Адаптированная рабочая программа по учебному предмету Письмо и развитие речи (6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями

здоровья № 23»


СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

______________Р.З.Юсупова

«_____»_______________2015

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы :

__________И.Н. Дешевых

«____»_________________2015г.








Адаптированная рабочая программа

по учебному предмету « Письмо и развитие речи»

для 6 класса


Разработала: Волоскова Л.Б..,

учитель ВК

Утверждено на заседании

Педагогического совета от «___»_____2015г

протокол №__


Ульяновск,2015г

Пояснительная записка.


Рабочая программа по письму и развитию речи в 6 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся на основании нормативно-правовых документов:

  • «Закон об образовании в РФ»,2012г, № 273- ФЗ;

  • Федеральный государственный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) от 03.02.2015, №35850;

  • Конвенция о правах ребенка. 15. 09 .1990г.;

  • Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» № 46- ФЗ, от 03.05.2012г.

  • программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1 под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой. М.: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 2013 год, допущена Министерством образования Российской Федерации;

  • базисный учебный план специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Приложение к приказу Министерства образования РФ от 10.04.2002г №29/2065-п, вариант 1).

При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности учащихся, содержание программы отвечает принципам психолого - педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью.

Содержание программы курса письмо и развитие речи для обучения детей с умственной отсталостью сформировано на основе принципов: соответствия содержания образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования.

Рабочая программа предполагает возможность реализации актуальных в настоящее время компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов, которые определяют цели и задачи.

Курс письма и развития речи направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

  • В методике преподавания письму и развитию речи определены задачи обучения предмету детей с ограниченными возможностями здоровья:

  • научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;

  • выработать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию;

  • повысить уровень общего развития учащихся;

  • научить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • развивать нравственные качества школьников.

При планировании уроков предусмотрены различные виды деятельности и их единство и взаимосвязь, позволяющие оптимально достигать результатов обучения.

При подаче материала обучающимся применяется чаще всего используемая в практике обучения письма и развития речи типология уроков по дидактической цели: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала; урок комплексного применения знаний; урок обобщения и систематизации знаний и умений; урок актуализации знаний и умений; урок контроля и коррекции знаний и умений. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых» знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками на самостоятельный поиск, отбор, анализ и использование информации.

Особое внимание уделено познавательной активности обучающихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с картами, различным раздаточным, дидактическим материалом и индивидуальными заданиями. В дидактический материал и индивидуальные задания включены вопросы и задания в форме познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Такая работа позволит диагностировать сформированность умений узнавать (распознавать) исторические события, историческую хронологию событий. Эти задания выполняются как по ходу урока, так и в качестве домашнего задания. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве самостоятельной работы или домашнего задания.




  1. Общая характеристика учебного предмета.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VI классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Курс русского языка для 6 класса направлен на совершенствование речевой деятельности обучающихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие обучающихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

В 6-м классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Обучающиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Значительное внимание уделяется фонетическому разбору. Продолжается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразного написания гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (разбор гнезд родственных слов).

Части речи изучаются в том объеме, который необходим обучающимся для выработки практических навыков устной и письменной речи - обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

Изучение предложений имеет особое значение для подготовки умственно отсталого школьника к самостоятельной жизни, к общению. Тема «Предложение» включена в программу 6 класса, работа над ней организуется так, чтобы в процессе упражнений формировать у учащихся навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

В 6 классе, так же как и в 5 классе, большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, так как возможности умственно отсталых школьников выражать свои мысли в письменной форме ограничены. В 6 классах работа с деформированным текстом, ответы на поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, пересказ по плану и опорным словам служат созданию основы, позволяющей обучающимся овладеть такими видами работ по развитию речи, как изложение и сочинение. Продолжается работа по привитию навыков делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: обучающиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (письмо товарищу, заметка в стенгазету, объявление), в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме .В ходе обучения в 6 классе по-прежнему уделяется внимание четкому и аккуратному письму.

