Турнир знатоков русского языка Знатоки русской словесности, посвящённый Международному Дню родного языка (10 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Турнир знатоков родного языка «Знатоки русской словесности»,

посвящённый Международному Дню родного языка (10-11 классы)


Цели: познакомить с историей праздника Международного Дня родного языка; раскрыть богатство родного языка, обогащать словарный запас учащихся; развивать устную речь, логическое мышление, смекалку, творческие способности учащихся; прививать интерес и любовь к родному языку, чувство гордости за Родину.

Оборудование: мультимедийная установка, слайды для сопровождения праздника; портреты А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.Н. Толстого, К.Г. Паустовского, В.И. Даля, раздаточный материал с заданиями; грамоты для победителей (победителя).


Ход мероприятия

Ученик 1

Ты твёрд и гибок, нежен и силён,
Ты - соловей на ветке бересклета.
Ты - сталь и пепел, колокол и лён,
Загадка тьмы и откровенье света.

М. Дудин

Учитель

Вся жизнь человека неразрывно связана с языком. В детстве мы с упоением слушаем народные сказки, песни, былины. Позже происходит знакомство с классической литературой, с творчеством таких замечательных мастеров слова, как А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой.

Не удивительно, что Генеральная конференция ЮНЕСКО провозгласила соответствующий праздник - Международный день родного языка. Праздник отмечается ежегодно 21 февраля и способствует языковому и культурному разнообразию. Так как благодаря языкам люди сохраняют и развивают материальное и духовное наследие своих народов, то в календаре многих стран встречаются родственные праздники.

Ученик 2

Предлагаем вашему вниманию памятные дни языков некоторых стран (программа ООН):

День французского языка, как и дни других языков Организации объединенных наций, отмечается недавно - всего лишь с 2010 года. Датой чествования французского языка было выбрано 20 марта - Международный день франкофонии (международной организации сотрудничества франкоязычных стран мира)

Ученик 3

23 апреля - День английского языка (день рождения У. Шекспира).

Ученик 2

12 октября - День испанского языка («Dia de la Hispanidad» - день испаноязычной культуры).

Ученик 3

Национальный день языка, или Лимба ноастрэ - праздник, посвящённый молдавскому языку, который отмечается в Республике Молдова ежегодно 31 августа начиная с 1989 года.

Ученик 2

День государственного языка - официальный праздник в Таджикистане, отмечаемый 5 октября.

2

Ученик 3

20 апреля - День китайского языка (посвящён Цан Цзе, основателю китайской письменности).

Ученик 2

18 декабря - День арабского языка (день утверждения в 1973 году решения о включении арабского языка в число официальных и рабочих языков Генеральной Ассамблеи и ее главных комитетов).

Ученик 3

День украинской письменности и языка (укр. День української писемності та мови) - праздник, ежегодно отмечающийся на Украине 9 ноября. Согласно православному календарю, в этот день чествуется память преподобного Нестора Летописца.

Ученик 2

День русского языка - российский и международный государственный праздник, посвящённый русскому языку. Отмечается 6 июня, в день рождения А. С.Пушкина: в Российской Федерации праздник учреждён в 2011 году; в ООН учреждён в 2010 году.

Ученик 3

Идею учреждения Дня русского языка впервые высказал автор Русской игры слов Иван КЛИМЕНКО на страницах "Парламентской газеты" 26 декабря 2007 года. В статье "Да будет День!" автор, подводя итоги Года русского языка, отмечает "...опыт именного Года свидетельствует о том, что для непременного развития языка в каждом грядущем календарном году обязательно должен еще быть и один именной День. День русского языка. Всемирный праздник для всего Русского мира».

Ученик 2

Еще раньше, в 1996 году, День защиты русского языка 6 июня, в День рождения А. С. Пушкина, начала праздновать Русская община Крыма. С 2007 года 6 июня стал открываться Международный фестиваль русской, славянской культуры «ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО», проводимый в Крыму по инициативе Русской общины Крыма. Именно в этот день участников фестиваля на протяжении многих лет поздравляет Президент Российской Федерации.

Ученик 3

Идею в 2010 году поддержала ООН, учредив и отпраздновав 6 июня, в день рождения Александра Пушкина, День русского языка. А через год соответствующий указ был подписан и президентом Российской Федерации 6 июня 2011 года: «Установить День русского языка и отмечать его ежегодно, 6 июня, в день рождения великого русского поэта, основоположника современного русского литературного языка А. С. Пушкина».

