- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок-мастерская по раннему творчеству В. В. Маяковского в 11классе по теме Пожар сердца
Урок-мастерская по раннему творчеству В. В. Маяковского в 11классе по теме Пожар сердца
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Райш О.А. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Версия на 45 мин
Тема: Урок-мастерская по раннему творчеству В.В.Маяковского в 11-м классе по теме «Пожар сердца…»
Райш Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы
Разделы: Литература
Цель: через раннее творчество Маяковского, поэта-футуриста, создать эмоциональную атмосферу, способствующую включению каждого ученика в процесс собственного личностного развития, личностной мотивации; совершенствовать умение самостоятельно строить свой путь познания, переживать добытые знания.
Образовательный аспект: дать представление о раннем Маяковском, его новаторском характере творчества.
Развивающий аспект: развивать творческое воображение и эстетический вкус, совершенствовать речевые навыки;
Воспитательный аспект: способствовать приобщению к культурному наследию и процессу духовного развития учащихся; воспитанию культуры умственного труда; формированию коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника и высказать свою точку зрения).
Оборудование: тексты стихотворений В. В. Маяковского «Ночь», «Послушайте», «А вы могли бы?», «Несколько слов о себе самом», «Нате!», по одному экземпляру на группу; у каждого учащегося - листы формата А-4, фломастеры, маркеры, рабочие тетради; скотч, ножницы, краски, кисточки, запись «Лунной сонаты» Бетховена, портреты В.В. Маяковского (слайды), раздаточный материал: фрагмент из книги Ю.Карабчиевского «Воскресение Маяковского», отрывок из книги А. Платонова «Размышления о Маяковском», манифест футуристов «Пощёчина общественному вкусу» (фрагмент).
Ход мастерской
Настрой. - Здравствуйте, ребята, уважаемые гости я приглашаю вас в творческую мастерскую «Пожар сердца». Запишите тему урока.
. Позвольте огласить список необходимых вещей для работы:
1.Ручка (желательно счастливая)
2.Карандаш (хорошо заточенный)
3. Ум (тоже желательно острый)
А строчки Маяковского пусть будут для вас настроем:
Я по существу
Мастеровой, братцы,
Не люблю я этой
Философии нудовой.
Засучу рукавички:
Работать?
Драться?
Сделайте одолжение,
А ну давайте!
(«Послание пролетарским поэтам»)
Давайте поставим цель нашего урока:
Знакомясь с ранним творчеством В. Маяковского, мы постараемся проникнуть в секреты мастерства художника слова.
Этапы мастерской
1 Этап
1.Предлагается каждой группе на листе бумаги написать слово «Ночь», добавить несколько слов - ассоциаций и нарисовать ночь. (Звучит фр-нт «Лунной сонаты» Бетховена) один рисунок от группы
Это ваше восприятие ночи. А теперь давайте посмотрим , как воспринимал ночь В. Маяковский.
2 этап.
2.Разыгрывается театральный этюд.
Ведущий: Осенней ночью 1912 года на Сретенском бульваре в Москве прогуливались двое: коренастый , плотный мужчина лет 30 и высокий, худой, неважно одетый молодой человек. Они о чём-то громко спорили.
Маяковский: Я сейчас прочту вам стихи одного моего знакомого (Чтение стихотворения «Ночь»)
Бурлюк: Да это же вы сами написали!
Да вы же гениальный поэт!
Ведущий: Утром следующего дня молодой человек-Владимир Маяковский- был публично объявлен гениальным. «Пришлось писать». И тогда появилось «первое профессиональное» стихотворение «Ночь». Спутником Маяковского был Давид Бурлюк.
3. Посмотрите внимательно на это стихотворение «Ночь» В. Маяковского,
4. Лексическая работа (на доске) Дукаты - золотые монеты
Тога - мужская одежда у граждан Древнего Рима, полотнище (обычно белое) одним концом перекидываемое через левое плечо.
Арап - чернокожий человек, негр.
Обратить внимание на цвет!
5. Теория литературы : метафора
6.выделите для себя наиболее понравившуюся метафору. (строчка или несколько строчек) и нарисуйте её.
Например: «раздали горящие желтые карты», «огни обручали браслетами ноги», «в глаза им улыбу протиснул»…
7.Размещается «вернисаж» на доске Проводим мини- экскурсии по «картинной галерее»
От каждой группы ГИД рассказывает о своём рисунке.
Главное - всем посмотреть, что получилось.
8.Итог этой работы.Запишите в тетради несколько слов (предложение) о метафоре Маяковского, какая она?
Включить презентацию
Мы попытались разобраться в понимании ночи Маяковским. Даже ночь- явление, на мой взгляд , самое спокойное- у него становится яростным, одиноким, обозленным, затравленным животным.
