Конспект урока по письму и развитию речи на тему Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова для 9 класса школы VIII вида

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Буквы е, ё, ю, я в начале слова

Цель: Организовать деятельность учащихся, направленную на расширение знаний о функциях букв Е, Ё, Ю, Я (обозначают не только мягкость согласных, но и два звука).

Задачи:

  • Создать на уроке ситуацию, помогающую вспомнить, что буквы е, ё, ю, я обозначают не только мягкость согласных, но и два звука.

  • Способствовать развитию умения обобщать и делать выводы; использовать словарный запас и устойчивые выражения для достижения поставленной цели; орфографическую зоркость, внимание, память, логическое мышление.

  • Воспитывать настойчивость, упорство, дисциплинированность, интерес к предмету, уважение к родному языку.

Предметные результаты

- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными;

- определять «работу» букв е, ё, ю, я после согласных и в начале слова.

Метапредметные результаты

- строить понятные для партнера высказывания;

- давать адекватную самооценку;

- слушать, оценивать друг друга;

- формулировать вывод по результатам наблюдений.

Коррекционная и практическую направленность урока.

  1. В направлении личностного развития:

    1. Развивать логическое и критическое мышление, культуру речи, способность к умственному эксперименту;

    2. Формировать у учащихся способность к преодолению мыслительных стериотипов;

    3. Воспитывать качества личности, обеспечивающие социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

    4. Формировать качества мышления, необходимые для адаптации в современном обществе.

  2. В метапредметном направлении:

    1. Формирование представлений о письме и развитии речи как части общечеловеческой культуры, о значимости культуры речи в развитии цивилизации и современного общества;

    2. Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, делового письма, являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

  3. В предметном направлении:

    1. Использовать процесс обучения письму и развитию речи для повышения уровня общего развития учащихся с нарушениями интеллекта и коррекции недостатков из познавательной деятельности и личностных качеств;

    2. Развивать устную и письменную речь учащихся, обогащать ее различными частями речи;

    3. Воспитывать у учащихся целенаправленность, работоспособность, трудолюбие, навыки контроля и самоконтроля, воспитывать орфографическую зоркость.

Оборудование:

  • «Русский язык», 9 класс, Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской, Москва «Просвещение», 2012 г.

  • Раздаточный материал (карточки)

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Анализ (особенности урока и реализующие задачи)

I.Организация класса.

- Запишите число, классная работа.

Дети делают записи

Подготовить учащихся к работе на уроке

II.Актуализация знаний. Чистописание.

- Посмотрите на доску.

Речь ключ мёл мяч

е ю ? ?

- Найдите связь между верхним и нижним рядами.

- Вместо ? поставьте подходящую букву.

Обоснуйте свой ответ.



- Что общего у всех этих букв?



- Пропишите эти буквы (учитель записывает на доске).

- А теперь отгадайте загадки, а отгадки запишите в столбик.

  1. 1.Распустила алый хвост,

Улетела в стаю звезд.

Наш народ построил эту

Межпланетную … (ракету)

  1. 2. Ясными ночками

Гуляет мама с дочками.

Дочкам не твердит она:

«Спать ложитесь, поздно!»

Потому что мать - луна,

А дочурки - … (звёзды)

  1. 3. Если б не было его,

Не сказал бы ничего. (язык)

  1. 4. Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (ёлка)

5. Кручусь, верчусь,

И мне не лень

Вертеться даже

Целый день. (юла)

- Подчеркните буквы, обозначающие мягкость согласных.

- Какие буквы подчеркнули?

Дети рассматривают и читают записи (слайд 2)



- Нужно вставить буквы ё и я, потому что это гласные.

- Потому что в слове речь - гласная буква е, а в слове ключ - ю.

- Это гласные буквы.

- Они обозначают мягкость согласного, который стоит перед ними.



Дети записывают отгадки



















- Я подчеркнул буквы е и ё.

Активизировать мыслительные операции:

- анализ и синтез;

- сравнение и сопоставление;

- классификация.

Проверить знания учащихся об уже изученных функциях букв е, ё, ю, я.

III. Постановка проблемы

- А в каких словах буквы не подчеркнули?

- Почему? (вопрос задается, если дети сами не сказали об этом)

- Тогда почему эти слова также предложены для записи?

- Верно, сегодня на уроке мы с вами вспомним еще об одной роли букв е, ё, ю, я. Кто-то догадался, о какой?

- Конечно, вот над этим мы и поработаем на уроке (слайд 3 - высвечивается тема урока).

