Русский язык и Литература

  • Рабочая программа по литературе для 8 классаНастоящая рабочая программа по литературе для VIII класса составлена на основании Закона об образовании РФ, Закона об образовании РТ, на основе проекта Федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения.Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русской литературы, которые определены стандартом, конкретизи...
  • Тест по родному русскому языку «Слово в эпическом произведении» для 8 классаМой тест, состоящий из десяти вопросов, предназначен для 8 класса. К тестам даны три варианта ответов, один из которых правильный. Тест представляет собой стандартизированные задания, по результатам выполнения которых можно определить уровень знания учащихся. Тестовые задания могут быть использованы также для проверки некоторых терминов. Работа с тестом имеет и воспитательное значение: она воспитывает у учащихся такие положительные качества, как собранность, сосредоточенность, внимательность....
  • Тема «Пословица-всем делам помощница», 5-8 классИспользование национально — регионального компонента поможет углубить знания учащихся области национальной культуры, традиций, обычаев, так как краеведческий материал содействует воспитанию лучших моральных качеств. В успешном решении воспитательных задач урока и внеурочных мероприятий немаловажную роль играют пословицы и поговорки татарского и русского языка в школьных учебниках. Они, как известно, являются одним из выразительных языковых средств. Выучив пословицы и поговорки, учащиеся, особенн...
  • Урок по литературе по произведению «После бала» (Л. Н. Толстой) для 8 классаДанный урок построен в форме эвристической беседы. В течение урока у учащихся должно сложиться представление о таком литературном приеме , как антитеза. Главным предметом обсуждения является образ полковника. Самостоятельная работа построена по технологии индивидуализированного обучения (ТИО). Это значит, что дети получают индивидуальные карточки и работают по ним самостоятельно каждый в своем темпе. Карточки соответствуют уровням оценок в журнале 3, 4 и 5. На классной доске вывешивается т...
  • Факультативный курс «Речевой этикет и культура общения», для учащихся 8 классаНе оскорблять человека и унижать его достоинства, а, напротив, проявлять доброжелательство помогает речевой этикет, о котором пойдет речь на факультативе Речевой этикет и культура общения Культура должна проявляться во всем: в спорах, в отстаивании собственного мнения, в умении внимательно выслушать собеседника. Цели: 1. Познакомить учащихся с правилами, регулирующими речевое поведение носителей языка. 2. В ходе практических занятий отработать навыки речевой культуры, необходимой для межличн...
  • Урок литературы в 8 классе «Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»»Урок разработан по программе В.Я.Коровиной. Цель урока: раскрыть жизненную основу комедии, понять обстоятельства, приведшие чиновников к их роковой ошибке, показать новый характер драматического конфликта. Урок включает так же работу с авторскими ремарками и литературоведческими терминами. Теория: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, возникновение миражной интриги. Словарная работа: страх, инкогнито, произвол, казнокрадство, мошенничество. В результате анализа текста ...
  • Урок русского языка в 8 классе «Определенно-личные предложения»Урок изучения нового материала разработан по программе М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской. Цели: -обучение умению находить односоставные и двусоставные предложения; -дать понятие определенно-личных предложений; -формировать умение находить определенно-личные предложения по значению, их структурным особенностям; -научить бережно относится к русскому языку, привить любовь. На уроке предусмотрена индивидуальная работа с дополнительным материалом текстов разных стилей, учитывающим межпредметные связи.
  • Тесты за год по русскому языку для 7, 8 классовДанные тесты составлены на основе программы по русскому языку под редакцией Т.А.Ладыженской к учебникам 7, 8 классов. Они позволяют проверить у обучающихся уровень сформированности языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции по темам, изученным в данных классах. Тесты состоят из закрытых и открытых заданий и составлены таким образом, чтобы проверить как теоретические знания, так и практический навык их применения. Кроме этого, тесты дают возможность подготовить обучающихся к сдаче ГИ...
  • Разработка олимпиадных заданий для 4-8 классов по русскому языкуВ материале представлены задания школьного (подготовительного) тура олимпиады по русскому языку для 4 - 8 классов. В документе содержатся ключи для проверки и система оценивания работ, что позволяет проводить олимпиады или осуществить подготовку к данным мероприятиям. Задания разработаны в соответствии с существующими программами по русскому языку.
  • КТП по русскому языку программе С. И. Львовой (8 класс)При разработке календарно-тематического планирования была использована комплексная авторская программа по русскому языку 5-11 классов С.И. Львовой. Главная цель обучения русскому языку в 8 классе - речевое и языковое развитие школьников решается через языковые разделы курса на основе специальных краеведческих знаний. Эта цель определяет следующие задачи: 1) освоение знаний о языке, его функционировании и устройстве в различных сферах общения; о его стилистических ресурсах ; об основ... При разработке календарно-тематического планирования была использована комплексная авторская программа по русскому языку 5-11 классов С.И. Львовой. Главная цель обучения русскому языку в 8 классе - речевое и языковое развитие школьников решается через языковые разделы курса на основе специальных краеведческих знаний. Эта цель определяет следующие задачи: 1) освоение знаний о языке, его функционировании и устройстве в различных сферах общения; о его стилистических ресурсах ; об основ...
  • Формирование навыка универсальных учебных действий при работе с таблицами на уроках русского языка в 6-8 классах, литературы в 8 классеДанный материал представляет собой методические рекомендации по использованию сводных таблиц на уроках русского языка в указанных параллелях, по приёмам обучения учащихся структурированию и заполнению таблиц, позволяющих обобщить материал по той или иной изученной теме. Материал содержит также готовые сводные таблицы по темам Образование причастий, Степени сравнения прилагательных и наречий, Служебные части речи, Главные члены предложения, Второстепенные члены, Однородные члены предло...
  • Урок литературы в 8 классе «А. Толстой «Илья Муромец»Урок разработан в технологии компетентностного подхода с использованием активных и интерактивных способов обучения с элементами иследовательской деятельности учащихся и применением фишкарты для обобщения и сравнения полученных знаний и выводов. Сопровождается презентацией, в которой оражены основные этапы урока: мотивация, целеполагание, актуализация опорных знаний, обсуждение темы и формулировка основной проблемы занятия, гипотезы, котрые опровергаются учащимися в ходе груповой иследовательской...
