- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок-практикум по литературе в 11 классе
Урок-практикум по литературе в 11 классе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мусихина В.П. |
Дата | 04.08.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
"ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК":
УРОК ПРАКТИКУМ В 11 КЛАССЕ
Тема урока: Мотив любви, торжествующей над смертью.
Цели урока:
-
развивать навыки творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий рассказа И. А. Бунина "Чистый понедельник";
-
провести анализ образной системы рассказа путем организации исследовательской работы учащихся;
-
продемонстрировать "строгость, серьезность, экономию" художественного слова Бунина - "лучшего стилиста современности" (М. Горький).
Модель урока.
Первый этап работы: мотивация исследовательской деятельности учащихся в системе уроков по изучению творчества Бунина.
Дидактическая цель - применение знаний и умений старшеклассниками в процессе их самостоятельной поисковой деятельности.
На этом этапе работы важен настрой на внимательное чтение произведения.
Открытие "бурной потаенной жизни души" автора создает чтение статьи Ольги Кучкиной "Бунин Иван Алексеевич" (1). Статья размножена и лежит на каждой парте. Две сквозные темы биографической статьи: "обостренное чувство жизни рядом с обостренным чувством смерти", - эмоционально настраивают школьников на углубленное чтение, поддерживают интерес к бунинским произведениям.
Второй этап работы: самостоятельная деятельность учащихся, которым предлагается выполнить исследовательские задания. Ученикам даются карточки с заданием, настраивающим на определенный алгоритм работы:
-
сформулируйте цель работы в соответствии с заданием;
-
составьте план работы;
-
прочитайте текст и проведите предварительные наблюдения над стилем писателя;
-
выпишите языковые элементы (метафоры, сравнения, эпитеты и др.);
-
систематизируйте и прокомментируйте ваши наблюдения и выписки;
-
обобщите результаты работы, сделайте вывод;
-
обсудите с соседом по парте результаты работы;
-
подготовьте короткое выступление.
Задания для самостоятельной работы.
-
Сборник рассказов "Темные аллеи" в творчестве Бунина. Можно ли назвать его своеобразной "Энциклопедией любви"? Перечислите изображаемые автором любовные ситуации, проявления героями чувства любви. Почему о концепции любви в рассказах Бунина можно сказать "сильна как смерть"? Почему счастье влюбленных героев в "Темных аллеях" столь недолговечно? Что его разрушает?
-
Прокомментируйте название книги "Темные аллеи". Известно, что на его выбор писателем оказало влияние стихотворение Н. Огарева "Обыкновенная повесть":
Была чудесная весна!
Они на берегу сидели -
Река была тиха, ясна,
Вставало солнце, птички пели;
Тянулся за рекою дол,
Спокойно, пышно зеленея;
Вблизи шиповник алый цвел,
Стояла темных лип аллея.
Была чудесная весна!
Они на берегу сидели -
Во цвете лет была она,
Его усы едва чернели.
О, если б кто увидел их
Тогда, при утренней их встрече,
И лица б высмотрел у них
Или подслушал бы их речи -
Как был бы мил ему язык,
Язык любви первоначальной!
Он верно б сам, на этот миг,
Расцвел на дне души печальной!…
Я в свете встретил их потом:
Она была женой другого,
Он женат, и о былом
В помине не было ни слова;
На лицах виден был покой,
Их жизнь текла светло и ровно,
Они, встречаясь меж собой,
Могли смеяться хладнокровно…
А там, на берегу реки,
Где цвел тогда шиповник алый,
Одни простые рыбаки,
Ходили к лодке обветшалой,
И пели песни - и темно
Осталось, для людей закрыто,
Что было там говорено,
И сколько было позабыто.
(1842)
Сопоставьте сюжет стихотворения и общую "модель" цикла "Темные аллеи": что общего и каковы существенные различия? Постройте ассоциативный ряд поэтических образов, музыкальных и живописных иллюстраций к этому названию.