- В словах язык, юла и ёлка эти буквы не обозначают мягкость согласного звука.

- Мне кажется, мы еще не все повторили о буквах е, ё, ю, я.

- Они в начале слова обозначают два звука.

Организовать и направить познавательную деятельность учащихся на восприятие нового материала.

IV. Поиск решения

- Итак, вернемся к нашим словам. Мы не случайно записали их в столбик. Какое задание можно выполнить, чтобы доказать, что буквы ё, ю, я в этих словах обозначают два звука?

- Теперь убедились в верности своих выводов? Сравним их с выводами авторов учебника с.67. (слайд 4)

- Составить транскрипции этих слов. (Дети записывают транскрипции)



Дети читают правило.

V. Физ.минутка

- Я буду называть слова, а вы, если буквы е, ё, ю, я обозначают мягкость согласного, делаете наклон вправо; если они обозначают два звука - наклон влево.

Слова: ягода, реки, ель, пена, юла, люди, рябина, ёмкость, клён, ирис.

- А почему на последнем слове не наклонились?

Дети наклоняются.





- В слове ирис нет этих букв.

Психологически важно, чтобы содержание физ.минутки было связано с учебной деятельностью. Это помогает сохранить логику в учебном процессе.

VI. Закрепление

Учебник с.68, 69.

Упражнения 124, 127 - по вариантам (Текст см. Приложение 1). Взаимопроверка

- Прочтите текст, найдите слова с йотированными гласными

В лесу.

Надя и Юра пришли в лес. Вот полянка. В траве земляника. Вкусна первая ягодка!

- Какое задание можете предложить?

- А есть ли слово, которое можно записать в обе группы? Какое? (вопрос задается, если дети сами об этом не заговорили)

- Это слово оказалось в тексте не случайно. Как вы думаете, почему?

- Мы с вами продолжим разговор о йотированных гласных на следующем уроке.

- Дети выполняют упражнение, затем при взаимопроверке ставят на полях + или - в зависимости от правильности выполнения задания.

- Дети читают текст со слайда, находят слова.





- Разделить слова на группы. Выписать их по группам.

- Это слово «первая», т.к. в нем есть буква е, она обозначает мягкость согласного звука, и есть буква я, она обозначает два звука.

На основе приобретенных знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки.

Установить, усвоили ли учащиеся закономерности новых понятий

VII. Итог урока.

- Какое открытие сегодня сделали?

- Какие задачи на следующий урок?

VIII. Домашнее задание.

- На доске развешаны карточки. Это - домашнее задание (слайд 6). Подойдите к доске и возьмите понравившуюся.

Дети выбирают домашнее задание.

Выработка умения оперировать полученными знаниями.

Используемые источники:

  • «Русский язык», 9 класс, Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской, Москва «Просвещение», 2012 г.

  • Л.И.Тикунова, В.П.Канакина. Сборник диктантов и творческих работ: Пособие для учителя нач.шк. - М.: Просвещение, 1992. - 176 с.





























Приложение 1.



Конспект урока по письму и развитию речи на тему Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова для 9 класса школы VIII вида

Конспект урока по письму и развитию речи на тему Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова для 9 класса школы VIII вида

Конспект урока по письму и развитию речи на тему Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова для 9 класса школы VIII вида



Карточки для домашнего задания.

1. Назови звуки, которые обозначены выделенными буквами.Конспект урока по письму и развитию речи на тему Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова для 9 класса школы VIII вида

Гроза - грёза, лук - люк, рад - ряд, мал - мял, нос - нёс, воз - вёз.

2. Выпиши слова с буквами мягких согласных звуков.

Запиши слова в два столбика. В один столбик пиши слова, гКонспект урока по письму и развитию речи на тему Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова для 9 класса школы VIII видаде буквы йотированных гласных обозначают мягкость согласных, в другой - слова, где они обозначают два звука.

Юра, ель, весна, Лёва, ответ, ёжик, ёлка, люк, Ваня, юла.

Подбери по три слова с буквой «я» в начале слова и в середине сКонспект урока по письму и развитию речи на тему Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова для 9 класса школы VIII видалова после согласного. В каких словах буква «я» будет обозначать два звука? Подчеркни их.

Раздели слова на две группы. Запиши каждую группу слов Конспект урока по письму и развитию речи на тему Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова для 9 класса школы VIII вида

на отдельной строке через запятую.

Юра, клюшка, мел, ель, юбка, лёд, ёж, мяч, яблоко, язык, вяз.

© 2010-2022