  • Календарно-тематическое планирование учебного курса «Русская словесность» для 8 классаКалендарно-тематическое планирование учебного курса Русская словесность для 8 класса. Тематическое планирование построено по разделам учебника Р.И. Альбетковой Русская словесность: От слова к словесности. 8 класс: Материал словесности. Произведение словесности. В нем представлен материал по теории словесности, затем материал для самостоятельной работы учащихся. Многие задания требуют творческой деятельности. Темы разделов по русской словесности в 8 классе. Средства языка художественной словесности. Словесные средства выражения комического. Качества текста и художественность произведения словесности. Произведение словесности Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении. ...
  • Календарно-тематическое планирование курса «Литература 8 класс»Планирование -единственный способ упорядочить нашу жизнь (от узкого до самого широкого смысла этого слова)., тем более в процессе преподавания. Чтобы четко представлять задачи, цели, охватить материал и логически донести его до учеников, необходимо работать по выверенному, логически построенному, адаптированному к конкретной программе плану. Вашему вниманию предлагается календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе, разработанное на 70 часов на основе программы Г.И.Беленького, ра...
  • Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе на тему «Определение. Определения согласованные и несогласованные, однородные и неоднородные»Современная речь подростка становится все более упрощенной и примитивной. Порой общение превращается в подобие СМС-сообщений. Скудная речь - это скудные мысли. Да и классическую литературу подростки не жалуют. Так откуда же в их лексиконе появятся образные выражения. сравнения и т.д. Уроки русского языка должны направить речь школьника, показать величие родного языка. Этой цели служат уроки по изучению определения как члена предложения. Представленный материал посвящен этой теме. Цели:...
  • Дидактический материал по русскому языку для 8-9 классов по теме: «Типы и стили речи»Необходимость работы учащихся с текстами очевидна, так как на итоговой аттестации выпускникам предлагается работа по анализу текста и написанию своего сочинения. Поэтому учащиеся должны определять тему, основную мысль, тип, стиль текста. Осознанное выполнение такой работы невозможно без опоры на теоретический материал. Часто можно наблюдать, что старшеклассники не знают особенностей типов и стилей речи, а значит, допускают ошибки при анализе предложенных текстов и при написании своих с... Сопоставив многие источники информации по теме (учебные пособия, справочники, методическую литературу), я подготовила своим ученикам раздаточный материал по теории и упражнения. Использовать данный материал можно по-разному: самостоятельное повторение, ответы на вопросы, использование информации в качестве аргументов, как коллективное повторение, самостоятельную работу или контроль. Работая над созданием данного материала, я ставила цель: создать условия для организации работы с текстами в единстве теории с практикой. Для этого ставила задачи: 1. Систематизировать сведения о типах и стилях речи в форме таблицы; 2. Создать дидактический материал для обобщения (повторения) теории о типах и стилях речи; 3. Подобрать материал для практических упражнений в определении типа и стиля речи. Дидактический материал неоднократно использовался мной на уроках русского языка (уроки развития речи) и при подготовке к итоговой аттестации. Данные таблицы использую не только в старших классах, но и частично в 6,7 классе. Считаю, что такая систематизация материала помогает учащимся понять особенности типа и стиля речи.
  • Конспект урока литературы в 9 классе «А. С. Пушкин «Пиковая дама»: жанр, проблематика, герои повести»Цели урока: 1. Выяснить философско – нравственную проблематику произведения и авторское отношение к ней. 2. Формировать умение давать обоснованную оценку героям и событиям произведения. 3. Совершенствовать навыки анализа произведения в аспекте его жанрового своеобразия. 4. Выявление и сопоставление разных точек зрения на произведение и его героев. Оборудование: текст повести, карточки с заданиями для групповой работы, музыкальная запись фрагментов оперы П. И. Чайковского Пиковая дама. Ход урока: I. Актуализация опорных знаний. Расскажите, что вы знаете о Болдинской осени в творческой биографии А. С. Пушкина. (Учащиеся рассказывают о творчестве поэта в период второй Болдинской осени в октябре 1833 года). II. Вступительное слово учителя. • В Болдине А. С. Пушкин написал Пиковую даму - типичную петербургскую повесть из жизни великосветского общества пушкинской поры. • Рассказ учащихся об истории создания повести (индивидуальное задание) В жизни и творчестве Пушкина особое место занимает Болдино, родовое имение Пушкиных В 1830 году, с сентября по ноябрь поэт жил у Болдине. Эта осень стала для него необычайно плодотворной вошла в историю его творчества как Болдинская осень. В октябре 1833 года поэт вновь приезжает в Болдино, проводит здесь месяц. И вновь к нему приходит вдохновение. Он пишет поэму Анджело, переводит стихотворения Мицкевича. Именно в эту осе... • Отзывы современников и критиков о произведении (выступления учащихся). III. Выход на проблему. Мы видим, что современники по – разному относились к повести. Противоречивы и отзывы критиков, как современных Пушкину, так и более поздних. А вам интересно было читать Пиковую даму? Повесть написана почти 200 лет назад, но вызывает интерес у читателей разных времен и поколений. В чем же секрет Пиковой дамы? (Дети говорят, что в повести есть таинственность, необычность, фантастика, мистика). IV. Викторина Назови героя. Итак, приглашаю вас окунуться в мир пушкинской прозы, прекрасной и удивительной. По строкам из произведения узнайте, о каком герое идет речь V. Анализ образов – персонажей повести. Работа в группах. Инструкция: выполнить предложенные задания; выделить типичные черты у каждого героя; сделать вывод о том, какую проблему, связанную с данным образом, поднимает Пушкин. 