На уроках письма реализуются межпредметные связи, прежде всего за счет введения в лексикон обучающихся новых слов, необходимых для изучения математики, географии, истории, биологии и др. предметов, а также через организацию обучения с опорой на знания обучающихся, полученные на уроках по другим предметам, и формирование и развитие, помимо предметных БУД, также и межпредметных БУД (работа с учебником, составление плана, развернутый ответ на вопрос учителя, пересказ задания своими словами, аргументация своего мнения, применение полученных знаний в новых ситуациях и др.).

Основная форма организации обучения письму является урок. Специфическая особенность обучения на уроках в коррекционной школе - их коррекционная направленность. Коррекция недостатков развития умственно отсталых учеников проводится в условиях комплексного решения образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач. Тип урока определяется в зависимости от его основной дидактической цели: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, обобщающий урок, урок повторения, контрольный урок, комбинированный урок.

На уроках письма сочетаются фронтальная, индивидуальная и групповая работа. Виды упражнений, которые используются на уроках письма: письменные упражнения из учебника, комментированное письмо, грамматический разбор, разбор слова по составу, «4-й лишний», устный ответ (с места и у доски), самостоятельная работа с карточкой, различные виды диктантов (графический, программированный, зрительный, словарный). Развитие речи учащихся осуществляется через систематическую словарную работу (ознакомление с новыми словами, составление с ними словосочетаний и предложений, подбор однокоренных слов и т.п.), через проведение работы с деформированным текстом, по подбору подписей к серии картинок, по составлению плана текста, через обучение написанию изложений и сочинений. Значимое место в системе уроков письма в 6 классе по-прежнему занимает работа над ошибками, которые допускают учащиеся в классных и домашних работах, в творческих и контрольных работах. Данной работе может быть отведена часть урока, весь урок; она может проводиться коллективно или каждым учащимся в отдельности, самостоятельно по индивидуально для него подобранным заданиям (по карточкам).

В конце учебного года на последних уроках, помимо повторения за курс 6 класса, предлагаются задания занимательного характера различного уровня сложности для привития интереса к изучаемому предмету, развития навыков самостоятельного мышления, поиска решения нестандартных заданий, применения имеющихся знаний в новых, сложных ситуациях.

Формы организации учебного процесса

В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у обучающихся специфических нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Основными видами работ учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа.

Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания,

контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и

грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.).

Методы работы:

-словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой

-наглядные - наблюдение, демонстрация, просмотр

-практические - упражнения, карточки, тесты

Типы уроков:

-урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала;

-урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);

-урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);

-комбинированный урок;

-нестандартные уроки ( урок-викторина, урок-игра и др.)


  1. Описание места учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с учебным планом школы на 2015-2016 учебный год рабочая программа рассчитана :


Класс

Количество часов

В неделю

В год

6

4

136


  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «письмо и развитие речи».

Одним из результатов обучения письму и развитию речи является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи- понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества - осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.



  1. Планируемые результаты освоения учебной программы

Личностными результатами изучения предмета «Письмо и развитие речи» являются следующие умения и качества:

  • чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметными результатами изучения курса «Письмо и развитие речи» является формирование универсальных учебных действий (БУД).

Регулятивные БУД:

  • самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

  • самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

  • самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные БУД:

  • самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);

  • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения.

Коммуникативные БУД:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

  • уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

  • оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Письмо и развитие речи» является сформированность следующих умений:

по фонетике и графике:

  • производить фонетический разбор слова;

  • соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением;

  • свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем;

  • не смешивать буквы и звуки;

по орфоэпии:

  • правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;

  • пользоваться орфоэпическим словарем;

по лексике:

  • пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов;

  • толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы;

  • давать элементарный анализ лексического значения слова;

по морфемике и словообразованию:

  • выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова;

  • выделять основу слова;

  • образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов, с помощью приставок, приставок и суффиксов; сложения основ;

  • производить морфемный разбор;

  • производить словообразовательный разбор;

по морфологии:

