличать разные формы времени, развивать чувство языка.

Образовательная: закреплять навык определения форм глагола, совершенствовать устную и письменную речь детей, формировать творческое и логическое мышление учащихся.

Воспитательная: прививать любовь к родному языку. воспитывать чувство соревнования между командами, формировать межличностные отношения.

Словарная работа: мечта, космонавт, стадион, арена, спартакиада.

Оборудование: учебник русского языка для 5 класса, дополнительная литература, сообщения учащихся, реквизит для игры, листочки с заданиями.

Литература:

  1. Энциклопедия здоровья на уроках русского языка. 5-7 кл.: занимательные и дидактические материалы/ Авт.-сост. С.А Брагина.- Волгоград: Учитель, 2009

  2. Русский язык. Учебник для 5 класса. / Авт.-сост. Т.А Ладыженская, М.Т Баранов и др.- М., 1992

  3. Русский язык. Методическое пособие для уроков русского языка в 5 классе./ Авт.-сост. Е.А Володарская. - М., 2007



План:

1.Оргмомент.(3 мин)

2 Опрос домашнего задания (5 мин.)

3 Языковая разминка. (6 мин)

4 Сообщения учащихся ( «Древнеримская ГАИ», «Великие люди о пользе физических упражнений»)- 5 мин.

5 Игра «Юный спасатель»-10 мин.

6. Творческое задание: написание текста-обращения к односельчанам.(5 мин).

7. Вывод.(3 мин)

8.. Домашнее задание: заполнить таблицу в тетради, определить формы глагола.(3 мин)

Ход урока:

  1. Здравствуйте, ребята и дорогие гости! Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке. Наша тема посвящена повторению основных морфологических категорий глагола, т.е вида, времени и спряжения.. Цель урока- повторение сведений о формах глагола, его видах, правописаний безударных гласных в корнях, формирование навыка определения морфологических категорий глагола. Для начала проверим домашнюю работу. В конце занятия мы немного поиграем и выполним творческое задание.

2. Все справились с упражнением? Что было непонятно при его выполнении? (Проверка д\з). Составить со словами мечта, космонавт. стадион. арена, спартакиада предложения. Назовите, пожалуйста, тему, которую все они обозначают (спортивная тема).

3. Поставьте записанные на доске глаголы в форме прошедшего и настоящего времени, подберите к ним существительные, определите вид глагола. Составьте с ними три предложения.

Прим…рять, развеять, вид..ть, зависеть, слыш..ть, ненавид..ть, рассеять, бросить, шагать.( Примерял-примеряю, развеял- развею, видел- вижу, зависел, слышал - слышу, ненавидел -ненавижу, рассеял - рассею, бросил -брошу, шагал - шагаю).

Я примеряю красивое платье.

Мы шагаем в строй по стадиону.

Я слышал на улице непонятные звуки.

- Как изменяются глаголы в настоящем, прошедшем, будущем времени?

- От всех ли глаголов можно образовать форму настоящего времени? Приведите примеры. ( победить, убедить).

- Прочитайте стихотворение Н.Н Рыленкова, найдите в нем глаголы и определите спряжение. Назовите основную мысль стихотворения.

Горят, как жар, слова

Иль стынут, словно камни, -

Зависит от того,

Чем наделил их ты,

Какими к ним в свой час

Притронулся руками

И сколько отдал им

Душевной теплоты.

( Горят- 2 спряжение, стынут- 1 спряжение, зависит- 2 спряжение, наделил- 2 спряжение, притронулся- 1 спряжение, отдал - разноспрягаемый глагол). Автор говорит об отношении человека к речи, к словам.

Как ты будешь относиться к ним и что будешь вкладывать в них, такова и будет твоя речевая культура.

4. Глаголы мы встречаем повсеместно: в речи людей, в текстах, в различных документах. Они выражают действие, состояние, признаки и т.д. при помощи глаголов мы можем выражать свои мысли, чувства, переживания, общаться друг с другом, заниматься физической культурой…

А теперь прослушаем сообщение о пользе физических упражнений.

-Спасибо за хороший рассказ о древних мыслителях.

- Ребята, как вы считаете, в античности существовали правила поведения на дорогах? Как люди по ним перемещались? Если вы не знаете, то послушайте. пожалуйста. выступление Прудаева Никиты о древнеримской ГАИ.

- Спасибо, Никита. Нам было интересно узнать о древней милиции.

5. Игра «Юный спасатель» А теперь мы с вами поиграем и перевоплотимся в спасателей

Я предлагаю разбиться всему классу на две команды, придумать название. На столах лежат различные задания для каждой команды. Приглашаю в жюри учителей ( по желанию), чтобы они оценивали наши знания. За каждое правильно выполненное задание ставится 1 балл, в случае дополнительного - 2 балла. Вопросы к заданиям будут посвящены правилам безопасности при различных видах происшествий. Желаю всем удачи!

Бланк оценок за конкурсы

команды

1к.

2к.

3к.

4к.

5к.

Итого баллов

1 команда


2 команда


Примечание: 1к.- первый конкурс. 2к.- второй конкурс и т.д. В «итого» указывается общая сумма баллов за все конкурсы

1 конкурс. «Объясни пословицу»

О чем предупреждает народная мудрость тех, кто хочет научиться предвидеть опасности?