1 группа. Образ Германна. • Какие три верных карты живут в душе Германна? (Расчет, умеренность, трудолюбие). • Каковы его жизненные устремления? Расскажите историю его жизни. • Запишите черты характера Германна. • Найдите в повести примеры двойной жизни Германа. Какие изменения происходят в его натуре? (Гл. 6) • Каково авторское отношение к Германну? Можно ли назвать его однозначным? • А как вы относитесь к герою? Кто он, по вашему: злодей или жертва? Заполните дискуссионную карту. 2 группа. Образ Лизаветы Ивановны. • Какова роль Лизаветы Ивановны в повести? • Перечитайте диалог Лизы и Германна после убийства графини. (Гл.4.) Запишите, чувства и ощущения героев. Что поняла Лиза о Германне? • Почему Лиза, помогает Герману, указывая на потаенную лестницу? (Она помогла ему войти в дом, возможно, она боится, чувствует свою вину) • Что символизируют потаенная лестница и ключ, который Лиза вручает Герману? (Выход из создавшегося положения) • Каково отношение автора к героине? Приведите примеры. • А вы осуждаете или оправдываете Лизу? Заполните дискуссионную карту. Вывод. Почему, по-вашему, в России так много бедных Лиз? Назовите проблему общественной жизни и литературы. 3 группа. Образ графини. • Расскажите историю жизни бабушки Томского. Какую тайну она хранит? • В чем трагизм жизни графини? Каково ее отношение к окружающим? (Никому не нужна, жизнь ее бессмысленна. Мучает всех домашних, особенно достается Лизе). VI. Обобщение. Мы поговорили о трех основных образах повести Пушкина. Они совершенно разные по общественному положению, по жизненным взглядам, принадлежат к разным поколениям. А можно ли увидеть в них что-то общее? Найдите это общее и обоснуйте свою точку зрения. (Все эти образы связаны с темой большого города с его пестрой социальной географией, с его противоречиями. Показано губительное действие денег: Германн становится преступником; Лиза, которая ради денег терпит издевательства старой графини, испытывает ... Дополните схему, отражающую взаимоотношения героев повести, связи между ними (показать стрелками связи). (Схема – на ИАД) VII. Выявление жанровых особенностей произведения. Выступление подготовленного ученика. Особенности прозы Пушкина (Точность и краткость, отсутствие изысканности и манерности, украшательства блестящими выражениями. Проза требует мысли и мысли) Давайте посмотрим, обладает ли этими особенностями Пиковая дама. 1). Дать определения терминов повесть, сюжет, фабула, композиция. (слова записаны на доске) 2). Какова фабула повести Пушкина? (Рассказ об исключительном происшествии из жизни ничем не примечательного петербуржца, обернувшемся крахом надежд и гибелью героя). 3). На чем строится сюжет повести? (На том, как постепенно человек становится рабом идеи обогащения и как деградирует нравственно). 4). Определите элементы композиции произведения. Какова роль фантастики, мистики в повествовании? 5). Какова роль детали в повествовании? Подтвердите примерами из текста. (Обратить внимание на прием сновидения). Какова роль сновидения в раскрытии идеи повести? VIII. Прослушивание музыкального фрагмента – арии Германна из оперы П. И. Чайковского Пиковая Дама. • Выступление ученика.. Баронесса Надежда Филипповна фон Мекк, почитательница таланта, друг П. И. Чайковского писала: Пушкин и Чайковский! Как много в них общего: гениальность и простота, русская душа, гармония, божественная поэзия. Я была современником и другом русского гения, которого называют Пушкиным в музыке – Петра Ильича Чайковского. В понятие Человек Пушкин вкладывает глубокий смысл, предъявляет к нему самые высокие требования. Великие классики - поэт и композитор – мудро напоминают нам, что человек всегда д... IX. Рефлексия. Обратимся к эпиграфу урока. Прочтите его. Сумели ли вы увидеть красоту и силу пушкинской фантазии? Приведите примеры. Что особенно вас поразило? Слово учителя. Нас привлекли вечные вопросы о смысле жизни, и мы попытались разобраться в сложных судьбах героев повести. Мне бы хотелось обратить внимание наследующее. Дуэль сменилась карточным ограблением, хотя и с соблюдением правил игры. Но зло всегда порождает зло. Так же, как преступление должно повлечь за собой наказание. Вспомни... X. Домашнее задание. Письменный ответ на вопрос №1.
  • Тест по теме «Древнерусская литература», 9 классПредлагаемые тестовые задания предназначены для учащихся 9 класса в рамках зачётов по Древнерусской литературе. Рассчитан на среднего ученика. Задания подобраны по типу ГИА и ЕГЭ (есть часть А - с выбором ответа, часть В - ответ записывается самостоятельно и часть С, где нужно проявить свои творческие способности). Тест содержит 2 варианта. Количество баллов за тест выставляется по усмотрению учителя. Пример: А3. К особенностям древнерусской литературы относятся: а) правдивость б) деление героев на положительных и отрицательных в) близость к фольклору г) отсутствие авторов у произведений д) местами в повествовании есть нечто чудесное, фантастическое, воспринимаемое как реальное.
  • Дидактический материал к занятиям по русскому языку по технологии КСО в 9 классеВ данном материале обобщен опыт работы учителя русского языка Захаровой Н.А., связанный с внедрением коллективного способа обучения на уроках русского языка в 9-ых классах. В первой части пособия предложен один из вариантов структурирования программного материала по русскому языку в 9 классе по тематическим блокам, описание основных методик коллективного способа обучения, которые чаще всего используются на уроках русского языка (методика взаимопередачи тем, взаимообмена заданиями, взаимообмена и... Структурирование блоков Сведения о языке. Повторение изученного. Сложные предложения. Сложносочинённые предложения. Сложноподчинённые предложения. Бессоюзные сложные предложения. Сложные многочленные предложения с разнотипной связью. Текст. Повторение и систематизация изученного. 2ч. 5ч. 13 ч. 24ч. 11 ч. 10ч. 3.
  • Урок по русскому языку для 9 класса «Сложноподчиненные предложения с придаточными следствия и присоединительными»Данная разработка урока предназначена для 9 класса. Этот урок поможет: - усовершенствовать знания учащихся об орфографии и пунктуации; - углубить получение учащимися сведений о СПП с придаточными следствия; - различать указанные виды придаточных предложений; - определять средства их связи с главным; - дать понятие о придаточных следствия и придаточных присоединительных. В начале урока рекомендую провести повторение, которое поможет в подготовке к ГИА. При закреплении материала проводится дифференцированная и индивидуальная работа. Домашнее задание также дифференцированное.
