Русский язык и Литература

  • Методическая разработка урока русского языка по теме Глагол как часть речи 5 класс
  • Рабочая программа по русскому языку 5 класс
  • Планирование Русский язык, 5 класс ФГОС
  • Конспект урока литературы в 5 классе по теме: «И. А. Крылов. «Волк на псарне»
  • Урок 5 класс на тему Повторение выученного за І полугодие
  • Сценарий учебного занятия Русский язык в 5 классе (по ФГОС) по теме: «Имя существительное» (лингвистическая экспедиция)
  • Кружок в 5 классе Любительский театр
  • Самостоятельная по курсам Изучение русского языка вусловиях ФГОС
  • Сочинение по картине И. Ф. Грабаря «Февральская лазурь»
  • Тема: А. П. Чехов Рассказ «Хирургия» Сатира и юмор в чеховских рассказах
  • Урок в 5 классе на тему Синонимы
  • Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме Двойная роль букв е, ё, ю, я
  • Открытый урок по казахскому языку Тұрақты тіркестер
  • Урок по русскому языку на тему «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я» (5 класс)
  • Наурыз думан (5-6 классы) внеклассная работа
  • Урок по русскому языку для 5 класса «Однородные члены предложения»Урок на тему: Однородные члены предложения продолжает знакомство учащихся с главой Синтаксис. Его место после изучения главных членов предложения. Он является четвертым уроком в блоке: Второстепенные члены. Но так как учащиеся с этой темой знакомятся ещё в начальной школе, то главная цель урока – обобщить уже имеющиеся знания и немного их углубить. Урок проведен в классе с хорошо обученными детьми, имеющими достаточный уровень знаний, умений и навыков, с сформированным познавательным интересом. При разработке урока старалась учесть следующие особенности учащихся: - потребность в познавательной деятельности, - готовность выполнять разнообразные задания, особенно основанные на развитии индивидуальных способностей учащихся. Исходя из особенностей класса и темы урока, обучающий аспект можно сформулировать так: создание условия для формирования языковой компетенции через освоение знаний по теме: Однородные члены предложения, углубление представлений о роли однородных членов предложения в тексте, формирование навыков нахождения в тексте, использование однородных членов предложения в своей речи, что поспособствует воспитанию сознательного отношения к языку, развитие и воспитание умения работать в коллективе, выдв... Основная задача этого урока – совершенствование умения уч-ся находить однородные члены предложения, а также использовать их в речи. В начале урока основной задачей являлось привлечение учащихся к занятию познавательной деятельностью и поддержка этого интереса в течение всего урока. Если говорить о мотивационной основе, то с неё следует начать урок. Мотивация – это установка на деятельность. Поэтому я ставлю перед собой задачу нацелить учащихся на успешное выполнение учебных заданий, заинтересовать своим предметом, сделать плавный переход от одного вида деятельности (отдыха на перемене) к другому (учебному занятию). Одной из задач преследуемых мной является формирование и развитие способностей у учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и осмыслению нужной информации. Следствием их работы являются сообщения, представленные ими в ходе урока. На уроке используются фронтальный опрос, тестирование, рассуждение. Объяснительный, частично-поисковый метод (комментирование практических действий с выводом).Темп урока достаточно плотный. Композиция урока логична в подаче материала, четкий переход от одного этапа урока к другому. Все этапы урока соблюдены. На этапе подведения итогов обращаем внимание на результат учебной деятельности, возвращаемся к целям, поставленным вначале урока. Таким образом, происходит формирование и развитие рефлексии (размышлений о себе, о своей работе), в результате чего становится все больше учащихся, которые осознанно относятся к результатам своего труда. А это сказывается на активности познавательной деятельности. Стараюсь на уроке пользоваться принципом педагогической мастерской – создание атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества и общения. Включаю эмоциональную сферу ребенка, обращаюсь к его чувствам.
  • Конспект урока «Повторение изученного по теме имя существительное», 5 классУрок русского языка в 5 классе на тему: Повторение и обобщение изученного об имени существительном. Цель урока: Повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме Имя существительное. Задачи: Образовательные: - повторить изученные сведения об имени существительном как части речи; - закрепить теоретический материал на практике при выполнении различных заданий; - отработать морфологический разбор имени существительного; - выявить назначение имени существительного в речи. Воспитательные: - воспитывать бережное и сознательное отношение к языку; - способствовать сохранению чистоты языка как явления культуры; - способствовать воспитанию трудолюбия, взаимопонимания. Развивающие: - развивать логическое мышление; - развивать орфографическую зоркость; - развивать и совершенствовать навыки индивидуальной работы; - совершенствовать творческие способности; - развивать выразительность речи. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Оборудование: - учебник; - интерактивная доска; - интерактивные плакаты: Русский язык. Части речи. Морфология современного русского языка и культура речи; - Интернет-ресурсы.
