Урок русского языка в 5 классе Правописание букв З-С на конце приставки

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 5 классе Правописание букв З-С на конце приставкиУрок русского языка в 5 классе Правописание букв З-С на конце приставкиУрок русского языка в 5 классе Правописание букв З-С на конце приставкиУрок русского языка в 5 классе Правописание букв З-С на конце приставкиУрок русского языка в 5 классе Правописание букв З-С на конце приставкиКонспект урока подготовила:

Бондаренко Татьяна Васильевна, учитель русского языка и литературы МОУ ООШ № 11 села Александровского

Ставропольского края

Технологическая карта урока в 5 классе на тему «Буквы З-С на конце приставок»

Предмет

Русский язык

Класс

5

Базовый учебник

Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций [Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова ]

Тема урока

Буквы З-С на конце приставок

Тип урока

Урок изучения и закрепления первичных новых знаний

Цель урока

Познакомить учащихся с орфограммой «правописание З-С на конце приставок»; формировать умение определять условия букв З, С на конце приставок: обеспечить языковое развитие учащихся через рассуждение на лингвистическую тему.

Планируемые результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правило написания букв З-С на конце приставок; правило единообразного написания приставки С-; словарные слова; уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарем; уметь правильно писать слова с непроверяемым написанием.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): умение находить, преобразовывать и передавать информацию; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; выполнять последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; использовать современные телекоммуникационные технологии

Личностные: сформировать потребность сохранить чистоту языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Технологии

Личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, проблемно-диалогическая, системно-деятельностная, дифференцированного обучения.

Формы работы

Наблюдение над языком; эвристический метод; творческая; инсцентрование, спортивная разминка; формы обучения - индивидуальная, групповая, фронтальная.

Межпредметные связи

Изобразительное искусство (работа с иллюстрациями и фотографиями)

Внутрипредметные связи

Орфоэпия (работа над правильным произношением слов, синтаксис (анализ текста)

Виды деятельности учителя

Организует, направляет, контролирует, диагностирует.

Виды деятельности учащихся

Исправляют деформированный текст, составляют план план работы над заданием, составляют шаги алгоритма , выполняют творческую работу, ведут выборочную работу с текстом, заполняют кластеры, создают свои тексты, заполняют анкету.

Виды используемых ИКТ

Компьютер, мультимедийная установка, презентация

Интернет-ресурсы

uroki.net akademius.narod.ru/vibor-rus.html

zavuch.info festival.1september.ru

intergu.ru som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор,

Материалы

Раздаточный материал, содержащий задания урока; презентация

Основные понятия

Чередование звуков

Структура урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

3. Формулирование цели и постановка проблемного вопроса урока.

4. Открытие нового знания

5. Обобщение, систематизация, применение

6. Итог урока

7. Рефлексия, обратная связь

8. Домашнее задание.

Этап урока

Время (в мин.)

Деятельность учителя

Формы организации взаимодействия

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

1. Организационный.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

1 мин

1. Вступительное слово.

- Здравствуйте, ребята! Покажите, какое у вас сегодня настроение? - Я очень рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться.

Фронтальная работа

Приветствуют учителя, настраиваются на работу, показывают карточки с изображением веселого человечка.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем столе.

Личностные:

Имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

2. Проверка домашнего задания. (упр.436)

Цель: Проверить уровень усвоения теоретического материала (употребление приставок с единообразным написанием), проверить навыки практического применения, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы.

5 мин

2. Проверка домашнего задания.

Два ученика работают у доски: первый ученик выполняет фонетический разбор слова взять. Проверка (Слайд 2)

Взять - 1 слог, [в з'а т' ]

В - [ в ] - согласный, звонкий,твердый.

З - [ з'] - согласный, звонкий, мягкий.

Я - [ а ] - гласный, ударный

Т - [ т' ] - согласный, глухой, мягкий.

Ь - не обозначает звука.

5 б., 4 зв.

Другой - выполняет морфологический разбор слова поведешься. Проверка. (Слайд 3).

Поведешься - глагол, что сделаешь?

