Планирование 10 кл. Обществознание (профильный уровень)

Главной целью изучение курса обществознания в 10 классе  на профильном уровне является:   - развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин, критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенн...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Хоринская средняя общеобразовательная школа №1 имени Д. Ж. Жанаева»

Рассмотрено: _________ Согласованно: _________ Утверждаю: _________

руководитель МО зам. директора по МР директор школы

Мангатаева Е. Ц. Садовская С. Г. Цыдыпдашиева Л. А.

Протокол № ___ от «__» ______ г.

«__» ______ г.







Рабочая программа



Предмет: обществознание

Класс: 10 б

Количество часов: 102

Тип программы: профильный

ФИО учителя: Силантьев С. В.





с. Хоринск

2014 - 2015 учебныйгод




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования и требования к оснащению образовательного процесса (2004 г., №1098), примерной программы общего образования по обществознанию, авторской программы Л. Н. Боголюбова (2010 г.), учебного плана и локальных актов МБОУ «Хоринская средняя общеобразовательная школа №1 им. Д. Жанаева».

Рабочая программа составлена для учащихся 10 б класса МБОУ «Хоринская средняя общеобразовательная школа №1 им. Д. Жанаева», рассчитана на 102 часа в год, 3 часа в неделю.

В основу изучения курса положены принципы:

дидактические (научности, сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, прочности, доступности, связи обучения с жизнью);

воспитания (социальной активности, социального творчества, развивающее воспитание, мотивированность, проблемность, индивидуализация, опора на ведущую деятельность);

развития (деятельности, непрерывности, целостного представления о мире, психологической комфортности, вариативности, творчества);

педагогики здоровья: ненанесения вреда; субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися; соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся; гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий; приоритет активных методов обучения; принцип отсроченного результата.

Главной целью изучение курса обществознания в 10 классе на профильном уровне является:

- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин, критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке, осознанного выбора профессии.

Задачи:

Обучения - освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;

Развития - овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, практической деятельности в характерных социальных ролях; формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, в сферах гражданской и общественной деятельности, в межличностных отношениях, включая отношения между людьми разных национальностей и вероисповеданий, в познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных м гуманитарных наук.

Воспитания - воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации

Характеристика предмета

Курс «Обществознания» на профильном уровне в 10 классе представляет собой углубленный курс обществознания, включающий знания по вопросам социологии, политологии, социальной психологии, философии.

Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право, с которыми осуществляется межпредметное взаимодействие.

Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе, где изучался курс «Обществознание», путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее.

Содержательными компонентами курса, кроме знаний, являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям, система гуманистических и демократических ценностей.

Приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования при профильном обучении являются:

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

- исследование реальных связей и зависимостей;

- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

- объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;

- передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

владение навыками редактирования текста;

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

- формулирование полученных результатов;

- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;

- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Преподавание курса «Обществознания» ведётся в соответствии возрастных и психологических особенностей учащихся. Юношеский возраст - это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения. Юность - время самоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего, пора поисков, надежд и мечтаний. Нравственные и социальные качества старшеклассников формируются ускоренными темпами. Появляется стремление выразить свою индивидуальность.

С учётом этих особенностей и уровня подготовки учащихся 10 б класса (16 уч. , из них 11 дев., 5 мал., низкий уровень обученности, только 2 уч. сдали ГИА в 9 кл. на оценку «4», остальные на «3») в ходе преподавания предмета используются различные педагогические технологии и методы обучения.

Технология

Ожидаемый результат

Практическое применение

Технология критического мышления

Развитие навыков самостоятельной продуктивной деятельности по выработке собственного мнения решения проблемы.

-Повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
- культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
- информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
- социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

- «Устный конспект»,

- построение кластеров - схем,

- составление планов ответа, изучение логики эссе: тема -контекст - проблема - аргументы - вывод.

- инсерт;

- мозговая атака;

- чтение с вопросами;

- синквейны,

- «продвинутая лекция»,

- эссе.

- ключевые термины,

- перепутанные логические цепочки,

- взаимоопрос.

Технология проектного обучения

Умение взаимодействовать в команде, распределять роли. Умения конструировать собственные знания, ориентироваться в информационном пространстве. Презентация результатов собственной деятельности.

Через создание проектов разного вида:

Учебные, информационные, исследовательские, творческие, ролевые, игровые.

ИКТ - технологии

Экономия времени, наглядность, своевременный индивидуальный и фронтальный контроль усвоения темы, раздела. Повышение познавательного интереса обучающихся, создание ситуации успешности на уроке.