  1. Авось да как-нибудь до добра не доведут( 1 команда)

  2. Вперед смотри, да вбок поглядывай.(2 команда)

  3. Где тонко, там и рвется.(1 команда)

  4. Волки рыщут- добычи ищут.(2 команда)

  5. Не дразни собаку, так и не укусит.(1 команда)

6) Где винцо, там и горюшко. ( 2 команда).

2 конкурс. Правила безопасности при пожаре.

Знаешь ли ты правила безопасности при пожаре? Если да. попробуй дописать предложения.

По задымленному помещению перемещайся, ----------------.

Нос и рот прикрой--------------------------------.

Накинь на себя ----------------------------------.

Не пользуйся -------------------------------------

Если невозможно покинуть квартиру, -----------------

Если нет возможности выйти на ---------------------- , позови на помощь прохожих.

4 конкурс. Медицинская помощь

Прочитайте стихотворение Ю Макарова «Карабас и третий класс». Что произошло с героем? Какую первую помощь нужно ему оказать?

В жизни всякое случается

Подчас.

Мне навстречу ковыляет

Карабас.

И хромает, и рыдает Карабас-

Слезы горькие роняет

Он из глаз.

-Где вы были,

Карабас-Барабас?

Почему у вас подбит

Правый глаз?

Бороды как не бывало

У вас,

Что случилось,

Карабас-Барабас?

Чешет сбитое колено

Барабас:

- Я попал на перемену

В третий класс!

5 конкурс. «Вредные советы»

Почему эти стихотворения Георгия Остера относятся к «вредным советам»? Переделайте их на «полезные», вставив пропущенные орфограммы.

Кто (не) прыгал из окошка

Вместе (с) маминым зонтом,

Тот л_хим параш_тистом

(Не) считается пока.

(Не) лететь ему, как птице,

Над взволнованной т_лпой,

Не лежать ему в б_льнице

С заб_нтованной н_гой.

Спички- лучшая игрушка

Для скучающих детей.

Папин галстук, мамин паспорт-

Вот и маленький костер.

Если тапоч_ки подкинуть

Или веник пол_жить.

Можно целый стул зажарить,

В тумбочке св_рить уху.

Если взрослые куда-то

Спич_ки спрятали от вас.

Об_ясните им, что спички

Для пожара вам нужны.


6. Вот мы с вами немного поиграли и отдохнули.

Слышите, кто-то стучится в дверь. Это, наверное, почтальон Печкин принес очень важное письмо. Давайте посмотрим.

(Чтение письма-задания).

- Ребята, давайте поможем органам безопасности выполнить задание: напишем небольшое обращение к односельчанам с просьбой не жечь леса и сохранить природу. (Выполнение творческого задания).

Образец письма.

Дорогие ребята!

Вы все знаете, что сейчас происходит очень много аварий на дорогах, предприятиях, в городах и деревнях. произошедших по вине взрослых.

Мы, работники службы безопасности, обращаемся к вам с просьбой: составьте небольшой текст-обращение к своим односельчанам, состоящий из 4-5 предложений. Используйте в нем как можно больше глаголов, призывающих жителей села соблюдать

правила безопасности при пожарах.

Заранее благодарим вас за оказанную услугу.

Работники службы безопасности в

области охраны природы.


7. Вывод.

- Что вы сегодня узнали на уроке нового, что повторили?-

- Какие категории у глагола постоянные?

- Что по ним можно узнать?

8. Вам предстоит дома заполнить таблицу, указав в ней разные формы глагола от начальной формы или от инфинитива.

-Мы с вами сегодня повторили основные морфологические категории глагола, правописание орфограмм в разных частях слова, поиграли и помогли хотя бы ненамного улучшить положение на дорогах в нашем селе. Благодарю всех за внимание. Урок окончен! До свидания!


примеры

Настоящее время

Прошедшее время

Будущее время

Исполнить

Принимать

Держать

Сбрить

Обуть

Лежать

Говорить

Мечтать

Прочитать

Услышать





примеры

Настоящее время

Прошедшее время

Будущее время

Исполнить

Принимать

Держать

Сбрить

Обуть

Лежать

Говорить

Мечтать

Прочитать

Услышать


примеры

Настоящее время

Прошедшее время

Будущее время

Исполнить

Принимать

Держать

Сбрить

Обуть

Лежать

Говорить

Мечтать

Прочитать

Услышать

















Самоанализ урока


1.Классный коллектив разноуровневый. В нем занимаются слабые и сильные ученики. Уровень обучаемости и обученности находится на среднем уровне, хорошо развиты память и воображение.

  1. Тип урока - повторение и систематизация знаний. Была интеграция (связь) с жизнью, игровые моменты.


  1. На занятии проводился фронтальный, индивидуальный опрос, была групповая учебная деятельность. Мной использованы следующие методы ведения урока: словесный, репродуктивный, традиционный опрос, инструктаж.

4.При выполнении игровых заданий работы учащихся оценивались баллами. Задания были по теме « Правила безопасности при различных видах происшествий». Мы повторили поведение человека при пожаре, объяснили смысл пословиц, конструировали «вредные советы».

5.Домашнее задание было творческое: написать текс-обращение к односельчанам с просьбой не жечь костры в лесу и возле домов, а также заполнить таблицу формами глагола.

6. На уроке мне удалось повторить основные морфологические категории глагола, немного поработали над различными видами орфограмм, разнообразить учебную деятельность.


© 2010-2022