  • различать части речи по наличию у слова определённых морфологических признаков; указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученных частей речи; уметь образовывать формы изученных частей речи;

  • производить морфологический разбор изученных частей речи;

по синтаксису:

  • выделять словосочетание в предложении;

  • определять главное и зависимое слово;

  • образовывать словосочетания с именем существительным, глаголом в качестве главного и зависимого слова;

  • определять вид предложения по цели высказывания, интонации;

  • определять грамматическую основу предложения;

  • определять вид предложения по количеству грамматических основ;

  • определять вид предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения;

  • определять однородные члены;

  • определять вводные слова и обращения (данное умение не является обязательным, т.к. материал вводился ознакомительно);

  • различать простое и сложное предложение;

  • производить синтаксический разбор предложения;

по орфографии:

  • находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами;

  • обосновывать выбор написания;

  • находить и исправлять орфографические ошибки;

  • правильно писать изученные в 6-м классе слова с непроверяемыми написаниями;

по пунктуации:

  • находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами;

  • обосновывать место и выбор знака препинания;

  • находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила;

по связной речи, чтению и работе с информацией:

  • читать учебно-научный текст изучающим чтением;

  • владеть отдельными приёмами ознакомительного чтения учебно-научного текста; выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план;

  • определять тему, основную мысль (авторский замысел) в тексте из художественного произведения, пересказывать текст подробно и сжато;

  • понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов;

  • определять стиль текста;

  • письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст;

  • пытаться использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций; последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы;

  • озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков.

В сфере личностных универсальных учебных действий должны быть сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения и принятия образца «хорошего ученика» (учебно-познавательные компетенции);

  • выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация учения (учебно-познавательные компетенции);

  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности (учебно-познавательные компетенции);

  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности (учебно-познавательные компетенции);

  • ориентация на понимание и принятие предложений и оценки учителя, одноклассников, родителей (социальные и коммуникативные компетенции);

  • понятие об основных моральных нормах и ориентация на их выполнение (социальные компетенции);

  • основы исторической культуры: принятие ценности мира, готовность следовать в своей деятельности нормам морального поведения, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения (общекультурные и социальные компетенции);

В сфере регулятивных универсальных учебных действий должны быть сформированы:

  • умение принимать и сохранять учебную задачу (учебно-познавательные компетенции);

  • умение в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи (учебно-познавательные и коммуникативные компетенции);

  • умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве (учебно-познавательные и коммуникативные компетенции);

  • умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане (учебно-познавательные и социальные компетенции);

  • умение выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме (коммуникативные компетенции);

  • умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия (учебно-познавательные и общекультурные компетенции);

  • умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников, родителей (социальные и коммуникативные компетенции);

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий должны быть сформированы:

  • умение адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач (общекультурные и коммуникативные компетенции);

  • умение строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения (информационно-коммуникативные компетенции);

  • умение использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности (социальные и коммуникативные компетенции);

  • умение формулировать и обосновывать собственное мнение и позицию (социальные и коммуникативные компетенции);

  • умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (социальные и коммуникативные компетенции);

  • умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов (социальные и коммуникативные компетенции);

  • умение задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром (социальные и коммуникативные компетенции).


  1. Содержание учебного предмета «письмо и развитие речи», 6 класс.


Повторение темы «Предложение». Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространённые и нераспространённые. Однородные члены предложения. Перечисления без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах.

Звуки и буквы.

Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных на конце слова. Слова с разделительным ь. Двойные и непроизносимые согласные.

Состав слова. Однокоренные слова. Окончание, корень, приставка, суффикс. Образование слов при помощи приставок и суффиксов.

Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова.

Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Правописание приставок.

Приставка и предлог.

Разделительный ъ после приставок.

Правописание приставок с о и а, приставки пере-, единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения ( с-, в-, над-, под-, от-).

Развитие речи: обучение написанию сочинения по личным впечатлениям (по опорным словам); уметь дать ответы на вопросы по картине.

