Технологическая карта урока русского языка на тему Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока русского языка

учителя МБОУ « Сятракасинская СОШ» Моргаушского района
Чувашской Республики Никитиной Любови Валерьевны
(по учебнику Т.А.Ладыженской )

Класс: 5

Тема урока: Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

Тип урока: Комбинированный урок

Планируемые образовательные результаты:

1) Предметные:

знать о существительных, которые имеют форму только единственного числа и об их лексических группах; уметь находить существительные, имеющие форму только единственного числа, соотносить их с определенной лексической группой, правильно произносить имена существительные, имеющие форму только единственного числа, разграничивать существительные, имеющие оба числа, и существительные, имеющие форму только множественного или единственного числа; точно, уместно использовать существительные, имеющие форму только единственного числа, в речи

2) Метапредметные:

овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

3) Личностные:

понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод, индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Наглядно - демонстративный материал: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся.

Основные понятия: грамматические категории, единственное и множественное число имен существительных.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

УУД

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Включение в деловой ритм.

Вступительное слово

Создание проблемной ситуации.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Демонстрируют готовность к работе

Фронтальная

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия.

работают в парах(обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера)

2.Актуализация знаний

и пробное учебное действие

Орфографическая разминка.

Дополняет ответы обучающихся, сопровождает деятельность обучающихся по освоению орфограмм

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания.

Групповая

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

3. Выявление места и причины затруднения

Взаимопроверка, обсуждение результатов.

Наблюдения на с.61(2 часть) учебника

- В каком числе употребляется слово ПОГОДА?

- О каких существительных говорилось в предыдущем параграфе?

- Чем существительное ПОГОДА отличается от них?

Размышляют над вопросами.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Знакомят с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей.

Групповая

Личностные: стремятся преодолевать свои трудности, проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися.

- Сделайте вывод из своих наблюдений

- Вспомните, какую работу мы проделали на предыдущем уроке (составили опорную таблицу по существительным, имеющим форму только множественного числа). Сделаем аналогичную таблицу по материалам § 94.

Организует и сопровождает совместную учебную деятельность, дополняет ответы

Формулирует цель учебной деятельности в диалоге вместе с учителем.

Соотносят поставленные задачи с текстами, знакомятся с материалом. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями

Индивидуаль

ная, групповая

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, работают по плану

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах
с учетом конкретных учебно-познавательных задач

5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Составление таблицы или опорного конспекта, в котором содержится следующая информация:

В форме единственного числа употребляются следующие группы существительных:

-название вещества, материала, продуктов (мука, золото, керосин)

- название группы предметов, людей как единства (студенчество);

- название признака, качества, состояния, свойства (тишина, белизна);

Задание. Составьте предложения на тему «Как мы готовимся к празднику», включив в них необходимые существительные.

- Можно ли сказать в магазине: «Дайте мне два молока и три сметаны»?

Работают в группах. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Фронтальная

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, презентации.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении задачи.

Физкультминутка

Делают движения упражнения

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Задание. Выпишите из списка слова одной тематической группы.

1-я группа выпишет слова, обозначающие название вещества, материала.

2-я группа - группы предметов, людей.

3-я группа - признака, качества, состояния, свойства.

Отмечайте знаком вопроса слова, значения которых вам непонятны. Группы дополните своими примерами. Даются слова для справок.

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы

Индивидуаль
ная, групповая

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, обобщения.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса.

Выполняют упражнения

Индивидуаль
ная

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель, осуществляют поиск необходимой информации

8. Включение в систему знаний и повторение

Проверка правильности выполнения заданий.

Игра «Ты - мне, я - тебе»

А) Подберите к существительным антонимы, которые употребляются только в единственном числе.

Сила, правда, богатство, слезы, веселье, старость, злость, белизна, беготня, свет, застой.

Б) Подберите к существительным антонимы, которые употребляются только во множественном числе.

Оттепель, праздник, встреча, рассвет

Принимают участие в игре, слушают одноклассников, оценивают их. Отвечают на вопросы.

Фронтальная

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока.

Организует рефлексию.

Обобщает сказанное.

Благодарит за работу. Оценивает ответы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Используют клише для рефлексии.

Оценивают свою работу.

Индивидуальная

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом полученных на уроке знаний, умений, навыков и исследовательских умений как интегрированных, сложных умений.

Личностные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность .

10.Домашнее задание

Объясняет домашнее задание разного уровня сложности.

Советует поработать с орфографическим словарём.

Записывают задание
в дневник.

Подают дневники для оценки учителю.

Индивидуальная

Дифференцированные задания


© 2010-2022