Урок «Труд несовершеннолетних»

Урок изучения трудового права для несовершеннолетних с применением технологии развития критического мышления. Может быть использован на уроках обществознания и права. Цель: - создание системы целостных, устойчивых представлений у учащихся о трудовых правах несовершеннолетних. Задачи: -дать возможность закрепить и применить знания в области трудового права; - воспитывать уважение к труду и человеку труда; - развивать исследовательские, коммуникативные компетенции, навыки  поиска и отбора  необходимой информации; Планируемые результаты: - учащиеся смогут успешно решать правовые задачи в области трудового права; - применят навыки групповой и индивидуальной работы; -задумаются о правовых ценностях в нашем обществе;
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок обществознания в 9, 10, 11 классах

Тема урока: «Труд несовершеннолетних».

Технология: развитие критического мышления.

Цель:

- создание системы целостных, устойчивых представлений у учащихся о трудовых правах несовершеннолетних.

Задачи:

- дать возможность закрепить и применить знания в области трудового права;

- воспитывать уважение к труду и человеку труда;

- развивать исследовательские, коммуникативные компетенции, навыки поиска и отбора необходимой информации;

Планируемые результаты:

- учащиеся смогут успешно решать правовые задачи в области трудового права;

- применят навыки групповой и индивидуальной работы;

- задумаются о правовых ценностях в нашем обществе;

Перечень оборудования кабинета: учебник, раздаточный информационный материал, мультимедийный проектор, экран, компьютер, листы формата А-3, маркеры, доска.

Структура урока:

Традиционная: По технологии критического мышления:

1.Организация класса. 1 фаза - «Вызов».

2.Определение темы, цели урока. 2 фаза - «Осознание».

3.Актуализация знаний. 3 фаза - «Рефлексия».

4.Изучение нового материала:

- Организация групповой работы.

-Защита, презентация изученного материала группами.

5.Закрепление изученного материала.

6.Рефлексия.

7.Домашнее задание.

Содержание этапов урока:

  1. Организация класса.

  2. Определение темы, цели урока.

Учитель: - Предлагаю вам вспомнить две строчки из письма Ваньки Жукова - героя одноименного рассказа А. П. Чехова, девятилетнего мальчика, отданного три месяца тому назад в ученье и на работу к сапожнику.

«А намедни хозяин колодкой по голове ударил так, что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой».

Учитель: - Кто из вас работал в этом возрасте?

Ответы учащихся.

Использование приема «А знаете ли вы?». Слайды презентации к уроку.

Знаете ли вы, что…?

  • В 1839 г. 46% фабричных рабочих Великобритании не достигли 18-летнего возраста. Дети начинали работать с 4, 5, 6, 7, 8 лет в рудниках. Их привязывали к угольным тележкам, чтобы пройти по узким проходам шахты. Слайд 2.

  • В Германии и Австрии к концу 18 - 19 вв. правительство выдавало премии владельцам мануфактур за каждого мальчика или девочку, взятых на работу. Слайд 3.

  • После принятия трудового законодательства с 1802 по 1867 гг. рабочий день подростков 13 - 18 лет устанавливался по 10,5 ч. ежедневно 5 дней и 7,5 ч. в субботу. Работа длилась с 6 утра до 6 вечера с перерывами для еды в 1,5 ч. в одно и то же время. Детей на фабрику стали принимать с 9 лет. Слайд 4.

  • В России на ткацком производстве получали в месяц:

  • Мужчина - 20 рублей

  • Женщина - 12 рублей

  • Ребенок (до 15 лет) - около 7 рублей Слайд 5.

Учитель: - Давайте вместе свами сформулируем тему и цель нашего урока. Слайд 6.

Ответы детей.

  1. Актуализация знаний учащихся.

Учитель: - Где может пригодиться вам эта информация?

Ответы детей.

Выполнение задания «Верно ли утверждение?»

Учитель: - На своих рабочих листах выполните задание, проставив ответ в виде «Да-нет». В конце урока мы вернемся к этому заданию. Вы сможете проверить свои ответы и оценить знания по теме.

  1. Заключение трудового договора с несовершеннолетними допускается с 16 лет.

  2. Испытательный срок для несовершеннолетних работников не может превышать трех месяцев.

  3. К сверхурочной работе нельзя привлекать несовершеннолетних работников без их согласия.

  4. Для несовершеннолетних работников продолжительность рабочей недели составляет 40 часов.

  5. Заработная плата несовершеннолетним работникам выплачивается пропорционально отработанному времени.

«Да-нет»

1

2

3

4

5





  1. Изучение нового материала.

Учитель: - Выяснить правильность ответов, овладеть новой информацией, расширить кругозор вы сможете в процессе следующей работы.

Деление класса на 3группы (группы можно поделить по усмотрению учителя или использовать специальные приемы).

Инструктаж для работы в группах:

Каждая группа получает направление работы для исследования материала учебника, дополнительный материал в виде раздаточного материала, средства для оформления работы. Время выполнения работы 7- 10 минут. Затем нужно представить полученную информацию классу (презентация). Время презентации по 2 минуты на каждую группу.

Задания для исследования в группах:

1 группа: Трудовой договор для несовершеннолетних.

2 группа: Запреты и ограничения на использование труда несовершеннолетних по Трудовому Кодексу.

3 группа: Льготы для несовершеннолетних работников в области труда, заработной платы и отдыха.

Презентация изученного материала (6 минут). Обмен информацией.

Учитель: - Что нового для себя вы смогли отметить в этом материале?

