Русский язык и Литература

  • Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема: «Словосочетание. Строение словосочетания»
  • Урок развития речи. 5 класс
  • Конспект урока по русскому языку на тему Синтаксис и пунктуация
  • Календарный план по литературному чтению с казахским языком обучения
  • Конспект по русскому языку для 5 класса Настоящее время
  • Конспект урока по литературе на тему Кавказский пленник С. Черный (5 класс)
  • Конспект урока Чередование звуков. Беглые гласные
  • Тестирование по русскому языку в 5 классе по теме Лексика. Культура речи
  • Открытый урок Осуждение жесткости, унижения человеческого-достоинства в рассказе И. С. Тургенева Муму
  • Лингвистическое лото для учащихся 5-х классов
  • Конспект урока по теме «Морфема - наименьшая значимая часть слова»
  • Игровые материалы на уроках русского языка (5-6 классы)
  • Методическая разработка урока русского языка на тему Синонимы
  • Урок на тему: «Чередование О - А в корне ЛАГ-ЛОЖ, КАС-КОС» 5 класс, ФГОС
  • Конспект урока на тему Лексика
  • КВН по русскому языку
  • Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме Три склонения существительных
  • Тестирование по языковой теме Состав слова. Словообразование (5 класс)
  • План урока Корень слова. Однокоренные слова
  • Элективный курс Учись писать грамотно для 5 класса
  • Урок русского языка на тему Фразеологизмы (5 класс)
  • Тест Буквы е-и в падежных окончаниях существительных 5 класс
  • Рабочая программа по литературе в соответствии в требованиями ФГОС
  • Тема урока: «Имя существительное». 5 классТема урока: Имя существительное Цель урока: Обобщить и систематизировать знания детей по теме Имя существительное Задачи урока: 1. Обогатить словарный запас детей, научить выполнять группировку существительных по существенному признаку, продолжить работу над деформированными предложениями; 2. Развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, умение сравнивать, группировать, делать выводы; 3. Воспитывать любовь к русскому языку, прививать интерес к его познанию, воспитывать умение работать в парах, взаимопомощь, любовь к Родине. Тип урока: обобщение и повторение Форма проведения урока: индивидуально-групповая Методы урока: словесный, практический, демонстрационный. Методы организации учебно – познавательной деятельности учащихся: Интерактивные, словесные, практически – индивидуальные, дедуктивно-индуктивные (доказательства, рассуждения), частично – поисковые, проблемно – поисковые. Оборудование урока: интерактивная доска (интерактивные задания) коробка – посылка с наглядным материалом. Раздаточный материал: снежинки с заданиями. Этапы урока: ӏ. Организационный момент. ӏӏ. Обобщение пройденного материала. III. Закрепление темы. IV. Подведение итогов урока. Оценивание учащихся. V. Домашнее задание. ӏ. Организационный момент. Проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих. ӏӏ. Обобщение пройденного материала. Стихотворение: Все название дано и зверю и предмету, Вещей вокруг полным – полно, А безымянных нету, И все, что может видеть глаз, - Над нами и под нами, И все, что в памяти у нас,- Означено словами. Оно живет ведь в мире этом, Дает название предметам. Вопросы: - О какой части речи это стихотворение? - Что такое имя существительное? - Для чего следует изучать имена существительные? -Итак, мы сегодня будем повторять и закреплять знания об имени существительном. Для этого ребята, давайте вспомним какие признаки имени существительного вы знаете? - А сейчас небольшая работа по теме урока: - Давайте поможем имени существительному построить домик! - Любой домик начинают строить с фундамента. Наш фундамент – Имя существительное. ИЗМЕНЕНИЕ ПО ПАДЕЖАМ СОБСТВЕННЫЕ И НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА ОДУШЕВЛЕННОСТЬ / НЕОДУШЕВЛЕННОСТЬ ЧИСЛО РОД ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ Итак, ребята - Сколько родов имеет имя существительное? - Какие? - Какой секрет запоминания родов вы знаете? - Женский род запомню я - И скажу она моя. - Я запомню род мужской. - И опять скажу он мой. - Средний род: оно моё - Это правило моё! - Спасибо - А теперь задание. Запишите слова: Родина, конь, поле. - Почему слово Родина женского рода? - Обратите внимание на то, с каким существительным слово Родина, оказалось в одном столбике? О родине есть пословица, запишите её: Родина – мать умей за неё постоять! - Как вы её понимаете? - Родину как и маму надо защищать, она дается человеку один раз и навсегда. А значит надо Родину любить, беречь и охранять. КАТЕГОРИЯ ЧИСЛА - Сколько в русском языке чисел? - Что обозначает единственное число, множественное число? - А теперь задание - Образуйте из этих слов множественное число: Утенок – Звено – Тополь – Тигр – Перо – Выделите корень в словах. Что это за слова? КАТЕГОРИЯ ОДУШЕВЛЕННОСТИ И НЕОДУШЕВЛЕННОСТИ Одушевленность Кто? Неодушевленность Что? - Разделимся на 2 группы 1 группа записывает в тетрадь слова на вопросы кто? 2 группа записывает в тетрадь слова на вопросы что? Береза петух, игрушка, мышь, чашка, щука, море, котенок, самолет, сова. -Проверяем. КАТЕГОРИЯ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ И НАРИЦАТЕЛЬНЫХ КОРОБКА – ПОСЫЛКА (УСТНО) Задание на интерактивной доске Нарицательные Собственные Праздник Наурыз Журнал Мурзилка Медведь Миша Тигр Шерхан Девочка Катя ПАДЕЖИ - Сколько в русском языке? - Как называется изменение по падежам? - Как определить падеж? СТИХОТВОРЕНИЕ В рощах птичье пение, А в классе тишина Проходим мы склонение Склоняется зима Именительный Что? Зима Родительный Чего? Зима Дательный Чему? Зиме Винительный Что? Зиму Творительный Чем? Зимой Предложенный О чем? О зиме ЗАДАНИЕ Уважать (кого?) Гордиться (кем?) Благодарность (кому?) (за что?) Вот мы и построили домик. РАБОТА С ДЕФОРМИРОВАННЫМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ -Когда я писала текст, слова – то в предложении рассыпались. Составьте из каждой строчки предложение: К, прилетают, зимой, птицы, нам. Птице, сытой, не, мороз, страшен - Какие у вас получились предложения? IV. Подведение итогов урока. Оценивание учащихся. - За окнами у нас зима. Давайте и наш город мы украсим снегом. У вас на парте лежат снежинки. Выберите только те, которые подойдут к определению имени существительного. Оцениваем учащихся. V. Домашнее задание.
  • Выступление на педсовете «Мастерство учителя в формировании УУД у обучающихся 5 классов на уроках русского языка и литературы»Сегодня общество выдвигает принципиально новые требования к личности и деятельности педагога, требует сформированности его профессионального мастерства. Прежде всего, учитель-словесник должен быть грамотным человеком и любить язык. Любить так, чтобы дети это чувствовали, тогда они начнут подражать: говорить, читать, писать, как наш учитель. Из желания подражать тому, кем восхищаешься в школьные годы, иногда вырастают таланты. Обчающихся надо увлечь процессом изучения русского языка, а каждый ...
  • Урок русского языка в 5 классе по теме «Имя прилагательное. Повторение. »Урок русского языка в 5 классе по темеИмя прилагательное. Повторение. На уроке поставлены следующие цели: обобщить знания учащихся о признаках имени прилагательных как части речи, отрабатывать навыки изменения имен прилагательных по родам и числам, развивать орфографическую зоркость, развивать речь детей. На уроке использовано следующее оборудование: репродукции с картин художников, демонстрационные карточки, таблицы, раздаточный материал, фонограмма музыки П.И.Чайковского.Урок построен с использованием разнообразных форм и методов работы. Учтены индивидуальные особенности детей . Использована межпредметная связь.
