Рабочая программа элективного курса по обществознанию

Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №4"

города Балахны

Нижегородской области




Утверждаю:

Директор МОУ "СОШ №4"

_______________Донцов В.К.

"____"______________20___г.

Согласовано:

Зам.директора по УВР

_________Замальдинова В.В.

"____"______________20___г.

Рассмотрено:

На заседании МО

Протокол №_________

От "___"_________20__г.

Председатель МО


Садурдинова Е.М.(Ф.И.О.)



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО КУРСУ «МОЙ ВЫБОР - МОЕ ДЕЙСТВИЕ»


ДЛЯ 10 КЛАССа


На 2015/2016 учебный год






Составлено учителем (Ф.И.О.)

Садурдиновой Елизаветой Мансуровной


















Рабочая программа по курсу «Мой выбор - моё действие» 10-11 класс

Пояснительная записка

Данный учебный курс «Мой выбор - моё действие» предназначен для учащихся 10-11 класса с целью расширения кругозора обучающихся, определения их профессиональной ориентации. Курс относится к предметной области «Обществознание», учитывает основные тенденции развития российского образования и ориентирован на формирование личностных качеств выпускников профильной школы, адекватных ситуации динамичных изменений в современном обществе.

Профильность курса отражается в представлении в нем основ важнейших социальных наук: социологии, политологии, социальной психологии, права.

Актуальность данной программы определяется тем, что она максимально расширяет представления обучающихся в области обществознания и ориентирована не только на получение знаний, но и на формирование социальные навыков, умений, ключевых компетенций.

Рабочая программа данного элективного курса составлена на основе авторской программы Е.Г.Калинкиной «Мой выбор - моё действие».

Цели курса:

  • формирование у обучающихся навыков анализа социальной ситуации,

  • проведение комплекса практических шагов, реальных действий подростка, в ходе которых интересный и значимый теоретический материал станет составной частью его собственного взгляда на мир и возможности в нем

Специфика и новизна курса заключаются в сочетании теоретических знаний и социального проектирования как социально значимой, самостоятельной и ориентированной на практический результат деятельности обучающихся. Именно в ходе социального проектирования формируются значимые и одобряемые обществом навыки социального поведения, выбор которых мотивируется и осуществляется в ходе теоретических уроков.

В основе организации учебного процесса по данному курсу особая роль отводится интерактивным формам и методам обучения. В качестве форм контроля знаний используются письменные работы (эссе, мини-сочинения и т.п.), проектные работы по темам курса, проведение дебатов, круглых столов, дискуссий.

Общие учебные умения и навыки:

1. Познавательные.

  • умение самостоятельно и осознанно организовывать свою познавательную деятельность в соответствии с заданной целью;

  • умение определять сущностные характеристики изучаемого объекта;

  • умение определять причинно-следственные связи и использовать их для анализа;

  • умение самостоятельно осуществлять отбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

  • умение самостоятельно создавать алгоритм познавательной деятельности для решения творческих и поисковых задач;

  • умение применять элементарные приёмы исследовательской деятельности;

  • умение создавать собственные модели объектов, процессов и явлений, проекты как результат исследовательской деятельности, в т.ч. с использованием информационных технологий.

2. Информационно-коммуникативные.

  • поиск необходимой информации по заданной теме с использованием источников различного типа;

  • извлечение необходимой информации из источников, определение первостепенной информации; перевод информации из одной знаковой системы в другую, адекватную познавательной и коммуникативной ситуации;

  • умение развёрнуто обосновывать и аргументировать суждения;

  • умение свободной работы с текстом разных стилей, владение навыками редактирования текста, создания собственного текста;

  • использование информационных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, презентации результатов познавательной и

  • практической деятельности;

  • владение основными видами публичных выступлений.

3. Рефлексивные.

  • понимание ценности образования как средства развития культуры личности;

  • объективное оценивание своих учебных достижений, динамики развития своих личностных качеств;

  • владение навыками коллективной деятельности в части организации и участия в ней;

  • оценивание и коррекция собственного поведения в практической деятельности и повседневной жизни;

  • осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности;

  • умение отстаивать свою гражданскую позицию;

  • осуществление осознанного выбора путей продолжения образования.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Класс

Тема

Кол-во часов

1

10

Введение.

1

2

10

«Моё здоровье».

10

3

10

«Преступление и наказание».

12

4

11

«Четвертая власть».

13

5

11

«Я и политика».

16

6

11

«Учимся строить отношения».

18



Содержание курса

Введение

Свобода. Выбор. Действие. Ответственность. Жизненные ценности в свободном обществе. Понятие и цели соц. проектирования.

Тема1. «Моё здоровье»

Здоровье. Привычки. Здоровый образ жизни. Пути сохранения здоровья. Понятие социальной пробы. Выбор вида, постановка целей, проведение соц. пробы, представление результатов соц. пробы.