Имя существительное . Значение имени существительного и его основные грамматические признаки: род, число, падеж. Правописание падежных окончаний имён существительных единственного числа. Правописание родительного падежа существительных женского и среднего рода с основой на шипящий. Знакомство с существительными, употребляемыми только в единственном или множественном числе.

Развитие речи: умение подробно пересказать текст по данным вопросам.

Имя прилагательное. Понятие об имени прилагательном. Значение имени прилагательного. Умение различать родя. Число, падеж прилагательного по роду, числу , падежу существительного и согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе, падеже. Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.

Предложение. Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных. Бессоюзное перечисление однородных членов, с одиночным союзом И, с союзами А, НО, повторяющимся союзом И. Знаки препинания при однородных членах предложения. Сложное предложение. Сложные предложения с союзами И, А, НО и без союзов. Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении.

Развитие речи: написание изложения (подробный пересказ главной части текста по опорным словосочетаниям).

Повторение пройденного за год .Основные орфограммы в корнях и приставках слов. Правописание сомнительных и непроизносимых согласных. Правописание личных окончаний глаголов, безударных падежных окончаний существительных и прилагательных. Основные правила постановки знаков препинания в простом и сложном предложении. Занимательные задания по русскому языку различного уровня сложности.

Развитие речи: обучение написанию сочинения-рассуждения (на школьный конкурс на определенную тему).

Требования к уровню подготовки обучающихся 6 класса.

Планируемые результаты освоения программы :


Учащиеся должны уметь:

  • правильно обозначать звуки буквами на письме;

  • подбирать группы родственных слов (несложные случаи);

  • проверять написания в корне безударных гласных, звонких и глухих согласных путем подбора родственных слов;

  • разбирать слово по составу;

  • выделять имя существительное и имя прилагательное как части речи;

  • строить простое распространенное предложение с однородными членами;

  • связно высказываться устно и письменно (по плану);

  • пользоваться школьным орфографическим словарем.

Учащиеся должны знать:

  • способы проверки написания гласных и согласных в корне слов.




  1. Календарно-тематический план по письму и развитию речи в 6 классе.


№п/п

Содержание материала

Кол-во

часов

Сроки

Базовые учебные действия. Планируемые результаты.

Д/З

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные



1.

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

Повторение (5ч).+1

Главные и второстепенные члены предложения.

Предложения распространенные и нераспространенные.

Однородные члены предложения.

Перечисление без союзов и с одиночным союзом и.

Знаки препинания при однородных членах.

Р/Р. Работа с деформированным текстом.

Звуки и буквы ( 5ч)+2

Звуки и буквы. Алфавит.

Звуки гласные и согласные.

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласные.

Входной контрольный диктант «Утро» по теме: «Повторение. Простое предложение».

Работа над ошибками.

Слова с разделительным ь.

Двойные и непроизносимые согласные.

Связная речь. Запись рассказов по данным вопросам.

Слово. Состав слова ( 15ч.)

Однокоренные слова.

Корень, приставка, суффикс, окончание.

Образование слов с помощью приставок и суффиксов.

Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слов.

Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.

Правописание приставок.

Приставка и предлог.

Разделительный ъ.

Правописание приставок с о и а (от-, до-, по-, про-, за-, на-), приставка пере-, единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-, в-, над-, под-, от-).

Связная речь. Изложение по готовому плану.

Контрольный диктант №1 «Осень» по теме «Состав слова.»

Работа над ошибками.

Имя существительное (21ч).

Значение имени существительного.

Основные грамматические признаки существительного.

Правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа.

Склонение имен существительных во множественном числе.

Связная речь. Письмо другу.

Правописание падежных окончаний имен существительных во множественном числе.

Правописание родительного падежа существительных женского и среднего рода с основой на шипящий.

Имена существительные, употребляемые только в единственном числе.

Имена существительные, употребляемые только во множественном числе.

Связная речь. Работа по репродукции картины М. Врубеля «Пан».