  • Видеоряд про С. Есенина. Литература 5 класс. «Низкий дом с голубыми ставнями»Видеоряд про С.Есенина. Видео было создано к уроку литературы в 5 классе. Дом – это начало начал, это исток всего, что есть в человеке. Тема родного дома звучит очень часто в русской литературе. Но сегодня мы познакомимся со стихотворениями Сергея Есенина о родном доме и, проникнув в ткань произведений, попытаемся понять, чем же был дом для поэта. А назовём мы наш урок Низкий дом с голубыми ставнями… Голубые ставни. Они напоминают голубые глаза русичей. А в народной поэзии и в лирике Сергея Есенина голубой цвет – цвет чистоты, неба, мечты.
  • Конспект урок по русскому языку в 5 классеКонспект урока русского языка в 5 классе Слитное и раздельное написание - НЕ с именами существительными (по УМК А.Д. Шмелева) с использованием электронных образовательных ресурсов. Урок составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.Замысел урока заключался в формировании умения использовать правильный способ действия при выборе слитного и раздельного написания не с именами существительными. План урока составлен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к структуре урока открытия нового знания...
  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку для 5 класса (ФГОС)Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает: 1. Пояснительную записку. 2. Общую характеристику курса русского языка. 3. Место курса русского языка в базисном учебном плане. 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса русского языка. 5. Содержание курса русского языка. 6. Календарно-тематическое планирование. Тематическое планирование ориентировано на использование учебно-методиче­ского комплекта: 1. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч. Ред. Н.М.Шанский/. – М.: Просвещение, 2012. 2. Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс. – М.: Просвещение, 2012.
  • Конспект урока литературы в 5 класса «СОПОСТАВЛЕНИЕ «СКАЗКИ О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ» А. С. ПУШКИНА И «СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА» В. А. ЖУКОВСКОГО»Данный урок является вариантом урока-исследования по теме Сопоставление Сказки о мертвой царевне А.С. Пушкина и Спящей царевны В.А. Жуковского в 5 классе. Данный урок заключительный в изучении сказок названных авторов. Урок состоит из нескольких этапов: организационный момент, мотивация на работу с актуализацией ранее изученного, этап собственно исследовательской деятельности, рефлексия. Домашнее задание не предполагается. Каждый компонент урока необходим для реализации исследовательской деятельности: - видеофрагменты сказок, необходимых для анализа, настраивают учеников на работу; - актуализация ранее изученного происходит с целью мотивации учеников к дальнейшей деятельности – учебному исследованию; - проблемная ситуация создается при помощи вопроса, который помогает осуществить постановку проблемы исследования; - гипотеза выдвигается после определения темы и формулирования цели исследования; - работа в группах позволяет осуществить проверку гипотезы; - представление результатов групповой работы позволяет систематизировать информацию, а также сформулировать выводы на основе теоретических и практических исследований. В процессе этих видов деятельности у учащихся формируется весь спектр УУД: Личностные УУД: оценка собственной учебной деятельности, определение ее значимости; оценка деятельности группы; мотивирование своих действий. Метапредметные УУД: 1. Регулятивные: саморегуляция; формулировка версий, выбор средств достижения цели с помощью учителя; 2. Познавательные: целеполагание, выдвижение гипотез и их обоснование, получение информации из разных источников; сравнивание фактов по заданным основаниям; анализ объектов по заданным основаниям, формулировка выводов на основании фактов, извлечение необходимой информации из текста. 3. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; работа группе; адекватная передача информации, осуществление сотрудничества с учителем и сверстниками; извлечение нужной информации из текста; аргументация собственного мнения; создание развернутого устного высказывания, выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, ведение диалога. Исследования учащихся обеспечивают высокую информативную емкость и системность в усвоении учебного материала, широко охватывают внутрипредметные и междисциплинарные связи.
  • Технологическая карта урока по культуре речи в 5 классе «Красную речь красно и слушать»На уроке развития речи в 5 классе осуществляется знакомство с разнообразными этикетными формулами, формируются у школьников правила соблюдения речевого этикета, происходит обогащение словарного запаса учащихся с помощью усиления коммуникативных средств речи, обращается особое внимание на обучение тактичности, доброжелательности и вежливости в общении с собеседником в зависимости от речевой ситуации, умение активно обсуждать вопросы культуры речи, уважение к чужому мнению, воспитывается бережное ...
