Русский язык и Литература

  • Конспект урока по русскому языку Двойная роль букв е, ё, ю, я ( 5 класс)
  • Урок русского языка в рамках ФГОС, 5 класс на тему: Буква е-и в корнях с чередованием
  • Тест по теме Глагол, 5 класс
  • Конспект урока по русскому языку в рамках ФГОС, 5 класс
  • Тест для учащихся 5-ых классов на тему Словосочетание и предложение
  • Самостоятельная работа на тему «Имя существительное». (5 класс)
  • Рабочая программа по русскому языку
  • Рабочая тетрадь по русскому языку в 5 классеСостав слова. Однокоренные слова. 1. В выделенных словах найди окончание и основу. Укажи слова с нулевым окончанием. Через несколько минут все были на полу пещеры. В щель пещеры косо падал свет и создавал таинственный полумрак. Одна из стен пещеры была из светлого гладкого камня и сверкала под лучом фонарика. Другие темные стены тонули в темноте. Поэтому вся пещера казалась огромной. 2. Найди в словах корень, приставку, суффикс, окончание. Впиши слова таблицу. Состав слова слово приставка корень суффикс окончание снежный снеж н ый Солнечный, напугала, колокольчик, птицы, полнеба, воздвигалась, добрая, птичка, банка, зазвенело.
  • Открытый урок по природоведению в 5 классе по теме: «Шляпочные грибы»Тема урока: Шляпочные грибы Цель урока: Познакомится со строением шляпочных грибов и многообразием шляпочных грибов. Задачи: Познакомить школьников с особенностями строения, многообразием и значением грибов. Научить распознавать грибы по характерным признакам. Оборудование: компьютер, экран. План урока: 1. Орг. момент. 2. Проверка дом задания. 3. Строение шляпочного гриба 4. Съедобные и ядовитые грибы 1. Определения грибов 2. Грибы-двойники 5. Памятка сбора грибов 6. Дом задание параграф 43; мини-сочинение По грибы… 7. Закрепление.
  • Урок русского языка в 5 классеДанная разработка урока русского языка по теме Прилагательные полные и краткие составлена в соответствии ФГОС ООО. Тип урока открытие новых знаний. Основным приёмом работы на уроке является организация подводящего диалога, посредством которого учащиеся открывают для себя новые знания.Урок построен таким образом, что на протяжении всего урока поддерживается высокая мотивация к изучению учебного материала. Учащимся предлагается материал в виде опорной схемы, которая в ходе урока постоянно допол...
  • Конспект урока русского языка в 5 классе «Путешествие в страну Глаголию»Урок является заключительным по теме Глагол как самостоятельная часть речи. Урок проводится как нестандартный (урок-путешествие), что позволяет в игровой форме повторить изученный материал: морфологические признаки глагола, его синтаксическую роль и правописание. Ученикам предлагается, путешествуя от станции к станции, выполнять задания занимательного и игрового характера, что способствует привитию интереса к изучаемой теме и к русскому языку как школьному предмету. Задания предусматривают так...
  • Урок по русскому языку для 5 класса по теме «Путешествие в страну Лингвистика»Данное внеклассное мероприятие рассчитано на учащихся 5 класса, оно проводится в конце учебного года, подводит итог года по предмету и, расширяя знания по русскому языку, воспитывает интерес к нему, любознательность, умения работать в группах.Используется для обобщения и закрепления изученного материала.Данное мероприятие хорошо подходит для сплочения коллектива, выработки чувства ответственности и взаимопомощи. Мероприятие носит соревновательный характер, что способствует активному участие дете...
  • Рабочая программа по внеурочной деятельности «Загадки русского языка» 5 класс, ФГОС ОООПрограмма курса внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 5 класса. Предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: Морфемика, Словообразование, Морфология. Графика, Пунктуация, Этимология Лексика, Фразеология...
  • Урок русского языка для 5 класса по теме «Правописание гласных -е, -и в приставках при-и пре-»Конспект урока с использованием технологии деятельностного метода и технологии программированного обучения.Тема урока: Правописание гласных -е, -и в приставках при- и пре- .Класс: 5.Тип урока: усвоение нового (открытие нового).Цель урока: создать способ определения написания ПРЕ-,ПРИ.Оборудование:1. Карточки со словами: =очень, =пере, приближение, присоединение, близость, неполнота действия, прибавление, лексическое значение, этимологический словарь, орфографический словарь, проектор, на сто...