Нач.форма - (что сделать?) повестись, I спр., ед.ч., буд.вр., 2-е л.

Остальные учащиеся в это время самостоятельно, с опорой на слайд, проверяют правильность написания текста упражнения.(Слайд 4)

- Проверьте, правильно ли вы вставили пропущенные буквы.

1. Уважение трудно заработать, но легко потерять. 2. Хоть в пень колотить, лишь бы день проводить. 3. Ему дай яичко, да еще и облупленное. 4. За пирогом и чаем и мы не подкачаем. 5. Умей взять, умей и отдать. 6. С лодырем поведёшься - горя наберёшься. 7. Наскоро делать - переделывать.

- Оцените выполнение своего домашнего задания в тетрадях и поставьте оценки в листы достижений.

- Молодцы! Вы хорошо справились с домашним заданием.

Индивидуальная и фронтальная, заполнение листа достижений

Познавательные: понимают познавательную задачу.

3.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Инсценирование. Эвристическая беседа по теме урока.

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних

5 мин.

3. Актуализация знаний

- Давайте вспомним пройденный материал. На какие три группы делятся все приставки русского языка? (Неизменяемые приставки, приставки, оканчивающиеся на з/с и приставки при-/пре). (Слайд 5)

- Вспомните правило написания неизменяемых приставок. (Слайд 6). (Гласные и согласные в неизменяемых приставках пишутся одинаково (по традиции), независимо от их произношения. Все приставки, как и люди, дорожат своим лицом. Чтоб запомнить внешность каждой, быть не надо мудрецом).

- Приведите примеры слов с неизменяемыми приставками - орфограммой №10 в приставках из домашнего упражнения (Заработать, потерять, проводить, облупленное, подкачаем, отдать, поведешься, наберешься, переделывать).(Слайд 7).

- Вот как много мы с вами вспомнили. А теперь пора перейти к определению темы нашего сегодняшнего урока

1. Показ слайда с картинкой.(Слайд 8).

2. К нам в школу попала записка с просьбой о помощи, но она была частично повреждена водой, некоторые буквы размыло. Давайте попробуем восстановить текст.

3. Слайд с запиской.(Слайд 9).

Помогите, мы попали в чре..вычайное прои..шествие, не смогли и..бежать столкновения с рифом и потерпели крушение. Наше судно ра..билось в 41°46´северной широты, 56°14´западной долготы. Мы ра..положились на бли..лежащем острове, ра..били лагерь и ра..считываем на помощь. Хотя женщины и дети и..пуганы, но не ..даются и проявляют чре..мерную выдержку. Ждем помощи! Экипаж судна «Грамотей».

Все понятно?

Фронтальная, инсценировка.

Слушают загадку.

Разгадывают. Вспоминают, какую часть речи мы изучаем.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные:принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою собственную точку зрения.

Выявление места и причины затруднения.

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной деятельности учащихся.



1 мин

Проблемная ситуация:

4. У нас есть возможность отправить текст СМС-сообщением в службу МЧС. Сможем ли грамотно напечатать это сообщение и достаточно ли у нас знаний о том, как пишутся слова с приставками, оканчивающимися на буквы З-С? (Слайд 10)

Определение темы урока «Буквы З и С на конце приставок», запись числа и темы урока в тетрадь.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные:

Планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассникамии самостоятельно) необходимые действия, операции.

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

1 мин

1. Какова цель нашего урока?

- Спрогнозируйте цель урока.

Какова цель урока?

Изучить правило написания з-с на конце приставок. Повторить звонкие и глухие согласные. Научиться применять изученное правило.

Чтобы достичь цели нашего урока, можно пойти разными путями: прочитать в учебнике или изобрести правило самим. Вам как интереснее? (Интереснее изобрести самим)

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителеи.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные:

Планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассникамии самостоятельно) необходимые действия, операции.

Эвристическая беседа, просмотр презентации по теме урока, ответы на вопросы, составление алгоритма.

9мин

2. Работа в группах

Понаблюдаем и исследуем (задание на слайде и у каждого на карточках)

У каждой группы на столах карточки с записанными в столбик словами.