  • Интегрированный урок (русский язык, литература, украинский язык) в 5 классеЯ очень часто использую в своей практике интегрированные уроки, что способствует развитию у детей прежде всего творческого мышления. Коммуникативная деятельность на уроке осуществляется через работу в парах. Такая работа способствует развитию у учеников умения прислушиваться к точке зрения партнёра (толерантности, которая как никогда востребована в современном обществе).Монологическая речь учеников при воспроизведении теоретического материала, при рецензировании ответа дает возможность развивать...
  • Урок по русскому языку для 5 класса «Буквы о и ё после шипящих в корне»Урок по теме Буквы О-Ё после шипящих представляет собой урок повторения и знакомства с новым материалом на основе уже изученного материала. Постороен в рамках системно-деятельностного подхода. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Продуманы этапы мотивации, целеполагания, открытия новых знаний, закрепления, рефлексии. Применяются разные виды оценивания: самооценка, оценка группы. Урок формирует личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
  • Открытый урок по русскому языку в 5 классе «Республика Существительное»Республика Существительное- командная или индивидуальная игра. Перед началом формирую команды - делю класс на две команды или пронумерую каждого участника игры. Игра начинается на станции Теоретическая, капитанам вручаются маршрутные листы (или вывешиваются у доски), с указанием пути следования, и команды (участники) начинают движение по республике. На каждой станции участники получают его. Оценки за выполнение задания жюри заносит в маршрутный лист соответственно номеру каждого участника. ...
  • Разрешите вас поздравить. .. урок развития речи 5 классУрок развития речи: РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ. ПОЗДРАВЛЕНИЕ. (5 класс) Цели урока: 1) продолжать обогащать учащихся знаниями о культуре общения, о речевом этикете, обсудить и запомнить правила выбора и оформления поздравительных открыток, в том числе и электронных; 2) развивать коммуникативные умения школьников, умение анализировать ситуацию речевого общения и в соответствии с ней выбирать необходимые языковые средства; 3) продолжать формировать коммуникативную компетенцию школьников, развивать эмоционально-чувственную сферу личности ребенка, воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к окружающим. Формы и методы работы, применяемые на уроке: беседа, метод проблемного обучения, наблюдение за языковым материалом, тестирование, творческое задание. Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке: индивидуальная, групповая, коллективная.
  • Урок по русскому языку в 5 классе «Правописание –тся и –ться в глаголах»Тип урока: открытие нового знания Цели урока: познакомить учащихся со способами действия при выборе правильного написания –ться и –тся в глаголах. Результаты: Предметные: отработать способ действия при выборе написания –ться и - тся, вести работу по предупреждению наиболее распространённых и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы. Личностные: развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость. Метапредметные: воспитывать положительное отношение к учёбе, к знаниям; интерес к устному народному творчеству.
  • Урок внеклассного чтения в 5 классе по повести А. Лиханова «Последние холода»Тема Великой Отечественной войны была и остается одной из ведущих тем в нашей литературе. Наша задача-донести до нынешнего поколения все ужасы и тяготы этой войны. Поэтому я разработала урок внеклассного чтения в пятом классе по произведению А.Лиханова Последние холода. Цель этого урока-патриотическое воспитание,воспитание любви к героям повести. Мы должны помнить о тех,кто не вернулся с поля боя,и кто нес бессменную вахту в тылу врага. Мы должны гордиться нашими героями,восхищаться их геройст...
  • Технологическая карта урока литературы в 5 классеПредлагаю для публикации образец технологической карты урока литературы по Сказке о мертвой царевне и семи богатырях А.С.Пушкина.Сам урок совершенно обычный, новая только форма конспекта - технологическая карта, составленная в соответствии с требованиями ФГОС. Форма таблицы предложена Ириной Шерстобитовой, методистом АППО СПБ, содержание карты авторское. Таблица разрабатывалась на курсах повышения квалификации для использования учителями при составлении карт уроков.Данная форма удобна, так к...
