Русский язык и Литература

  • Конспект урока русского языка на тему «Эстетическое восприятие художественного текста и элементы его комплексного анализа» (9 класс)Тема урока: Эстетическое восприятие художественного текста и элементы его комплексного анализа (урок подготовки к государственной итоговой аттестации). Урок способствует обобщению и систематизации знаний учеников, цель которого — создание комфортных условий при подготовке к государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе. На данном уроке: - отрабатываются навыки выполнения тестовых заданий в форме ГИА; - идёт развитие навыков анализа текста и умения создавать собственный те...
  • Тест по литературе для 10 класса «Творчество Н. С. Лескова»Описание материала: Тест по творчеству Н.С. Лескова предназначен для обучающихся 10 класса. Поскольку учебное время на изучение творчества Н.С. Лескова ограничено, контроль за усвоением знаний осложнен. А данные тестовые задания предполагают проверку общего уровня основополагающих знаний о системе персонажей произведений, их идейном содержании, основных композиционных особенностях. Использованные в тесте цитаты помогают выявить умение учащихся воспринимать авторское слово, видеть его смыслову...
  • Урок по русской литературе для 10 класса по роману Н. Г. Чернышевского «Что делать?»Описание материала: Современные дети не любят читать, их мало интересует литература, тем более такой идеологический роман, как Что делать? они читать с увлечением, конечно же, не будут. Настраиваю своих десятиклассников к изучению романа с самого начала учебного года. Когда во время бурных обсуждений каких-либо жизненных вопросов мои ученики теряются, не могут найти правильный ответ, я хитро улыбаюсь и говорю: А ведь в русской литературе есть такой роман, который дает ответ на...
  • Итоговый тест по русскому языку для 9 -10 классовВыдержка из материала: Данный тест предназначен для проверки знаний учащихся 9 - 10 классов. Тест состоит из 2-х блоков. Диагностическая работа А8. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И? Кто свет_т, тот и вид_т лучше. Путь не открыва_тся перед тем, кто не бор_тся. Когда люб_шь, то такие богатства открыва_шь в себе. Скаж_шь – не ворот_шь. А10. В каком слове пишется разделительный Ъ? Транс_урановый Трех_актный Б_ет Ад_ютант А11. В каком слове пишется -НН-? Ветре_ый день ...
  • Урок для 10 классов «Художественный мир слова» (Элективный курс)Описание материала: Разработанная система по формированию языковой личности на занятиях элективного курса Художественный мир слова предполагает углубленное изучение литературы как искусства слова. Позволяет выработать у учащихся стремление к продуктивному мышлению, освоить литературоведческие понятия, которые способствуют более глубокому постижению текстов художественных произведений Достоевского, одного из великих провозвестников справедливости и добра, непревзойденного мастера слова. В ...
  • Контрольная работа по литературе за курс 10 класса (в 3-х вариантах)Контрольная работа по литературе за курс 10 класса, разработанная в 3-х вариантах, предполагает проверку знаний учащихся по изученным произведениям на трех уровнях. В работу включены задания как на проверку литературоведческих терминов и понятий, так на знание текста, героев произведений. Задания первого уровня — пять заданий с выбором ответа (тесты), второй уровень заданий — пять заданий с кратким ответом (одно-два слова), третий уровень — одно задание с развернутым ответом. К контрольной р...
  • Рейтинговая система оценки достижений учащихся по русскому языку и литературе в 10 классеРейтинговая система оценки достижений учащихся по русскому языку и литературе в 10 классе. В данную разработку входят: ведомость (для учителя, туда заносятся баллы учащихся), зачётная книжка (для учащихся,туда дети ставят свои баллы, т.к. в журнал и в дневник идут оценки только за модули,текущие баллы не выставляются), рейтинг по предметам (представлены рейтинги по русскому языку - 3 модуля и литературе - 4 модуля.) Пока, данная система оценивания достижений учащихся, находится в разработке,я ...