  • Урок внеклассного чтения по теме «От искусства быть читателем к искусству быть человеком», (8-9 класс)Цели урока: Учебная цель: ознакомить учащихся с методом погружения в художественный текст, выработать навыки литературного анализа текста посредством работы с художественной деталью. Воспитательная цель: формирование эстетического восприятия окружающей действительности, творческих возможностей, нравственного начала. Оборудование урока: 1.Стенд - книжная выставка Таланты России. 2.Стенд - книжная выставка Моя Россия. Музыка, видео: 1.Песня Дорога в исполнении Е. Шавриной. 2. Фильм Московский Кремль. Эпиграфы к уроку: Служенье муз не терпит суеты. Прекрасное должно быть величаво. А.С.Пушкин. Всякое стихотворение – покрывало, Растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звезды. А.Блок. Ход и содержание урока: Вступительное слово учителя: Приветствие. - Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Вы сегодня мои помощники, друзья и сотрудники. - Тему нашего урока я обозначила так: От искусства быть читателем к искусству быть человеком. Запишем это в тетради. - Эпиграф нашего урока - строки из романа А.С.Пушкина Евгений Онегин. Беседа. 1.Какие слова в теме урока и эпиграфа вы считаете ключевыми? Почему? 2.Как вы понимаете слова А.С.Пушкина? 3.Связаны ли эти слова между собой? (Искусство- муза - прекрасное- величаво). 4.Что значит величаво? Что хотел сказать нам поэт? 5.А где в жизни мы можем увидеть предметы искусства? Назовите мне адреса прекрасного, величавого. (Музей – галерея – выставка). Слово учителя. - А кто может творить прекрасное, чтобы оно стало величавым? В пьесе Шеффера Амадей один из героев Сальери задается вопросом: Почему же в мире много серости? - А сейчас мы посмотрим фильм Московский Кремль. Просмотр фильма. - Зачем? Чтобы заговорила душа. А где живет душа? В сердце. Беседа. Слова учителя. - Мы увидели творения рук и сердец людей добрых, красивых, ибо только красота освобождает нас от повседневности, от насилия, жестокости. На чем строится этот мир? - Послушайте стихотворение. Это перевод с чешского языка. Мы строим этот мир Глазами своей любви, Поэтому он красив. Мы носим этот мир В ладонях своей доброты, Поэтому он широк. Мы строим этот мир Руками своих надежд, Поэтому он высок. Мы будим этот мир Светом веры своей, Поэтому он чист. - Сделаем вывод: на чем же строится мир прекрасного бытия и доброго? (Ответы учащихся: он строится на любви, надежде, доброте и вере). - Всегда ли это бывает так? ( Ребята приводят примеры жестокости мира, в котором живем). Слово учителя. - Я хочу познакомить вас с поэтом Глебом Горбовским. Он живет в Санкт-Петербурге. Пишет стихи, печатает в журнале Наш современник. - Ребята, во все времена литература отвечала на вопрос: Что есть человек? и поэт своим творчеством пытается ответить на этот вопрос: где учатся человечности? Учитель читает текст Г.Горбовского Предзимье. Кладбище раздето. У ребят на столе тексты стихотворения Г.Горбовского Предзимье. Кладбище раздето. (Метод погружения в текст) Поэт-художник, он рисует словом. Надо учиться читать текст. Видеть образ, созданный автором: 1.Какое настроение у автора? Почему? 2.Как автору удается достичь этого? 3.Какую картину нам рисует лирический герой? С помощью чего? 4.Обратите внимание на слова А.Блока, взятые в качестве эпиграфа. Найдите ключевые слова в стихотворении. (Архаровцы, крест, разрытая могила). 5.Какие выражения также стоило бы выделить здесь? - Что, братцы, с человеком происходит в наши дни? Что с нами будет, господа? Слово учителя. 1.Идея в чем? (В ответе на вопрос). 2.Как избежать этого? (Надо построить храм в своей душе). Вот путь от храмов России к храму души, но храм не только церковь, это и храм науки. Звучит песня в исполнении Е. Шавриной Дорога. Итог урока. Обращение к ребятам. - У вас на столе есть варианты ответа на вопрос Мой путь к храму души. Выберите нужные варианты, те, которые помогают построить храм души. 1. Будьте честными. 2. Почитайте старших. 3.Ждите похвалы за доброе дело. 4.Живите в мире. 5.Любите ближнего как самого себя. 6.Живите в свое удовольствие 7. Будьте милосердными. 8.Умейте любить человека.