  • Урок русского языка для 5 класса «Лексика. Словарное богатство русского языка»Одной из важнейших задач развития ре­чи учащихся является управ­ление процессами обогащения словаря школьников, упорядочение словарной работы, вы­деление основных её направлений и их обоснование.В данной методической разработке представлен конспект урока для учащихся 5 класса по теме: Лексика. Словарное богатство русского языка по учебнику под редакцией В.В.Бабайцевой.На уроке ребята знакомятся с основными понятиями лексикологии.Главная цель на уроке по изучению лексики - научить школьников п...
  • Урок русского языка в 5 классе с казахским языком обучения: «Закрепление и обобщение по теме «Лексика»Закрепление и обобщение по теме „Лексика“ Цели урока: Образовательная: повторить и обобщить знания, полученные при изучении раздела Лексика; 2. Развивающая: развивать логическое мышление, внимание, речь учащихся; 3. Воспитательная. Воспитывать интерес к слову, его значимости в нашей речи; воспитывать в детях доброту, нравственные качества человека. 1. Тип урока: урок обобщения 2. Оборудование: словари, листики-вопросы, сигнальная карточка Светофор, карточки-смайлики, распределительный диктант со словосочетаниями, слова для подбора антонимов. Методы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый. Приёмы: сообщение, игра, инсценировка, практические упражнения, творческое задание. Формы организации: общеклассная, индивидуальная. Технологии: дифференцированное обучение; развивающее обучение, приемы критического мышления В начале урока- психологический настрой через чтение стихотоворения определение настроения через сигнальную карточку смайли, улыбку Урок начинается со слов : Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть. Данное пожелание носит воспитательное значение. Показ презентации учит восприятию звуков и является хорошим переходом повторению. При помощи вопросов восстанавливаем в памяти — знания по теме Лексика. На магнитной доске прикреплены были осенние листья. На обороте этих листьев-карточек записаны вопросы. (данный прием вызвал заинтересованность детей). Была проведена словарная работа, наибольший интерес вызв...
  • Урок-обобщение по литературе в 5 классе «Сказки»Урок- обобщение по сказкам в 5 классе Что за прелесть эти сказки!.. Русские песни, предания, пословицы… наконец, русские сказки – память нашего давно минувшего, хранилище русской мудрости. Н.А.Некрасов. Цели: 1.Обобщение и систематизация изученного о сказках; 2. Расширение кругозора детей; 3. Развитие интереса к книге, к устному народному творчеству. Оборудование: Плакаты с высказываниями : Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма! А.С.Пушкин. Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Призы, презентация к игре, специальные счёты, ребус для второго тура. Вступление. Вряд ли найдётся человек, который в своей жизни не слышал ни одной сказки. Со сказкой человек встречается ещё в колыбели. Нос колыбелью ребёнок расстаётся довольно быстро, а сказки сопровождают его всю жизнь. Пушкин незнание русских сказок расценивал как недостаток своего воспитания: Слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма! - пишет он в одном из писем. Государи мои, люди русские! Какая бы тень ни набежала на вашу жизнь,- вспомните о русской сказке и прислушайтесь к её тихому, древнему, мудрому голосу. И.Ильин 1 тур. В первом туре играет весь класс . Играющим нужно пройти 4 ступени, отвечая на вопросы ведущего( их можно начертить на полу мелом). Кто раньше пройдёт эти ступени, выходит во второй тур ( первые 2 человека) Задания 1 тура. Ведущий называет одно понятие, а ребята называют 7 слов к этому понятию: - Авторы сказок - Женские имена из сказок -Виды транспорта, встречающиеся в сказках - Назвать цифры, встречающиеся в сказках - Назвать гостей Мухи-Цокотухи - Назвать зверей, звонивших по телефону в сказке Чуковского - Перечислить сказки А.С.Пушкина - Жителей теремка - Назовите по именам: а) трёх медведей в) трёх поросят г) трёх богатырей д) трёх мушкетёров - Как позвать Сивку- Бурку - Какую песенку пел Колобок? - Что кричал петушок, сидя на спице? - Какие слова говорила девочка, отрывая лепестки цветика-семицветика? 