Тема 2. «Преступление и наказание»

Преступление и правонарушение. Причины преступности. Юридическая ответственность и ее виды. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Понятие соц. практики. Выбор объекта, определение целей и осуществление социальной практики. Представление результатов соц. практики.

Тема 3. «Четвертая власть»

СМИ и их роль в современном мире. Влияние СМИ на формирование установок и мировоззрения личности. Способы противостояния манипулятивному воздействию СМИ. Определение темы, целей и этапов соц. пробы и соц. практики. Выбор вида и проведение соц.пробы. Выбор объекта, определение целей и осуществление социальной практики. Представление результатов соц. практики.

Тема 4. «Я и политика»

Политика. Гражданская позиция. Политическое участие. Избирательное право. Проблема политической активности. Человек и политика. Определение темы, целей и этапов соц. пробы и соц. практики. Выбор вида и проведение соц.пробы. Выбор объекта, определение целей и осуществление социальной практики. Представление результатов соц. практики и проектирования.

Тема 5. «Учимся строить отношения»

Взаимодействие и взаимозависимость людей в обществе. Правила и нормы. Конфликты и способы их предотвращения и разрешения. Соглашение и компромисс. Семья и ее роль в жизни человека и общества. Права и обязанности супругов, родителей и детей. Брачный договор. Взаимоотношения в семье. Свобода и контроль. Определение темы, целей и этапов соц. пробы и соц. практики. Выбор вида и проведение соц.пробы. Выбор объекта, определение целей и осуществление социальной практики. Представление результатов соц. практики и проектирования.

Презентация проектов. Внешняя оценка.

Внешняя презентация проектов, их оценивание. Выбор и повседневная жизнь человека. Свобода и ответственность в деятельности человека - выбор 21 века.



























Поурочное планирование по курсу « Мой выбор - моё действие» 10 класс

урока

Тема урока

Кол-во

часов

Домашнее задание

Дата

план

Дата

факт

Примечания

1

Введение в предмет «Мой выбор - мое действие».

1

5.09.16

Тема 1. «Моё здоровье» (10 часов)

2

«Моё здоровье». Здоровый образ жизни.

1

Записи в тетради, сообщение на тему: Здоровый образ жизни.

12.09.16

3

«Моё здоровье». Пути сохранения здоровья.

1

Записи в тетради, сообщение на тему: Пути сохранения здоровья.

19.09.16

4

«Моё здоровье». Политика государства по сохранению здоровья населения.

1

Записи в тетради

26.09.16

5


6

Социальная проба по теме «Моё здоровье».

1

Записи в тетради

3.10.16

7


8

Социальная практика по теме «Моё здоровье».

1

Выполнение практических задач

10.10.16

9


Социальный проект по теме «Моё здоровье».

1

Работа над проектом.

17.10.16

10

Социальный проект по теме «Моё здоровье».

1

Работа над проектом.

24.10.16

11

Презентация проекта.

1

31.10.16

Тема 2. «Преступление и наказание» (12 часов)

12

«Преступление и наказание». Преступление как наиболее тяжкий вид правонарушений.

1

Записи в тетради, сообщение на тему: Причины преступности.

14.11.16

13

«Преступление и наказание». Преступность и ее причины.

1

Записи в тетради, сообщение на тему: Портрет преступника.

21.11.16

14

«Преступление и наказание». Классификация преступлений.

1

Записи в тетради.

28.11.16

15

«Преступление и наказание». Юридическая ответственность. Смягчающие и отягчающие обстоятельства преступлений.

1

Записи в тетради, заполнить таблицу.

5.12.16

16

«Преступление и наказание». Понятие наказания. Виновность. Наказание несовершеннолетних преступников.

1

Записи в тетради, ответы на вопросы. Сообщение на тему: УК РФ о наказание несовершеннолетних

12.12.16

17



Социальная проба по теме «Преступление и наказание».

1

Записи в тетради

19.12.15

18

Социальная проба по теме «Преступление и наказание».

1

Записи в тетради

26.12.15

19



Социальная практика по теме «Преступление и наказание».

1

Выполнение практических задач

16.01.16

20

Социальная практика по теме «Преступление и наказание».

1

Работа над проектом

23.01.16

21


Социальный проект по теме «Преступление и наказание».

1

Работа над проектом.

30.01.16

22

Социальный проект по теме «Преступление и наказание».

1

Работа над проектом

6.02.16

23

Презентация проекта.

1

Сообщение на тему: история формирования СМИ.

13.02.16

Тема 3. «Четвёртая власть» (13 часов)

24

«Четвёртая власть». СМИ и их роль в современном мире.

1

Записи в тетради. Презентации.

20.02.16

25

«Четвёртая власть». СМИ как агент социализации человека.

1

Записи в тетради.

27.02.16

26

«Четвёртая власть». Воздействие СМИ на широкую аудиторию. Способы противостояния манипулятивному воздействию СМИ.