Контрольный диктант №_2 «Река Медведица» по теме: «Имя существительное».

Работа над ошибками.

Имя прилагательное (65 ч).

Понятие об имени прилагательном.

Значение имени прилагательного в речи.

Умение различать род, число, падеж прилагательного .

Согласование прилагательного с существительным в роде, числе и падеже.

Связная речь. Сочинение по данному плану.

Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе.

Именительный и винительный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода

Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.

Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.

Творительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.

Предложный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.

Предложный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.

Связная речь. Деловое письмо: объявление.

Склонение имен прилагательных женского рода.

Родительный падеж имен прилагательных женского рода.

Дательный падеж имен прилагательных женского рода.

Творительный падеж имен прилагательных женского рода.

Предложный падеж имен прилагательных женского рода.

Винительный падеж имен прилагательных женского рода.

Связная речь. Распространение текста.

Контрольный диктант №__3 «Наши друзья» по теме «Склонение прилагательных»

Работа над ошибками.

Правописание падежных окончаний имен прилагательных во множественном числе.

Родительный и предложный падежи имен прилагательных во множественном числе.

Связная речь. Описание картины «Март» И. Левитана

Правописание падежных окончаний имен прилагательных во множественном числе.

Дательный падеж имен прилагательных во множественном числе.

Творительный падеж имен прилагательных во множественном числе.

Связная речь. Составление описания на тему «Погода сегодня».

Контрольный диктант №_4 «Весна пришла» по теме: «Склонение имён прилагательных во мн.ч.».

Работа над ошибками.

Предложение (15ч.)

Простое предложение.

Простые предложения с однородными членами.

Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных.

Перечисление без союзов.

Перечисление с одиночным союзом и, с союзами а, но.

Знаки препинания при однородных членах.

Сложное предложение.

Сложные предложения с союзами и, а, но.

Связная речь. Заметка в стенгазету.

Знаки препинания перед союзами.

Обращение.

Связная речь. Описание репродукции картины В.

Васнецова «Иван Царевич на сером волке».

Итоговый контрольный диктант №_5 «Муравьи» по теме «Предложение»

Работа над ошибками.

Практическое употребление обращения.

Знаки препинания при обращении.

Составление рассказа с помощью учителя на тему «Прогулка к реке».

Повторение.









Формирование

внутренней позиции учащегося на понимание необходимости учения; адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности.



Ориентация на понимание и принятие предложений и оценки учителя, родителей.



Интерес к письму, к письменной форме общения.



Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.



Умение чувствовать красоту и выразительность речи.



Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Понятие об основных моральных нормах и ориентация на их выполнение.


Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.


Понятие об основных моральных нормах и ориентация на их выполнение.


Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.



Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач.



Проявление интереса интерес к изучению языка; любовь и уважение к языку.



Приобретение и систематизация знаний о русском языке; любовь и уважение к языку и культуре.


Обеспечение речевой деятельности на родном языке.


Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.


Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач.




Ориентация на понимание и принятие предложений и оценки учителя, родителей (социальные и коммуникативные компетенции).


Обеспечение речевой деятельности на родном языке.


Приобретение и систематизация знаний о русском языке; любовь и уважение к языку и культуре.


Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.


Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к обучению.

Адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности.

Проявление интереса интерес к изучению языка; любовь и уважение к языку.



Приобретение и систематизация знаний о русском языке; любовь и уважение к языку и культуре.

Обеспечение речевой деятельности на родном языке.

Формирование умения извлекать информацию, представленную в разных формах; практические знания построения предложений, объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе знаков препинания.


Формирование умений работы с деформированном текстом.


Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования согласных и гласных звуков, звонких и глухих, слов с разделительным ь, двойных и непроизносимых согласных.

Умения применять полученные знания на практике.

Умения владеть связной письменной речью.




Овладеть навыками выделения частей слова, их схематичным обозначением.


Находить изученные орфограммы в словах и между ними, правильно писать изученные орфограммы, находить и исправлять ошибки.


Умения логически правильно излагать свои мысли в письменном виде.; применять полученные знания на практике.


Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования основных грамматических признаков существительного; склонений существительного; правописаний падежных окончаний существительных единственного и множественного числа.


Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования правописаний существительных женского рода и среднего рода в единственном числе, имён существительных, употребляемых только во множественном числе.

Формирование правильно излагать свои мысли



Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования прилагательных на определение рода, числа, падежа; согласования прилагательного с существительным в роде, числе, падеже.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе комплексного исследования текста.


Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа имен прилагательных.


Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования правописаний падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе мужского и среднего рода.

Формирование умений владеть навыками делового письма (объявление).


Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования правописаний падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе женского рода.


.

Умения применять полученные знания в ходе написания диктанта


Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования правописаний падежных окончаний имён прилагательных множественного числа.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования окончаний имен прилагательных во множественном числе.

Развитие речемыслительной деятельности.

Применение знаний при написании контрольного диктанта.


Умения находить изученные типы смысловых отрезков в предложении; делать грамматический разбор предложения; находить и исправлять пунктационные ошибки на изученные правила.


Умения правильно письменно излагать собственный текст на письме.

Обосновывать выбор и место знака препинания.

Получение знания при изучении обращения.


Применять, объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольного диктанта.

Умения применять на практике знания об обращении, правильно ставить знаки препинания.


Формирование знаний о простом предложении с однородными членами.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве


Умения формулировать собственное мнение и позицию при выработке общего решения в совместной деятельности.



Уметь осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.


Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.



Управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).



Уметь слышать и слушать других, пытаться принимать иную точку мнения.

Умение задавать вопросы , необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с одноклассниками.




Оценивать и редактировать письменное высказывание.


Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.



Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.



Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия.



Определять цели и функций участников, способов взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.



Управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).



Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.



Уметь осознавать важность взаимопомощи и сотрудничества.



Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.


Умения задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.


Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.




Оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание.



Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия.


Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.


Умения задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.



Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.


Определять цели и функции участников, способов взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.



Управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).

Умение принимать и сохранять учебную задачу.



Умение в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.



Умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачи и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.


Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.




Умение в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.


Умения самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение

Проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности.

Умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.


Умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачи и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.





Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.


Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.


Умения выполнять учебные действия в материализованной , громко- речевой и умственной форме.


Умения самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение.


Умения адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников и родителей.

Умение в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.


Умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачи и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.


Умения самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение.(учебно- познавательные и общекультурные компетенции.


Умения адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников и родителей.

Умения проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.


Умения определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Уменияприменять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.


Умения осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.


Умения управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать).


Умения адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников и родителей.

















7.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по предмету «Письмо и развитие речи».

К материально-техническим средствам обучения, которые эффективно используются на уроках относятся: персональные компьютеры и мультимедиапроектор, СD- диски с дидактическим материалом по предмету.

Среди форм подачи материала на уроке с использованием компьютерных технологий применяются:

  • компьютерные презентации;

  • тестирование на компьютере;

  • работа на интерактивной доске.

8.Учебное и учебно-методическое обеспечение

Для учителя:

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой.- М.: Гуманитар. издательский центр ВЛАДОС, 2013. Сб.1.

  • А.К. Аксенова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе» Москва «Просвещение», 2004г.

  • Диктанты по русскому языку. Для специальных (коррекционных) школ VIII вида. Гуманитарный издательский центр Владос, 2003г.

  • Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида» пособие для учителя, Москва «Просвещение», 2002г.

  • Сборник диктантов и изложений. 5-9 классы; коррекционное обучение/ авт.-сост. Т.П. Шабалкова.- Волгоград: учитель, 2007г

  • О.И. Волошина «Тесты. Русский язык. Начальная школа 1 - 4 класс» Москва «Дрофа», 2000г.

  • Е.А. Нефедова, О.В. Узорова «Справочное пособие по русскому языку» Москва АСТ, 2000г.

Н.Г.Кувашова «Тематический тестовый контроль по русскому языку в начальной школе» Волгоград, 2002г.