  • Интегрированный урок русского языка и литературы на тему «Фразеологизмы, крылатые слова и выражения в творчестве И. А. Крылова» (5 класс)Представленный материал - это интегрированный урок русского языка и литературы. На материале творчества И.А. Крылова изучаются такие лингвистические понятия, как фразеологизм, крылатое выражение, афоризм.Одной из задач урока является пробуждение интереса к творчеству И.А. Крылова. Проводится работа с текстом, инсценированием басен, используются аудиозаписи басен. Обучающиеся работают с художественным текстом. На уроке разграничиваются понятия фразеологизм, крылатое слово, крылатое вы...
  • Урок «Бабушка гадала, надвое сказала» («Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я») для 5 классаТема урока русского языка для 5 класса о двойной роли букв е, ё, ю, я является не очень легкой для усвоения пятиклассниками, поэтому словесный (словарная работа, рассказ о букве Ё), исследовательский (составление алгоритма), практический (выписывание слов на изучаемое правило) и творческий (игра-синквейн) методы, использованные на уроке, заинтересовывают и позволяют ученикам научиться определять, в каких позициях эти буквы обозначают два или один звук. Также задания рассчитаны на развитие логич...
  • Контрольная работа за первое полугодие 5 классКонтрольная работа за первое полугодие (5 класс) 1. Определи, в каком слове звуков больше, чем букв: совет, песня, заяц. 2. В каком слове есть согласный звук [т]: честный, огород, учиться? 3. В каком слове все согласные звуки твердые: площадка, лыжи, стучит? 4. Укажи группу слов с правильным вариантом переноса: - суб-бо-та, друж-ба; - иг-руш-ка, кры-льцо; - ли-ства, по-ста-вить. 5. Укажи слово с разделительным Ь: кон..ки, печ.., под..езд, вороб..и. 6. Укажи слово, которое является проверочным для слова ЦВЕТЫ: цвет, цветной, цветёт, цветок. 7. Укажи группу слов, в которой пропущена буква О: - п..лянка, к..нюшня, к..чаюсь; - скв..рцы, н..чевать, д..лина; - ст..ловая, д..леко, кр..льчата. 8. Укажи группу слов, в которой пропущена буква З: - гла..ки, заморо..ки, сколь..кий; - ко..ьба, зама..ка, ска..ка; - ука..ка, про..ьба, ре..ьба. 9. Укажи группу слов, которые относятся к 1-му склонению: - деревня, радость, река; - улица, весна, поле; - дорога, яблоня, дядя. 10. Укажи группу слов, которые относятся ко 2-му склонению: - герой, огонь, золото; - медведь, яблоко, дедушка; - ученик, пристань, поле. 11. Укажи группу слов, которые относятся к 3-му склонению: - дочь, мебель, словарь; - ладонь, метель, помощь; - лошадь, осень, корень. 12. Укажи словосочетание, в котором есть существительное в предложном падеже: - подошли к пруду; - порхали над прудом; - плавали в пруду. 13. Укажи группу существительных в дательном падеже: - к другу, к воде, в норе; - по морю, к дочери, по дороге; - по траве, в школе, на ветке. 14. Укажи словосочетание, в котором допущена ошибка: - гуляли за деревней; - лакомились малиной; - добирались поездом. 15. Укажи слово, в котором НЕ НУЖНО писать Ь: помощ.., брош.., молодеж.., плащ… 16. Расставь пропущенные знаки препинания и посчитай, сколько предложений в тексте? Теплые лучи солнца согрели землю заплакал сугроб по дорожкам побежали звонкие ручьи и на реке Быструхе надулся лед он стал совсем тонким опасно ходить по такому льду теперь детям в школу нужно идти дальней дорогой. 17. Выполни морфемный разбор слов: девчушка, молоденький, беглянка, сероватый. 18. Укажите, какими частями речи являются слова в предложениях. Медленный ход времени нагонял тоску. Он приступил к тренировке с новыми силами.