  • Литературная игра по повести Л. Н. Толстого «Хаджи Мурат» для учащихся 8-9 классовЦель игры: учиться внимательно прочитывать произведение, вырабатывать умение отбирать нужный материал при ответе на вопрос, развивать логику, расширять кругозор учащихся, уметь работать в группе и прислушиваться к мнению других участников. Условия игры: игра состоит из нескольких этапов, каждый из которых имеет свои условия; играть можно по-одному, группой, парой; каждая группа должна меть набор карточек с цифрами от 1 до 5, которые необходимо будет показывать при выбранном ответе; после окончания каждого этапа кто-то уходит (у кого меньшее количество баллов) и получает поощрительный приз; победитель определяется в конце игры; для него наступает его звёздный час. Первый этап Темы. Называется тема, читается вопрос, а также предлагаются варианты ответов, участники должны выбрать карточку с правильной цифрой. После окончания данного этапа часть игроков переходит в зрители. Цветы 1-колокольчик 2-подорожник 3-сурепка 4-репейник 5-василёк 1.Какой цветок является символом силы, жизни, энергии? – 4. 2.Какой цветок имеет запах мёда, любимого блюда горцев? – 3. Животные 1-сокол 2-баран 3-орёл 4-лиса 5-соловей 1.О каком животном знал сказку Хаджи Мурат? – 1. 2.Глаза какого животного напоминали глаза горцев? – 2. 3.Кто из названных животных видел смерть Хаджи Мурата? – 5. 4.С каким животным Хаджи Мурат сравнивает Шамиля? – 4. Национальность 1-татарин 2-армянин 3-грузин 4-украинец 5-русский 1.Кличку какой национальности получил репейник? – 1. 2.Человек какой национальности пошёл служить вместо родного брата?-5. Портрет 1-глаза 2-коса 3-улыбка 4-ноги 5-грудь 1.Самая дефектная часть портрета Хаджи Мурата? – 4. 2.Что играло немаловажную роль при приветствии у горце? – 5. 3.Где девушки, жившие в горах, носили серебряный рубль? – 2. Имена 1-Шамиль 2-Ханефи 3-Воронцова Марья Васильевна 4-Элдар 5-Марья Дмитриевна 1.Кому из героев нравилась улыбка Хаджи Мурата? – 3. 2.Кто из героев назвал русских головорезами за надругательство над трупом Хаджи Мурата? – 5. 3.Кто был молочным родственником Хаджи Мурата? – 2. Цифры 1-один 2-шесть 3-четыре 4-пять 5-семь 1.Сколько детей было у Хаджи Мурата? – 2. 2.Сколько времени автор не мог отломить репейник от куста7 – 4. Одежда 1-башлык 2-бурка 3-чалма 4-папаха 5-чувяки 1.Что подарил Хаджи Мурат Марье Дмитриевне? -2. 2.Самая важная деталь в одежде горцев? – 3. Цвета 1-золотой 2-рыжий 3-белый 4-чёрный 5-красный 1.Какого цвета была парадная одежда Хаджи Мурата? – 3. 2.Какого цвета было лицо и волосы Шамиля? – 2. 3.Какая кровь хлынула из мёртвой головы Хаджи Мурата? – 4. Развлечения 1-театр 2-опера 3-балет 4-бал 5-гулянье 1.Что особенно понравилось Хаджи Мурату в цивилизованном обществе? – 1. 2.Где в цивилизованном обществе Хаджи Мурата очень удивили женщины? – 4. Предметы 1-часы 2-кинжал 3-шашка 4-седло 5-деньги 1.Какой подарок сделал Воронцов Хаджи Мурату? – 1. 2.Чем отблагодарил Хаджи Мурат слугу за вовремя доставленное донесение русским? – 5. Второй этап Всезнайка. Необходимо за одну минуту написать как можно больше заимствованных слов. За каждое слово даётся один балл. Специальный приз тому, кто назовёт самое длинное слово. Часть игроков переходит в зрители. Ответ: кунацкая, аул, наиб, кумган - кувшин, муэдзин-служитель, кунак, чувяк, чинара, мюрид, сакля, бешмет, мечеть, чурек, минарет, мюришд, пил... Третий этап Логическая цепочка. Из 4 названных фактов 2 надо переставить так, чтобы была соблюдена определённая последовательность и достоверность факта. Необходимо поднять те цифры, которые следует поменять местами. Часть игроков переходит в зрители. 1.Намаз – это религия. 2.Коран – библия. 3.Хазават-молитва. 4.Мечеть-церковь. 1-3 1.Кунак-приятель. 2.Сардарь-слуга. 3.Джигит-воин. 4.Мюрид-главный в армии. 2-4 1.За воровство выкалывали глаза. 2.За измену отрубали руку. 3.За убийство отрубали голову. 4.За побег приковывали цепями друг к другу. 1-2 1.470 рублей - долг бутлера. 2.1 тысяча за свободу семьи хаджи Мурата 3.3 тысячи за поимку Хаджи Мурата. 4.70 золотых – зарплата Хаджи Мурата. 2-3 1.Юсуфа посадили в вонючую яму. 2.Для принятия новой веры брили усы, протыкали ноздри. 3.Поляка заковали в цепи, привязали к пушке. 4.Хаджи Мурата прогнали сквозь 1000 человек 12 раз. 3-4 ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП ТРЕТЬЕ ЛИШНЕЕ. ИЗ 3 ПРЕДЛОЖЕННЫХ ВАРИАНТОВ НАЗОВИТЕ ОДИН НЕПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. ЧАСТЬ ИГРОКОВ ПЕРЕХОДИТ В ЗРИТЕЛИ. 1.Назовите оружие горцев. – 2. 1-шашка 2-сабля 3-кинжал 2.Любимое блюдо горцев. – 3. 1-чурек 2-плов 3-жаркое 3.Где происходит основное действие в повести? – 3. 1-лес 2-горы 3-море 4.Любимое занятие горцев. – 1. 1-карты 2-молитвы 3- битвы 5.Любимые напитки горцев. – 3. 1-чай 2-кумыс 3-кофе ПЯТЫЙ ЭТАП КТО БОЛЬШЕ? ПОДОБРАТЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ДЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ХАДЖИ МУРАТА. ОТВЕТ: СИЛЬНЫЙ, СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ, ГОРДЫЙ, САМОЛЮБИВЫЙ, ПРЕДАННЫЙ, ЧЕСТНЫЙ, РЕШИТЕЛЬНЫЙ, БЕССТРАШНЫЙ, БЕСШАБАШНЫЙ, СКРОМНЫЙ, РЕШИТЕЛЬНЫЙ, СТЕСНИТЕЛЬНЫЙ, ЛЮБЯЩИЙ, УМЕЛЫЙ, МУЖ... ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ИГРЫ, ДЛЯ КОТОРЫХ НАСТУПИЛ ИХ ЗВЁЗДНЫЙ ЧАС.
  • Рабочая программа по русскому языку 5-9 классыДанная рабочая программа по русскому языку рассчитана для работы по учебнику С.И. Львовой, В.В. Львова. Это опыт моей работы на протяжении четырех лет. Вот уже пятый год работаю по этому учебнику. Учебник нравится моим детям, их родителям, да и все учителя русского языка нашей школы перешли на работу по этому учебнику. Вначале кажется сложновато. Но что меня потрясло - работа по этому учебнику приносит реальные результаты. Дети не только готовы к сдаче ГИА (а многие понятия ГИА отрабатываются...