  • Урок литературы для 10 класса «Написанная вопреки всем правилам. .. » (Сопоставительный анализ пьес А. П. Чехова «Чайка» и П. М. Невежина «Вторая молодость»)Выдержка из материала: 3. Ассоциативные впечатления. Слово учителя о состоянии театральной жизни рубежа 19 – 20 веков, с включением в работу группы мемуаристов. 4. Актуализация домашнего задания (новаторские черты пьес Чехова, найденные в процессе изучения Вишневого сада). 5. Эмоциональный аспект урока – сообщение о грандиозном провале первой постановки Чайки Чехова на сцене Александринского театра (группа учащихся с комментариями учителя) 6. Постановка проблемного вопроса: Почему бы...
  • Урок внеклассного чтения по литературе в 10 классе «Образ «маленького человека» в повести Елены Чижовой «Нюточкин дом»»Урок внеклассного чтения по повести современной петербургской писательницы Елены Семёновны Чижовой может быть проведён в 9 классе после изучения повести Гоголя Шинель или в 10 классе в начале года, когда ученики ещё раз обратились к теме маленького человека. Этот урок позволяет повторить способы характеристики героев, закрепить умение сравнительного анализа произведений и литературных героев. Для детей образ главной героини привлекателен тем, что это женский образ, образ нашей современницы. П...
  • Урок внеклассного чтения в 10 классе «Прославим мать святого воина» (по рассказу Николая Иванова «Золотистый золотой»)Урок внеклассного чтения в 9-11 классах Прославим мать святого воина (по рассказу Николая Иванова Золотистый золотой)Цели: Формировать навыки анализа художественного произведения Подвести учащихся к пониманию, что мать – это человек, которое способен ради своего дитя на любые испытания, даже на подвиг. Воспитать чувство патриотизма, уважения и преклонения перед подвигами матерей и российских солдат в Чечне. Оборудование: музыка, презентация, текст рассказа Н.Иванова Золотистый золотойЭп...
  • Олимпийский урок по русскому языку для 10 класса по теме «Части речи. Причастие»Олимпийский урок Открытый урок по русскому языку в 10 классе по теме Части речи. Причастие Тип урока: урок повторения изученного материала Вид урока: урок-соревнование Технология: элементы игровой технологии Цели: Систематизировать знания, полученные при изучении темы Причастие, закреплять ее наиболее важные положения для выполнения заданий ЕГЭ, способствовать прочному и сознательному усвоению знаний. Развивать мышление, речь, память учащихся, а также стремление к наилучшим результатам....
  • Контрольная работа по русскому языку для 10 класса по теме «Лексика»Контрольная работа по теме Лексика предназначена для учащихся 10 класса после повторения материала по данному разделу. Способствует подготовке к единому государственному экзамену по предмету. Работа включает в себя задания части А с выбором правильного ответа (только один из четырёх ответов правильный) и части В, которая предполагает следующие задания (на основе предложенного текста): В1. Подберите синонимы к выделенным словам. В2. Подберите антонимы к выделенным словам. В3. Придумайте по па...
  • Контрольно-измерительные материалы по литературе для 9-10 классовКонтрольно-измерительные материалы по литературе для 9-10 классов включают в себя: 5 карточек на проверку знания текста романа М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени (предполагается узнавание героев произведения, краткий пересказ), два варианта вопросов для контрольной работы по литературе 19 века (9 класс - можно использовать в конце года), три карточки с прилагаемыми вопросами для анализа по пьесе Гроза Островского и задания для контрольной работы после изучения лирики Тютчева, Фета и Некра...
  • Конспект по русской литературе для 10 класса по теме «К нему не зарастёт народная тропа. .. »Описание материала: Что влияет на успех урока? Прежде всего, четкая постановка его цели и правильное определение задач, которые должны быть решены на уроке. Целью данного урока стал анализ стихотворения А.С.Пушкина Я памятник себе воздвиг нерукотворный…, через который учащимся необходимо понять основной замысел поэта о бессмертии человека-творца. Задачи урока были сформированы следующим образом: систематизировать и обобщить знания учащихся, полученные на предыдущих уроках литературы, про...