  • Тест по русскому языку 5 класс по теме «Имя прилагательное»Что же такое имя прилагательное?Имя прилагательное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какие? чей? чья? чье? и т. д. Они изменяются по числам, родам (но только в единственном числе), падежам. В предложении чаще всего бывают определениями или сказуемыми. Имена прилагательные бывают полные и краткие. Краткие имена прилагательные обычно в предложении бывают сказуемыми. У кратких прилагательных с основой на шипящую ь на конце не...
  • Конспект урока по теме «Лексика» 5 класс обобщение Урок-играПовторение по теме Лексика Учитель: Ботищева С.А. Урок – обобщения изученного по теме Лексика (5 класс) Цели урока: Повторить основные понятия лексики: однозначные и многозначные слова; синонимы и антонимы, омонимы; понимать зависимость написания слова от его лексического значения и значения морфем; учитывать эту зависимость при написании; Формирование умения работать с книгой-словарем. Задачи: Образовательные: повторить изученное по теме Лексика; способствовать усвоению и углублению знаний учащихся по основным разделам лексики. Развивающие: совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас языка учащихся; развивать интерес к русскому языку, развивать творческое мышление, память. Воспитательные: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову, воспитывать чувство ответственности; воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности. Тип урока – обобщение материала. Методы: комбинированный, игровой. Оборудование: Схема Лексика (ОСК), компьютер, проектор, раздаточный материал
  • Урок литературы в 5 классе «Всеобщее спасение» (по сказке Паустовского «Теплый хлеб»)Всеобщее спасение. К.Г. Паустовский Теплый хлеб. Цели Обучающие помочь увидеть учащимся глубину содержания сказки-притчи, ее народную мудрость и мораль, выйти на понимание смысла названия, активизировать познавательную и поисково-исследовательскую деятельность учащихся, продолжать работу над теоретико-литературоведческими понятиями, отработкой навыка выразительного чтения Развивающие развитие аналитического мышления учащихся (анализ, сравнение, сопоставление; синтез, обобщение) Воспитательные духовно-нравственное воспитание; углубление понятия греха, искупления, покаяния в православном учении, познание законов всеобщего спасения; воспитание чувства любви и человеческого отношения к окружающему нас миру. Задачи: совершенствовать навыки выразительного чтения, развивать умение анализировать, выявлять причинно-следственные связи, аргументировать свою точку зрения, умение обобщать, применять ранее полученные знания при анализе художественного произведения, развивать познавательные способности учащихся, расширять их кругозорв ходе анализа текста заставить учащихся задуматься над происходящим в тексте и связа... Оборудование: портрет писателя, книги писателя, иллюстрации из Священного писания, мультимедийный проектор, ноутбук, музыкальный центр.
  • Урок русского языка 5 класс: «Падеж имен существительных»Урок русского языка в 5 классе дан в соответствии с требования ФГОС второго поколения. Программа М.Т. Баранова, Т.А Ладыженской. Планируемые результаты: Предметные (обьём освоения и уровень владения компетенциями): знать названия падежей, их порядок следования, падежные вопросы; приемы правильного определения падежа существительного; смысловые вопросы; уметь определять падеж существительного; находить и исправлять ошибки в определении падежей существительных; верно употреблять предлоги с указ... Метапредметные ( компоненты культурно-компетентностного опыта\приобретенная компетентность) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни , способность использовать язык как средство получения знаний по другим учебным предметам ; применение полученных знаний , умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей российского народа, определяющей роли языка в развитии интеллектуальных , творческих способностей и моральных качеств , его значения в процессе получения школьного образования
  • Урок русского языка в 5 классе по теме «Синонимы»Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Представлена технологическая карта урока. При разработке данного урока учитывается возрастные особенности учащихся, поэтому используется игровой материал. на уроке используются мультимедийные технологии. Урок адресован учителям , работающим по учебнику М.Т. Баранова, Ладыженской и др. Тип урока - открытие новых знаний. на уроке используются межпредметные связи. На уроке используются методы репродуктивной и исследовательской деятельности. п...
