Карта урока Отечественная война 1812 года

 Общая цель урока План урока Создать условия для самостоятельного овладения учащимися первичных знаний об Отечественной войне 1812 года, посредством поиска, отбора и анализа информации по теме с использованием разных источников. 1.      Установление эмоционального контакта2.      Мотивация учебной деятельности учащихся  на основе актуализации  знаний и прежнего индивидуального опыта3.      Построение проекта выхода из затруднения.4.      Построение проекта выхода из затруднения5.      Реализация...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока


Разработчик

Шиленина Татьяна Григорьевна

Школа

МКОУ «Новокраюшкинская ООШ»

Предмет

История

Класс

8 класс

Тип урока

Урок введения новых знаний

Технология урока

Формы организации деятельности: коллективная, парная, индивидуальная.

Методы: частично-поисковый, проблемный, наглядно-иллюстративный.

Тема

Отечественная война 1812 года

Общая цель урока

Создать условия для самостоятельного овладения учащимися первичных знаний об Отечественной войне 1812 года, посредством поиска, отбора и анализа информации по теме с использованием разных источников.

Дидактические задачи:

образовательная

Формирование УУД в условиях решения учебных задач (познавательная, речевая, коммуникативная деятельность, работа с разными источниками информации)

развивающая

На событиях Отечественной войны 1812 года развивать историческое мышление, умение выстраивать логические связи между историческими событиями и фактами, отраженными в исторических документах и делать самостоятельные выводы и умозаключения.

воспитывающая

Способствовать формированию уважения к историческому прошлому России, воспитанию патриотических чувств учащихся.

План урока

  1. Установление эмоционального контакта

  2. Мотивация учебной деятельности учащихся на основе актуализации знаний и прежнего индивидуального опыта

  3. Построение проекта выхода из затруднения.

  4. Построение проекта выхода из затруднения

  5. Реализация построенного проекта.

  6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.


  1. Применение знаний и умений в новой ситуации.


  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Основные понятия и термины

Отечественная война, флеши, партизаны, Тарутинский маневр, «Битва народов».

Планируемые результаты

Предметные: узнают об Отечественной войне 1812 года, ее славных героях.

Метапредметные: научатся планировать свою деятельность, работать с источниками информации, представлять результат работы, участвовать в учебном диалоге

Личностные: осознают значимость войны 1812 года, собственную причастность к истории страны, гордость за соотечественников.

Источники информации (для учителя и учащихся)

Данилов, А. А. История России XIX век. 8 класс: учебное издание / А. А. Данилов, А. Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2012;

Колганова Е.В.,Сумакова Н.В. Порочные разработки по истории России.

festival.1september.ru/articles/527236/

1812.rsl.ru/

rusizn.ru/rom14_017.html

Ход урока

Основные этапы урока

Деятельность Учителя

Деятельность Ученика

Планируемые результаты (на каждом этапе урока)

1. Установление эмоционального контакта

Создание положительного эмоционального настроя:

«Я рада видеть вас: мои глаза видят вас, мои уши слышат вас, мой разум направлен на вас, мое сердце всегда с вами. Между нами мир, счастье, покой и согласие»

Приветствуют учителя.

Настраиваются на учебную деятельность

Личностные: формирование установки социально-ответственного поведения

2. Мотивация учебной деятельности учащихся на основе актуализации знаний и прежнего индивидуального опыта

Дидактическая задача: обеспечение внутренней мотивации.

Вопрос: Попробуйте по просмотренному и прослушанному материалу определить историческое событие, которое будет являться темой сегодняшнего урока.

- Этому событию в истории посвящены произведения М.Ю. Лермонтова и Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина.

(слайд1)

«Скажи-ка, дядя,

Ведь недаром

Москва, спаленная пожаром

Французу отдана (Продолжите дальше…)

-Что вы уже знаете об этом событии?

(Актуализация знаний учащихся)


Подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Просматривают слайд презентации.

Высказывают предположения.

Называют войну с Наполеоном - Отечественная война 1812 года. (из курса новой истории)

Личностные:

мотивация («надо»-«хочу»-«могу») ,

формирование ответственного отношения к учению.

Коммуникативные:

-слушать товарища и обосновывать свое мнение

- выражать свои мысли и идеи


3. Выявление места и причины затруднения.

Дидактическая задача:

Осознание причин затруднения и готовность к восприятию новых знаний.

-Война 1812 года получила название «Отечественная».

- Есть еще война в истории России до 19 века, которая имеет такое название?


Учитель зачитывает вопросы из КИМов по истории.

-Готовы ли вы ответить на эти вопросы?

