Урок русского языка по теме «Наречие» в 7 классе

"Описание материала: Урок по теме «Наречие». Форма - практикум с элементами лабораторной работы исследовательского характера. Цель урока: систематизировать изученное о наречии как части речи. Проблема урока: Как работают наречия? Подтема урока - дружба. Языковые единицы: слова, словосочетания. предложения и тексты подобраны на эту тематику. На уроке представлены лингвистические разборы: синтаксический, морфологический. Задания по развитию речи определяют написание сочинений-миниатюр «Зарисовка з...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка 7 класс

Тема: Практикум по теме «Наречие» ( грамматическое значение, степени сравнения, смысловые значения, правописание).

Подтема: У дружбы нет границ, у знаний нет дна.

(пословица).

Цели:

1. Образовательные:

• систематизировать знания учащихся о наречии как части речи;

• проверить умения применять в практике письма изученные орфограммы и пунктограммы;

• расширить лексический запас словаря учеников.

2. Развивающие:

• совершенствовать навыки работы с лингвистическими словарями;

• развивать познавательные способности, лингвистическое мышление, УУД;

• формировать умения исследовательской работы.

3. Воспитательные:

• создать условия для повышения интереса к изучаемому;

• содействовать воспитанию у учащихся дружелюбия, отзывчивости, верности и честности в отношениях друг с другом;

• погружать в атмосферу рождения мысли.

Методические приемы: дифференцированные индивидуальные задания;

словарная работа; лингвистический разбор;

беседа; работа в парах; познавательные и лингвистические задачи;

анализ текста; частично - поисковая работа.

Оборудование: словари, карточки для индивидуальной, парной и групповой работы, плакаты с пословицами, учебник "Русский язык" 7 класс Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов

Форма урока: практикум с элементами лабораторной работы исследовательского характера.

Предмет языкового анализа: слова, предложения, тексты.

Ход урока.

1. Организационный момент.

(обсуждение эпиграфа «У дружбы нет границ, а знаний - дна»)

-Как вы понимаете эту народную мудрость?

-Мы с вами дружим не один год, я надеюсь, что наша дружба будет крепче с годами. И как большие друзья мы поможем друг другу на этом уроке и решим все задачи, поставленные перед нами.

2. Активизация опорных знаний. Стадия «Вызов»

2.1. Проверка домашнего задания.

Базовый уровень: (упражнение 223)

A) синтаксический разбор предложения: Зимнее солнце неласково.

Б) морфологический разбор глагола оправдывался.

B) комментирование орфограмм (по «цепочке»). Повышенный уровень

Г) заполнение таблицы, составление сложного предложения, (упражнение

225).

2.2. Постановка УЗ. Создание проблемной ситуации.

- Повторяя знакомое о наречии, вы станете исследователями. Так как будете искать ответ на важный вопрос.

ПВ: Как работают наречия?

- Ведь это неутомимые труженики. Возможности наречий неисчерпаемы. Хотя это и очень сложная по правописанию часть речи, но её роль в речи устной и письменной, поэтической и прозаической многообразна. По словам А.С.Пушкина она «живописует» глагол.

3. Операционно - исполнительский этап. Стадия «Осмысление».

3.1. Дифференцированная индивидуальная работа.

3.1.1. Работа со словарями у доски, ученики фиксируют работу в своих словариках. (Приложение 1)

3.1.2. Творческая работа

ЛЗ: напишите сочинение - миниатюру «Зарисовка зимнего утра», используя в своей работе наречия.

3.2. Поисковая работа в парах. Анализ текстов. (Приложение 2)

ПЗ: 1. Выразительно прочитайте отрывки из произведений.

2. Выпишите наречия. Определите их смысловую группу.

3. Определите тропы, обороты речи, использованные автором.

3.3. Отчет о выполненной поисковой работе.

3.4. Обобщение. Вывод.

- Какую роль выполняют наречия в русском языке?

4. Экспресс - отдых.

- Что необычного вы заметили в кабинете? (по классу развешаны пословицы: Друзья познаются в беде

С другом веселее при удаче, легче в беде

Друга ищи, а найдешь - береги и другие)

-Какой темой объединены эти пословицы?

- Запишите ту, которая вам более понравилась, которую вы взяли бы в качестве своего девиза в дружбе.

5. ЛЗ: найдите и запишите пословицу, в которой употребляется наречие в форме степени сравнения. Определите степень сравнения,

6. Анализ текста

ЛЗ:

1. Выразительно прочитайте текст.

2. Определите тему, идею.

3. Определите стиль текста и тип речи.

4. Выполните морфологический разбор наречий чаще и упрямо.

5. Раскройте лексическое значение слов: эталон, благорасположение. 7.Рефлексия.

-Как должны относиться друзья друг к другу?

-«Настоящая дружба правдива и отважна»,- писал Ф.Шиллер.

- Как вы думаете, почему у вас все получилось на уроке?

Люди сильны друг другом.