  • Урок литературы в 5 классе. Зарубежные сказки. Д. Даррел «Говорящий сверток»1.Организационный момент 2.Разминка (урок как обычно начинается с разминки, включающей в себя разнообразные виды работы). На данном уроке один из учащихся работает у доски с терминами метафора (?)- (художественный прием, основанный на переносе признаков одного предмета на другой по принципу сходства или контраста) гипербола (?)- (художественный прием, основанный на преувеличении тех или иных свойств предмета) лирика (?)- (род поэзии, в котором главным является не то, о чем говорится, а отношение к сказанному) рифма (?)- (созвучие в конце строк) стиль (?)- (манера письма) жанр (?)- (вид, род художественного произведения); Другой учащийся работает с логико-структурной схемой, находит ошибку в ее построении и готовится к ее озвучиванию Литература письм..(буквенное – от лат. литера буква) творчество отражает народное мировосприятие и опирается на поэтику фольклора но в отличие от фольклора имеет иные формы связи письменное авторское многозначность опосредованный воплощение начало художественного контакт слова в письменном автор - читатель контексте (через художественный текст) А все остальные учащиеся с помощью цветовых карточек работают над тестом Приключения как литературный жанр ( у каждого из учащихся трехцветные сигнальные карточки, каждый цвет соответствует одному из предложенных слов, дети должны показать ту цветовую карточку, которая соответствует правильному ответу). 1.Понятие приключение связано со словом а) ключ б) ключевой в) приключиться, случиться 2.Ситуация литературного приключения необходима автору а) для повышения читательского интереса б) для испытания героя в) для разнообразных целей, определяемых самим автором 3.Для Даррелла экзотической страной является а) Англия б) Россия в) Греция 4.Прототип есть у героя приключений а) Д.Дефо б) М.Твена в) Д.Даррелла 5. Герои этих приключений передвигались а) пешком б) на стрекозе в) на надувной лодке 6.Абсолютное одиночество пришлось пережить героям а) Я.Ларри б) М.Твену в) Д.Дефо После решения тестовых заданий учащиеся дают толкование следующих слов: (слова написаны на доске) цикада ( прыгающее насекомое с прозрачными крыльями, издающее характерный стрекот), дюна (прибрежный песчаный холм), клавесин (старинный струнный щипковый клавишный музыкальный инструмент), карлик (человек очень маленького роста), марево (зной, сухая мгла), навигация (наука о кораблевождении), зыбь (незначительное колебание водной поверхности), балдахин (навес над кроватью. Далее ребята вспоминают ... 3.Проверка домашнего задания ( словарная работа) -из университета магии - найдите синоним к последнему слову, чему обучали в таком университете -магического жезла – что это такое? -специализироваться в какой-то области и создавать себе имя – что значит специализироваться и почему имя надо создавать? О какой ситуации идет речь, о житейской или научной? Как создается научное имя? -третьеразрядных чародеев – какую характеристику содержит такое определение? -устаревшие заклинания – связано ли слово заклинание со словом клин? -заняться мифическими животными – кем надо заняться? От какого слова произошло определение? -взял понюшку – как возникло существительное? -я сотку себе мантилью - одного ли корня слова мантилья и манто, что означает каждое из них? -колоссальной впадине – откуда пришло понятие колоссальный? -магараджа – кого в Индии называли магараджей? -ужасный сноб – что означает это понятие? -василиски – кого так называли? -считаю их вид вульгарным – каково современное значение последнего слова? -столько-то мандрагор – что это такое? -беспардонные жабы – как возникло это определение? 5.Работа над текстом 1.Называет ли попугай год возникновения Мифландии? 2.Кто такой Мерлин? 3.Какое полное имя ха-ха? Какую характеристику ха-ха дает попугай? 4.Как судя по рассказу попугая он относится к науке, которая занимается подсчетом когтей на лапе дракона или измерению длины волос у русалки? Как выглядели дракон и русалка? 5.Совпадает ли образ мифических василисков с их реальным биологическим обликом? С какими животными, судя по рассказу попугая, они состоят в родстве? 6.Какие функции выполняют жабы и петушки? 7.Что представляет собой Мифландия? 8.Какие цвета использовал ха-ха, создавая Мифландию и ее природную флору? Что такое флора и чем она отличается от фауны? 9.А какой из миров, на ваш взгляд, прекраснее – реальный, тот в котором мы с вами живем или придуманный ха-ха? Почему? 10. А в каком из миров вам хотелось бы жить в будущем? Какой вы представляете себе нашу страну через много лет? Напишите 6-7 предложений. В конце урока ребята зачитывают свои творческие работы.