  • Внеклассное мероприятие «Конкурс знатоков русского языка и литературы» для 7-10 классовОписание материала: Данное мероприятие разработано для проведения Недели русского языка и литературы. Может быть использовано для учащихся 7-10 классов. Мероприятие представляет собой конкурс, в котором соревнуются 2 команды. Вашему вниманию представлены задание на знание теоретического материала по русскому языку, этимологии слов, знание пословиц и поговорок, литературных произведений, в том числе, сказок, есть задание для полиглотов. представлены также загадки-шутки, задания-ребусы. Данное мероприятие позволяет воспитывать интерес учащихся к предмету, обогатить словарный запас, углубить полученные знания.
  • Урок - творческая мастерская по западноевропейской литературе 2-й половины XIXв. в 10 классеТворческая мастерская - это итоговый урок в десятом классе (гуманитарном) по западно-европейской литера-туре второй половины девятнадцатого века. Цель урока- создание условий для формирования навы-ков и умений анализировать, сравнивать, обобщать, развитие творческой компетентности, умения работать в группах. Ученики сами учатся составлять задания для проверки знаний. На втором этапе урока проверяются знания всех: одна группа задаёт вопросы участникам других групп.Помимо оценки за ответы оценивае...
  • Конспект внеклассного мероприятия для 10 класса «Вечер творчества Василия Шукшина»Описание материала: В содержание сценария вошли стихи известных поэтов и современников Василия Шукшина: Владимира Высоцкого, Евгения Евтушенко, песни Булата Окуджавы. Учащиеся читают стихи, отрывки из воспоминаний В. Шукшина. Смело проходит обсуждение проблемы города и деревни, о внешней грубости и внутренней беззащитности героев Шукшина. В беседах учащиеся рассуждают о совести, о правде, о героическом прошлом, о том, что с нами происходит. Пытаются найти ответ на вопрос, чем привлекательны...
  • Урок по русскому языку для 10 класса на тему «Местоимение как самостоятельная часть речи. Разряды местоимений»Описание материала: Тема: Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. На уроке повторяли общие сведения о местоимении: определение, грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая функция. На слайдах представлены разряды местоимений, их правописание, употребление. Использованы тексты из художественной литературы на определение разрядов местоимений. Подобран материал из устного народного творчества (пословицы, загадки), где употребляются вопросительные, отрицательные, неопределенные местоимения( их нужно было вставить вместо точек). Из учебн...
  • Урок - викторина по роману Толстого «Война и мир», 10 классОписание материала: Данный урок рассчитан на то, чтобы проверить знания учащимися содержания произведения. За основу вопросов викторины взяты наиболее важные сцены романа, наиболее значительные персонажи. Викторину может проводить как учитель, так и заранее подготовленный ученик. Класс может быть разделён на команды или данную викторину можно использовать в качестве тестирования. Данная викторина направлена на стремление сформировать у учащихся внимательное отношение к слову, развитие зоркост...
  • Конспект урока по русской литературе для 10 класса «Заочная экскурсия в музей-заповедник М. А. Шолохова Донского края»Описание материала: Ресурс представляет собой конспект урока для заочной экскурсии в Музей-заповедник М.А.Шолохова и ориентирован на учащихся 10-х классов. Цель урока: знакомство с корнями и истоками творческого вдохновения писателя, с основными этапами его творческой жизни. Задачи урока: сформировать знания о личности и творчестве Михаила Шолохова; расширить культурный кругозор учащихся, воспитать осмысленное отношение к национально-культурным ценностям, развить творческое воображение, эстетический вкус, стимулировать познавательную деятельность; воспитать патриотические чувства, интерес к русской классической литературе, к её лучшим представителям как духовному наследию нашей культуры.