Предлагает учащимся заполнить первую колонку в таблице

Знаю

Хочу узнать

Узнал (а)


Учащиеся записывают тему урока тетради. (слайд 2)

Тема урока: «Отечественная война 1812 года». Предполагаемый ответ:

-Ни одна из предыдущих войн не имела такого названия.

Высказывают мнения, о том, что их знаний не достаточно.

Заполняют 1-ю и 2-ю колонки таблицы

Личностные:

Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию темы,

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Дидактическая задача:

Создание проблемной ситуации в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока, разработают план учебной деятельности.

- Какие цели вы ставите перед собой в течение этого урока, что запланировали узнать?

-Сформулируйте цель и план предстоящей деятельности. Для этого предлагаю вам обратиться к памятке «Изучаем войну»




-Какими способами и средствами мы можем достигнуть поставленной цели?

- Какими материалами вы можете пользоваться?

- Без каких материалов мы не имеем право изучать историческое событие?

Формулируют цель предстоящей деятельности, определяют способ её достижения.

Ребята предлагают план работы.(за основу берут памятку «Изучаем войну») (слайд 3)

1.Причины Отечественной войны.

-участвующие стороны,

-- численность войск

- истор. персоналии.

2.Ход военных действий. Основные места сражений:

-Бородинское сражение, - другие?.

- Пожар Москвы.

- Изгнание Наполеона из России.

3.Итоги и значение Отечественной войны 1812 г.

Учащиеся предлагают варианты овладения информацией:

рассказ учителя, самостоятельная работа

Учащиеся предлагают:

Материал учебника, ресурсы сети Интернет.

Исторические документы, историческая карта,

Регулятивные:

умение в составлении плана и последовательности действий, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

Коммуникативные: владение монологической и диалогической речью, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками


5. Реализация построенного

проекта.

Дидактическая задача: открытие нового знания, поиск решения проблемы, выражение решения проблемы через учебную деятельность.

Учитель предлагает материалы для наблюдения (таблицы, схему, исторические документы) и систему вопросов.

Учитель выступает в роли консультанта по изучению исторических документов, схем, карт.

Самостоятельное исследование учащимися исторических материалов.

Предметные:

-знание причин войны 1812 года, основных событий войны,

-умение читать историческую карту и соотносить её данные с хронологией событий, извлекать нужную информацию из исторического источника.


-Рассмотрите карту. Желтым цветом обозначены территории, захваченные Наполеоном. Предположите причины войны. (слайд 4)

Характер войны, соотношение сил.

Используя данные таблиц, ответьте на вопросы, сделайте выводы. (слайд 5)

- 1.Каково было соотношение сил?

Франция

Россия

600 тыс. человек

220 тыс. человек

-2.Назовите недостатки и достоинства комплектования и состава французской и русской армий?

Франция

Россия

На половину состояла из французов, вторую половину составляли воины покоренных народов. Скомплектована по принудительному принципу - жажде славы и денег. Была всеобщая воинская повинность.

Русская армия комплектовалась путем рекрутской повинности.

Предполагаемый ответ:

1. Стремление Наполеона к мировому господству

2.. Личная неприязнь между русским и французским императорами

Учащиеся анализируют таблицы

1.Численный перевес был на стороне Франции.


2. - В России: большинство мужчин страны не были обучены военному делу.

- Во Франции: это позволяло быстро пополнять войска уже обученными азам военного дела людьми.

+ армия теряла свою боеспособность в случае серьезных неудач.

Регулятивные:

умение управлять своей познавательной деятельностью.

Коммуникативные:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Познавательные:

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.

Личностные:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;


- Когда началась война? (слайд 6)

Работа по карте (слайд 7)

- Каково было расположение русской армии перед началом войны?

- Какие планы преследовал Наполеон?

Учитель зачитывает слова Наполеона:

«Если я возьму Киев- возьму Россию за ноги; если я возьму Петербург, то я возьму Россию за голову; если я возьму Москву, то я поражу ее в самое сердце.»

-Назовите место и цель соединения 1 и 2 русской армии.

Учащиеся записывают в тетради:12 июня 1812 года - армия Наполеона вторглась на территорию России.

Учащиеся изучают карту, называют расположение русской армии. (1-я,2-я,3-я армии)

Делают вывод:

основной удар дать по Москве.

Учащиеся на карте показывают Смоленск и поясняют тактику ведения войны.


Работа с документом. №1 (см.Приложение) - Кто стал главнокомандующим русской армии в августе 1812года?

- Как отнеслись войска и народ к этому назначению?