Карточка №1, группы 1-2:

Задание: Выделите в каждом слове приставку и подчеркните согласную, на которую она оканчивается. Затем выделите корень и подчеркните букву, с которой он начинается.

- В каком столбике корень начинается со звонкой, а в каком - с глухой согласной? (В первом - со звонкой, а во втором - с глухой).

Разбить

Безбрежный

Взлететь

Изгнать

Раздать

Расписать

Бесполезный

Вскружить

Испортить

Расчертить

вспомнить



Карточка №2 , группа 3: выделите приставки в словах. Подумайте, какой вид приставок в данных словах (изменяемые или неизменяемые)? В каких словах нет приставок ? Почему слова второго столбика начинаются с буквы з?

сбить здесь

сгибать здание

сдавать здравствуйте

сжимать здоровье

сделать здешний

счистить



Карточка № , группа 4 группа -эксперты

По учебнику читают стр.29-30 теоретический материал и правило и из упр. 437 находят примеры слов с приставками на з-/с-

Вопрос 1 и 2 группам:

Может быть, кто-то из вас уже догадался, от чего будет зависеть выбор написания З или С на конце приставки? (Наверное, от того, с какого согласного начинается корень. Если корень начинается со звонкого согласного, то надо писать букву З, а если с глухого - то букву С).

Вопрос 4 группе - экспертам: Правильно ли сформулировали правило ученики 1 и 2 группы? Приведите примеры слов из упр.437 с приставкой на з, затем с буквой С на конце приставки.

Вопрос 3 группе:-

-Что вызвало затруднения?

Знакомятся с заданием, слушают учителя. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Мотивация к учебной деятельности

3

3.Работаем с алгоритмом.

-Перед вами алгоритм действий на данное правило(на слайде). Расставьте его шаги в нужном порядке.

  • Если оканчивается на звонкий согласный, то пишем - З.

  • Посмотри на букву согласного звука после приставки на З-С

  • Выдели в слове приставку.

  • Если оканчивается на глухой согласный, то пишем - С.

Показывается правильный порядок алгоритма.

Знакомство со всеми приставками на З/С.

З

С

Без-

Бес-

Вз-

Вс-

Воз-

Вос-

Из-

Ис-

Низ-

Нис-

Раз-

Рас-

Роз-

Рос-

Через(чрез)-

Черес(чрес)-



Чтобы безошибочно применять данное правило на письме, нужно различать звонкие и глухие согласные.

Звонкие и сонорные согласные

Б

В

Г

Д

З

Ж

Л

М

Н

Р

Й


Глухие согласные

П

Ф

К

Т

С

Ш


Х

Ц

Ч

Щ

В сотрудничестве с учителем составляют шаги алгоритма, делают вывод

Коммуникативные: работа в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей)

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

3



4. Проверим себя. Задание на карточках

-Вставьте пропущенные буквы в приставки на З-С, выделите условия написания орфограммы (слова написаны на доске). Выполняет один ученик у доски.

И..полнить (перед ...), и..дать (перед ...)

бе..порядок(перед …), бе..брежный (перед ...),

(з,с)делать, (з,с)десь, (з,с)дание.

-Ребята, а последние 3 слова относятся к орфограмме «Правописание приставок на З-С»?

На слайде: ключ.



Физкультминутка

3

- Мы уже много работаем. Пора немного размяться. У нас физкультминутка. Она тоже не совсем обычная. Я называю слова с приставками, а ребята 1-го вар. хлопают в ладоши, если в приставке пишется буква З, 2-ой вар. делает то же самое, если в приставке пишется буква С. Вознестись, бесценный, разгорячиться, измерить, разбитый, исследовать, бесцельный, измерить, взбираться, бесшумный.

Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

5

Закрепление. Работа в парах: один ученик выписывает слова с приставкой на букву З, другой на букву С

2. Продолжим нашу работу. На слайде вам представлены три вида работы. Прочитайте их внимательно и самостоятельно сделайте выбор: какое задание вы будете выполнять. А может быть, кто-то успеет сделать все три задания? Не забудьте графически обозначить орфограмму.