  • Конспект урока по литературе для 10 класса «Символичность названия и актуальность рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре»»Описание материала: В нашей жизни очень часто не хватает времени на общение, не хватает понимания среди друзей и близких, не хватает искренности в отношениях. Все куда-то торопятся, решают текущие вопросы и задачи, и не замечают, как пролетают день за днем, как проносятся самые счастливые и неповторимые моменты. Одна из наболевших проблем молодежи 21 века - это инертность и закрытость. Это происходит из-за страха быть непонятым, из-за страха критики со стороны взрослых, из-за ощущения ненужн...
  • Урок - практикум в 10 классе по русскому языку «Работа с текстом: определение темы, проблемы, авторской позиции, подбор аргументов»Описание материала: Урок - практикум в 10 классе по русскому языку. ТЕМА: Работа с текстом: определение темы, проблемы, авторской позиции, подбор аргументов Повторение. Основные этапы работы над текстом: определение темы, идеи текста, авторской позиции, подбор аргументов для высказывания собственного мнения. Если тема и идея, проблема текста будут определены неверно, то и все рассуждения окажутся неправильными. Кроме того, при написании сочинения-рассуждения вы обязательно должны аргумен...
  • Урок русского языка в 10 классе «Учимся понимать исходный текст»Выдержка из материала: Учащиеся: Записывают тему урока в тетрадь. - Учимся понимать исходный текст. Мы продолжаем работу с текстом. Начнём с филологической разминки. На экране текст. Мы должны, ознакомившись с ним, решить: подписывать этот документ или нет. Будьте внимательны: решается судьба российского производителя. В чьих интересах принятие этого документа? Не ошибитесь.“Поддерживаем требования противников расширения движения за запрещение выдачи разрешений на беспошлинный ввоз иностранных...
  • Конспект по русскому языку для 10 класса по теме «Словообразование и морфемика»Описание материала: Тип урока - работа по модулю, рассчитан на 2 часа. Конспект урока включает в себя тему урока, цели и задачи: I) Повторение 1) основных сведений по морфемике: А) Понятие морфема слова, разновидности морфем; их функции; семантика морфем; Б) Основа слова; прерывистая основа; В) Формы слова и однокоренные слова; Г) Исторические чередования в морфемах; Д) Омонимичные морфемы; Е) Алгоритм морфемного анализа слова. Ж) Попутное повторение разделов Фонетика, Морфологи...
  • Тематическое планирование по русской литературе для 10 классаВыдержка из материала: Драма Бесприданница. 1 Проследить, как Островский раскрывает Вопросы . Работа по группам. 7.09 Я любви искала и не нашла по драме Бесприданница. 2 Проблематику, трагедию талантливой личности. Чтение комедии Свои люди- сочтемся.Чтение статьи в учебнике146-150. 7.09-11.09 Комедия Свои люди- сочтемся. 1 Проследить как Островский раскрывает проблематику комедии. Анализ комедии. 11.09 Катерина в борьбе ...
  • Урок литературы для 10 класса на тему «Авторская позиция в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»»Описание материала: Это урок-обобщение изученного материала с целью осмысления позиции автора помогает учителю познакомить учащихся с позицией Достоевского – писателя, человека и гражданина через работу над основными сценами романа, развить у учащихся умения воспринимать, анализировать, навыки сопоставления и обобщения, научить их критически оценивать прочитанное, развить , воспитать гуманизм, милосердие, стремление неприятие унижения человеческого достоинства, читательскую культуру. Применяе...
  • Учебно-исследовательская работа по русскому языку учащейся 10 класса социально-гуманитарного профиля Никифоровой Елизаветы на тему «Языковое манипулирование в сфере рекламы и потребитель»Описание материала: Всё чаще в современном образовании стали привлекать учащихся к учебно-исследовательским работам. Представленное исследование выполнено учащейся 10 класса социально-гуманитарного профиля. Выбранная тема исследования соотносится с изучением раздела Социолингвистика в курсе 10 класса указанного выше профиля. Учащаяся успешно защитила свою работу на школьном конкурсе учебно-исследовательских работ. Возможно, эта работа будет интересна коллегам и поможет активизировать педаго...
