Рабочая программа по литературе10класс под редакцией Г. И. Беленького

Настоящая программа по литературе для 10 класса создана на основе  государственного стандарта общего среднего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Г.И.Беленького, 4-е издание, М. Просвещение 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.Данная программа предусматр...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

й Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Терновская средняя общеобразовательная школа №2

«Рекомендовано»

Руководитель МО

_____ /______________ /

ФИО

Протокол №____ от

«___» _________ 2013__г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МКОУ СОШ …

_____ /______________ /

ФИО

«___» _________ 2013__г.

«Утверждено»

Директор МКОУ СОШ …

_____ /______________ /

ФИО

Приказ № ______ от

«___» _________ 2013__г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Мерзликиной Ольги Александровны,

первой квалификационной категории

по литературе в 10 классе

2013 - 2014 учебный год

Раздел I. Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая программа по литературе для 10 класса создана на основе государственного стандарта общего среднего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Г.И.Беленького, 4-е издание, М. Просвещение 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Данная программа предусматривает обязательное изучение литературы в 10классе - 105часов (3 часа в неделю).

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку,

требования к уровню подготовки учащихся,

учебно-тематический план,

календарно-тематический план.

перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в 10классе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

В 10 классе предусмотрено изучение художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Ведущая проблема изучения литературы в 10 классе - линейный курс на историко-литературной основе. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 10 класс.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • историко-культурный контекст изучаемых произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

  • писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

Расписание учебного времени

Распределение

Общее

В том числе

учебного времени

количество часов

Развитие речи

Внеклассное чтение

1.

Всего часов по учебному плану

105

8

2

2.

Количество часов в неделю

3



3.

Запланировано на 1 полугодие

48

4

1

4.

Запланировано на 2 полугодие

57

4

1

Учебно-тематический план


Содержание

Кол-во часов

РР.

Вн.чт.

Краткое содержание

Введение

1



Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма.

Русская литература первой половины 19 века

21



Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина - три принципа пушкинского творчества. Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики.

Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Отцы пустынники и жены непорочны…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…», «Поэт», «Пророк», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая лирика и романтические поэмы. Историзм и народность - основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник».

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество.

Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлой и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире.

Стихотворения: «Валерик», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Сон», «Выхожу один я на дорогу…», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Завещание».

Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.

Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии.

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» - идиллия и сатира, «Вий» - демоническое и ангельское).

«Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.


Русская литература второй половины 19 века

75

8

2

Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра.

Классическая русская литература и ее мировое призвание.

Александр Николаевич Островский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара.

Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей.

Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А.Н.Островский в критике («Луч света в темном царстве» Н.А.Добролюбова).

Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия).

Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к Обломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» Н.А.Добролюбова, «Обломов» Д.И.Писарева).

Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное. Литературная критика.

Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Отцы и дети». Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русского человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе («Базаров» Д.И.Писарева).

Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).

Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка.

Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки…», «Душно! Без счастья и воли…», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро…», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди…», «О Муза! Я у двери гроба…», «Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной…».

Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия).

Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева - слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр - лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров - героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений.

Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Я встретил вас, и все былое…», «Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…», «Природа - сфинкс…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…».

Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.

Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета - практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета.

Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье…», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега…», «Летний вечер тих и ясен…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Заря прощается с землею…», «Это утро, радость эта…», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую…», «На качелях».

Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения.

Алексей Константинович Толстой. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции.

Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…».

Федор Михайлович Достоевский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».

«Преступление и наказание» - первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев.

Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.

Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«История одного города» - ключевое художественное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта. Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.

Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные представления).

Николай Семенович Лесков. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники. Рассказ «Однодум». Фольклорное начало в рассказе. Талант и творческий дух человека из народа

«Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость - основные мотивы повествования Лескова о русском человеке.

(Изучается одно произведение по выбору.)

Теория литературы. Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации

Лев Николаевич Толстой. Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя - просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир.

«Война и мир» - вершина творчества Л.Н.Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии.

Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» - просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя. Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно-психологический облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого - художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу.

Теория литературы. Углубление понятия о романе. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).

Зарубежная литература

4



Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм.

Д.Ж. Байрон. Слово о писателе.

«Корсар». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета. Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.

О.де Бальзак. Слово о писателе. «Отец Горио». Обнажение лицемерия и цинизма социальных отношений. Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта.

Резервные уроки

4




ИТОГО

105

8

2




Календарно-тематическое планирование 10класс

№ п/п

Дата по плану

Дата фактическая

Кол-во часов

Тема урока

Тип урока.

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

( результат)

Вид контроля



1

4.09



1

1 полугодие

Вводный урок. О курсе литературы в 10 классе.

Вводный урок


Знать понятие классицизм, классический.

Составление тезисного плана лекции учителя

Русская литература первой половины 19 века (21час)

2

5.09

1

Общее понятие об истории литера-

туры.

Лекция.

Истоки русской

литературы; основные этапы ее

развития; значение

литературы в духовной жизни русского общества).

Уметь ориентироваться в определении и особенностях развитии русской литературы 19 века. Знать понятия «романтизм», «литературное направление», «литературный процесс».

Составление тезисного плана лекции учителя

3

7.09

1

«Золотой век» русской поэзии.

Лекция

Основные события

русской истории первой трети XIX

века; литературная

ситуация этого

времени ;поэзия этих

лет тематика, жанры).

Развивать умение ориентироваться в современных литературных изданиях

Составление тезисного плана лекции учителя

4-5

11.09

12.09

2

А. С. Пушкин. Жизненный и

творческий путь (основные этапы)

Лекция, беседа

Обобщение и

повторение знаний о

романе «Евгений Онегин»).

6

14.09

1

Общая характеристика лирики поэта.

Практикум

Разбор стихотворений «Погасло древнее светило…» и «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»

Уметь

определять

тематику произведений, предметный мир, описание эмоциональных признаков

Выразительное чтение и анализ стихотворений

7

18.09

1

Пушкин о назначении поэта и поэзии.

Практикум

Разбор стихотворений «Пророк» и «Поэт»

Показать богатство тематики пушкинской лирики.

Выразительное чтение и анализ стихотворений

8

19.09

1

Философское осмысление вопросов о

жизни, ее смысле и смерти человека в

лирике поэта.

Практикум

Разбор стихотворений «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» и «Вновь я посетил…»

(Задания 18, 19)

Усвоить понятие «Философская лирика», основные темы стихов поэта.

Ответ на вопрос

9

21.09

1

Религиозные мотивы и образы в

лирике поэта.

Практикум

Разбор стихотворений

«Подражание

Корану («И путник

усталый на Бога

взроптал…») и

«Отцы пустынники и

жены непорочны…»

(Задание 20)


10

25.09

1

«Медный всадник». Творческая

история; сюжет и композиция.

Лекция, беседа

Чтение фрагментов

поэмы. (Учебник 9 кл. Под ред. Г. И. Беленького.

Задания 1-5)

Понимать конфликт произведения, характер героя, его поступки, поиски смысла жизни

11

26.09

1

«Медный всадник». Герои поэмы.

Практикум

Разбор фрагментов,

посвященных Евгению, описанию статуи Петра, конфликту героев поэмы. (Учебник 9 кл. Под ред. Г. И. Беленького.

Задания 6, 7)

Определять художественное своеобразие произведения

12

28.09

1

Медный всадник. Обобщение наблюдений учащихся над поэмой.

Семинар

отношение автора к ее героям - Петру и Евгению. (Задание 8)

Знать произведение, понимать его конфликт, оценивать поступки героев

13


14

2.10

3.10

2

М. Ю. Лермонтов. Жизненный и творческий путь.

Обобщение и повторение знаний о романе «Герой…»

Лекция, беседа

Умение выделять основные периоды творчества, сопоставлять стихотворения

15

5.10

1

Общая характеристика лирики поэта.