  • С.В. Савинова «Диктанты по русскому языку для специальных коррекционных учреждений VIIIвида» Москва «Владос», 2003г.

Для учащихся:

  • Н.Г.Галунчикова, Э.В. Якубовская «Русский язык». Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2013г.

  • Тесты, индивидуальные карточки, контрольно-измерительные материалы, , перфокарты.

  • -Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская «Рабочая тетрадь по русскому языку № 1, 2, 3, 4 для учащихся 5 - 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», Москва, «Просвещение», 2004г.

  • -М.Р. Львов «Школьный словарь антонимов», Москва, Просвещение, 2006г.

  • -А.А. Бондаренко «Пишу правильно орфографический словарь» Москва, Просвещение, 2006г.

9.Содержание мониторинга динамики развития обучащихся.

Мониторинг динамики процесса обучения является составной частью общего мониторинга ОГКОУШ № 23. Система специального обучения детей с умственной отсталостью не предусматривает освоение ими цензового образования, сопоставимого по уровню с нормально развивающимися сверстниками. Для этой категории детей она ориентирована на подготовку ребенка к самостоятельной и, насколько возможно, независимой жизни. Приоритетом образования детей с ОВЗ является социальная и трудовая подготовка, осуществляемая по специальным программам и специальными методами обучения. Разработанных и общепринятых критериев оценки знаний учащихся с различной степенью умственной отсталости нет. Критерии оценки знаний учащихся по истории разработаны мною с учётом психофизического развития и возможностей учащихся с ОВЗ.

Для мониторинга динамики развития учащихся на уроках применяю следующие формы контроля:

  1. Предварительный контроль - фронтальный опрос (беседа).

  2. Текущий контроль - фронтальный опрос (беседа), самостоятельная работа в рабочих тетрадях, на карточках (индивидуально-дифференцированные (и-д) задания), дидактическая игра, программированный контроль - компьютерное и-д тестирование.

  3. Периодический контроль - самостоятельная работа в рабочих тетрадях, на карточках (индивидуально-дифференцированные (и-д) задания), компьютерное и-д тестирование.

  4. Итоговый контроль - самостоятельная работа в рабочих тетрадях, на карточках (индивидуально-дифференцированные (и-д) задания), компьютерное и-д тестирование.





МОНИТОРИНГ ОВЛАДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ СОЦИАЛЬНЫМИ (ЖИЗНЕННЫМИ) КОМПЕТЕНЦИЯМИ

1.Таблица овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями

Ф.И. обучающегося

Результаты анализа личностных результатов обучающегося

0 баллов - нет продвижения

1 балл - минимальное продвижение

2 балла - среднее продвижение

3 балла -значительное продвижение




2.Сводная таблица овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями

Результаты анализа личностных результатов обучающегося/количество обучающихся /в %

0 баллов - нет продвижения

1 балл - минимальное продвижение

2 балла - среднее продвижение

3балла-значительное продвижение



ВСЕГО:

Кол чел/%

Кол чел/%

Кол чел/%

МОНИТОРИНГ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ 6 КЛАССА ПО ПРЕДМЕТУ

«Письмо и развитие речи».

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом.

1.Таблица овладения обучающимися программой по предмету « Письмо и развитие речи» в 6 классе.

Ф.И. обучающегося

Результаты анализа освоения программы

«удовлетворительно» (зачёт)-выполнено от 35% до 50% заданий

«хорошо» ― от 51% до 65% заданий.

«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.


2.Сводная Таблица овладения обучающимися программой по предмету «Письмо и развитие речи» в 6 классе.

Количество человек/%

Результаты анализа освоения программы

«удовлетворительно» (зачёт)-выполнено от 35% до 50% заданий

«хорошо» ― от 51% до 65% заданий.

«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.



Всего

Кол.чел/%

Кол.чел/%

Кол.чел/%

10.Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.

Оценивание устного ответа обучающихся.

