- Преподавателю
- Русский язык и литература
- КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ПРИЕМЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ПРИЕМЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Симакова Ю.А. |
Дата | 18.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Ю.А. Симакова,
ОГБОУ «Школа №10»
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ПРИЕМЫ НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Внедрение новых образовательных стандартов в школе требует от педагога использования инновационных подходов в обучении. Главной целью инновационной деятельности является качественное изменение личности. Применение системно-деятельностного подхода позволяет провести урок по-новому, сделать учеников главными «действующими лицами». Их работа становится осмысленной и значимой. Ребята учатся ставить для себя вопросы и давать на них ответы: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.
Однако в настоящее время мы видим снижение уровня мотивации к учебному процессу. У детей с ограниченными возможностями здоровья к этому ещё добавляются заболевания, влияющие на познавательную активность. Как следствие появляются серьёзные затруднения в восприятии и последующем воспроизведении учебного материала. У учащихся с общим недоразвитием речи наблюдаем бедность словарного запаса, неточность употребления слов, несформированность грамматической стороны речи. Недостаточно сформированными оказываются морфологические формы словоизменения и словообразования, синтаксические структуры предложения. Диалогическая и монологическая речь учащихся неполноценна. У них плохо развито мышление, память, внимание и другие психические процессы. Как же помочь ученикам? Как облегчить восприятие теоретического материала и способствовать быстрому его запоминанию, осмысленному и прочному? Как научить их мыслить, рассуждать, сопоставлять, делать выводы?
В своей работе я использую приёмы, которые имеют коррекционно-развивающую направленность (составление кластера, опорных схем, синквейна, толстых и тонких вопросов и т.д.). Специфика их применения диктуется особенностями познавательной деятельности школьников. Они не могут одновременно усвоить большой объем материала, значит необходимо членение его на небольшие части. Кроме того, материал, сообщаемый только в словесной форме, не подкрепленный наглядностью или практическими действиями, плохо понимается, не запоминается. В работе важно сочетать различные приёмы.
Один из приёмов - «Составление кластера». Это своеобразная систематизация имеющихся знаний по той или иной проблеме. Кластер позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тему. Преимущество этого приёма - необычность формы. Рисуем модель солнечной системы. В центре - звезда: тема; вокруг нее планеты, то есть крупные смысловые единицы, соединяем линией со звездой, у каждой планеты - свои спутники, у спутников - свои. Например, составляем кластер при описании мира, который видит мальчик в рассказе А.П. Платонова «Никита». Кластер - результат совместной творческой работы учителя и учеников. Он может быть использован на разных стадиях урока.
Мир глазами ребёнка в рассказе А.П. Платонова «Никита»
Колодец
Пустая бочка
Старый пень
злое
злое
НИКИТА
Стол
Отношение к предметам
БОГАТОЕ ВООБРАЖЕНИЕ
Банька
доброе
Чужой петух
Солнце
Жёлтый цветок
доброе
Велика роль опорных схем или карточек-информаторов в активизации познавательной деятельности учащихся. Их составляем вместе с учащимися на уроке в самом начале изучения темы. Помогают они и при повторении. Опорные схемы, карточки-информаторы уменьшают нагрузку на память, помогают преодолеть страх перед необходимостью изложить материал самостоятельно. Одной из задач преподавания русского языка является формирование у учащихся устной речи. Здесь ребята испытывают особые затруднения, так как не могут грамотно построить предложение. На помощь приходят схемы, на основе которых ученики строят устное высказывание (см. табл. 1).
Таблица 1
Части речи
Часть речи
Что обозначает
Вопросы
Примеры
Имя существительное
Предмет
Кто? Что?
Стол
Кошка
Деепричастие - особая форма глагола
Добавочное действие
Что делая?
Что сделав?
Как?
Рисуя
Закрыв
При ответе на вопрос «Что такое имя существительное, имя прилагательное и т.д. учащиеся строят предложения с опорой на таблицу: «Деепричастие - это особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие по отношению к главному, отвечает на вопросы что делая? что сделав? как?». Работая со схемами, можно дать задание: заполнить пустые строки. Это развивает память, внимание. Оно хорошо используется при дифференцированной работе с учащимися.
Использование коррекционно-развивающих приёмов на уроках русского языка и литературы активизирует мыслительную деятельность, учит вести исследовательскую работу; развивает устную речь. Здесь даже «слабые» ученики с удовольствием работают, так как всегда имеют перед собой «подсказки», помогающие построить устное высказывание. Составление синквейна, толстых и тонких вопросов по изучаемой теме вырабатывает навык отбирать из большого количества материала самое главное, существенное и в сжатой форме излагать. Все инновационные подходы, используемые на уроках, направлены на то, чтобы сегодняшний ученик мог использовать полученные знания и умения не только в школе, но и в жизни.