Практикум

Разбор стихотворения

«Как часто пестрою толпою окружен…»

16

9.10

1

Мотивы любви в лирике поэта.

Практикум

Разбор стихотворений «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Расстались мы, но твой портрет…», «Отчего», «Сон»

17

10.10

1

«Валерик»- рассказ-исповедь

(сочетание батальной и любовной тем).

Практикум

Разбор стихотворения.

Знать характерные изобразительно-выразительные средства языка произведения; сюжет, особенности композиции, систему образов.

18

12.10

1

Философская лирика поэта.

Практикум

Разбор стихотворения «Выхожу один я на дорогу…»

(Задания 11-13)

Уметь выразительно и наизусть читать поэтические произведения; выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов

19

16.10

1

Литературные направления: романтизм

и реализм в русской литературе

первой половины XIX века.

Лекция, беседа

Знать понятия «романтизм», «литературное направление», «литературный процесс».

20

17.10

1

Н. В. Гоголь. Жизненный и творчес-

кий путь (с обобщением ранее

прочитанных и изученных

произведений).

Лекция, беседа

Знать важнейшие биографические сведения о писателе, периоды его творчества; тексты произведений; сюжет, особенности композиции, систему образов.

21

19.10

1

«Невский проспект». Контраст в изображении героев повести.

Практикум

Сопоставительный

анализ фрагментов повести, посвященных Пискунову и Пирогов.

Уметь выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка; выявлять характерные особенности, роль и место героя в системе образов

22

23.10

1

«Невский проспект». Тема столкновения мечты и действительности.

Беседа

Романтизм и реализм

в повести

Понимание эпохи Гоголя, видение сатиры на страницах повести.

Русская литература второй половины 19 века (75часов)

23

24.10

1

Общая характеристика русской

литературы второй половины XIX

века.

Лекция

Лекция

24

26.10

1

А. Н. Островский - «драматург на все

времена» (литературно-театральная

деятельность Островского).

Лекция, беседа

Биография писателя

Умение выражать свою мысль в монологической речи

25

30.10

1

«Гроза». Город Калинов в пьесе.

Катерина и Кабаниха - два полюса

калиновского мира.

Практикум

Разбор фрагментов I и

II действия пьесы.

Умение увидеть художественное своеобразие «Грозы»

26

31.10

1

«Гроза». Кульминация в развитии

основного конфликта пьесы.

Практикум

Разбор фрагментов IV действия.

Умения анализировать драматическое произведение, характер героя

27

2.11

1

«Гроза». Трагическая развязка пьесы.

Практикум

Разбор фрагментов

V действия

Умения анализировать драматическое произведение, характер героя

28

13.11

1

«Гроза». Драма или трагедия?

Семинар

Обобщение наблюдений

учащихся над текстом пьесы.

Умения анализировать драматическое произведение, характер героя

29-30

14.11

16.11

2

РР. Сочинение по пьесе «Гроза»

Развивать навык

написания соч-я на

заданную тему

Умение излагать мысли на письме, подбирать точные цитаты.

31

20.11

1

Вн. чт. «Бесприданница»

Работа с текстом,

пересказ

32

21.11

1

И. А. Гончаров. Личность писателя.

Основные факты его жизни и

творчества.

Лекция, беседа

Чтение фрагментов из

произведений «Обыкновенная история» и «Фрегат «Паллада»

Умение составлять хронологическую таблицу жизни и творчества

33

23.11

1

«Обломов». I глава романа как

своеобразная его экспозиция

(характер и тон повествования, значение подробностей). «Сон Обломова» - увертюра всего романа (Гончаров).

Практикум

Разбор фрагментов глав I, VIII и IX первой части романа.

Умение характеризовать главного героя, находить типичные черты, определять истоки характера героя

34

27.11

1

«Обломов». История отношений

Обломова и Ольги.

Практикум

Разбор фрагментов

глав X и XII второй части романа.

Развитие умений анализа характера героя.

35

28.11

1

Обломов и Штольц.