  • Рабочая программа по литературе в 9 классе по учебнику В. Я. КоровинойРАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 9 КЛАССЕ ПО УЧЕБНИКУ В.Я.КОРОВИНОЙ рассчитана на 105 часов. Программа составлена с учётом требований к преподаванию литературы в старших классах: - произведения по зарубежной литературе изучаются в хронологической последовательности вместе с произведениями русской литературы, что даёт возможность выявить общность тем, идей, проблем произведений мировой литературы; - в программе выполнено требование о том, что выпуснник основной школы должен познакомиться с т...
  • Урок письма и развития речи по теме «Имя числительное», в 9 классеЦели:Развивающая. Развить творческие способности учащихся: быстроту реакции, речь, зрительную память; дать ученикам прикоснуться к настоящей науке, учить их свободно мыслить,Воспитание культуры труда (работа со словарём, сигнальными карточками, у доски).Оборудования: словарные слова, раздаточные карточки, таблицы. Презентация, проектор, ноутбук.Ход урока: 1.Организационный момент. Настрой на успех.Здравствуйте, я рада вас видеть.Я вас настрою на успехи одного и сразу всех.И это всем нам очень н...
  • Урок русского языка в 9 классе «Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление» Этот урок проводится в конце изучения курса Русского языка в 9 классе перед итоговым повторением, когда есть смысл расставить все точки над и. Это урок-размышление о родном языке, о его судьбе. Каждый ученик задумается о том, каков уровень освоения им правил, норм языка, что конкретно ему дают в жизни полученные знания, где он применит их. Есть у писателя Алексея Югова, автора романов Бессмертие, Ратоборцы, Страшный суд-книга, которую он назвал Думы о русском слове. Прочитав её, нел...
  • Методическая разработка урока по развитию речи в 9 классеЦель урока: готовить учащихся к написанию сжатого изложения. Задачи: образовательные: отрабатывать умения, необходимые для написания сжатого изложения; формировать способность и готовность учащихся применять навыки сжатия и интерпретации текста как метапредметные, общеучебные воспитательные: способствовать формированию коммуникативной культуры учащихся через организацию работы в парах; способствовать развитию интереса к изучению предмета, познавательной активности, нравственных качеств личности развивающие: развивать речь учащихся, логику, аналитическое мышление (умение воспринимать и обрабатывать информацию), умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся, умение планировать собственную деятельность. Оборудование: презентация к уроку, карточки, таблица, аудиотекст изложения, презентация Из истории Олимпийских игр.Ход урокаI. Оргмомент (приветствие, положительный эмоциональный настрой, пожелание добра, удачи, активной мыследеятельности).II. Сообщение темы и цели урока. Сегодня у нас урок развития речи Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА.III. Целеполагание.IV. Статья Леонида Лиходеева Попробуй удивиться.V. Слово учителя:VI. Работа со статьёй Сжатое изло...
  • Урок русской речи в 9 классе казахской школы по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточным времени»Тема урока: Сложноподчинённые предложения с придаточными времениЦель урока: дать учащимся понятие о придаточных предложениях времени, обьяснить способ связи с главным предложением, употребление подчинительных союзов, определение позиции придаточных предложений по отношению к главному; развивать разговорную речь учащихся, расширить их словарный запас; воспитывать у учащихся интерес к предмету, любовь к Родине, к природе, к окружающей среде. Тип урока: комбинированныйПриемы и методы:объяснительный...
  • Урок русского языка в 9 классе по теме «Бессоюзные сложные предложения»Урок русского языка в 9 классе по теме Бессоюзные сложные предложения разработан в соответствие с новыми методами работы, направленными на формирование метапредметных универсальных учебных действий, так как каждый учитель должен использовать данные методы в связи с введением Стандартов нового поколения в старшем звене уже в ближайшее время. Обучающиеся на уроке сами определяют тему, выводят цель урока, составляют план характеристики части речи - местоимение, деллают выводы по ходу выполнения ...
  • Урок русского языка в 9 классе по теме «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»Мобилизующий этап C условиями постановки каких знаков препинания вы уже знакомы? Объясните.Что вам неизвестно? - Какова тема сегодняшнего урока? - Цель? На какой вопрос ответим в конце урока? Новая тема. Работа с правилом - Распределите предложения в таблицу, сделайте вывод- еще раз прочитайте предложения союзные и бессоюзные. Меняется ли интонация? (предупредительная, пояснительная). Почему она играет такую важную роль?(Интонация играет главную роль в БСП, так как только с ее помощью связы...
  • Конспект урока по теме «Сложное предложение», 9 классПодготовка к контрольной работе по теме Сложное предложение 9 класс (с использование краеведческого материала) Подготавливая учащихся к контрольной работе мы используем все этапы урока, которые включают лингвистическую разминку, опрос домашнего задания, а так как в 9 классе изучаем Синтаксис, то естественно обязательна работа с текстом. В данном конспекте приводятся тексты краеведческой направленности. А что может привлечь учащихся на уроке, конечно, знакомые с детства названия населенных ...
  • Урок развития речи. Подготовка к ГИА «Приемы коммпрессии текста. Обучение написанию сжатого изложения», 9 классУрок развития речи обучающего характера. Подготовка к ГИА Проходит в традиционной форме и использованием ЭОР (аудиозапись текста для изложения, мультимедийная презентация), что способствует восприятию материала обучающимися с визуальной аудиальной памятью. Цели урока: Обучающая: обучение приемам сжатия (компрессии) исходного текста, используя различные методы. Развивающие: выделять главное; определять количество микротем текста. Воспитывающая: воспитание осознания значимости книги в развитии об...
  • Урок русского языка в 9 классе «Обобщение темы «Бессоюзные сложные предложения»»Разработанный урок позволяет повторить разные случаи постановки знаков препинания в бессоюзных предложениях на материале разнообразных заданий, упражнений. Анализируя примеры бессоюзных предложений из произведений классической литературы, учащиеся получают возможность сделать выводы о выразительных особенностях бессоюзных сложных предложений, а также закрепить свои наблюдения, выступив в роли авторов раздела сборника Русский язык в произведениях Тургенева. Урок позволяет формировать лингвистич...