1

Сообщение на тему: Способы противостояния манипулятивному воздействию СМИ.

5.03.16

27

«Четвёртая власть». Власть и СМИ.

1

Записи в тетради. Сообщение на тему: Власть и СМИ.

12.03.16

28


Социальная проба по теме «Четвёртая власть».

1

Записи в тетради

19.03.16

29

Социальная проба по теме «Четвёртая власть».

1

Записи в тетради

2.04.16

30


Социальная практика по теме «Четвёртая власть».

1

Выполнение практических задач

9.04.16

31

Социальная практика по теме «Четвёртая власть».

1

Выполнение практических задач

16.04.16

32


Социальный проект по теме «Четвёртая власть».

1

Работа над проектом.

23.04.13

33

Социальный проект по теме «Четвёртая власть».

1

Работа над проектом.

7.05.16

34

Презентация проекта.

1

14.04.16

35

Презентация проекта.

1

Повторение пройденного материала

21.05.16

36

Обобщающий урок

1

28.05.16

















Поурочное планирование по курсу « Мой выбор - моё действие» 11 класс

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Перечень

учебного

оборудования

Домашнее

задание

Тема 4. «Я и политика» (16 часов)

1

03.09.13

«Я и политика». Политическая психология.

1


Записи в тетради, термины.

2

10.09.13

«Я и политика». Политическое поведение.

1


Записи в тетради, термины

3

17.09.13

«Я и политика». Политическое участие.

1

Материалы СМИ

Записи в тетради, эссе

4

24.09.13

«Я и политика». Политический абсентеизм.

1

Материалы СМИ

Записи в тетради, термины

5

01.10.13

«Я и политика». Политическое участие. Проблема политической активности.

1

Материалы СМИ

Записи в тетради, сообщения: Формы полит. поведения.

6

08.10.13

«Я и политика». Политический абсентеизм.

1

Материалы СМИ

Записи в тетради, термины, сообщения: Абсентеизм и его проявления.

7

15.10.13

«Я и политика». Политическая культура. Человек и политика.

1


Записи в тетради схема: Типология полит. культур.

8-9

22.10.13

29.10.13

Социальная проба по теме «Я и политика».

2


Проведение соц. пробы.

10-11

12.11.13

19.11.13

Социальная практика по теме «Я и политика».

2


Выполнение практических задач

12-13

26.11.13

03.12.13

Социальный проект по теме «Я и политика».

2


Работа над соц. проектом.

14-15

10.12.13

17.12.13

Презентация проектов.

2


эссе

16

24.12.13

Повторительное обобщение.

1


Тема 5. «Учимся строить отношения» (19 часов)

17

14.01.14

«Учимся строить отношения».

Взаимодействие и взаимозависимость людей в обществе.

1


Записи в тетради, термины, сообщение: конфликтология.

18

21.01.14

«Учимся строить отношения». Конфликт и его природа. Причины межличностных конфликтов.

1


Записи в тетради, эссе

19

28.01.14

«Учимся строить отношения». Способы предотвращения и разрешения конфликтов.

1


Записи в тетради, термины, план действий по урегулированию конфликта.

20

04.02.14

«Учимся строить отношения». Семья и ее роль в жизни человека и общества.

1


Записи в тетради, термины

21

11.02.14

«Учимся строить отношения». Права и обязанности супругов, родителей и детей.

1


Записи в тетради, термины, сообщение: Содержание брачного контракта.

22

18.02.14

«Учимся строить отношения». Брачный договор.

1

Материалы СМИ

Записи в тетради, термины, эссе

23

25.02.14

«Учимся строить отношения». Взаимоотношения в семье. Свобода и контроль.

1


Записи в тетради, термины

24-25

04.03.14

11.03.14

Социальная проба по теме «Учимся строить отношения».

2


Проведение соц. пробы.

25-26

18.03.14

01.04.14


Социальная практика по теме «Учимся строить отношения».

2


Выполнение практических задач

27-29

08.04.14

15.04.14

22.04.14


Социальный проект по теме «Учимся строить отношения».

3


Работа над соц. проектом.

30-31

29.04.14

06.05.14


Презентация проектов.

2


Эссе, подготовка к уроку обобщения.

32

13.05.14

Повторительное обобщение.

1


33-34

20.05.14


Итоговое повторение

2


























УМК

  1. Калинкина Е.Г. Эссе в современной образовательной практике: методика подготовки и написания /Е.Г.Калинкина. - Н.Новгород, 2008.

  2. Мой выбор: учебно-методическое пособие для учителей средней школы. - М.,2001.

  3. Мой выбор: энциклопедия материалов. - М.,2002.

  4. Мое действие - мой выбор: методическое пособие для учителей общеобразовательных школ. - М., 2003

  5. Никитин А.Ф. Право и политика/ А.Ф, Никитин. - М.: Просвещение, 2000.

  6. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогическим технологиям/ Н.Е. Щуркова. - М, 2001

© 2010-2022