Практикум

Разбор фрагментов

глав I и II второй части романа.

Развитие умений анализа характера героя.

36

30.11

1

«Обломов». Образ Обломова в романе.

Семинар

Обобщение

наблюдений учащихся над текстом романа

Умение анализировать, обобщать делать выводы

37

4.12

1

«Обломов». Обломов и обломовщина.

Семинар

философский смысл и

общечеловеческая значимость образа главного героя.

Умение анализировать и конспектировать критическую статью.

38

5.12

1

И. С. Тургенев. Личность писателя. Основные факты его жизни и творчества (с обобщением ранее прочитанных и изученных произведений).

Лекция, беседа

Умение анализировать, обобщать делать выводы

39

7.12

1

«Отцы и дети». Конфликт Базарова и братьев Кирсановых.

Практикум

Разбор фрагментов из

глав III-VII, X. (Задания 7, 8)

Умение анализировать, обобщать делать выводы

40

11.12

1

«Отцы и дети». Нигилизм Базарова -

благотворное начало или опасное для

личности и общества направление?

Семинар

Задание 11

Умение анализировать, обобщать делать выводы

41

12.12

1

«Отцы и дети». Базаров и Одинцова

(в чем смысл испытания героя

любовью?).

Практикум

Разбор фрагментов глав XVII-XIX.

(Задания 12, 13)

Умение анализировать, обобщать делать выводы

42

14.12

1

«Отцы и дети». Смерть Базарова.

Практикум

Разбор фрагментов

главы XXVII.

(Задание 19)

Умение анализировать, обобщать делать выводы

43

18.12

1

«Отцы и дети». Образ Базарова в романе.

Беседа

обобщение наблюдений

учащихся над текстом

романа. (Задание 21)

Умение анализировать, обобщать делать выводы

44-45

19.12

21.12

2

РР. Сочинение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Формировать навык

Написания сочинения на заданную тему

Умение излагать мысли на письме, подбирать точные цитаты.

46

25.12

1

Н. А. Некрасов. Личность. Основные

факты жизни и творчества (с

обобщением ранее прочитанных и

изученных произведений поэта).

Лекция, беседа

Чтение и разбор фрагментов из стихотворения «Рыцарь на час»

Понимание истоков формирования Н.А.Некрасова - человека и поэта, умение анализировать стихи поэта.

47

26.12

1

Лирика (общая характеристика).

Практикум

Чтение и разбор

стихотворений «Вчерашний день часу в шестом…», «Тишина», «Мы с тобой бестолковые люди…», «О погоде» (фрагмент из части первой главки «До сумерек» - 2).

Уметь анализировать поэтические произведения; выделять смысловые части художественного текста; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств

48

28.12

1

Тема поэта и поэзии в лирике Некрасова.

Практикум

Разбор

стихотворения «Поэт и гражданин»

Умение анализировать стихи Н.А.Некрасова





49



1

2 полугодие

«Кому на Руси жить хорошо».

«Стиль, отвечающий теме…»

(замысел, история создания,

композиция, стиль поэмы).

Практикум

Разбор фрагментов из пролога, из глав II «Сельская ярмарка» и III «Пьяная ночь»

Понимание термина «поэма-эпопея»., умение находить черты эпопеи в поэме

50

1

«Кому на Руси жить хорошо».

Философия народной жизни в поэме.

Практикум

Разбор фрагментов из третьей части «Крестьянка»

(Задания 9, 12)

Умение анализировать характеры героев- крестьян

51

1

«Кому на Руси жить хорошо». Тема

судьбы России в поэме.

Практикум

Разбор фрагментов из части «Пир на весь мир» (Задание 14)

Уметь анализировать художественный текст; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев, выражать свое отношение к прочитанному

52

1

Обобщение наблюдений учащихся над

произведениями Некрасова.

Практикум

Чтение и разбор стихотворений «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! Я у двери гроба…»

Уметь: находить при анализе текста изобразительно-выразительные средства; сопоставлять эпизоды рассказа; владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге

53

1

Ф. И. Тютчев. Личность и

поэтический мир Тютчева.

