Интеллектуальные способности младших школьников

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интеллектуальные способности младших школьников
на уроках русского языка.

Прядкина Марина Викторовна, МОУ СОШ № 10 г. Люберцы Московская Область, учитель начальных классов


Тысячелетиями накапливаются и

вечно живут в слове несметные

сокровища человеческой мысли и опыта.

М. А. Шолохов.


Модернизация общего образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. К их числу можно отнести: инициативность, самостоятельность, ответственность, способность к рефлексии и др.
Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию, саморазвитию, к творческому мышлению.

Самые большие надежды на улучшение условий жизни и будущее всей планеты связаны с творчески мыслящими молодыми людьми. Одним из структурных компонентов интеллектуальных и творческих способностей являются воображение и мышление, которые относятся к числу высших познавательных процессов. Учёные определяют, что наиболее чувствительным, сензитивным периодом развития мышления является у детей младший школьный возраст. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того, чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. Вот какие требования к образованию предъявляют стандарты второго поколения: « При изучении курса «Русский язык» осуществляется становление таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опрежающему. Задача тьютера - использовать разнообразные методы обучения, в том числе игровые, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, настойчиво стимулировать процессы перестройки, переключения, поисковой активности, учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам не зубрить, а мыслить.
Когда педагог горит, тогда зажигаются и его ученики, поэтому в своей педагогической деятельности стремлюсь к тому, чтобы обучение было увлекательным. Приветствую инновации и смело берусь за экспериментальную работу. С 2011 года по 2015 учебный год работала по УМК «Школа 2100». Основной принцип концепции - принцип непрерывного общего развития ребёнка. Он предполагает ориентацию содержания начального образования на эмоциональное духовно-нравственное и интеллектуальное развитие и саморазвитие каждого ребёнка. Внедряя программу, всегда думала о проблеме: как развить интеллектуальные способности детей на уроках, сделать обучение комфортным, содействовать укреплению психического и физического здоровья детей?
Я считаю, что развить интеллектуальные способности младших школьников можно только при общем гармоническом развитии ребёнка, выявив задатки, склонности, интересы, поэтому познавательные и творческие способности младших школьников формируются с одновременной активизацией их мышления и воображения. Развитие интеллектуальных способностей в процессе обучения русскому языку происходит путём обогащения его содержания и совершенствования способов практической деятельности обучающихся на уроке. Развитие интеллектуальных способностей предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном этапеурока русского языка формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности. Все упражнения так или иначе связаны с изучаемым учебным материалом. От урока к уроку они меняются, постепенно усложняются, увеличивается их развивающее воздействие.
Примеры таких упражнений:

1. на минутке чистописания мы будем писать букву, которая является следующей в этом ряду: О, Д, Т, Ч. П…

Какая это буква? Обоснуйте свой ответ.

2. Прочитайте написанные на доске слова: комары, порядок, ряска. Определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания? Она обозначает глухой парный твёрдый согласный звук. Какая это буква?

Обучающиеся, мобилизуя внимание, наблюдательность, сообразительность, анализируя ситуацию, выявляют искомую букву и дают полный обоснованный ответ, формируют тему минутки чистописания. С помощью специальных заданий в словарно-орфографической работе развиваются важнейшие интеллектуальные качества. От урока к уроку задания и их принцип составления меняются.

Игра «Грамматическая арифметика»:

Ква + рак - ак + тира = ? (квартира)

Соль - ь + нос - ос + це = ? (солнце)

Липа + нота = животное (антилопа)

Том + вата = оружие (автомат)

Рыба + соки = фрукты (абрикосы)

Ознакомление с лексическим значением изучаемого слова осуществляется частично-поисковым методом, в процессе которого идет поиск, анализ, сопоставление, обобщение. Такой вид работы развивает основные интеллектуальные качества, способствует более прочному овладению орфографией слова. Когда обучающиеся знакомятся с написанием нового слова, им предлагается найти его в словаре «Пиши правильно», который находится в конце учебника. Дети записывают слова в тетради, ставят ударение, определяют и подчёркивают непроверяемые безударные гласные. Такая словарно-орфографическая работа максимально приближена к жизни, приучает детей к самостоятельной деятельности.

Эффективное стимулирование интеллектуального развития на уроках русского языка в значительной мере обеспечивается за счёт расширения сферы использования поисковых, проблемных методов изучения учебного материала.

Языковая игра.

«Придумайте новые слова, состоящие из этих букв, но расположенных в другом порядке, например, атлас - салат: адрес (среда), автор (отвар), стаи (аист), кабан (банка), лиса (сила).»

В процессе выполнения упражнений у учащихся не только активизируется речевая деятельность, но при этом формируется речь, доказательная, аргументированная, логичная. Вместе с ней развиваются другие важнейшие интеллектуальные качества детей.

Работа над загадкой.

Есть такая народная загадка: «Возьму пыльно, сделаю жидко, брошу в пламень, будет как камень (Пирог)». К какой части речи вы отнесете формы «пыльно и жидко?»

Игра «Сюрприз».

Кто секреты отгадает, тот сюрпризы получает. На доске записано «заколдованные» слова, в каждое из которых вставлен лишний слог. Нужно расколдовать слово, прочитать правильно, победитель получает слово, которое и является сюрпризом: садимолет, вертошалет, бензазин, остачановка, такжиси (самолет, вертолет, шоссе, толлейбус, автобус, колеса, правила, бензин, остановка, такси).

Литература:

1. Каландарова Н. Н. Уроки речевого творчества: 1 класс.-М.: ВАККО, 2008, 176 с.

2. Граник Г. Г. Секреты орфографии: Книга для учащихся.-М.: Просвещение, 1991, 222 с.

3. Львов М. Р. Школа творческого мышления: Учебное пособие по русскому языку для обучения в начальных классах.-М.; 1993.

4. Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа». №8, 1999. С. 83-88.

5. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. 3-е изд.-М.: Просвещение, 2010. 317 с.



© 2010-2022