  • Урок русской литературы в 10 классе по теме «Миротворческая миссия великого писателя, мыслителя»Описание материала: Еще один черный день в России. Теракт в Волгограде. Этот город довольно видел крови и смертей. Зачем опять, в мирное время, погибают люди? Как остановить эту необъявленную войну? Хочу предложить урок-интерактивную лекцию Миротворческая миссия великого писателя, мыслителя. Возможно, мудрость Л.Н.Толстого пробудит в сердцах детей отрицание всякого насилия. Более десятка лет при изучении романа Л.Н.Толстого Война и мир я планирую урок Миротворческая миссия великого мысли...
  • Проверочная работа по произведениям А. П. Чехова для учащихся 10 класса (базовый уровень)Проверочная работа по произведениям А.П.Чехова для учащихся 10 класса (базовый уровень). Цель контрольной работы - проверить знание материала по изученной теме. Работа проводится после изучения произведений А.П.Чехова. Работа составлена не только из тестовых заданий, но и заданий на размышление. Последнее задание предполагает сочинение-рассуждение. К материалу прилагаются ответы и возможные критерии оценки. Возможные критерии оценки5 - 15-12 баллов, 4 - 11-9 баллов, 3 - 8-7 баллов,2 - ...
  • Интегрированный урок литературы и истории в 10 классе на тему «Гроза двенадцатого года…» (по историческим материалам и роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)Предлагаемый урок поможет учащимся сравнивать взгляды историков и писателей, проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю. Основная цель работы – развивать чувство патриотизма на ярких примерах героизма русской армии, приобщить к архивным материалам, литературным и историческим источникам. Цели урока: v показать историческое значение Бородинской битвы, её стратегическое значение в ходе Отечественной войны 1812 г.; научиться сравнивать взгляды историков и писателей, делать выводы; v проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю; раскрыть их слабость и силу; v развивать чувство патриотизма на ярких примерах героизма русской армии, приобщать к архивным материалам, литературным и историческим источникам, свидетельствующим о храбрости русских воинов, готовности защищать свою Родину.Методические приёмы: комментированное чтение, анализ эпизодов, беседа по вопросам, тест, составление опорных схем-конспектов, заполнение таблицы, работа в группах, викторина.
  • Конспект урока русского языка в 10 классеКонспект урока русского языка в 10 классе по теме Лингвистический анализ текста.Данный материал включает в себя цели: обучение лингвистическому анализу текста, подготовка к написанию сочинения-рассуждения (ЕГЭ, часть С),развитие связной монологической речи учащихся, их логического мышления,способствовать нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей. Для учащихся 10кл поставлены задачи расширения лексического запаса,воспитание читательск...
  • Урок русского языка в 10 классе по теме «Служебные части речи»Урок русского языка по теме Служебные части речи в 10 классе проводится с учетом подготовки к ЕНТ. Урок построен с использованием технологии критического мышления. Анализируя текст воспитательного и патриотического значения Послание президента РК, ученики повторяют сведения о служебных частях речи, правописание союзов и предлогов. Также на уроке используются опорные схемы-конспекты Ю. Меженко. Цели: 1. Активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации. 2. Развивать умения учащихся - самостоятельно определять свои знания — незнания по изучаемой теме; - работать в группах; - сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки; - систематизировать материал в кластер. 3. Воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение. Задачи: создать условия для обобщения и углубления знаний по теме Служебные части речи: способствовать развитию аналитических умений при работе с публицистическим текстом, активизации самостоятельной деятельности учащихся, развитию устной и письменной речи, навыков исследовательской работы; способствовать воспитанию патриотических чувств, осознания причастности к судьбе своей страны, ответственности, гордости, любви к Родине; активной жизненной позиции. Оборудование: интерактивная доска; презентация к уроку, тексты с заданиями, ОСК, карточки эмоционального состояния, карточки самооценки и оценки работы на уроке группой Методы: Ø словесно-наглядный; Ø практический; Ø проблемный; Ø частично-поисковый; Ø аналитический. Применяемая технология: РКМЧ Стратегии, используемые на уроке: Ø “ Кластер”, Ø таблица “ Знаю- Хочу знать – Узнал”, Ø “ Мозговой штурм”.