Лекция, беседа

Чтение стихотворений «Умом Россию не понять…», «Нам не дано предугадать…», «Silentium», «Слезы людские, о слезы людские…»

(Задания 4, 7)

Понимание истоков формирования Тютчева - человека и поэта, умение анализировать стихи поэта.

54

1

Природа в лирике поэта.

Практикум

Чтение и разбор

стихотворений «Осенний вечер», «Не то что мчите вы природа…», «Природа - сфинкс. И тем она верней…»

Умение анализировать лирическое стихотворение

55

1

Любовная лирика поэта.

Практикум

Чтение и разбор

стихотворений «О как убийственно мы любим…», «Я встретил вас - и все былое…» (Задание 6)

Умение анализировать лирическое стихотворение

56

1

А. А. Фет. Личность и поэтический

мир Фета.

Лекция, беседа


Чтение и разбор

стихотворений «В лунном сиянии…», «Это утро радость эта…», «Еще майская ночь…»

Понимание истоков формирования Фета - человека и поэта, умение анализировать стихи поэта.

57

1

Любовная лирика поэта.

Практикум

Чтение и разбор

стихотворений «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Я пришел к тебе с приветом…» (Задание 2)

Умение анализировать стихи А.А.Фета

58

1

А. К. Толстой. Личность и

поэтический мир Толстого.

Лекция, беседа

Чтение и разбор стихотворений «Коль любить, так без рассудку…», «Иоанн Дамаскин»

Понимание истоков формирования А.К.Толстого - человека и поэта, умение анализировать стихи поэта.

59

1

Любовная лирика поэта.

Практикум

Чтение и разбор

стихотворений «Средь шумного бала…», «Ты не спрашивай, не распытывай…»

Умение анализировать стихи А.К.Толстого

60

1

Ф. М. Достоевский. Личность

писателя.Основные факты его жизни и

творчества (с обобщением ранее

изученного).

Лекция, беседа

Иметь представление о почвенничестве как системе взглядов, отразившихся в творчестве Достоевского 60-70х годов 19века

61

1

«Преступление и наказание»

«Маленькие люди « в романе.

Лекция, беседа

замысел романа, система образов романа, особенность развития действия романа, время действия романа, своеобразие жанра романа (Задания 3, 4)

Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части рассказа, формулировать тему, идею, проблематику произведения

62

1

«Преступление и наказание». Теория

Раскольникова.

Практикум

Рассмотрение фрагментов главы V третьей части романа. (Задание 6)

Уметь сопо-ставлять эпизоды рассказа; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; владеть различными видами пересказа

63

1

«Преступление и наказание».

Раскольников в мире бедных людей.

Практикум

Разбор фрагментов глав I-IV первой части романа. (Задания 9, 10)

Понимать, что помешало Раскольникову жить по своей теории.

64

1

«Преступление и наказание».

Преступление Раскольникова.

Практикум

Разбор фрагментов главы VII части первой романа. (Задание 12)

Знать: содержание изучаемого произведения. Уметь: находить при анализе текста изобразительно-выразительные средства;

65

1

«Преступление и наказание».

Раскольников и Лужин

(Можно ли назвать Лужина двойником Раскольникова?).

Практикум

Разбор фрагментов главы V второй части, главы II четвертой части, глав I и III пятой части

Знать значение образов Лужина, Свидригайлова в раскрытии образа главного героя.

66

1

«Преступление и наказание».

Раскольников и Соня Мармеладова.

Практикум

Разбор фрагментов главы IV четвертой части, главы I пятой части, главы VIII шестой части романа.

(Задание 18)

Знать, в чем видит Достоевский источник обновления жизни.

67

1

«Преступление и наказание».

Раскольников и Свидригайлов.

Практикум

Разбор фрагментов главы I четвертой части, глав III, V, VI шестой части романа.

(Задания 21, 23)

Знать значение образов Лужина, Свидригайлова в раскрытии образа главного героя.

