- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок Конь с розовой гривой
Урок Конь с розовой гривой
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Приходько Е.Н. |
Дата | 22.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: В. П. Астафьев и его произведение «Конь с розовой гривой»
Цель:
-
Познакомиться с писателем и его произведением, с живой разговорной речью автора, показать своеобразие «сибирского» колорита.
-
Развивать речь учащихся.
-
Воспитание духовных ценностей (доброты, дружбы, долга, честности).
Ход урока.
Организационный момент.
«Для детей я всегда пишу
Со светлой радостью и
постараюсь себя всю жизнь
не лишать этой радости»
В. Астафьев
I. Новая тема.
-Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым автором и его произведением. А вот с каким произведением и кто его написал, вы определите сами. Но для этого вы должны поработать. На доске зашифрованы фамилия автора и его произведение. И, фамилию расшифруете по ходу шахматного коня:
Р
Е
О
К
В
Т
И
Ь
С
Т
А
В
Ф
А
-Молодцы! Виктор Астафьев. Начало темы можно записать на доске и в тетрадях. А еще нам нужно узнать и название произведения. Для этого у нас еще один ребус. В одной таблице зашифровано название, а в другая таблица - ключ к шифру, начало у вас есть, пробуйте разгадать.
Й
О
В
Г
Р
И
Й
О
В
О
З
О
Р
Н
О
С
Ь
К
-Молодцы! Название рассказа «Конь с розовой гривой».
Итак, сегодня мы с вами познакомимся с Виктором Астафьевым и его произведение «Конь с розовой гривой». А теперь давайте подпишем автора эпиграфа.
-
Биография писателя. (сообщение учителя)
Родился Астафьев 1 мая 1924 года в Сибири, на Енисее, в селе Овсянка, неподалеку от Красноярска.
В детстве ему пришлось беспризорничать. Был у него отец и мачеха, с которыми он жить не хотел. Воспитывался он в детском доме заполярного порта «Игарка». Учился в железнодорожном училище, по окончании его работал составителем поездов.
В своем родном селе Овсянка, Астафьев отзывается очень тепло, трепетно. Вспоминая о нем в более позднее время, рассказывает о том, что село расстроилось, обросло рабочими поселками. Есть в селе маленький железнодорожный вокзал. Возле села деревообрабатывающий завод, по селу пролегают две дороги - шоссейная и железная. Есть у него одно местечко, которое мало кто знает - это травянистый бугорок, на котором когда-то стояла водяная меленка, построенная его прадедом.
Живя в детдоме, Виктор А. учился в школе. Учеба давалась ему очень тяжело, в одном классе сидел по два-три года, только в первом классе и в шестом проучился по году. Успешно справлялся с русским языком, литературой, историей, географией, но математика шла тяжело. А вот физику и химию вообще не знал.
Когда Астафьеву исполнилось 16 лет, ему трудно было покидать детдом. К отцу и мачехе вернуться не смог, взаимоотношения были ненавистны.
Интерес к творчеству появился еще в школе, когда в первый раз написал сочинение о том, как он заблудился в лесу. Сочинение свое назвал «Жив». Затем участвовал в школьном рукописном журнале и напропалую ребятишкам, пересказывая прочитанные книг, потихоньку начал сочинять стишки. В его творчестве помог ему Игнатий Дмитриевич Рождественский - сибирский поэт.
В 1941 году ушел на фронт, воевал солдатом. Демобилизовался из армии осенью 1945 года с женой, тоже солдатом и приехал жить в ее родной уральский городок - Чусовой. Работал где придется. Разгружал вагоны с дровами, солить, селитровать и сваливать мясо в бочки. Работал слесарем, литейщиком.
В 1951 году Астафьев написал свой первый рассказ, а в 1953 году в Перми вышел его первый сборник его рассказов.
Много рассказов написано для юных читателей: «Бабушка с малиной», «Зачем я убил коростеля?», «Капалуха», «Монах в новых штанах».
«Для детей я всегда пишу со светлой радостью, - сказал В. П. Астафьев,- и постараюсь себя всю жизнь не лишать этой радости».
-Ребята, какой «светлой радости» не хочет лишать себя Астафьев. (Писать для детей).
II. Комментарий к произведению.
В рассказе в центре внимания семья героя или то, что от нее осталось: мать утонула, отец- неизвестно где и многодетная семья Левонтьевых. Действие происходит в одной из сибирских деревень на берегу Енисея в первые годы после гражданской войны.
В рассказе встречаются слова, которые употребляются в одной какой-либо местности т.е. диалектизмы, просторечия. Употребляя эти слова автор хотел, чтобы вы почувствовали аромат народного слова, выразительность, своеобразный «сибирский колорит».
III. Чтение произведения учителем.
(чтение текста до слов: Да это же, бабушка!)
IV. Проверка восприятия прочитанного. Работа по вопросам.
-
В какое время и где происходят события?
-
Какие слова вам были не понятны или показались необычными? Что вы можете сказать о характере этих слов?
-
От чьего лица ведется повествование?
-
Кто из детей вам больше всего запомнился? Чем именно?
Работа с трудными для понятия словами (словарными).
Бадога - длинные поленья.
Заполошная - суетливая.
Шаньга - так называют на Севере и в Сибири ватрушку - булочку с творогом.
Заимка - земельный участок вдали от села, вспаханный его владельцем.
Поскотина - пастбище, выгон.
Яр - здесь: крутой край обрыва.
V. Творческая работа.
Какую иллюстрацию к рассказу можно нарисовать? Попробуйте нарисовать и озаглавить ее.
VI. Подведение итогов и домашнее задание.
- С каким произведением и какого автора мы познакомились на уроке?
- Что мы не сделали анализируя начало рассказа?
(Мы не дали характеристику героям произведения: рассказчику и семейству Левонтьевских ребятишек, не разобрали эпизоды с обманом, в которые был втянут герой, поведение детей).
- Так вот, домашнее задание будет следующее:
1. Дочитать рассказ до конца, выделить эпизоды, которые помогают понять, как герой был втянут в тяжкий обман.
2. Сравнить поведение Саньки и рассказчика в эпизоде с ягодами. Что вы можете сказать о каждом?
Оценки за урок.