  • Презентация по литературе 10 класс «Жизнь и творчество Тургенева И. С. »Данную презентацию можно применять на уроках литературы при изучении творчества И.С. Тургенева в 10 классе. Урок разработан с целью привлечь внимание учащихся к личности и творчеству писателя.Презентация состоит из пятидесяти двух слайдов, каждый из которых иллюстрирован фотоматериалом. Содержание слайдовой презентации включает в себя сведения о жизни и творчестве Тургенева. Дан перечень произведений Тургенева и их краткая характеристика.Презентация содержит фотографии дома-музея И.С. Тургенева в Спасское-Лутовино.
  • Урок по литературе для 10 класса «Истинные и ложные мотивы преступления Раскольникова»Представлена методическая разработка урока по литературе Истинные и ложные мотивы преступления Раскольникова. Урок направлен не только на выявление точки зрения автора и определение основных мотивов и причин преступления Раскольникова , но и на то, чтобы учащиеся пришли к размышлению о том, что насилие в любой форме приводит только к катастрофе, к уничтожению жизни на земле . Роман Преступление и наказание -первый роман Достоевского, в котором широко и всесторонне исследуется воздействие иде...
  • Урок. «Комплексный анализ текста». Рассказ А. П. Чехова «Человек в футляре» 10 классНа уроке рассматривалось идейно-художественное своеобразие рассказа А.П.Чехова Человек в футляре. Учащиеся знакомятся с элементами философии текста, углубляют знания по структуре текста и его тематике. Через чтение и письмо развивают навыки критического мышления. Раскрывая характер главного героя, дополняют свои знания по теме Типизация художественных образов: хлестаковщина, чичиковщина, беликовщина. Анализ текста проводился на разных уровнях: синтаксическом, лексическом, морфологиче...
  • Открытый урок в 10 классе «Словари - наши друзья»Цели: повторить и закрепить, расширить и систематизировать знания учащихся о лексике; познакомить с разными словарями, учить работать с ними; воспитывать интерес к книге и бережное отношение к русскому слову; повышение стремления к обогащению знаний. Эпиграфы к уроку.Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке.А. Франс. Определите точно каждое слово, и вы избавитесь от половины заблуждений.Декарт.Многие знают: листать словари – огромное удовольствие. Откроешь на полминуты и не можешь... В. М. Песков.
  • Урок по русскому языку для 10 класса «Лексико-морфологические средства выразительности»Урок русского языка для 10 класса Лексико-морфологические средства выразительности Цели: 1) Обобщить уже имеющиеся у учащихся знания по средствам лексической выразительности. 2) Познакомить учащихся с грамматическими средствами выразительности. 3) Закрепить практически знания по лексико-морфологическим средствам выразительности. Кроме того, данный урок поможет для подготовки к заданию В8 Единого Государственного Экзамена по русскому языку, способствует закреплению орфографической и пунктуационной.грамотности.
  • Урок литературы в 10 классе на тему: «Мысль семейная в романе Л. Н. Толстого «Война и Мир»Этот урок раскрывает сюжетную особенность произведения в идейной концепции романа; помогает показать внешнее различие принципов воспитания в семьях Ростовых и Болконских и единство их духовных начал; Материал данного урока воспитывает бережное и внимательное отношение к своей семье.На этом уроке рассматриваются литературные понятия:Художественная деталь в портрете,антитеза.Используются разнообразные методы:Индуктивный метод при языковом исследовании;сравнительный анализ;аналитическая беседа.Испо...