Одним из основных способов учета знаний, умений и навыков обучащихся по письму является устный опрос. При оценке ответа ученика учитываются полнота и правильность ответа, степень осознанности понимания изученного, умение практически применять свои знания, последовательность изложения и речевое оформление ответа. За устные ответы:

- оценка «5» ставится обучающемуся, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры, допускает единичные ошибки, которые сам исправляет;

- оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя, допускает ошибки в речи, при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет с помощью учителя;

- оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений темы, излагает материал неполно, непоследовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно привести примеры, нуждается в постоянной помощи учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

К о н т р о л ь н ы й с л о в а р н ы й д и к т а н т проверит усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов для 6 класса - 20-25 слов..

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков.

И т о г о в ы е д и к т а н т ы, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку обучащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для к о н т р о л ь н ы х д и к т а н т о в следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные, они должны быть представлены 1-3 случаями.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трёх предыдущих уроках).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок.

П р и м е ч а н и е. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами допущены 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.

Объём текстов контрольных диктантов в 6 классе 65-70 слов.

Диктант может быть связным текстом или состоять из отдельных предложений. Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения учебного материала каждым обучающимся.

Отметка «5» ставится, если обучающийся:

1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.

2. Допустил не более одной ошибки и одного недочета.

Отметка «4» ставится, если обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. Не более двух негрубых ошибок и одного недочета.

2. Или не более двух недочетов.

Отметка «3» ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1. Не более трёх грубых ошибок.

2. Или не более двух грубых и одной негрубой ошибки и одного недочета.

3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.

Оценка «1» ставится за работу с большим количеством ошибок, чем допустимо при оценке «2».


Оценка сочинений и изложений.

С о ч и н е н и я и и з л о ж е н и я в коррекционной школе могут носить только обучающий характер. При подготовке к проведению данных письменных работ учитель должен тщательно отобрать материал, учитывая тему рассказа, его объём, трудности синтаксических конструкций, словаря и орфографии.

С классом также должна быть проведена подготовительная работа.

Примерный объем текста для подробного изложения: в 6 классе - 45-70 слов.

Изложения и сочинения дети пишут под руководством учителя и по готовому плану.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

При оценке изложений и сочинений учитывается правильность, полнота и последовательность передачи содержания.

При проверке изложений и сочинений выводится одна оценка.

Оценка «5» ставится обучающемуся за правильное, полное, последовательное изложение или составление текста без ошибок при построении предложений, употреблении слов; допускается одна или две ошибки.

Оценка «4» ставится за изложение ( сочинение),написанное без искажения текста ( темы), с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложений; допускается три-четыре орфографические ошибки.

Оценка «3» ставится за изложение ( сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с двумя- тремя ошибками в построении предложений и употребления слов, влияющих на понимание смысла, с пятью- шестью орфографическими ошибками.

Оценка «2» ставится за изложение ( сочинение), в котором имеются значительные отступления от авторского текста ( тема не раскрыта), имеются более четырёх ошибок в построении предложения и употреблении слов, более шести орфографических ошибок.

Оценка «1» ставится в том случае, если обучающийся не справился с с написанием изложения или сочинения.

Допущенные исправления не учитываются при оценке изложения и сочинения.

Оценка тестовых работ.

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10-15 вопросов используется для периодического контроля или итогового контроля. При оценивании используется следующая шкала:

Тест из пяти вопросов:

Отметка «5» ставится, если обучающийся:

1.Выполнил работу без ошибок.

2.Допустил не более одной ошибки.

Отметка «4» ставится, если обучающийся допустил в ней:

1.Не более двух ошибок.

Отметка «3» ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1.Более трёх ошибок.

Тест из десяти-пятнадцати вопросов:

Отметка «5» ставится, если обучающийся :

1.Выполнил работу без ошибок;

2.Допустил не более одной (двух) ошибки.

Отметка «4» ставится, если обучающийся допустил в ней:

1.Не более трёх (четырёх) ошибок.

Отметка «3» ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1.Более четырёх (пяти) ошибок.


25


© 2010-2022