Ученик 2

6 июня, в день рождения великого русского поэта А. С. Пушкина, в рамках программы поддержки и развития многоязычия и культурного многообразия, в ООН отмечается День русского языка. Одна из целей этой программы - поддержание равноправия всех шести официальных языков ООН: английского, арабского, испанского, китайского, русского и французского.

Ученик 3

Языки являются самым сильным инструментом сохранения и развития наследия всего человечества. Бережно относиться, как к родному, так и другим языкам, сохранять и развития их - наша святая обязанность.

3

Учитель

В канун празднования Международного Дня родного языка мы проводим турнир знатоков родного языка «Знатоки русской словесности»

Приветствие команд (девиз, эмблема (по 1 баллу)

I тур «Загадки лексикологии»

«От добрых соседей»

Задание 1 команде

В.И. Даль считал, что почти всегда можно найти русское слово, равнозначное иностранному. Какими русскими словами вы предлагаете заменить слова абстрактный, моральный, оригинальный, пресс, регламент? Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.

Ответ: Абстрактный - отвлечённый, умозрительный; моральный - нравственный, духовный; оригинальный - подлинный, истинный; пресс - гнёт; регламент - порядок.

Задание 2 команде

Объясните лексическое значение слов менталитет, шлягер, шейпинг. Имеются ли в русском языке синонимы этих слов? Оценка: по 0,2 балла за лексическое значение и за ответ о синонимах.

Ответ: Ментмитет (от франц. mentalite <лат. тentalis) - умственный, духовный. 1) Совокупность мировоззренческих (идеологических, психологических, этических и т. п.) представлений, характерных для отдельной личности и народа в целом. Менталитет русского народа. 2) О складе ума, характере мьшления. Ментмитет депутата. Синонима в русском языке нет.

Шлягер - модная, популярная песня, мелодия (обычно эстадная). Синоним: модная песня.

Шейпинг - физические упражнения для женщин на тренажерах, укрепляющие организм

и улучшающие форму. Синонима в русском языке нет.

«Переводчик»

Задание 1 команде

Переведите на русский язык следующие выражения. Из какого языка они пришли в нашу речь? Alma mater; а priori. Оценка: по 0,5 балла за каждое выражение и 0,2 балла за верно указанный язык.

Ответ: Alma mater - питающая мать - традиционное образное название учебных заведений (чаще высших) по отношению к их питомцам; а priori - на основании ранее известного. Выражения и слова из латинского языка.

Задание 2 команде

Переведите на русский язык следующие выражения. Из какого языка они пришли в нашу речь? Veni, vidi, vici; nоtа bеnе. Оценка: по 0,5 балла за каждое выражение и 0,2 балла за верно указанный язык.

Ответ:Veni, vidi, vici - пришёл, увидел, победил; nоtа bеnе - обрати внимание. Выражения и слова из латинского языка.

«Синонимизация»

Задание 1 команде

Подберите к каждому слову сначала синоним, затем антоним.

Здоровье, богатый, грязный. Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.

Ответ: Здоровье - сила - слабость, богатый - зажиточный - бедный, грязный - чумазый - чистый.

Задание 2 команде

К данным словам подберите синонимы с приставками при-, пре-. Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.

4

Гнаться за кем-то; ложное (толкование); лицемерный, неискренний; милый, обаятельный; тень умершего; очень печальный (случай).

Ответ: Гнаться за кем-то - преследовать; ложное (толкование) - превратное; лицемерный, неискренний - притворный; милый, обаятельный - прелестный; тень умершего - призрак; очень печальный (случай) - прискорбный.

«Антонимия текста»

Задание 1 команде

На основе данного текста составьте синтаксически антонимичный текст. Оценка: 3 балла.

Лунный блик

Ночью впереди теплохода, на гладкой воде, росчерком играл лунный блик. Он серебрился, фосфорно зеленел, искрился, извивался змейкой, прыгал головастиком, убегал шустрой ящеркой.