-
Почему в цикле особое место занимает рассказ "Чистый понедельник", героиня которого, уходит в монастырь "выходит из цепи в тот высший мир, лишь бледным отражением которого является земная плотская любовь"? Интерпретации рассказа различны: "Чистый понедельник" рассматривается то как рассказ о "странностях любви" и иррациональности женской души, то как история о трагическом душевном надломе, то как повествование о России - "О ее дореволюционном настоящем и возможном, желаемом будущем". Какая из предложенных интерпретаций кажется вам более убедительной и почему? Дайте краткую характеристику структуры рассказа (повествователь-рассказчик, сюжет, система образов).
-
Какие имена реальных деятелей литературы и искусства упоминаются в рассказе? Сопоставьте их краткие биографические справки. В случае затруднения обратитесь к справочной литературе. Как показывает автор несовместимость разных "стилей" московской жизни?
-
В рассказе даны точные названия различных мест в Москве. Выпишите их в соответствии с последовательностью упоминания в тексте. Какую роль в реализации замысла играет такая организация художественного пространства?
-
В центре повествования образ героини, "непонятной" рассказчику. Выпишите из текста строки с семантическим компонентом "загадочный", "странный". Какую роль они играют в создании облика героини? Покажите, как "врывается трагическая нота… мотива незнания, непонимания, бесполезности поисков причин и предугадания следствий - непостижимости окружающего мира, своей души и души другого". Отметьте признаки, характеризующие противоречивость внутреннего мира героев, их поведения: Восток - Русь, новое - старое, темное - светлое. Что отражает эта противоречивость? "Каковы источники внутренней неуспокоенности, духовного "странничества" героини?"
-
В тексте детально описывается внешность героини. Найдите повторяющиеся детали портрета (эпитеты, сравнения, метафоры). Какие признаки доминируют? Как в облике героини подчеркивается мотив "восточной" красоты?
-
Как проявляется в героине "чувства родины, ее старины"? Почему она выбирает путь самоотречения, очищения , путь отказа от "беспочвенности"? Какие особенности речевой характеристики героини вы можете отметить? Когда вспыхивает "тихий свет" в ее глазах?
-
Перечитайте сцену последнего свидания: "Я почему-то очень внимательно смотрел на них. И вот одна из идущих по середине вдруг подняла голову, крытую белым платком, загородив свечку рукой, устремила взгляд темных глаз в темноту, будто как раз на меня… Что она могла увидеть в темноте, как могла она почувствовать мое присутствие?"
Как усиливается мотив света, преодолевающего тьму? Почему и как исчезает мотив непонимания? Как включает автор своих героев в историческое пространство Москвы?
-
"В финале произведения появляется образ великой княгини Елизаветы Федоровны, основательницы Марфо-Мариинской обители, подвижницы, мученически погибшей в 1918 году с келейницей в Алапаевской шахте и причисленной к лику святых." Описание Елизаветы Федоровны в тексте строится под влиянием иконописных канонов. Обращение к образу великой княгини расширяет временную перспективу рассказа и ассоциативно указывает на будущие страшные испытания, на возможную судьбу героини избравшей в поисках цельности "путь Сергия Радонежского".
Проследите, как развивает автор тему преемственности духовного подвига и жертвенной любви? Докажите, что в рассказе торжествует мотив любви, преодолевающий смерть. Найдите словесные образы, в которых находит выражение мотив смерти, победы над нею.
-
"События рассказа протекают в январе-марте. В тексте упоминаются религиозные праздники: Прощенное воскресенье (последнее воскресенье перед Великим постом), Чистый понедельник (открывает первую неделю Великого поста)." Как это сказывается на смысловом итоге рассказа? Можете ли вы согласиться с таким ответом на вопрос, почему Бунин назвал свой рассказ "Чистый понедельник": "В этот день героиня очистилась от праздной бессмысленной жизни, от любви героя. Не найдя красоты, духовности, в современном ей мире, героиня уходит от него туда, где, как ей кажется, они есть: в прошлое, в допетровскую Русь, в монастырь"?
Третий этап работы: выступления учащихся. Учитель предоставляет слово выступающим, комментирует и корректирует, определяет темп работы, рекомендует дополнительную литературу, оценивает работу одиннадцатиклассников.
Домашнее задание: самостоятельный анализ читательского восприятия одного из рассказов И. Бунина ("Холодная осень", "Солнечный удар", "Натали"): эмоции, воображение, ассоциации.