Урок литературы в 5 классе А. С. Пушкин У лукоморья дуб зелёный

Урок  литературы  в  5 классе, посвящённый  изучению  вступления  к  поэме  А.С.Пушкина  "Руслан  и  Людмила",  позволяет  учителю  и  отрабатывать  навыки  выразительного  чтения, и  показать  учащимся  неразрывную  связь  сказок  Пушкина  с  народным  творчеством,  и  развивать  творческие  способности  учащихся,  предлагая  им  придумать  собственную  страну  Лукоморье  и  населить  её   героями.        Предлагается  поработать  над  лексикой  отрывка,  повторить  понятие  о  рифме  и  ритме....
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № 20. А. С. Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный…» (вступление к поэме «Руслан и Люд-мила»). Сказочный мир, созданный Пушкиным

Цели: обучающие: ознакомить учащихся со вступлением к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», с понятиями поэма, строфа; формировать умения и навыки выразительного чтения стихотворного текста; совершенствовать умения и навыки находить черты волшебных сказок; развивающие: развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения; воспитательные: способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.

Оборудование: учебник, аудиозапись, раздаточный материал, иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Вводно-ориентировочная беседа: погружение в тему урока

- Назовите свою любимую литературную сказку. Чем она вам нравится?

- Что вы знаете о детских годах А. С. Пушкина?

- С какими произведениями этого поэта вы знакомы?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и целей урока

Имя великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина входит в жизнь каждого из нас с самого раннего детства, когда мы слышим его волшебные сказки, а позже сами читаем лирические стихотворения и поэмы. Навсегда в нашей памяти остаются незабываемые герои пушкинских сказок -старик и золотая рыбка, поп и Балда, царь Гвидон и царевна Лебедь, Черномор и тридцать три богатыря…

Вот уже около двухсот лет сказки Пушкина не перестают волновать сердца читателей красотой поэтического языка, утверждением в них добра, правды, справедливости, истинной красоты и человечности. Великолепные сказки Пушкина, их своеобразие и художественные особенности по достоинству оценены литературоведами, писателями, поэтами. Давайте же и мы с вами поближе познакомимся с миром сказок Пушкина!

IV. Работа над темой урока

1. Прослушивание аудиозаписи вступления к поэме «Руслан и Людмила» - «У лукоморья дуб зелёный…»

2. Словарная работа: разбор трудных и непонятных слов, подбор синонимов к ним, комментарий учителя, запись на доске и в тетрадях

Лукоморье (устар.) - морской залив, бухта, изгиб морского берега.

В фольклоре восточных славян - заповедное место на краю мира. Слово лукоморье происходит от словосочетания лука моря и означает изгиб морского берега. Для сравнения: лук (для стрельбы), излучина (реки), лукавить (изворачиваться), лука (седла).

Подбор синонимов:

Тужит - …, бредёт - …, служит - …, невиданных - …, преданья ста-

рины - … .

6. Самостоятельное чтение отрывка из поэмы

- Перечитайте отрывок молча, выделяя каждую картину паузой.

7. Аналитическая беседа

- Описание какого чуда занимает центральное место в отрывке? Прочитайте.

- Кого в Д ревней Руси называли витязем? (Отважного, доблестного, храброго воина.)

- Как витязи выходят на берег? (Чредой, то есть строем.)

- Какие персонажи русских народных сказок упомянуты А. С. Пушкиным?

- Какие чудеса и сказочные герои вас удивили?

- Каким вы представили себе лукоморье?

Заполнение таблицы:

Положительные герои

Отрицательные герои


- Были вы в Детском парке Симферополя? Каких пушкинских героев видели в сказочном уголке? Расскажите о них. Такими ли вы их представляли?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

- Кого бы вы поселили в страну Лукоморье?

- С какими героями этой страны вам хотелось бы подружиться?

2. Заключительное слово учителя

- Сегодня мы путешествовали по сказочному поэтическому миру

А. С. Пушкина. Посмотрите ещё раз на иллюстрации ко вступлению к поэме

«Руслан и Л юдмила». На Руси дуб считали символом мудрости и долговечности. А всякое дерево питают корни. Корни - это наша история, наша народная культура, фольклор. Чем больше человек дорожит этой памятью, тем глубже он чувствует свою ответственность за будущее. Сегодня мы только прикоснулись к сказочному миру А. С. Пушкина, на следующем уроке продолжим раскрывать тайны и загадки пушкинских произведений.

VI. Домашнее задание

Выучить наизусть отрывок, по желанию нарисовать иллюстрацию.




© 2010-2022