68

1

«Преступление и наказание». Кто же

Раскольников - преступник, фанатик идеи, гуманист?

Семинар

Обобщение наблюдений учащихся над текстом романа.)

Показать знания материала и усвоения романа, развитие речи

69-

70

2

РР. Сочинение по роману

«Преступление и наказание»

Формир-ть навык написания соч-я на заданную тему

Совершенствовать навык написания сочинения на основе и по мотивам литературного произведения

71

1

М. Е. Салтыков-Щедрин. Личность и

творческая индивидуальность

писателя. «История одного города»

замысел, проблематика, композиция...

Лекция, беседа

Чтение фрагментов из произведения

(Задание 2)

Знать особенности художественного мира писателя; содержание романа.

Уметь указывать главную проблему; анализировать художественное произведение

72

1

Гротеск в «Истории одного города».

Практикум

Разбор фрагментов Из

«Описи градоначальни

кам» и главы«Органчик»

(Задание 6)

Понимание многозначности символичиских образов; собилательного образа жителей Глухова, отношение к ним автора.

73

1

Черты антиутопии в «Истории одного

города».

Практикум

Разбор фрагментов из главы «Подтверждение покаяния. Заключение» (Задание 7)

Знать: понятие «сатира»; особенности художественного мира М. Е. Салтыкова-Щедрина.

74

1

Н. С. Лесков. Личность и творческая

индивидуальность писателя.

Лекция, беседа

Понимание особенностей лесковской повествовательной манеры.

75

1

Тема праведничества в рассказе

«Однодум».

Практикум

Разбор фрагментов

рассказа. (Задание 3)

Знать: особенности художественного мира
Н. С. Лескова; содержание произведения.

Уметь: анализировать текст произведения, чувствовать мысли автора

76

1

Л. Н. Толстой. Жизненный и

творческий путь (основные этапы)

Лекция, беседа

обобщение ранее прочитанных и изученных произведений

Вызвать интерес учащихся к личности Л.Н.Толстого

77

1

«Война и мир». Вступительное

занятие. Авторский замысел и история

создания романа.

Лекция, беседа

Вызвать интерес учащихся к роману-эпопее «война и мир» и его героям

78-

79

2

«Война и мир». Эпизод «Салон А. П.

Шерер» Т.1, ч.1, гл.1-6,12-13, 18-25

Практикум

Разбор фрагментов эпизода. (Задание 4)

Помочь учащимся увидеть настоящих героев и «лже» героев.

80

1

«Война и мир». Эпизоды «Именины у

Ростовых» и «Князь Андрей в

Лысых горах» (в чем заключается внутренняя связь трех эпизодов первой части первого тома романа?)

Практикум

Разбор фрагментов эпизодов. (Задание 4)


выявить сопоставление и контраст как основной композиционный принцип романа.

81

1

«Война и мир». Война 1805-1807 гг.

Т.1

Практикум

Помочь учащимся понять, что война, не связанная с защитой Родины, - преступление.

82

1

«Война и мир». Настоящая жизнь

людей в понимании Толстого.

Практикум

Разбор фрагментов гл. III-VII,IX-XII ч. 4, Т.2 и глав XII-XVII ч.3, Т 3. (Зад. 5-7)

Помочь учащимся увидеть глубину и своеобразие внутренней жизни героев

83

1

«Война и мир». Князь Андрей на

войне. Путь к славе и своему

«Тулону».

Практикум

Разбор фрагментов глав XV-XXI части второй и глав XVI и XIX части третьей первого тома романа. (Задания 10, 11)

Уметь характеризовать А.Болконского .

84

1

«Война и мир». Пьер Безухов в

поисках смысла жизни.

Практикум

Разбор фрагментов глав глав XV-XXI части второй и глав XVI и XIX части третьей первого тома романа. (Задания 10, 11)

Помочь учащимся понять, как же проходили исторические процессы в стране через судьбы героев, их поиски смысла жизни

85

1

«Война и мир». Князь Андрей после

Аустерлица («Чтобы не для одного

меня шла моя жизнь…»).