И было в этой ночной картине что-то похожее на жизнь... (По В.П. Астафьеву)

Возможный ответ:

Лунный блик

Стояла ночь и впереди теплохода, на гладкой воде, росчерком играл лунный блик. Он манил и звал, серебрясь и фосфорно зеленея; искрясь, извиваясь змейкой, прыгая головастиком и убегая шустрой ящеркой.

И было в этой ночной картине что-то похожее на саму жизнь... И ты начинал думать, что поймёшь, ухватишь смысл её… (По В.П. Астафьеву)

Задание 2 команде

На основе данного текста составьте синтаксически антонимичный текст. Оценка: 3 балла.

Мелодия

Пестрый лист. Красный шиповник. Искры обклеванной калины в серых кустах. Желтая хвойная опадь с лиственниц. Черная, обнаженная в полях земля под горою. Зачем так скоро? (По В.П. Астафьеву)

Возможный ответ:

Мелодия

Бесшумно падает на землю пестрый лист. По обочине полыхает красный шиповник. Видны искры обклеванной калины в серых кустах. Желтая хвойная опадь с лиственниц мягко потрескивает при каждом шаге. А вот чернеет обнажённая в полях земля под горою. Зачем так скоро, лето, ты убегаешь от нас, унося надолго тепло и солнечный свет? (По В.П. Астафьеву)

II тур «По тропинкам орфографии»

«Орфографическая задача»

Задание 1 команде

Решите орфографическую задачу: н или нн? Ответ аргументируйте. Оценка: по 0,5 балла за каждое слово.

Хозяйка принесла нам кваше...ую капусту, дли…о и мелко пореза...ую, с изюмом, соле…ые помидоры и грибы. (Б.А. Можаев)

Ответ: Хозяйка принесла нам квашеную капусту, длинно и мелко порезанную, с изюмом, солёные помидоры и грибы. (Б.А. Можаев)

Квашеную, солёную - бесприставочные прилагательные, образованные от глаголов несовершенного вида, пишутся с -н-.

5

Порезанную - полное страдательное причастие прошедшего времени пишется с -нн-, если имеет приставку.

Длинно - наречие, образовано от прилагательного с -нн- (длинный)

Задание 2 команде

Раскройте скобки, объясните написание не с причастиями. Оценка: по 0,5 балла за каждое слово.

1) Было сыро и холодно, особенно в (не)просохшем платье.

2) Доклад студента оказался совершенно (не)подготовленным.

3) (Не)опавшая осенью листва теперь просвечивала сквозь снежный покров.

4) (Не)годующий от обиды приятель размахивал руками.

Ответ:

1) Было сыро и холодно, особенно в непросохшем платье - нет пояснительных слов.

2) Доклад студента оказался совершенно не подготовленным - наличие наречия меры и степени.

3) Не опавшая осенью листва теперь просвечивала сквозь снежный покров - наличие пояснительного слова.

4) Негодующий от обиды приятель размахивал руками - не употребляется без не.

«Камень преткновения»

Задание 1 команде

Назовите жителей следующих городов (в единственном и во множественном числе).

Ростов, Орел, Новгород, Курск, Новосибирск, Томск. Оценка: по 0,5 балла за каждый город.

Ответ: Ростов - ростовчанин, ростовчане; Орел - орловчанин, орловец, орловчане, орловцы; Новгород - новгородец, новгородцы; Курск - курянин, куряне; Новосибирск - новосибирец, новосибирцы; Томск - томич, томичане, томичи.

Задание 2 команде

Назовите жителей следующих городов (в единственном и во множественном числе).

Омск, Кострома, Пермь, Калуга, Саратов, Тобольск. Оценка: по 0,5 балла за каждый город.

Ответ: Омск - омич, омичи; Кострома - костромич, костромичи; Пермь - пермяк, пермяки; Калуга - калужанин, калужане; Саратов - саратовец, саратовцы; Тобольск - тоболяк, тоболяки.


III тур «Эта загадочная лингвистика…»

«Лингвистический фейерверк»

Задание 1 команде

Соберите «рассыпанные» части предложения так, чтобы получилось два сложных предложения. Оценка: 0,4 балла.

... примерно сорок этажей… которые были замечательными инженерами... Высота самой большой пирамиды… Древние египтяне… которую называют пирамидой Хеопса… создали огромные пирамиды.

Ответ: Древние египтяне, которые были замечательными инженерами, создали огромные пирамиды. Высота самой большой пирамиды, которую называют пирамидой Хеопса, примерно сорок этажей.