Учащиеся работают с документом, делают выводы, оценивают ситуацию.

записывают выводы в тетради.



-Посмотрите на термины, которые нам будут необходимы при изучении Бородинского сражения:

- кавалерия, -батарея, - редут

Подготовленный ученик зачитывает определение терминов из Толкового словаря. Остальные делают запись в тетради.



Бородинское сражение.

-Рассмотрите схему (слайд 10) расположения и действий русской и французской армий. Сделайте вывод.

Учащиеся рассматривают схему Бородинского сражения. Определяют ход и историческое значение битвы.



«Совет в Филях, Пожар Москвы» (слайды 12,13,14)

-Рассмотрите иллюстрацию «Военный совет в Филях».Автор А. Кившенко.

-Предположите, о чем могут вести разговор Кутузов М.И., Н.Н. Раевский, М.Б. Барклай де Толли, Ф.П. Уваров- военные начальники, с учетом исторической эпохи. Обсудите это в парах.

-Подтвердите или опровергните свои предположения.

Документ 2. Кутузов об оставлении Москвы. (см.Приложение)

-Какова была главная цель военного совета в Филях? Какое решение было принято на нем? Каковы были причины принятия этого решения?

-Вспомните, какой план преследовал Наполеон перед началом войны?

Учитель: 2 сентября русские покинули Москву, и Наполеон вошел в город и остановился на Поклонной горе. (слайд 13)

Слайд 13. 2 сентября - 2 октября - пребывание Наполеона в Москве

Высказывают свои предположения.

Предполагаемые ответы:

Как поступать дальше? Давать сражение или оставить Москву?


Изучив документы, учащиеся называют цель военного совета в Филях и какое решение было принято на нем, каковы были причины принятия этого решения (подтверждение предположений).

Запись в тетради.

Ученик читает отрывок:

Напрасно ждал Наполеон

Москвы коленопреклоненной..

Запись в тетради.

Ученик продолжает читать отрывок:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.



«Партизанское движение, народный характер войны»

-Кто такие партизаны?

Опережающее задание: выступление учащегося с презентацией о партизанском движении в годы Отечественной войны 1812 г. с использование материалов из разных информационных источников.



Учитель предлагает найти информацию о Тарутинском маневре из параграфа учебника.

- Что ждало Наполеона на Смоленской дороге?


На фоне слайда № 15 я эмоционально зачитываю документ № 4 об отступлении французской армии.

На материале учебника учащиеся отмечают значение отхода русской армии к Тарутино и об отступлении французской армии.

Формулируют ответ:

дорога была разорена, селения сожжены, жители разбежались, а наступала русская суровая зима.

Учащиеся записывают дату окончания войны: 6 января 1813 года Александр I подписал манифест об окончании войны.



Совместная работа учителя и учащихся по оформлению таблицы «Итоги и значение войны».


6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Дидактическая задача:

Включение нового знания в систему знаний;

повторение и закрепление ранее изученного,

выявление причин ошибок и их коррекция.

Учитель проверяет понимание изученного материала через фронтальную беседу.


Учитель:

Английский фельдмаршал Б.Монтгомери, выступая в палате лордов в 1962 г., заявил: «Первое правило, начертанное на первой странице книги войны, гласит: «Не ходи в Москву».

-Какие исторические события стали основанием для заявления военачальника?

Работают по алгоритму, ориентированы на получение конкретного результата, объясняют учебный материал.


Ответы учащихся:

Отечественная война 1812 г.

Великая Отечественная война 1941-1945г.г.


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по тестовым заданиям.

Дидактическая задача:

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений.

Учитель предлагает выполнить тестовые задания, выявляющие уровень понимания характерных черт, признаков, тенденций развития исторических явлений.

(Разноуровневые тесты на выбор учащихся)


Учащиеся отвечают на вопросы теста.

Регулятивные:

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). Дидактическая задача: мобилизация учащихся на рефлексию уровня приобретенных знаний и результатов учебной деятельности на уроке.


-Учитель предлагает заполнить 3 колонку таблицы (узнал(а))

Знаю

Хочу узнать

Узнал (а)

Д.з. п. 4, написать письмо от имени солдата или полководца, участвующего в одном из сражений войны 1812 года;


Комментированное выставление оценок в соответствии с критериями оценивания знаний обучающихся по истории.

Заполняют 3 колонку таблицы.

Учащиеся делают вывод об индивидуальном уровне приобретенных на уроке знаний и строят траекторию дальнейших действий.

Личностные:

осознание значения приобретенных знаний для развития индивидуального опыта.

Регулятивные:

оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.





9


© 2010-2022