Практикум

Разбор фрагментов главы IX части первой и глав I-III части третьей второго тома романа. (Задание 13)

Помочь учащимся увидеть сходство и различие в изображении мирной жизни по тому 2 и эпилогу, как завершается главная мысль романа о предназначении человека, о том, как жить.

86

1

«Война и мир». Эпизод «Бородинское

сражение».

Практикум

Разбор фрагментов глав XIX-XXI, XXIV-XXV, XXX-XXXII части второй тома третьего романа. (Задание 17)

87

1

Кутузов и Наполеон в романе.

Семинар

Историческая личность в лит-ре

Помочь учащимся систематизировать материал по образам Кутузова и Наполеона

88

1

«Война и мир». Партизанская война.

Практикум

Разбор фрагментов глав I-IX части третьей тома четвертого романа. (Задание 20)

Помочь учащимся понять изображение партизанской войны и изменений, происшедших с героями.

89

1

«Мысль народная» в романе.

Беседа

Помочь учащимся обобщить по всему роману роль народа в истории, отношение автора к народу.

90

1

«Война и мир». Образы Пьера

Безухова и Наталии Ростовой в

романе.

Беседа

обобщение наблюдений учащихся над текстом романа (Задание 21)

Помочь учащимся провести синтез и углубление знаний по образу главной героини романа.

91-92

2

Семья в романе «Война и мир».

Урок- семинар

Помочь увидеть, что толстовский идеал - патриархальная семья и ее святой заботой старших о младших и младших о старших, с умением каждого в семье больше отдавать, чем брать, с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде».

93-94

2

РР. Сочинение по роману

«Война и мир»

Формир-ть навык написания соч-я на заданную тему

Показать умения письменно излагать свое видение темы сочинения

95

1

Вн. чт.Анна Каренина.

Обзор

96

1

Значение русской классики XIX века

Для современных читателей

(Обобщение итогов занятий по курсу

русской литературы в 10 классе.)

Повторительно-обобщающий


97

1

Обзор творчества.

Лекция, беседа

Лекция

Зарубежная литература (8часов)

98

1

Д.Ж.Байрон «Корсар».

Обзорное изучение.

Беседа

Выборочное чтение

Помочь учащимся увидеть в повести общечеловеческие проблемы; закрепить и углубить представление о композиции и литературном характере

99

1

О.де Бальзак «Отец Горио».

Беседа

Выборочное чтение

Помочь учащимся осмыслить вечные философские проблемы

100

1

Г.Гейне Лирика.

Практикум

Анализ стихотворений

101

1

Итоговый урок. Завершая изучение

литературы в10-м классе. Задание на

лето.

Повторительно-обобщающий

102-105

4

Резервные уроки.



Перечень учебно-методического обеспечения

Планирование составлено на основании:

  1. Программа по литературе для общеобразовательных учреждений: 5-11 кл./ Под ред. Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого. - 4-е изд., испр. - М.: Мнемозина, 2009.

  2. Планирование уроков литературы в 10 кл.: Пособие для учителя / Авт.-сост. Ю.И. Лыссый. - М.: Мнемозина, 2011.

Учебник: Литература 10 кл.: Ч 1,2,3 . Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. Г.Н.Ионина - М.: Мнемозина, 2011.

Дополнительная литература:

  1. Аленькина С.Н. Русская литература второй половины XIX века: 10 кл.: Методическое пособие. - СПб.: Паритет, 2009.

  2. Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века: 10 кл. В 2-х ч. - 3-е изд., испр. - М.: ВАКО, 2009.

  3. Литература: 10 кл.: Поурочные планы / Авт.-сост. Косивцева Л.И. В 2-х ч. - Волгоград: Учитель, 2009.

  4. Кучина Т.Г. Контрольные и проверочные работы по литературе: 10 кл.: Метод. пособие. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010.

  5. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. - М.: Рольф, 2010.


© 2010-2022