3 этап
Перед вами тексты стихотворений на столах. потому что работать на слух очень трудно. Положите перед собой «А вы могли бы?»
9.Звучит стихотворение: «А вы могли бы?»1913г., 1 портрет
Сейчас надо подчеркнуть строки из стихотворения, которые будут подходящими в качестве подписей к этому фотопортрету
10Звучит стихотворение: «Несколько слов о себе самом»1913г.,2 портрет
Подчеркните строки из стихотворения, которые будут подходящими в качестве подписей к этому фотопортрету
Звучит стихотворение: «Нате!»1913г. 3 портрет
Подчеркните строки из стихотворения, которые будут подходящими в качестве подписей к этому фотопортрету
11.Интересный факт: в кабачке «Бродячая собака» Маяковского попросили почитать что-нибудь. Красивый, высокий в желтой кофте он вышел на сцену и прочитал «Нате!» После этого стихотворения зал взорвался, послышались оглушительные свистки, истерический крик: «Долой!». Кому-то из женщин сделалось дурно.
Маяковский эпатировал публику
Лексическая работа (на доске)
Эпатаж - скандальная выходка; поведение, нарушающее общепринятые нормы и правила. (В тетрадь)
12.Из последних двух стихотворений: »Несколько слов о себе самом», «Нате!» найдите эпатирующие «публику» выражения. Письменно объясните, почему поэт ведёт себя именно так, с вызовом.
Например: «в усах капуста», «обрюзгший жир», «женщины, любящие моё мясо»…
Зачитайте «объяснительные записки».
Я читаю Маяковского… и …
13.Интересный факт: М. Горький впервые увидев и услышав Маяковского в начале 1915 года в Петрограде, , пронзительно заметил: «Грубоват? Это от застенчивости. Знаю по себе».
Литературовед С. Бавин пишет: «Традиционный для Маяковского пренебрежительно- вызывающий тон не мог скрыть …крика боли за страдающую душу современного человека».
Итог: У Маяковского его грубость- это боль, страдание. А в современном мире мы сталкиваемся с грубостью, вульгаризмом совершенно ничем не прикрытым ,порой грубое слово уже воспринимается как норма.
4 этап
14. А.С. Пушкин говорил: «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная»
На столах у каждой группы материалы
1группа - манифест футуристов «Пощёчина общественному вкусу»
2группа - из статьи А. Платонова «Размышления о Маяковском»
3группа - из книги Ю. Карабчиевского «Воскресение Маяковского»
Послушайте эти материалы и подчеркните отдельные мысли, совпадающие с вашими собственными или противоречащие им, но показавшиеся вам интересными.
Слово экспертам.
1гр- КортЮ.
2гр-ЧеботаеваД.
3гр.- Никулина О.
V.этап. Проверка домашнего задания.
Ю. Карабчиевский поэму «Облако в штанах» считал одним из самых лучших произведений Маяковского. На прошлом уроке мы познакомились с историей создания поэмы. К сегодняшнему уроку вы прочитали Вступление и 1 часть поэмы.
3 вопроса для 3 групп:
1 группа - Почему поэма имеет такое странное название «Облако в штанах»?
2 группа - Как сам Маяковский определил смысл произведения?
3 группа - Почему поэт написал поэму об одной женщине, а посвятил её другой?
Анализ:
-Поэтические неологизмы
-Выразительные средства языка: сравнения, гиперболы, метафоры (Развёрнутая метафора раскрывается на протяжении нескольких фраз)
-Обратите внимание, как Маяковский разворачивает» метафору.
Например: «расплясавшиеся нервы» и «пожар сердца»
- О какой болезни говорит герой? Прочтём фрагмент.
Итог. Маяковского считают королём метафор!
6 этап блиц-вопрос
На доске с обратной стороны
1 группа: Что показалось удивительным необычным в раннем творчестве Маяковского?
2 группа: Что мне открыла поэзия раннего Маяковского?
3 группа: Есть ли у него будущее?
Итог. А он из далёкого прошлого обращается к нам:
Грядущие люди!
Кто вы?
Вот - я,
весь
боль и ушиб.
Вам завещаю я сад фруктовый
моей великой души!
«Ко всему»1916г.
Итог. - Все мысли поэта, все его идеи (особенно в раннем творчестве в дооктябрьском периоде) идут от сердца, а не от разума. Сам поэт говорит о себе:
На мне ж с ума сошла анатомия.