  • Урок русского языка в 5 классе «Путешествие в страну Имя Существительное»Данный нетрадиционный урок проводится после изучения темы Имя существительное и представляет собой путешествие по станциям, в результате поэтапно повторяются основные понятия: морфологические признаки, синтаксическая роль имён существительных, проводится работа по культуре речи. В ходе работы осуществляется индивидуальный подход, некоторые задания даются дифференцированно. Урок способствует привитию интереса к данной теме и к изучению русского языка. Урок позволяет в игровой форме осуществить...
  • Урок по русскому языку в 5 классе на тему «Антонимы»Класс: 5 Тема: Антонимы. Цель урока: обучающие: познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие “антоним”; провести работу по подбору синонимов, закрепить в речи понятие “омоним”; расширять лексический запас обучающихся, совершенствовать навыки чтения, обучать самостоятельно пополнять свои знания Тип урока: урок изучения нового материала. Формы обучения: индивидуальная, коллективная. Методы: словесный, наглядно- иллюстративный, частично-поисковый. Оборудование: презентация, рабочие буклеты, словари Ход урока. 1. Организационный момент. Эпиграф: Язык – наш верный друг, когда мы его хорошо знаем; он же неприятель, если им владеем плохо или мысль туманна, неясна. Кто не испытал муки, отыскивая необходимое слово, тот никогда не чувствовал радости, открывая самое меткое, самое точное, единственно нужное слово. (В.Кодухов) Учитель: В стране родного языка Не всё известно нам пока, Но путешествовать начнём И сами до всего дойдём. Учитель: Я бы хотела, чтобы вы сами сформулировали тему нашего урока и цель, которая стоит перед нами. Я вам в этом помогу, но будьте внимательны! 2.Повторение ране изученного материала. Учитель: Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку. Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять? А выручить меня готово любимое, родное… (Слово!) – А для чего служат слова, что они обозначают? (Действия, признаки, количество, явления, состояния и др.) – Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав? (Лексика) -Ребята, а о каких понятиях лексики мы с вами узнали на предыдущих уроках? (Омонимы, синонимы) -Кто мне даст определение Омониму? (Это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по своему лексическому значению. Пример ключ-ключ, коса-коса…) - А что же за слова Синонимы (это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут различаться друг от друга оттенками лексического значения и употребление в речи. Пример: сверкать- блестеть, врач- доктор…) Задание по карточкам. Карточка 1 3.Изучение нового материала. Объявление темы и цели урока. Оформление темы в тетрадях. -Учитель: сегодня мы с Вами будем говорить о некотором понятии лексики, совершенствовать навыки чтения, самостоятельно пополнять свои знания. И в конце урока самые активные ребята получат сертификаты. Открываем тетради, записываем число, классная работа, а тему вы запишите чуть позже, когда догадаетесь, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке. - О каких словах-неприятелях идёт здесь речь? (Об антонимах) Записываем тему урока, Назовите антонимы (Солнце –тень, близко – далеко, низко –высоко) Что же такое антонимы? (Слайд № 3). Антоним – греческое слово: анти – приставка со значением противоположный, онима – имя. Это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Но любознательный человек обязательно задаст вопрос: Для чего, зачем нужны антонимы? Антоним. Как и синоним, не может существовать сам по себе, а только в антонимической паре: правда – ложь, плакать – смеяться. Антонимы делают речь более точной и выразительной. Игра Наоборот слайд № 4. И нам с тобой пришёл черёд Сыграть в игру Наоборот. Скажу я слово хорошо, А ты ответишь: плохо. Скажу я слово великан, А ты ответишь: кроха. Скажу я слово потолок, А ты ответишь: пол. Скажу я слово потерял. И скажешь ты: нашёл. - Назовите антонимы (хорошо – плохо, великан – кроха, потолок – пол, потерял нашёл). Решение грамматических задач. Запишем пословицу. Сколько в ней антонимичных пар? (ученье – неученье; свет-тьма) Делаем синтаксический разбор предложения. 4.Первичное закрепление. Вставьте нужные антонимы ( индивидуальная работа) 1.Любишь брать, люби … . (отдавать). 2.Сытый … не разумеет. (голодного) 3.Иди вперёд, а оглядывайся … .(назад) - Чему служат антонимы в этих пословицах? (Противопоставлению положительного отрицательному.) - Какие части речи могут выступать в роли антонимов? (Почти все!) Подберите к прилагательному несколько антонимов. Надёжный друг - … . (Неверный, коварный, ненадёжный, вероломный.) - Как называется группа этих слов? (Синонимический ряд.) Чем отличаются антонимы от синонимов? (Синонимы – близкие по значению слова. А антонимы – противоположные по смыслу слова.)