2тур. Правило: выходят во второй тур двое. Отвечают на заданный вопрос выбирая правильный Побеждает тот, кто быстрее доберётся до ключа разгадки и отгадает ребус. Вопросы: -сказка Три медведя написал Л.Толстой или Аксаков? -М.Ю.Лермонтов писал сказки или нет? -Действие сказки Маугли ( автор Киплинг) происходит в Америке или в Индии? - Трёх мушкетёров написал Дюма-старший или младший? -Ганс Христиан Адерсен французский или датский сказочник? -Астрид Линдгрен написала Чипполино или Малыш и Карлсон, который живёт на крыше? - У лисы избушка была ледяная или лубяная? -Лиса угощала Журавля окрошкой или кашей манной? - Картину Богатыри написал Васнецов илиЛевитан? Чернавка отвела в лес на съедение волкам царицу или царевну? - Фразу Ой, кажется дождь собирается говорит Вини Пух или Пятачок? - У Наф-Наф был каменный дом или у Ниф-Ниф, или у Нуф-Нуф? - Где жил и чем занимался самый знаменитый кот А.С.Пушкина? ( У Лукоморья, на дубу, пел песни и рассказывал сказки) - ШарльПерро – шведский или французский писатель? - Сказка Золотой ключик или приключения Буратино написал Л.Толстой или А.Толстой? Ключ к отгадке ребуса: Фраза Учиться – всегда пригодится смешана с буквами из разных алфавитов. Нужно отобрать только русские буквы. 3 тур Остаётся один. Правила: Для того, чтобы получить призы, нужно ответить правильно на 1 вопрос. Участник имеет право на подсказки. За каждую подсказку 1 приз убирается. Если ответ неверен, участник проигрывает. Вопрос: Его знают персы и турки, арабы и китайцы, немцы и французы. Родился этот человек в Москве, отец – офицер гвардии. Сам служил в коллегии иностранных дел, имел звание камер- юнкера. В молодости занимался боксом. Художник М. Скуднов создал медаль в честь 100-летия со дня его рождения, один из его прадедов не ладил с царём Петром I и был повешен за участие в стрелецком заговоре. Назовите фамилию этого сказочника с мировым именем. Подсказки: 1) Его имя в переводе с греческого означает защитник. 2) Фамилия этого рода появилась на рубеже 14-15 веков из-за того, что один из предков имел очень громкий голос (прозвали пушкой). 3) Ранние литературные псевдонимы- Француз, Сверчок. 4)Закончил Царско-сельский лицей. 5) В 1999 году отметили 200 лет со дня его рождения. 6) Написал 7 сказок и по всем сказкам сняты кинофильмы и мультфильмы.
  • Урок -игра, 5 класс «Знаешь ли ты русский язык»Урок-игра в 5 классе Знаешь ли ты русский язык? За школьные годы ученики обязаны овладеть русским языком. Мы понимаем, что хорошее знание языка поможет им дальше активно участвовать во всех сферах общественной жизни. На всех этапах изучения русского языка учитель оказывает помощь в овладении этим учебным предметом, в повышении грамотности и языковой культуры. Организуя учебный процесс в конкретном классе, мы, естественно, реализуем идеи не только ориентированные на данный класс, но и общие, воплощенные в курсе русского языка в целом. В целях систематического контроля над уровнем знаний, умений и навыков учащихся, мы используем и традиционные типы уроков, и уроки - зачеты, уроки корректировки знаний учащихся, уроки – семинары, уроки – игры. Если иметь в виду учеников пятых классов, необходимо учитывать их возраст и понимать, что это ещё маленькие дети, любящие принимать участие в играх. Порой за правилами теряется привлекательность и красота русского языка. Алексей Толстой говорил, что язык это не только способ выражать свои мысли, но и творить свои мысли. Игровые моменты на уроках помогают привлечь особое внимание к языку, поэтому для таких уроков желательно находить время. Целесообразно вовлекать в урок-игру весь к... Предлагаю вариант урока-игры по повторению изученного материала для учащихся пятых классов, его можно провести как после первого полугодия, так и в конце учебного года. На усмотрение учителя задания могут быть осложнены, добавлены демонстрационно-иллюстративные материалы. В заключительном слове учителя есть необходимость еще раз заострить внимание учащихся на красоту, силу и богатство русского языка. Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. (А.И.Куприн)