  • Методические рекомендации к зачёту. Зачёт №1 по русскому языку в 10 классеЗачёт в школе пенитенциарной системы – это один из основных форм учёта (контроля) знаний и умений учащихся, который имеет большое воспитательное значение, способствует формированию культуры учебного труда, навыков самообразования, ответственного отношения к учению. Содержание зачёта должно охватывать весь подлежащий усвоению материал определённой темы или раздела и обеспечить достаточную полноту проверки знаний и умений учащихся. В зависимости от содержания и объёма учебного материала выносимого на зачёт, а также от состава учащихся и условий работы школы могут быть использованы различные виды проведения зачётов, по усмотрению учителя: письменный, устный, устно-письменный, устно-лабораторный, лабораторный, комбинированный. Подготовка к тематическому зачёту начинается с первого урока изучения темы. Учитель знакомит учащихся с тем, какие знания по теме необходимо ему усвоить обязательно. В каждом кабинете должен быть оформлен уголок Готовься к зачёту!, в котором должны быть отражены вопросы для подготовки к зачёту, указаны даты и время проведения зачётов, перечень умений и знаний , необходимых для успешной сдачи зачёта. Во время выполнения зачёта разрешается пользоваться учебной и справочной литературой.
  • Урок русского языка в 10 классеРаздел русского языка Фразеология содержит в себе огромный образовательный, развивающий и воспитательный потенциал, поэтому изучение фразеологии - важнейший этап овладения русским языком. Фразеологические единицы, отражая в своей семантике длительный процесс развития культуры народа, фиксируют и передают от поколения к поколению культурные установки и стереотипы. Употребление фразеологизмов усиливает выразительность фразы, т.к. в большинстве из них присутствуют обобщенно-метафорический смысл, оц... Данный урок способствует обогащению речи обучающихся фразеологизмами, усвоению их значений и особенностей. В ходе исследования текста обучающиеся делают вывод о роли фразеологизмов в художественном тексте. Урок построен на опережающем задании - работе учащихся с материалом учебника, дополнительной литературой и составлении сообщений по данной теме, что способствует успешному запоминанию материала, а также воспитанию интереса к изучению родного языка. Также данная разработка урока включает лингвистическую разминку. На уроке используется различный тренировочный материал, работа с текстом, решение типовых задач. Все эти задания помогают не только расширить, углубить знания обучающихся по теме Русская фразеология, но и обогатить словарный запас, повторить необходимые сведения по грамматике, орфоэпии, орфографии. Все этапы урока способствуют формированию, совершенствованию языковой, лингвистической, коммуникативной, культурологической компетенций обучающихся.
  • Урок русского языка в 10 классе по теме «Правописание наречийКонспект урока русского языка в 10 классе по теме: Правописание наречий. Цель: совершенствовать навык применения основных типов орфограмм – правописание наречий, изученных в 5–9 классах, порядок действий при решении орфографических задач. Тип урока: комбинированный. Методы: исследовательский, самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.Оборудование: компьютер, мультимедийный аппарат, ноутбуки у каждого учащегося, аудиозапись, опорные схемы, словари, презентация с тестом.Учитель: Кроневальд Елена Леонидовна
  • Обобщающий урок по русскому языку в 10 классе по глаголуОписание материала: Разработка данного урока по русскому языку в 10 классе связана с необходимостью повторения материала и углубления знаний о глаголе и глагольных формах, поэтому целью урока стало освоение лексических, грамматических и стилистических особенностей данной части речи. Из поставленной цели вытекают и задачи урока: создать условия для обобщения знаний, развитие умений классификации, коммуникативные навыки; Отсюда были выбраны виды деятельности учащихся, соответственно их возрасту и...
  • Уроки литературы в 10 классе по творчеству Ф. Тютчева и А. Фета с применением ИКТУсилить бой бестрепетных сердецРазработка предлагает методические рекомендации уроков литературы в 10 классе по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета (3 часа). Уроки проходят в форме эвристического семинара, предполагают обучение анализу стихотворений, В материалах также предлагается Рабочая тетрадь. Уроки предполагают разные формы деятельности учащихся: индивидуальную работу с применением ИКТ, групповую работу при анализе стихотворений и создание творческого проекта(ролик-ассоциация), варианты в...