6

Задание 2 команде

Соберите «рассыпанные» части предложения так, чтобы получилось два сложных предложения. Оценка: 0,4 балла.

…и поэтому они обычно ищут друзей... …которая возникает между животными разных видов. Животные очень тоскуют... Нас часто удивляет верная дружба...

Ответ: Нас часто удивляет верная дружба, которая возникает между животными разных видов. Животные очень тоскуют, и поэтому они обычно ищут друзей. Особенно нуждаются в дружбе больные животные, которые не имеют товарища.

«Сейф лингвистических терминов»

Задание 1 команде

Дайте определение лингвистических терминов: морфология, пунктуация, приставка. Оценка: по 0,2 балла за каждое определение.

Ответ:

Морфология - раздел грамматики, наука о частях речи, их категориях и формах слов.

Пунктуация - раздел науки о языке, в котором излагается система знаков препинания и правила их постановки.

Приставка - значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Задание 2 команде

Дайте определение лингвистических терминов: фонетика, синтаксис, корень. Оценка: по 0,2 балла за каждое определение.

Ответ:

Фонетика - раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, ударение, слог.

Синтаксис - раздел грамматики, изучающий строение словосочетаний и предложений и функциональное взаимодействие в них различных частей речи.

Корень - морфема, несущая лексическое значение слова (или основную часть этого значения).

«Каталог ошибок»

Задание 1 команде

Найдите речевые ошибки и стилистические недочеты в приведенных ниже предложениях. Запишите предложения в исправленном виде. Оценка: по 0,2 балла за каждое предложение.

1) Фельдмаршал Кутузов, как показал Л.Н. Толстой, находясь на поле

боя, больше всего заботился о поддержании боевого духа в солдатах.

2) На Плюшкина было надето какое-то шмотье.

3) Автор делит героев своей повести на две части.

Ответ:

1) Как показал Л.Н. Толстой, фельдмаршал Кутузов, находясь на поле боя, больше всего заботился о поддержании боевого духа в солдатах.

2) На Плюшкина было надето какое-то старьё.

3) Автор делит героев своей повести на два типа.

Задание 2 команде

Найдите речевые ошибки и стилистические недочеты в приведенных ниже предложениях. Оценка: по 0,2 балла за каждое предложение.

1) Ленский был вхож в дом Лариных на правах жениха сестры Татьяны Ольги.

2) Войска вынуждены были отступить назад.

3) Открывая окно, в класс влетел воробей.

7

Ответ:

1) Ленский был вхож в дом Лариных как жених Ольги.

2) Войска были вынуждены отступить.

3) Когда открыли окно, в класс влетел воробей.


IV тур «Прозаическая дуэль» (домашнее задание)

Задание 1 команде

Прочитайте отрывок из книги Л.В. Успенского «По дорогам и тропам языка» и выполните задания.

Слово - это одно из самых необыкновенных чудес, какие мы можем наблюдать в мире.

Какое слово? Да, в конце концов, любое: и устное, и письменное, потому что, различаясь в отдельных своих свойствах, они в главном чрезвычайно близки друг к другу.

Вот в учебнике говорится: «Каждое слово что-нибудь обозначает, то есть имеет лексическое значение. Это значение указывается в толковых словарях».

Да, тут все совершенно точно. Раскрываю «Толковый словарь русского языка» …

1) Объясните известные вам орфограммы (не менее пяти).

2) Продолжите рассказ. Напишите не менее пяти предложений.

Оценка: по 0,5 баллов за каждую орфограмму, по 0,5 балла за предложение.

Задание 2 команде

Продолжите текст, ответив на вопросы, которые в нем поставлены (не менее 5 предложений). Объясните известные вам орфограммы (не менее пяти).

Оценка: по 0,5 баллов за каждую орфограмму, по 0,5 балла за предложение.

Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет, атрофируется.

Упражняется ли милосердие в нашей жизни? Есть ли постоянная принуда для этого чувства? Часто ли мы получаем призыв к нему? (Д.А. Гранин)

Подведение итогов, награждение победителей

Учитель

И закончить сегодняшний турнир знатоков родного языка мне бы хотелось строками известной прозы в стихах «Русский язык» И.С. Тургенева: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»




© 2010-2022