  • Программа дополнительных занятий по русскому языку «Занимательная грамматика» (5 класс)Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. Интерес к изучению родного языка пропадает у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому считаю главной задачей внеклассной работы привитие школьникам интереса к родному языку и воспитание потребности изучать его. Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения. Уровень познавательного интереса выражается преж... Необходимость дополнительных занятий заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить знания школьников по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
  • Викторина по русскому языку для 5 класса «Двуязычье - два крыла»данная викторина предназначена для классов с нерусским языком обучения. второй язык можно заменить любым изучаемым учениками. данный материал охватывает такие разделы как фразеология, лексика. а также позволяет проверить интеллектуальный уровень учащихся через их ответы, развивать творческие способности учащихся, их память, логическое мышление, внимание, речь и умение работать в команде. помимо этого, у детей появиться интерес к изучаемому языку и уважение к языкам других народов. можно с легкос...
  • Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Двойные соглассные»Урок русского языка проводился по теме: Обобщение и систематизация знаний по теме Глагол. Это заключительный урок в теме Глагол. После него планируется урок контроля зун (тестирование) Цель урока: образовательная: обобщить и систематизировать полученные знания по теме: Глагол, формировать умения находить глаголы в тексте, определять морфологические признаки глагола, комментировать известные виды орфограмм; развивающая: работать над связанной речью учащихся на лингвистические темы, способствовать развитию творческих способностей учащихся; воспитательная: воспитание умения сотрудничать, работать в команде, воспитание познавательного интереса к изучению русского языка. Соблюдены были следующие структурные компоненты урока: 1. Организационный момент . 2. Сообщение темы и цели урока 3. Проверка домашнего задания 4.Актуализация знаний 5.Обобщение и систематизация знаний 6.Закрепление знаний, умений и навыков. 7. Подведение итогов урока. 8.Домашнее задание Цели урока реализовывались Через использование подбор дидактического материала, организацию ситуации успеха и творчества, применение сингапурских структур обучения Развитие речи осуществлялось через монологическую речь учащихся при воспроизведении теоретического материала, при рецензировании ответов, через необходимость делать выводы после выполнения заданий. Развитие логического мышления учащихся, их аналитических способностей ( сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме) реализовывалось во время закрепления материала, самостоятельной работы (цифровой диктант, работа по карточкам). Обучающая цель реализовывалась через различные виды заданий ( Модель фрейр, цифровой диктант, работа по карточкам и т.д.), которые были направлены на развитие потенциальных возможностей учащихся . В содержании урока нашли отражение языковая, коммуникативная компетенции. Формирование языковой компетенции прослеживалась на этапе ... Развитие коммуникативной компетенции в анализируемом уроке предполагалось через все виды речевой деятельности учащихся: чтение, письмо, слушание, говорение. Работая устно, старались соблюдать основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка. Все этапы урока взаимосвязаны, вытекают один из другого. В начале урока учащиеся составили модель глагола. Этот вид деятельности обеспечил готовность учащихся к включению в продуктивную обучающую деятельность. Работа в группах предполагала развитие критического мышления, сотрудничества. Упражнения для повторения были подобраны исходя из ключевых задач изучения глаголов в 5 классе: упр. по учебнику дало возможность повторить новое понятие инфинитив, видо-временные соотношения. - Цифровой диктант проверку знаний учащихся и выявление затруднений по данной теме. Велась отработка способа действия при выборе написания –ться и –тся, правописание ь после шипящих во 2 лице и не с глаголами. Для раскрытия главного материала на уроке сочеталось несколько методов обучения. а) Пр...