  • Коспект урока по русскому языку в 5 классеТема урока: Полные и краткие имена прилагательные Цель урока: формирование представлений о краткой форме имени прилагательного: грамматических особенностях, написании и употреблении в речи Планируемые результаты: Личностные:привитие учащимся интереса к урокам русского языка, воспитание ответственности, умения работать в группе, оценивать ответы своих одноклассников, воспитание внимания и активности учащихся на уроке, умения обобщать и делать выводы, развитие способности к самооценке на основе наблюдений за собственной речью Метапредметные: Регулятивные · умение ставить цель, планировать свою работу, ориентироваться в имеющемся материале, проводить самопроверку уметь формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Коммуникативные осуществлять поиск и сбор информации, умение работать в коллективе, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; эффективно сотрудничать в совместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения Познавательные понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Предметные Образовательные научить различать полные и краткие прилагательные, определять их роль в предложении, правильно ставить ударение в кратких формах; Развивающие · развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание; воспитательные Воспитывать интерес к русскому языку, развивать творческие способности учащихся Тип урока: открытие нового знания
  • Обучающий анализ стихотворения Павла Васильева «Затерян след в степи солончаковой. .. ». 5 классДанный анализ учит определять тему, доказывая развёрнуто её через ключевые слова и фразы. Учащиеся готовятся к самостоятельному определению идеи, опираясь на ключевые слова, предложения. Школьники дают характеристику построения стихотворения (строфы), определяют рифму и учатся видеть её роль в тексте. Работа включает обучение определению размера стихотворения и видение его роли в данном тексте.Кроме того, заложена в работе характеристика фонетических средств языка, его звуковая организация и роль звука в авторском замысле поэта.
  • Урок «В. А. Жуковский. Сказка «Спящая царевна». Черты литературной и народной сказки. » 5 классКонспект урока по литературе. Знакомство с термином литературная сказка. Сравнительный анализ литературной сказки и народной в виде таблицы.После прочтения сказки дети делятся своими впечатлениями. Отвечают на вопросы по сказке. Таким образом приходят к выводу, чем отличается литературная сказка от народной. Определяют вид сказки, строение сказки: зачин, сюжет, концовку.Находят эпизоды сказки на иллюстрациях, зачитывают. В конце урока работают над словами Пушкина А.С., делают выводы, высказыв...
  • Урок по русской литературе для 5 класса. Тема: О. Уайльд «Соловей и Роза»Данный урок предполагает знакомство учащихся с темой любви, любви настоящей, т.е жертвенной. В образах главных героев, Соловья и Студента, построенных на антитезе, раскрывается тема и идея произведения: настоящая любовь, воспетая соловьем, дороже золота, сильнее власти, мудрее философии, а для приземленного студента любовь- это глупость, нет практической пользы, обещает несбыточное. Учащиеся также получают сведения по теории литературы: самостоятельно находят метафоры, эпитеты и сравнения, а т...
  • Сборник контрольных диктантов по русскому языку для 5 класса с казахским языком обучения
  • Урок русского языка в 5 классе
  • Составление олимпиадных заданий (литература 5 класс)
  • Урок русского языка в 5 классе Глагол
  • Рабочая программа по русскому языку
  • Урок по теме Приставки ПРЕ-ПРИ 5 класс
  • Урок-зачет по теме «Синтаксис и пунктуация»Устная и письменная речь как типы речевой деятельности создаются во взаимосвязанных речемыслительных процессах, к которым относятся восприятие и воспроизведение высказывания, обусловленных ситуацией общения. Поэтому надо создавать на уроке такие ситуации, которые при активном привлечении межпредметных связей становятся стимулом для порождения речевой деятельности разных типов и видов. Коммуникативный подход к преподаванию русского языка определил поиск новых методов обучения. Наряду ...
  • Разработка урока по русскому языку в 5 классе на тему «Правописание чередующихся гласных А-О в корнях –лаг-, -лож-, -раст-(-ращ-), -рос»
  • Тематическое планирование 5 класс
  • Конспект урока русского языка в 5 классе на тему Определение
  • Конспект урока в рамках Дня славянской письменности
  • Урок-исследование Предания старины глубокой Сравнительный анализ Повести временных лет Нестора и Песни о вещем Олеге А. С. Пушкина
  • Календарно-тематическое планирование по литературе (5класс)
  • Урок русского языка Повторение и обобщение изученного материала по теме Морфемика
  • Фонд оценочных средств по русскому языку 5 класс
  • Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 5 классе. Сказки Г. -Х. Андерсена и обобщение по теме Имя существительное
  • Презентация по русскому языку на тему Синтаксис. Простое предложение
  • Контрольная работа в 5 классе по русскому языку
  • Урок русского языка в 5 классе Синонимы, антонимы, омонимы
  • Презентация по русскому языку на тему Имя существительное
© 2010-2018