  • Урок русского языка для 5 класса на тему: «Буквы и-ы после ц»Данный урок проводится в 5 классе по учебнику Львова. Вначале ребятам даётся эмоциональный настрой на урок, все дружно встали около парт, улыбнулись друг другу. Затем учитель задаёт проблемную ситуацию, ребята самостоятельно выводят название темы, ставят цели к уроку, Класс разбит на пять групп, каждая группа выполняет задание , делает выводы. Работа с учебником. Затем проводится физкультминутка. Ребята, отдохнувшие, переходят к закреплению орфограммы: пишут комментированное письмо, распознают о...
  • Рабочая программа по литературе для 5 класса на основе программы под редакцией Беленького Г. ИРабочая программа по литературе для 5 класса на основе программы под редакцией Беленького Г.И. (базовый уровень)Количество часов по учебному плану 68 в год; в неделю 2 часа. Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений Литература. 5 – 11 классы под редакцией Г.И. Беленького, Москва, Мнемозина, 2009 годУчебник Снежневская М.А., Хренова О.М. Литература. Начальный курс 5 класс. Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. - М.: Мнемозина, 2008. Количество часов в 5 классе: В год – 68 часов, в неделю – 2 часа, из них на ра ра развитие речи - 5 часов Уроков внеклассного чтения – 7 часов
  • Видеоролик к вступительной части уроков литературы по сказкам в 5 классеВидеоролик как вступление к урокам литературы в 5 классе по сказкам, который поможет создать доброжелательную обстановку в классе, вспомнить любимые с детских лет сказки, вновь увидеть знакомые и любимые с детства иллюстрации к этим сказкам. Под замечательные слова песни в исполнении Ирины Понаровской ребята смогут вновь ощутить знакомые впечатления от чтения сказок: страха, таинственности, неожиданности, загадочности. Им вновь захочется соприкоснуться с этим невероятным, незабываемым сказочным ...
  • Рабочая программа по русскому языку для 5 классаДанная рабочая программа по русскому языку разработана для обучения в 5 классе МОУ сош с. Сыпчегур на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004 г., Примерной программы основного общего и среднего (полного) образования по русскому языку 2004 года и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по русскому языку для общеобразовательных учреждений 5-9,10-11 классы /сост. Е.И.Харитонова (авторы программы М.М. Разумовс... Рабочая программа разработана к линии УМК и материалам авторского учебно-методического комплекса, рекомендованного Минобрнауки РФ и департаментом образования, культуры и молодежной политики Забайкальского края к использованию в образовательном процессе на 2012-2013 уч. год В состав УМК входит учебник (Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов и др; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 18-е изд.,стереотип.. – М.: Дрофа, 2011.), согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ, используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения. Программа рассчитана на 204 часа учебного времени (из расчета 6 учебных часа в неделю), в т.ч. количество часов для проведения письменных контрольных работ – 37: из них диктантов – 7, контрольных тестирований – 1, контрольных работ – 4, самостоятельных работ – 3, изложений – 4, сочинений – 18. Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы определен учебным планом образовательного учреждения, познавательных интересов учащихся и соответствует Базисному учебному (обр...
  • Рабочая программа по основам православной культуры для 5 классаРабочая программа по основам православной культуры для 5 класса составлена на основе программы учебного предмета Православная культура 5 год обучения, Л.Л.Шевченко, Москва: Издательский Совет Русской Православной Церкви 2009 год учителем Рещиковой Эльвирой Викторовной и рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год). Содержание программы учебного предмета Православная культура, который относится к об­разовательной области Духовно-нравственная культура, обусловлено его спецификой: он интегрирует знания разных предметных областей - теологии, музыкально-изобразитель­ного искусства, истории и обществознания, литературы. От­бор учебного материала был произведен в соответствии с те­матическими линиями, определенными Примерным содержа­нием (МО РФ, Москва, 2002 год). Программа выстроена на основе принципа с...
  • «Что обозначает глагол» на материале «Минувших дней немеркнущая слава» 5 классПояснительная записка Тип учебного занятия: Вступительный урок. Повторение и закрепление изученного материала в начальной школе. Цели урока: Обучающие: Активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации. Развивающие: Развивать умения учащихся: - самостоятельно определять свои знания — незнания по изучаемой теме; - работать в парах; - сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки; - систематизировать материал в кластер. Воспитательные: Воспитывать же...