  • Урок по русскому языку для 5 класса «Алфавит»Это пятый урок раздела Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (всего их шестнадцать). Цель урока: повторить алфавит; познакомить ребят с историей возникновения букв, с историческими изменениями в составе алфавита; пользоваться алфавитом. Задачи: научиться составлять различные списки в алфавитном порядке; правильно произносить буквы; формировать умения применять полученные знания на практике; развивать память, внимание, зоркость, наблюдательность; воспитывать любовь и интерес к русскому языку. На уроке использовалась мультимедийная презентация. В ходе оргмомента был создан положительный эмоциональный настрой на предстоящую работу. Следующим этапом урока была актуализация знаний обучающихся: была осуществлена проверка теоретических знаний по разделу. В ходе словарно-орфографической работы обучающиеся самостоятельно сформулировали тему урока, после вопроса учителя попробовали сформулировать цели урока. Была проведена работа с текстом, в ходе которой реализовывались коммуникативная, языковедческая и культуроведческая компетенции обучающихся. Была представлена занимательная информация о некоторых буквах славянского алфавита и о самой молодой букве современного алфавита. Работа на уроке была эмоциональна и неутомительна для ученика за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, что резко повышает познавательный интерес, служит развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти. Были подведены итоги. Все поставленные задачи были реализованы. Цель достигнута. Был создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с учащимися доброжелательный, соблюдалась этика поведения, культура речи. Обучающиеся получили творческое домашнее задание.
  • Урок русского языка в 5 классе «Слог. Ударение»Урок русского языка в 5 классе по теме Слог.Ударение. Данный урок проводится , опираясь на учебник русского языка под редакцией М.Разумовской. Это урок-исследование. Обучающиеся наблюдают за языковым материалом, делают выводы, совершают открытия. В начале урока обучающиеся услышат притчу, которая настроит их на плодотворную работу. В ходе урока обучающиеся будут выступать в роли консультантов, работать по карточкам, проводить взаимопроверку, самостоятельно формулировать тему урока, играть в и...
  • Урок литературы в 5классе по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро»Открытый урок по литературе в 5 классе к учебнику Б.А. Ланина и другие. в данной разработке присутствует групповая работа и работа в паре, так как этого требует ФГОС. Данный урок был проведен в рамках методического дня в школе. Материал очень насыщен, есть работа с иллюстрациями по рассказу, аналитическое чтение, чтение по ролям. Данный урок способствует совершенствованию речевых умений путём пересказа художественного произведения, подготовки сообщений; развивает навыки работы в группах; развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном, развитие речи и творческих способностей учащихся.
  • Тест по проверке УУД. 5 класс. Русский языкПеречень проверяемых универсальных учебных действий : познавательных (общеучебных и логических)и регулятивных 1. Умение определять понятие путём поиска верного утверждения. 2. Умение сравнивать, проводить лексический анализ слова и делать вывод. 3. Умение находить семантически близкие слова. 4. Умение устанавливать причинно-следственные связи. 5. Поиск ошибочного утверждения. 6.Умение классифицировать слова на основе самостоятельно выбранного критерия. 7. Умение обобщать и подводить под тематическое понятие. 8. Умение пользоваться схемой-моделью и находить соответствия. 9. Поиск ошибочного написания и умение корректировать. 10. Умение понимать информацию, заключённую в высказывании, и соотносить её с соответствующим разделом языка. 11. Регулятивное умение оценивать материал по степени сложности заданий.
  • Экзаменационный материал для промежуточной аттестации в 5 классеЭкзаменационная работа представляет собой 3 варианта тестовых заданий, построенных в формате государственной итоговой аттестации и единого государственного экзамена, что позволяет начать подготовку к ЕГЭ уже с 5 класса. Экзаменационный материал ориентирует пятиклассников на адаптацию к решению тестовых заданий, позволяет совершенствовать практические умения, связанные с анализом различных языковых явлений. Уровень сложности заданий экзаменационной работы для учащихся 5 класса соответствует требованиям, отражённым в Обязательном минимуме содержания общего образования по русскому языку.
© 2010-2018