  • Урок по русскому языку для 9 класса по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным»Русский язык, 9 класс Сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным (Использован УМК Г.А.Богдановой Уроки русского языка в 9 классе) Цель: повторить орфографические правила; обобщить и закрепить изученное об СПП; дать понятие придаточных изъяснительных предложений; развить пунктуационную зоркость у учащихся; воспитать эстетическое восприятие художественных произведений. Ход урока: Выдержка из текста: 1. Организация класса. 2. Индивидуальная работа по карточкам. 3. Повторим орфог...
  • Урок по русскому языку для 9 класса по теме «Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи»План-конспект урока по русскому языку для 9 класса Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Освоение новых знаний на данном уроке осуществляется через работу не только с текстом учебника, но и электронным учебным модулем. При подготовке данного урока использованы ресурсы ЕК ЦОР, ФЦИОР. На данном уроке уделяется большое внимание именно деятельности учащихся через индивидуальную и коллективную работу, а также работу в парах. Учитель выполняет роль организатора, направля...
  • Урок по русскому языку для 9 класса по теме «Сложноподчинённое предложение»Данный урок - это урок повторения и обобщения изученного по сложноподчинённому предложению и его видам. Выполнение предлагаемых заданий требует от учащихся знаний и простых предложений, осложнённых причастными и деепричастными оборотами, и ранее изученных предложений с прямой речью, и сложносочинённых предложений. Задания распределены по степени сложности и рассчитаны для работы в группах, чтобы все учащиеся смогли справиться с предлагаемыми лингвистическими задачами. Изюминкой данного урока я...
  • Урок по литературе для 9 класса «Кому повем печаль мою?. . » (изучение рассказа А. П. Чехова «Тоска»)Рассказ А.П.Чехова Тоска - небольшое по объему, но значительное по восприятию произведение. На первый взгляд, в нём нет ничего особенного, но это только на первый взгляд. Чем больше работаешь над его содержанием, тем больше понимаешь, что оно не только отражает главную мысль писателя о краткости как сестре таланта, но и будоражит мысли, чувства читателя, побуждает его к стремлению быть прекрасным и лицом, и одеждой, и душой, и мыслями. На уроке по изучению рассказа ученики всесторонне ра...
  • Видеоурок «Романтизм», русская литература, 9 класс Сам видеоурок вы можете скачать, нажав на желтую кнопку скачать материал. В видеоуроке рассказывается о таком направлении как романтизм, его истоки, развитие. Представители романтизма, география распространения. Основа романтизма. Кризис направления.
  • Урок по русскому языку для 9 класса по теме «Сложноподчиненные предложения»В данной разработке содержится материал по обобщению темы Сложноподчиненные предложения, на уроке используются разноуровневые задания на основе учета индивидуальных особенностей учащихся, работа в группах, интерактивная доска. На протяжении всего урока прослеживается межпредметная связь - все предложения , над которыми работают учащиеся, взяты из романа М. Ю Лермонтова Герой нашего времени. Кроме того, на уроке идет подготовка к ЕНТ - повторение таких разделов русского языка, как Морфолог...
  • Урок по русскому языку для 9 класса «Обучение написания экзаменационного сжатого изложения»Не секрет, что итоговая аттестация в 9 классе ставит перед учителем важные задачи по подготовке учеников к сложному для них экзамену. Ведь большинство учащихся сталкивается с трудностями при написании сочинения на лингвитическую тему по отвлечённому высказыванию учёного или писателя. Но не меньшую трудность вызывает и работа по написанию сжатого изложения, хотя этому виду творческой работы мы начинаем учить ещё в 5 классе. И всё же большинство учащихся нуждается в более серьёзной подготовке к э...
  • Элективный курс по литературе для 9 класса «Чарующий мир поэзии»В структуре программы имеются необходимые разделы: пояснительная записка, содержание курса, тематическое планирование, библиография. Наблюдается наличие в пояснительной записке целеполагания, актуальности и новизны программы, указана ее практическая значимость, описаны критерии и формы оценки результатов освоения курса учащихся по его окончании. Необходимо отметить, что учебный материал представлен так, что позволяет учителю в полной мере использовать активные формы организации занятий, информа...
  • Урок русского языка для 9 класса по теме «Предложение»Урок русского языка в 9 классе коррекционной школы VIII вида по теме Предложения распространенные и нераспространенные. Главной целью урока является: раскрытие понятия распространённого и нераспространённого предложения, значения и роли второстепенных членов предложения. Задачи урока: научить распространять предложения; сформировать умение характеризовать предложения по наличию главных и второстепенных членов; корректировать устную и письменную речь, развивать мышление, воображение, память. ...
  • Урок русского языка для 9 класса по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени»Выдержка из материала:9 класс.Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени.Цели:Приобретение учащимися знания особенностей СПП с придаточными образа действия и степени; Формирование умения выполнять тестовый контроль; Повторение СПП с придаточными определительными, изъяснительными и места; умение их различать; Формирование навыка самоконтроля, воспитание уважения к старшим и друг к другу.( На уроке используется компьютер) Ход урока:I. Организационный моментII. Сх...
  • Урок русского языка для 9 класса по теме: «Сложноподчиненное предложение с придаточными времени и места»Описание материала: Урок изучения нового материала по теме: Сложноподчиненное предложение с придаточными времени и места. В уроке используются задания для подготовки учащихся к Государственной итоговой аттестации. Часто учащиеся путают союзы и союзные слова, поэтому на каждом уроке стараюсь давать задание на развитие этого умения. Для определения вида сложноподчинённого предложения использую алгоритм. В конце каждого урока использую рефлексию. На своих уроках стараюсь воспитывать интере...