Сплошное сердце - гудит повсеместно. (Эти строки записаны на доске)
VI. Рефлексия
Сочинить синквейн о Маяковском. Каждая группа
Существительное, задающее тему
Прилагательное, прилагательное - к данному существительному
Глагол, глагол, глагол - к данному существительному
Смысловая фраза из четырёх слов
Одно заключительное слово (предложение), определяющее эмоциональное отношение ко всему сказанном
-20-летний Маяковский взорвал сосредоточенную тишину символизма и произвёл действие налетевшей бури. Раскаты его мощного голоса долетают до нас через «хребты» десятилетий и «через головы поэтов и правительств».
VII. Заключение.
Звучит фрагмент стихотворения «Послушайте!» (Бетховен «Лунная соната»)
Стихотворения «Послушайте!» и «Нате!» обозначили эмоциональный диапазон ранней поэзии В. Маяковского - от доверительного признания до гневной обличительной речи.
А кому вообще может адресовать поэт свой лирический монолог?
(одному человеку, ко многим людям, к Богу, к самому себе и т. д.)
А к кому бы обратились с лирическим монологом вы? О чём бы хотели сказать?
VIII. Домашнее задание. С обратной стороны доски
Итак, домашнее задание: написание лирического монолога на тему «Послушайте!» или «Послушай!» в любой форме (поэтической или прозаической).
Итак, работа в мастерской подходит к концу. Подведем итоги.
- Выразите свое отношение к поэзии Маяковского, используя знаки «!», «?». Что означает ваш выбор?
Оценивание
Литература:
Амфилохиева М.В. Традиции и инновации в преподавании литературы. 9-11 классы. Метод. пособие.- СПб.: «Паритет», 2003г.
Приложение1
Приложение 2
Андрей Платонов
РАЗМЫШЛЕНИЯ О МАЯКОВСКОМ
Еще в ранних своих стихах Маяковский приближался к подобным темам, стараясь добыть поэзию для городского рабочего люда из того обиходного материала, который ежедневно окружает городских людей. Маяковский отлично понимал, что поэзия Северянина и Бальмонта для большинства населения недоступна и не нужна, - она непитательна для них. Тогда поэт сам начал создавать новую поэзию, доступную и необходимую для нового жителя земли - рабочего, горожанина, служащего. Без поэзии человек жить не может, но если нет поэзии в бумажных книгах, то Маяковский рекомендует: «Читайте железные книги» (то есть вывески: см. стихотворение «Вывескам»). Чтение вывесок, объявлений, надписей на таре для спичек и тому подобных произведений, конечно, не напитает голодного духом человека- это лишь суррогат поэзии, почти безответная страсть читателя. И Маяковский сумрачно заканчивает свое стихотворение «Вывескам»:
Когда же, хмур и плачевен,
загасит фонарные знаки,
влюбляйтесь под небом харчевен
в фаянсовых чайников маки!
Не уверены, но нам кажется, что это иронический совет. Беден, ограблен и материально и духовно тот человек, который сидит одиноко в харчевне и вынужден, за отсутствием другого применения своего сердца, влюбляться в маки, изображенные на фаянсовых чайниках.
Ю. Карабчиевский «ВОСКРЕСЕНИЕ МАЯКОВСКОГО»
Маяковский был человеком без убеждений, без концепции, без духовной родины. Декларируя те или иные крайности, он ни в чем не мог дойти до конца и вечно вынужден был лавировать. Он провозглашает цинизм своей эстетикой, цинизм и пренебрежение чьим-либо мнением - и стремится любым способом покорить аудиторию. Он напрочь отвергает литературу - и делает все, чтобы в ней остаться. Своей религией он объявляет всеобщее братство - а служит зыбкой догме сегодняшнего дня, на глазах ускользающей из-под ног...
Маяковский- певец насилия. Основной мотив его поэзии- месть, культ жестокости. Поэтому он так восторженно принял Октябрьскую революцию…
Притяжение к Маяковскому рано или поздно вызывает отталкивание.
МАНИФЕСТЫ РУССКИХ ФУТУРИСТОВ
ПОЩЕЧИНА ОБЩЕСТВЕННОМУ ВКУСУ
Читающим наше Новое Первое Неожиданное.
Только мы - лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.
Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов.
Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с Парохода современности.
Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней.
Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражение мужественной души сегодняшнего дня?
Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с черного фрака воина Брюсова? Или на них зори неведомых красот?
Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми.
Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Соллогубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузьминым, Буниным и проч. и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным.
С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!..
Мы приказываем чтить права поэтов:
1. На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Слово-новшество).
2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы.
4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.
И если пока еще и в наших строках остались грязные клейма ваших «здравого смысла» и «хорошего вкуса», то все же на них уже трепещут впервые Зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.
Д. Бурлюк, Александр Крученых, В. Маяковский, Виктор Хлебников
Москва, 1912. Декабрь