- Преподавателю
- Обществознание
- Вопросы для итогового контроля по обществознанию
Вопросы для итогового контроля по обществознанию
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Даркина А.В. |
Дата | 26.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ГБПОУ ВО «Воронежский юридический техникум»
Итоговые вопросы по блокам тем, обществознание
Автор: Даркина А.В.
Воронеж - 2015
Блок 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе
Тема 1.1. Природа человека, врождённые и приобретённые качества
Вопросы для самоконтроля:
-
Объясните понятие «человек». Чем человек отличается от животных?
-
Объясните понятия антропогенеза и социогенеза. Как протекали эти процессы?
-
В чём отличие биологизаторской и социологизаторской концепций сущности человека?
-
В чём проявляется единство биологического и социального в человеке?
-
В чём различие понятий «человек», «индивид», «личность»? Какие факторы оказывают влияние на формирование личности?
-
Какую роль в развитии личности играет воспитание? Самовоспитание? В каких случаях мы можем говорить, что человек хорошо/плохо воспитан?
-
Что такое врождённые и приобретённые качества человека? Назовите и объясните их.
Тема 1.2. Общество как сложная система
Вопросы для самоконтроля:
-
Дайте определение понятия «общество». Расскажите, как оно возникло.
-
Что такое общественные отношения? Каковы их виды? В чём состоит их взаимосвязь?
-
Какова структура общества? Дайте характеристику его основных элементов.
-
Что понимают под словом «природа»? В чём состоит взаимосвязь человека и природы? Как развивались отношения между обществом и природой на всём протяжении существования человечества?
-
Что такое сфера общества? Какие сферы общества вы знаете?
-
Охарактеризуйте социальную сферу общества. Как развивались социальные отношения на протяжении истории?
-
В чём заключается взаимосвязь сфер общества? Могут ли они существовать независимо друг от друга? Обоснуйте свой ответ.
Блок 2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества
Тема 2.1. Духовная культура личности и общества
Вопросы для самоконтроля:
-
Что такое духовность? Каковы её критерии? Какого человека можно назвать духовным, а какого - нет?
-
Что такое духовное производство? Как оно взаимосвязано с материальным производством?
-
Что такое духовные ценности? Как они усваиваются человеком?
-
Какую роль в жизни человека играет мировоззрение? Какие факторы влияют на формирование мировоззрения?
-
Какие типы мировоззрения преобладают в современном обществе? Дайте им характеристику.
Тема 2.2. Наука и образование в современном мире
Вопросы для самоконтроля:
-
Что такое наука? Как она возникла и развивалась?
-
В чём отличие науки от обыденного познания?
-
В каких учреждениях проводится научная деятельность в современной России? Какие этапы научной карьеры может пройти учёный?
-
Каковы тенденции развития современной науки? Какие области научных знаний существуют?
-
В чём проявляются нормы научной этики?
-
Что такое образование? Почему образование выступает одним из важнейших институтов общества?
-
В чём состоит взаимосвязь образования и воспитания?
-
Расскажите об историческом развитии образования.
-
Какие уровни образования существуют в современной России?
-
Каковы права и обязанности участников учебного процесса? В каком документе они зафиксированы?
Тема 2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры
Вопросы для самоконтроля:
-
В чём состоят особенности моральных норм? Как они взаимодействуют с другими социальными нормами?
-
Объясните содержание таких нравственных категорий, как долг, совесть, гуманизм. Какую роль они играют во взаимоотношениях между людьми?
-
Какую роль в становлении моральных качеств личности играет воспитание?
Блок 3. Социальные отношения
Тема 3.1. Социальная роль и стратификация
Вопросы для самоконтроля:
-
Как вы можете определить понятие «социальная роль»?
-
С чем связано появление понятия «социальная роль»? Какие науки занимаются изучением социальных ролей?
-
Объясните смысл социальных ролей. Для чего, на ваш взгляд, нужно надлежащим образом исполнять свою социальную роль?
-
Возможно ли оптимальное социальное взаимодействие без строгого следования социальной роли?
-
Почему, на ваш взгляд, чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является?
-
Каков механизм возникновения социальной роли?
-
Что такое «социальная стратификация»? охарактеризуйте основания стратификации.
-
Какие исторические типы стратификации существуют?
-
Каковы модели стратификации современного западного и российского общества?
-
Чем различаются понятия «социальная структура» и «социальная стратификация»?
Тема 3.2. Социальные нормы и конфликты
Вопросы для самоконтроля:
-
Что такое социальные нормы? Как они образуются?
-
Какие виды социальных норм существуют? Дайте характеристику каждому из них.
-
Откуда мы черпаем сведения о содержании социальных норм?
Тема 3.3. Важнейшие социальные общности и группы
Вопросы для самоконтроля:
-
Что такое «социальная общность»? Чем данное понятие отличается от «этническо общности»?
-
Какие социальные группы в современном западном и российском обществе вы можете назвать?
-
С какими проблемами сталкиваются современные социальные общности и группы в России? За рубежом? Порассуждайте о возможных путях решения этих проблем.
Блок 4. Политика как общественное явление
Тема 4.1. Политика и власть. Государство в политической системе
Вопросы для самоконтроля:
-
Что такое власть? Каковы её особенности? Какие виды власти существуют?
-
Дайте определение понятия «государство». Назовите и охарактеризуйте признаки государства.
-
Что такое суверенитет? Какие виды суверенитета существуют?
-
В чём состоит соотношение классового и общесоциального в сущности государства?
-
Дайте определение политической системы общества. Каковы её содержание и элементы?
-
Какое место занимает государство в политической системе общества?
Тема 4.2. Участники политического процесса
Вопросы для самоконтроля:
-
Как вы понимаете термин «участники политического процесса»? Назовите их.
-
В чём состоит влияние политических партий на государство?
-
Охарактеризуйте влияние на государство профсоюзов и церкви.