  • Технологическая карта урока, реализующего системно - деятельностный подход и формирование УУД. Тема «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными» (9 класс)Конспект урока написан в форме технологической карты, что соответствует требованиям ФГОС. Графический способ построения урока в виде таблицы позволяет строить урок по выбранным учителем параметрам. Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как: - учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата; - используются эффективные методы работы с информацией; - организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуальн... 1) изучить определительное придаточное, средства связи при нём; 2) определять структуру сложноподчинённого предложения с определительными придаточными; 3) выявлять смысловые отношения между главным и определительным придаточным в составе СПП. Деятельность учителя Деятельность учащихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная (УУД) Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности I. Организационный этап Проверка готовности обучающихся к уроку 1.Обучающиеся записывают дату и тему урока II. Мотивация к учебной деятельности Озвучивает тему и цель урока. Создаёт эмоциональный настрой на включение в урок. Самостоятельное осуществление пробного учебного действия Учиться определять тему урока и ставить цель Стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие; правильно идентефицируют себя с позицией обучающегося Умение участвовать в формировании атмосферы исследования и сотворчества Самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения Умение самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, мобилизовать свои личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации начала деятельности. III. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии Мотивирует к пробному учебному действию (надо‖ - могу‖ - хочу‖); Фиксирует индивидуальные затруднения в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. Обеспечивает мотивацию выполнения задания. Отвечают на вопросы учителя Выполняют синтаксический разбор предложения В воздухе чувствовался дурманящий травяной запах, плывущий с далеких полей в тетради и на доске. Перестроить простое предложение в сложное, для этого заменить причастный оборот придаточным предложением; записать полученное предложение. Восстанавливают выполненные операции и фиксируют место- шаг, операцию, где возникло затруднение; 2) соотносят свои действия с используемым способом действий. Уметь общаться с одноклассниками IV. Выявление места и причины затруднения Побуждает к высказыванию своего мнения. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ действия, строят план достижения цели и определяют средства. Владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения V. Построение проекта выхода из затруднения Обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели строить рассуждения Реализовать практические навыки в индивидуальной и коллективной деятельности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве формировать предметные понятия, навыки по нахождению придаточных определительных VI. Реализация построенного проекта Формулирует задание; включает учащихся в учебную деятельность в соответствии с намеченными результатами, учитывая их индивидуальные способности к участию в самостоятельной и коллективной деятельности. Составляют таблицу. Объясняют свой выбор Умение извлекать информацию; умение обобщать информацию и делать выводы; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. Овладевают приемами отбора и систематизации материала по теме; учатся вести самостоятельный поиск информации уметь обобщать информацию и делать выводы; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. формировать навыки решения практической задачи индивидуальным образом, формировать знания об основных особенностях придаточных определительных VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Отвечают на вопросы учителя. Решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. Принимать участие в дебатах, строго соблюдая заданные установки технологии. Выстраивать, организовывать и проводить полемику. VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Организует для каждого ученика ситуацию успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. Создаёт условия для коллективной и индивидуальной работы учащихся с учетом их проблемных зон, установливает ситуации осознанного усвоения учащимися нового учебного материала. Самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку индивидуального затруднения. Формируют умения применять полученные знания на практике. формируют и реализовывают навыки решения практической задачи индивидуальным и коллективным образом. осуществляют рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректируют их. IX. Включение в систему знаний и повторение Тренирует использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий Отвечают на вопросы учителя Умение высказывать и обосновывать свою точку зрения X. Рефлексия учебной деятельности на уроке Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) Умение выражать свои мысли. Принимать участие в дебатах, строго соблюдая заданные установки технологии. Выстраивать, организовывать и проводить полемику Умение вырабатывать индивидуальный маршрут преодоления зон затруднения.
  • Урок-игра по литературе для 9 класса по теме «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество»Урок-игра в 9 классе по теме М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Целью данного урока было в игровой форме обобщить информацию о жизни и творчестве поэта, полученную в основной школе. В основу легла всем известная игра Морской бой. На игровом поле спрятались корабли, состоящие из 1,2 и 3 клеток. Каждая клетка- вопрос, на который надо ответить. Класс делится на две команды, каждая придумывает название. Учитель сообщает, сколько и каких кораблей спряталось на игровом поле. С помощью жере...
  • Внеклассное мероприятие по литературе для 9 класса «Будьте добрыми и человечными» (читая «Письма о добром» Д. С. Лихачева)Описание материала: Данное мероприятие было проведено мною в рамках Недели русского языка и литературы в школе. Целью мероприятия является углубление знаний уч-ся о личности и творческом наследии Д.С. Лихачева, воспитание у детей чувства сострадания, любви к ближнему. Внеклассное мероприятие (литературное чтение) основано на изучении писем Лихачева, в результате которого делаются выводы, высказываются мнения уч-ся.В подтверждение сказанного читаются стихи современных авторов о доброте, дружб...
  • Интегрированный урок русского языка, литературы и МХК для 9 класса по теме «Вечные истины»Описание материала: Краткий конспект интегрированного урока русского языка, литературы, искусства для 9 класса. Название урока Вечные истины. Цели: познакомить учащихся с притчей и картиной Рембрандта; повторить знания о принципах композиционного построения картины, полученных на уроках искусства; развивать образное мышление, творческие способности, связную речь учащихся; обеспечить нравственное воспитание (гуманизм, человеколюбие, умение прощать). Структура урока включает в себя: Словар...
  • Урок русского языка для 9 класса по теме «Сложноподчинённое предложение»Материал представляет подробный план-конспект урока по теме Сложноподчиненные предложения, которая изучается в 9 классе. Тема объективно считается сложной, так как содержит объёмные теоретические сведения, на отработку которых отводится недостаточное количество уроков. Урок включает в себя словарно-орфографическую работу, которая отрабатывает правописание орфограмм в корне слова. Основная часть урока – это комплексная работа с текстом. Данный урок можно провести при подготовке к контрольной ...
  • Буктрейлер «Герой нашего времени» к уроку литературы для 9 классаОписание материала: Буктрейлер Герой нашего времени, способствующий популяризации книги, можно использовать перед началом изучения романа М.Ю.Лермонтова Герой нашего времени в 9 классе. Думаю, что буктрейлер, как одна из новых форм продвижения литературы, будет способствовать большей заинтересованности учащихся к прочтению произведений, входящих в школьную программу. Так как многие школьники в лучшем случае предпочитают читать тексты в кратком изложении, а не знакомиться с полным содержан...
© 2010-2018