  • Тест по русскому языку для 5 класса по теме «Имя существительное»Контрольная работа (тест) по теме Имя существительноеНа какие вопросы отвечает существительное?а) Что делать? Что сделать?б) Какой? Чей?в) Кто? Что?2. Что обозначает существительное? а) предмет б) действие предмета в) признак предмета3. Чем, как правило, является в предложении существительное? а) подлежащим б) определением в) сказуемым4. Как изменяется существительное? а) спрягается...
  • Урок по русскому языку для 5 класса «Лингвистический анализ слова»Конспект интегрированного урока русского языка и литературы в 5 классе.Тема : Лингвистический анализ слова.Цель урока:Образовательный аспект:–обобщить и углубить знания по анализу русского слова;-повторить все известные учащимся виды разбора по русскому языку; 2. Развивающий аспект: - обогатить и усложнить словарный запас учащихся; - способствовать усложнению смысловой функции речи; - развивать выразительность речи учащихся, усиливать коммуникативн...
  • Урок русского языка по теме «Лексика» (5 класс ФГОС)Урок-повторения по теме Лексика с применением ИКТ. Цель урока: повторение и обобщение знаний по теме Лексика.Задачи урока:развить умение формулировать определение понятий;развить умение находить синонимы, антонимы, омонимы в тексте; формировать умение использовать синонимы, антонимы, омонимы в речи; обогащать словарный запас учащихся;· развитие умения формулировать и доказывать свою точку; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развитие творческих, речевых способностей ...
  • Урок литературы в 5 классе «Ты его потом все же прости (по рассказу В. А. Солоухина «Мститель»)»Название урока условное, так как учащиеся сами формулируют тему урока и цель изучения рассказа. Уроку предшествует опережающее домашнее задание по прочтению рассказа дома. Начинается работа с вопросов по первичному восприятию текста. Затем дети работают в парах, решая кроссворд на рабочих листах, индивидуально, заполняя таблицу, фронтально, анализируя поведение героя, в группах, создавая слайд или эпизод для киносценария. В течение урока используются приемы импровизации, построение кластера, ко...
  • Конспект урока русского языка в 5 классе на тему: «Повторение по теме «Имя существительное»Предлагаю Вам конспект урока русского языка на тему: Повторение по теме Имя существительное, проведенный в 5 классе. Данный урок будет полезен учителям русского языка, работающим в 5 классе по учебнику Русский язык, 5 класс, Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.. Это урок обобщения и систематизации знаний. Данный урок – один из заключительных уроков по данной теме. Он тесно связан с предыдущими уроками и работает на последующие...
  • Урок для 5 класса по русскому языку «Морфемика. Морфемы»Разработка урока для 5 класса по теме: Морфемика. Морфемы . Учащиеся в ходе этого урока знакомятся с такими понятиями, как морфема, морфемика, морфемный разбор, однокоренные слова, повторяют, что такое корень, приставка, суффикс, основа слова, окончание, омонимы.Реализуются также задачи: развивать речь учащихся, обогащать словарный запас, развивать сообразительность, память. Стихотворения, используемые на уроке, воспитывают культуру речи, любовь к слову, родному языку, создают у учащихся полож...
  • Урок литературы в 5 классе «Всем честным людям трудовым я как солдат служу!»Урок литературы в 5 классе Всем честным людям трудовым я как солдат служу! посвящен 100-летию со дня рождения Сергея Владимировича Михалкова, автора гимна России, известного баснописца, драматурга, детского поэта. На уроке школьники знакомятся с биографией С. Михалкова, его детскими книгами. Конспект включает прослушивание гимна России, песен на стихи поэта, чтение басен. Урок завершает викторина Знаешь ли ты стихи Михалкова? Урок преследует цели: познакомить учащихся с биографией писателя, его творчеством, развивать умение выразительно читать поэтические произведения, развивать образное мышление, воспитывать патриотизм, честность, верность, доброту.