Что равнодушья мерзей?

Люди сильны испугом

Вдруг потерять друзей.

В битвах и перед казнью

Или на Млечном пути

Люди сильны боязнью

В чем - то друзей подвести.

(Е.Евтушенко)

- Никогда не подводите своих друзей, товарищей.

Рефлексия.

- Какая задача стояла перед нами в начале урока?

- Мы ответили на проблемный вопрос урока?

Оцените свое участие в уроке, используя оценочные наречия, (хорошо, отлично, великолепно). Выставление оценок.

Домашнее задание: напишите сочинение - миниатюру по теме «Мой друг», используя прилагательные и наречия в форме сравнительной или превосходной степени.








Приложение 1

Карточка 1

Замени синонимом фразеологизмы с наречиями. Обращайся к фразеологическому словарю.

Вдоль и поперёк; туда и сюда. Составь с ними предложения.

КАРТОЧКА 2

Определи этимологию (историю происхождения) данных слов, пользуясь этимологическим словарем.

ВООЧИЮ. ДОВОЛЬНО

Образец записи: опять - в древнерусском языке наречие опять означало «назад», образовано из сочетания о пять, где пять -существительное, однокоренное со словами пята, пятиться. Пойти о пять - значит пойти туда, куда направлены пятки, то есть обратно.

Составь и запиши с одним из этих слов предложение.

КАРТОЧКА 3

Выпиши из орфоэпического словаря 10 наречий, произношение которых необходимо запомнить. Образец: бегом, сегодня /во/

Составь и запиши с этими словами 3 словосочетания.

КАРТОЧКА4

Подбери к данным наречиям с НЕ синонимы. В случаях затруднения обращайся к словарю синонимов.

НЕВЕЖЛИВО, НЕВОЛЕЙ, НЕВОЗМУТИМО, НЕВООБРАЗИМО,

НЕВПРОВОРОТ, НЕГЛУБОКО. НЕГОЖЕ, НЕГРОМКО,

НЕГУСТО.

Укажи наречие, используемое чаще в разговорной речи.

Составь предложение, в котором наречие с НЕ будет писаться

раздельно.




Приложение 2

Задания для работы в парах.

1.

Выразительно прочитайте отрывок из произведения Л.Н.Толстого.

Выпишите из него наречия, определите их значение.

ПЗ: Что можно передать наречиями? Что

станет, если изъять наречия?

Ближе блестели золотые поля и перелески.... Везде - спереди, справа и слева - виднелись войска. Всё это было оживлённо, величественно и неожиданно; но то, что более всего поразило Пьера, - это был вид самого поля сражения.

ЛЗ: Определите троп словосочетания «золотые поля».

А)эпитет Б) метафора

Задание для работы в парах.

2.

Выразительно прочитайте отрывок. Выпишите из текста наречия, определите их значение.

ПЗ: Что передает с помощью этой части речи автор? Можно ли их опустить?

Песня воды.

Весна воды собирает родственные звуки, бывает, долго не можешь понять, что это: вода булькает, или тетерева бормочут, или лягушки урчат. Все вместе сливается в одну песню воды, и над ней согласно всему блеет бекас божьим баранчиком, в согласии с водой вальдшнеп хрипит и таинственно ухает выпь: все это странное пенье птиц вышло из песни весенней воды.

(М.М.Пришвин.)

Найди в тексте эпитет.

Задания для работы в парах

3.

Выразительно прочитайте отрывок из произведения И.С.Тургенева. Выпишите наречия, определите их значение.

ПЗ: Что передают наречия в этом тексте?

Помнится я видел однажды, вечером, во время отлива, на плоском песчаном берегу моря, грозно и тяжко шумевшего вдали, большую белую чайку: она сидела неподвижно, подставив шелковистую грудь алому сиянью зари, и только изредка медленно расширяла свои длинные крылья навстречу знакомому морю, навстречу низкому багровому солнцу : я вспомнил о ней, слушая Якова.

ЛЗ: Какие обороты речи встретились вам в этом отрывке?


Приложение 3

Анализ текста.

Всякая дружба требует немалых душевных усилий - и всегда терпения. Дружные классы чаще всего формируются вокруг кого-то одного, кто упрямо, настойчиво собирает бывших одноклассников. Чаще всего это -учитель. Но есть классы, объединённые кем-то из учеников. Для Лицея таким «кем-то» был Пущин. Все пути, вся жизнь бывших лицеистов были разные. Общее одно - юность. Этой юности Пущин не изменил сам и не позволил изменить никому, он никогда ни о ком не забывал.

(Н.Долинина)

Дружба лицеистов, оставшаяся примером, эталоном человеческих отношений, возникла потому, что мальчики сумели взглянуть друг на друга « с полным благорасположением». Это чувство братства сохранилось у них на всю жизнь. Пятидесятилетний Пущин неустанно спрашивал в письмах из Сибири о каждом из братьев по Лицею.

(Н.Долинина)

© 2010-2022