Урок русского языка в 5 классе на тему Приставки-труженицы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий урока русского языка в 5 классе.

Учитель русского языка и литературы: Осипенко Г.М.

МОУ Красновская СОШ

Краснинского района Смоленской области

Закрепление темы: «Приставки-труженицы».

Цели:

  1. повторить теоретический материал, посвящённый принципам деления приставок на группы, закрепить понятие о словообразовательной функции приставок;

  2. формировать навыки и умения грамотно использовать в устной и письменной речи приём создания новых слов с помощью приставок, повторить блоки с чередующимися гласными; развивать орфографическую зоркость;

  3. прививать интерес к предмету, способствовать формированию коммуникативных навыков учащихся, развитию их творческой активности.

Оборудование: учебник, заготовленные учащимися заранее карточки с приставками, три бумажные корзинки, презентация к уроку на тему: «Приставки-труженицы», конверты с заданием: «собери рифму».

Тип урока: закрепление изученного материала.

Ход урока.

Предварительная подготовка к уроку.

В качестве предварительной подготовки к уроку учащимся предлагалось ответить на вопросы о правописании приставок (задание 285 учебника, с. 187), пользуясь самоинструкцией, данной на этой же странице. Кроме этого, у каждого было индивидуальное задание на карточке: с данными блоками (чередующиеся гласные в корне слова), используя приставки, придумать слова и составить рифму.

  1. Организационный момент.

Чтение девиза, записанного на доске:

Приведём в порядок знания -

Надо лишь иметь желание!

  1. Проверка домашнего задания.

Проверяется только творческая часть задания.

- С помощью какой морфемы вы образовывали новые слова?

III. Работа над новым материалом.

Объявление темы урока.

- Какие же знания нам нужно привести в порядок и для чего это необходимо?

( Правописание приставок. Понятие о том, что приставка - это тоже морфема-смыслиночка. Это нужно для формирования навыков грамотного письма и для понимания состава родного языка).

- Да, каждое слово имеет смысл. Основное значение - в его корне, но и каждая морфема играет свою роль. Выполняя домашнее задание, вы наблюдали словообразовательную функцию приставки.

Демонстрируются слайды: №3 и №4

- Что демонстрируют рисунки, изображённые на слайде №4?

Сегодня мы с вами ещё раз потренируемся образовывать новые слова при помощи приставок, а помогут нам в этом наши старые знакомые - слова с чередующимися гласными в корнях - изученные блоки. И, конечно же, прежде всего мы повторим группы приставок.

Повторение групп приставок.

- Итак, какие приставки относятся к 1-ой группе?

Демонстрируется слайд №5

Вот они - все приставки 1-ой группы.

- Какому правилу они подчиняются?

Демонстрируется слайд №6

- Какие трудности подстерегают нас при написании приставок 1-ой группы?

Демонстрируются слайды: №7 и №8

- Скажите, пожалуйста, почему приставки 2-ой группы называют нарушителями главного правила?

И какое же правило они нарушают?

Демонстрируется слайд №9

- Вспомним приставки 3-ей группы. Почему их называют трудными? Какому правилу они подчиняются?

Демонстрируются слайды: №10, №11 и №12

Вспомним блоки с чередующимися гласными.

- Итак, мы вспомнили все приставки, существующие в русском языке. А теперь вспомним старых знакомых: блоки с чередующимися гласными.

Какие блоки напоминают нам девчачье имя?

-лага- -лож-, -ира-, -иста- и др.

- Используя блоки -лага-, -лож- и всевозможные приставки, образуем глаголы (работаем на отдельных листах, слова записываем в два столбика)

Творческое задание.

А теперь выполним творческое задание (демонстрируется слайд №13 с содержанием задания): вставим некоторые из записанных вами слов таким образом, чтобы получились рифмованные строки:

Вы усилья… - мы старанья…

Нам заданья… - всё прекрасно…

Вы надежды… - нам на плечи…

Вы свои стихи… - мы теперь свои…

- Читаем, что у нас получилось:

Вы усилья прилагали - мы старанья приложили,

Нам заданья предлагали - всё прекрасно изложили.

Вы надежды возлагали - нам на плечи возложили,

Вы для нас стихи слагали - мы теперь свои сложили…

- Кому вы можете сказать такие слова?

Работа в парах (собери рифму)

Каждой паре раздаётся конверт, из слов учащиеся собирают рифмы:

Заблистала на ветках роса,

Заблестели от счастья глаза…

Солнечный лучик в окно заглянул,

Весело мне и тебе подмигнул… и др.

- Каким настроением проникнуты рифмы?

Назовите слова с приставками. К каким группам они относятся? А есть ли среди записанных вами слов ваши старые знакомые? (-иста-, -ест-)

Задание с «ключом», самопроверка. Каждый работает в своём темпе. (Учебник. Задания №286 и №287)

IV. Подведение итогов.

Работа в группах.

Приведём наши знания в порядок.

Существует три группы приставок. Мы с вами разделились на три группы. Возьмите заготовленные вами карточки и разложите все приставки по группам.

А теперь, чтобы ничего не забыть и надёжно сохранить,

Мы приставочки-смыслиночки

Соберём в свои корзиночки.

Для каждой группы - кузовок -

Пусть растёт он, как грибок!

(Учащиеся собирают приставки в изготовленные заранее бумажные корзинки).

- Как вы думаете, может ли ещё для кого-то пригодиться то, что мы собрали?

Демонстрируются слайды: №14 и №15

Самоинструкция поможет вам в самостоятельной работе.

Выставляются оценки за индивидуальную работу на отдельных листах. Учащиеся дают устную самооценку работы на уроке.

V. Домашнее задание.

Задание №288, с. 189: узнайте предложения из хорошо знакомых вам приключенческих книг, подсказкой будет фамилия автора; подчеркните слова с приставками, обозначьте приставки.





6


© 2010-2022