1. Выпишите из текста слова с приставкой, оканчивающейся на З-С. Обозначить графически орфограмму.

Друзья, мы бездумно пользуемся богатством земли -лесом. Вам бесконечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зеленого друга!

2. «не съешьте вторую букву!» От данных существительных образуйте однокоренные прилагательные, включив их в состав словосочетаний. Обозначьте графически орфограмму.

Например: Без заботы-беззаботный

Без совести -

Без края -

Без цели --

Без сердца -

3. Найдите в словах приставки, оканчивающиеся на З-С. Обозначьте графически орфограмму.

Неисчерпаемый, происшествие, водоразборный.

Учитель организует и сопровождает деятельность учащихся,

Работа в парах

Анализ текста. Работа в парах с самопроверкой по эталону.

3

4. А теперь предлагаю поторопиться и отправить сообщение в МЧС о терпящем бедствие экипаже судна «Грамотей» .Вставим пропущенные буквы в сообщение для МЧС.

Помогите, мы попали в чре..вычайное прои..шествие, не смогли и..бежать столкновения с рифом и потерпели крушение. Наше судно ра..билось в 41°46´северной широты, 56°14´западной долготы. Мы ра..положились на бли..лежащем острове, ра..били лагерь и ра..считываем на помощь. Хотя женщины и дети и..пуганы, но не ..даются и проявляют чре..мерную выдержку. Ждем помощи! Экипаж судна «Грамотей».

- Надеюсь, теперь нашу записку в МЧС прочитают правильно, и люди, терпящие бедствие, будут спасены.

Мини - сочинение.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Итог урока. Рефлексия, обратная связь

5

1. . Составьте в справочнике схему правила, изученного на уроке.


бе… п, к, т,

ра… глухой ф, с, ш,

и… С согл. х, ц, ч, щ

в…

во… З б, г, д,

ни… звонкий в, з, ж,

чре... согл. л, м, н, р



2. Рефлексия.

- Чему учились на уроке?

- Были ли трудности?

- Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?


Задание на дом:

1

1..Придумать цепочки слов для игры "Третий лишний". Упр. 440

2.. Найти пословицы, загадки с орфограммой "Приставки на з-с".

3. Придумать лингвистическую сказку на данную орфограмму.

Итого

45 мин

Приложение 1

1-2 группа. Задание:

Выделите в каждом слове приставку и подчеркните согласную, на которую она оканчивается. А теперь выделите корень и подчеркните букву, с которой он начинается.

Разбить

Безбрежный

Взлететь

Изгнать

Раздать

Разглядеть

Расписать

Бесполезный

Вскружить

Испортить

Расчертить

вспомнить


Приложение 2

3 группа: выделите приставки в словах. Подумайте, какой вид приставок в данных словах (изменяемые или неизменяемые)? В каких словах нет приставок? Почему слова второго столбика начинаются с буквы з?

Сбить здесь

сгибать здание

сдавать здравствуйте

сжимать здоровье

сделать здешний

счистить


Приложение 3

Карточка № , группа 4 группа -эксперты

По учебнику читают стр.29-30 теоретический материал и правило и из упр. 437 находят примеры слов с приставками на з-/с-.

Приложение 4

З

С

Без-

Бес-

Вз-

Вс-

Воз-

Вос-

Из-

Ис-

Низ-

Нис-

Раз-

Рас-

Роз-

Рос-

Через (чрез)-

Черес (чрес)-

Приложение 5

Сообщение в МЧС о терпящем бедствие экипаже судна «Грамотей» .

Задание : Вставим пропущенные буквы в сообщение для МЧС.

Помогите, мы попалив чре..вычайное прои..шествие, не смогли и..бежать столкновения с рифом и потерпели крушение. Наше судно ра..билось в 41°46´северной широты, 56°14´западной долготы. Мы ра..положились на бли..лежащем острове, ра..били лагерь и ра..считываем на помощь. Хотя женщины и дети и..пуганы, но не ..даются и проявляют чре..мерную выдержку. Ждем помощи! Экипаж судна «Грамотей».











© 2010-2022