Ответы учащихся.

  1. Закрепление изученного материала.

Учитель: - Попробуем применить новую информацию и закрепить знания на практике. Предлагаю решить правовые задачи. На ваших столах среди раздаточного материала найдите рабочий лист с заданиями. 1 группа решает 1-3 задачу; 2 группа работает с 4-5 задачами, а 3 группа выступит в качестве экспертов. В помощь экспертам справочный материал.

Правовые задачи:

  1. Сергею 17 лет, он хотел бы устроиться на работу. Работодатель заставляет его пройти медосмотр. Обязан ли Сергей проходить медосмотр?

  2. Елена и Ирина обучаются в школе. После уроков подрабатывают. Сколько часов в день они могут работать, если им исполнилось 15 лет?

  3. Сможет ли несовершеннолетний Антон устроиться на работу по трудовому договору, если ему исполнилось 14 лет?

  4. Во время летних каникул Татьяна хотела устроиться в танцевальную группу одного из ночных клубов города. Администрация клуба ответила отказом, сославшись на то, что ей нет 18 лет. Правы ли работники ночного клуба?

  5. Олег, ученик 10 класса, решил подработать в период школьных каникул. Устроился почтальоном. Поскольку рабочий день почтальона начинался в 6 часов утра. Олег попросил начальника почты учесть, что он несовершеннолетний. И разрешить начинать работу в 9 часов утра. Начальник ему отказал, мотивируя отказ тем, что к 8 часам утра все жители в зоне обслуживания этого почтового отделения уже должны получить свежую почту, чтобы ее просмотреть до отхода на работу. Как должна быть решена данная ситуация?

Справочный материал для экспертов:



1.Согласно действующему Трудовому кодексу РФ лица до 18 лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения возраста 18-ти лет, ежегодно подлежат медицинскому осмотру. Осуществляются они за счет средств работодателя.

2.Согласно Трудовому кодексу РФ для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой в возрасте от 14 до 16 лет продолжительность ежедневной работы не может превышать 2,5 часа.

3.По трудовому договору 14-летний подросток может устроиться на работу только при определенных условиях. Согласно Трудовому кодексу РФ заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет. Но с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения.

4.Администрация ночного клуба права. Согласно ст. 265 Трудового кодекса РФ запрещается применение труда несовершеннолетних на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, перевозки и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, в том числе работа в ночных клубах).

5.Отказ начальника почты вполне законен. Несовершеннолетние по закону не должны трудиться в ночное время (с 12 ночи до 6 часов утра). Действительно, почтовая корреспонденция обычно просматривается за завтраком, в транспорте, в первые часы рабочего дня, но к обеду или к вечеру она может быть получена из других источников. Нужно еще успеть рассортировать корреспонденцию в почтовом отделении. Отказ начальника почты Олегу был вполне законен.

Учитель: - Подведем итоги. ( Используется прием «Толстые и тонкие вопросы»)

  1. - Объясните, почему несовершеннолетние обязаны при приеме на работу пройти медосмотр?

  2. - В чем различие между трудовой дееспособностью и правоспособностью несовершеннолетних?

  3. - В каком случае трудовая дееспособность наступает досрочно?

6. Рефлексия (предложены варианты завершения урока, рефлексии при наличии времени и уровня подготовки учащихся).

Учитель: - Вернемся к заданию «Верите ли вы?». Можете ли вы теперь исправить ошибки в ответах? Прокомментируйте. Поставьте в группе каждому участнику оценку. Оцените свою работу (самооценка) по 5-бальной шкале.

Оценка и самооценка выставляется учениками на рабочем листе.

Учитель: - На слайде представлены мысли известных людей. Выберите из них эпиграф к уроку. Объясните, почему именно этот эпиграф? Слайд 7.

«Жить - значить работать. Труд есть жизнь человека».

Вольтер

« Трудитесь с усердием, ибо труд нужен для своего собственного благополучия и полезен для здоровья».

Вильям Пенн

« Труд в наше время-это великое право и великая обязанность».

В. Гюго

«Труд должен быть сообразен силам человека. Он дурен, то есть неприятен тогда, когда превышает их».
Чернышевский Н. Г.

«Преодолевши какой ни есть труд, человек чувствует удовольствие».

Суворов А. В.

(При наличии времени в конце урока и при подготовленности класса к подобному заданию можно использовать прием «Синквейн».)

Учитель: - Составьте синквейн со словом «труд».

Прием «синквейн»

Позволяет выразить отношение к теме. Пятистишие на японский манер.

1 строка - Одно слово - существительное, обозначающее тему.

2 - Описание темы в двух словах - прилагательные.

3 - Описание действия в рамках темы - три слова - глаголы, деепричастия.

4 - Фраза из трех-четырех слов, показывающих смысл или отношение к теме.

5 - Синоним (метафора) из одного слова, которое передает суть темы.

Учитель: - Труд бывает тяжелым и изнурительным. А может быть приносящим радость, достаток и удовлетворение. Главное, ваше отношение к труду и знание ваших прав. Слайд 8.

Спасибо за сотрудничество!

  1. Домашнее задание: написать эссе на тему «Труд в наше время - это великое право и великая обязанность». В. Гюго.

Список информационных источников:

scdk.ru; rusnauka.com; http: //law.edu.ru; allbest.ru; medbio-kgmu.ru; zanimatika.narod.ru; ipk.68edu.ru; vsyako-razno.ru; bibliotekar.ru.





© 2010-2022