  • Урок русского языка в 10 классе Тема: Правописание НЕ с разными частями речиУрок русского языка в 10 классе Тема: Правописание НЕ с разными частями речи. Цель: закрепление навыков правописания НЕ с разными частями речи; определение роли отрицательных частиц в художественном тексте; формирование навыков монологической речи. Технологии: - проблемное обучение, - групповая, - игровая, - информационно – коммуникативная Формы и методы: - мозговая атака - дидактическая игра - исследование текста - инсер Оборудование: компьютер, интерактивная доска.На этом уроке отрабатываются навыки правописания Не с разными частями речи, формируются навыки анализа художественного произведения; отрицательная частица как средство раскрытия идеи художественного произведения и его композиции.
  • Конспект урока «Безударные гласные в корне слова», 10 классОписание материала: Тема Безударные гласные в корне слова считается одной из трудных тем в курсе русского языка. С одной стороны, проверяемые гласные в корнях нескольких тысяч слов, с другой стороны, непроверяемые согласные в корне слова (так называемые словарные слова), а также чередующиеся гласные в корне слова. Только постоянная отработка этих правил, большой словарный запас (который достигается каждодневным чтением разнообразной литературы) поможет учащимся справиться с трудностями в этой...
  • «Неотразимая потребность новой жизни, новых людей» (Н. А. Добролюбов). Урок в 10 классе по роману И. С. Тургенева «Накануне»Урок в 10 классе по роману И.С.Тургенева на тему: Неотразимая потребность новой жизни, новых людей (Н.А.Добролюбов).Данный урок позволяет проанализировать произведение на примере трёх эпизодов из романа И.С.Тургенева Накануне , это проблемный урок, который предполагает самостоятельную аналитическую работу учащихся с текстом произведения, в результате чего формируется мнение учащихся, определяется их позиция, выявляется позиция автора романа. Такая технология урока способствует внимательном...
  • Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 10 классе (профильный уровень)Описание материала: Тематическое планирование помогает учителю увидеть весь учебный процесс в целом. Данное календарно-тематическое планирование составлено по учебнику Схарова В.И., Зинина С.А Планирование носит рекомендательный характер и может быть окорректировано учителем в случае необходимости. Рассчитано на профильный класс школы. В планировании увеличены требования к методике: увеличено количество часов на лекционные, семинарские занятия, уроки-конференции, уроки-исследования, урок...
  • Диалог искусств – литература и кино - при изучении романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в 10 классеОписание материала: Мы привлекли на уроке литературы по изучению романа Достоевского, просмотрели экранизации произведения, которые были разработаны разными режиссерами на экране. Свидригайлов — образ человека, который вел беспутную жизнь. На уроке учащиеся смогли увидеть в образе героев, то что хотел передать автор произведения. Урок предназначен для учащихся десятого класса, ученики работали активно, отвечали на все задаваемые вопросы. Этот материал помог обучающимся глубже понять авторский ...
  • Урок литературы для 10 класса «Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»»Данная разработка составлена к первому уроку по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание. На уроке организуется групповая работа.На вопросы ребята готовят ответы сообща, выполняют различные задания в команде.Использованы также некоторые структуры Сингапурской методики. В начале урока вспоминаем описание Петербурга у различных авторов, выясняем, каким видели этот город Пушкин, Гоголь. Основную часть урока занимает анализ произведения. Ребята знакомы с романом. Анализируем отрывки , ... На этапе рефлексии ребята выполняют тест.
  • Календарно - тематическое планирование по литературе 10 класс (Коровин В. И.)Рабочая программа по литературе 10 класс разработана на основе Федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений и авторской программы по редакциией Коровиной В.Я.Русская литература XIXвека: 10класс.Учебник в 2-х частях/ Коровин В.И..-М.:Просвещение,2009Программа рассчитана на 210 часов, 3 часа в неделю. Программа содержит следующие разделы: пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к подготовки учащихся, учебно-методич...
© 2010-2018