  • Урок-закрепление по теме «Лингвистика», 5 классУрок-закрепление по теме Лингвистика,5 класс. Цель урока: актуализировать и систематизировать пройденное; формировать коммуникативную и лингвистическую компетенцию учащихся; применить новые информационные технологии; привить интерес к русскому языку; Форма урока: урок- путешествие Оборудование: компьютер, карточки с заданием, иллюстративный материал Ход урока. Эпиграф урока. Кто грамоте горазд – тому не пропасть (Пословица) 1. Орг. момент. Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие в страну Лингвистика. В пути вам встретятся трудности, но помните русскую пословицу: Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Начнём путешествие с Орфографической пятиминутки. 1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1) м..рской. к..рабль, стр..ны 2) ост..новка, к..пуста, к..питан 3) пут..шествие, в..лосипед, пр..чал Учитель. Почему морское судно, на котором мы с вами поплывём, назвали словом корабль? От какого слова образовано данное слово? Посмотрите в этимологических словарях. (По ходу работы записывают слова на доске и в тетрадях). Корабль, корабь, кора, корыто, короб, – корка; Раб... Корабь Кора Короб Корыто - родственные слова? Ученик. Короб, и корыто, выдалбливали из ствола дерева, и у них был общий корень –кор-., поэтому в корне слова корабль пишется буква О. Учитель. Следующая область – Морфология. Здесь вы встретитесь со словами разных частей речи. Распределите слова на самостоятельные и служебные части речи. Распределительный диктант. От зелёного причала оттолкнулся теплоход. Он назад пошёл сначала, а потом пошёл вперед. А потом поплыл по речке, набирая быстро ход. Учитель. Слова, связываясь друг с другом по смыслу, образуют предложения. А что образуют предложения? Ученик. Несколько предложений, связанных между собой по смыслу образуют текст. Учитель. А сейчас поработаем над текстом. Прочитайте предложения А, Б, ,В, Г и выполните задания А1- А4 Работа с текстом. А. Прилетит кораблик, опустится на воду и тотчас поплывет с поднятыми парусами. Б. Все они прилетели сюда по воздуху. В. Сколько разноцветных корабликов сегодня в нашем пруду! Г. Большой ещё запас таких корабликов на деревьях, разноцветной стеной окружающих наш красивый пруд. А1-В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст? 1) А.Б,В.Г. 2) В, Б, А,Г. 3) Б,А,В,Г. 4) Б,В,Г,А. Рефлексия урока. Учитель. Наше путешествие подходит к концу. В конце путешествия хотелось бы, чтобы вы продолжили предложения: 1. Сегодня на уроке я узнал, что… 2. Самым интересным для меня было… 3. Мне было непонятно… 4. Мне бы хотелось… Выставление оценок и домашнее задание. Написать сочинение о сегодняшнем уроке: заголовок произвольный.
  • Открытый урок русского языка в 5 классе (урок – исследование) Тема: СИНОНИМЫЦели урока: дать понятие о синонимах; развивать умение находить синонимы в тексте, подбирать синонимы к словам; познакомить учащихся со словарем синонимов и совершенствовать умение работать с толковым словарем; развивать творческое мышление, память, речь учащихся; воспитывать чувство ответственности, сотрудничества, коммуникативности. Ход урока. 1.Организационный момент. Записать дату, классная работа. 11.Вступительное слово учителя. Ребята, урок начнем с чтения шутки – стихотворения. Но чтобы его прочитать, надо немного поломать голову. ? – В каком значении я употребила это выражение? ? – Что оно обозначает? (подумать)
  • Нестандартный подход изучения материала на уроках русского языка в 5 классе
  • Программа по русскому языку 5 класс ФГОСИспользуемый учебно-методический комплекс - Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012.На изучение предмета отводится 5 часов в неделю, итого 170 часов за учебный год.В программе дана характеристика деятельности учащихся, планируемые результаты (ЗУНы и УУД)На весь учебный год распланированы уроки развития речи и контрольные работы. Все они представлены в конце планирования (смотрите Приложение)Та...
  • Урок русского языка в 5 классе Правописание приставок на з и с
  • Обобщающий урок по теме Глагол
  • Урок - игра Эрудит
  • Конспект урока русского языка в 5 классе на тему: Фонетические чередования звуков. Фонетический разбор слова
  • Мои рассуждения о педагогическом сопровождении ребёнка Эссе «Открою дверь»
  • Конспект урока литературы в 5СКК VII вида
  • Факультатив по русской словесности для учеников 5 класса Устное народное творчество
  • Тесты по русскому языку за 1 2 четверти (5 класс)
  • Пояснительная записка к уроку
  • Конспект урока Баба Яга - красавица или чудовище?
  • Презентация по русскому языку на тему Прямое и переносное значение слова
  • Конспект урока-викторины Сказочный урок
  • Презентация по русскому языку на тему Лексика. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова
  • Урок русского языка на тему буквы з и с на конце приставок
  • КВН по сказкам Пушкина АХ, что за прелесть эти сказки!
  • Урок литературы по теме: Я поведаю вам свою боль. .. (по рассказам В. П. Астафьева Белогрудка и «Зачем я убил коростеля?»)
  • Презентация по русскому языку на тему Фонетика. Классификация звуков: гласные и согласные
© 2010-2018