Презентации MS PowerPoint как лекции, задания, наглядность. Индивидуальное тестирование через программу My test. Работа в сети Интернет по поиску, классификации информации при создании проектов, изучения новой темы.

Технология интерактивного обучения

- Постоянное, активное взаимодействие всех учащихся.

Моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем

через работу в парах, дискуссии, дебаты, «аквариум», «карусель».

Используемые формы и методы:

Цель

Формы и методы

Формирование понятийного аппарата учащихся

Изучение логики составления определения, тестовые и логические задания на систему запоминания, понимания и воспроизведения основных понятий и терминов; игровые моменты.

Психологическая и технологическая подготовка обучающихся к ЕГЭ.

Контроль знаний в форме тестов с различными типами заданий.

Восполнение пробелов в усвоении курса отдельных учащихся (отсутствие базовых знаний, пропуски уроков и т.п.)

Индивидуальные карточки - задания (работа с текстом учебника)

Развитие умений работать с печатной информацией.

Различные варианты работы с текстом: устный конспект, перевод текста в схему или таблицу, ответы на поставленные учителем вопросы; постановка вопросов по тексту; составление тестов и т.д.

В процессе обучения осуществляются следующие формы контроля: фронтальная устная проверка, индивидуальный устный опрос, письменный контроль (контрольные и практические работы, тестирование), самоконтроль, зачет.



Учебно - тематический план


п/п

Название разделов и тем

Кол-во часов

Сроки

Кол-во

к/р

всего

теоретических

1-16

  1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная подготовка

16

15


1

17-41

  1. Общество и человек

26

25


1

42-53

  1. Деятельность как способ существования людей

12

11


1

54-70

  1. Сознание и познание

17

16


1

71-102

  1. Личность. Межличностные отношения

31

30


1

Итого

102

97


5












Содержание учебного материала

Раздел 1 «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность» вводит учащихся в семью социальных и гуманитарных наук. Особое внимание уделяется основным этапам развития и современной характеристике тех отраслей наук, которые являются базовыми для профильного обществоведческого курса: философии, социологии, политологии и социальной психологии. Дается информация об особенностях профессиональной деятельности, требующей специальной подготовки в социально-гуманитарной области.

Раздел 2 «Общество и человек» охватывает вопросы, концентрирующие внимание на наиболее обобщенных характеристиках и чертах общества и человека в его социальной сущности. Выделяются и показываются во взаимосвязи два аспекта рассмотрения проблем: системно-структурный и динамический. Так, общество характеризуется как система, включающая ряд элементов и подсистем, и в то же время рассматривается как исторически изменчивая субстанция. Человек анализируется с позиций присущих ему специфических социальных качеств и как существо деятельностное, созидающее.

Раскрытие этих вопросов требует привлечения понятий, идей, выводов социальной философии, антропологии, социологии, социальной психологии. Знания, полученные в рамках данного раздела, закладывают теоретический фундамент осмысления всех последующих тем курса.

Раздел 3 «Деятельность как способ существования людей» с опорой на философию, социологию и политологию характеризует ее многообразие. Рассматриваются особенности деятельности трудовой, а также в сферах духовной культуры и политики. Раскрывается значение творческой активности во всех видах человеческой деятельности

.

Раздел 4 «Сознание и познание»: природа сознания, соотношение индивидуального и общественного сознания, особенности и характерные черты познавательной деятельности человека, ее формы, пути и средства, специфика социального познания - этот круг вопросов дает содержательное наполнение. Философский характер из этих сюжетов предполагает опору на наиболее авторитетные сегодня в философии концепции и идеи гносеологии, философской антропологии, философии науки.

Раздел 5 «Личность. Межличностные отношения» профильного курса обществоведения в основном строится на социально-психологической проблематике и включает рассмотрение структуры, процесса становления и социального поведения личности. Одна из ключевых проблем взаимодействия человека в обществе - проблема общения - раскрывается через показ его информационной, перцептивной и интерактивной функции. Определенное внимание уделено специфике общения в современном мире. Кроме того, в главе представлена проблематика малых социальных групп и их функционирования в обществе.




Учебно - методический комплекс

Для учителя

основная

учебник:

  1. Обществознание: профильный уровень: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др./ - М.: Просвещение, 2013;

методическая литература:

  1. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2010. (В помощь школьному учителю);

  2. Обществознание: практикум: пособие для 10 кл. общеобразовательных учреждений: профил. уровень / Л.Н. Боголюбов, Ю.А. Аверьянов, Л.Ф. Иванова и др./ - М.: Просвещение, 2008;

Дополнительная

  1. Пархоменко И.Т. Обществознание: вопрос и ответ/ Пособие для старшеклассников и абитуриентов средних специальных и высших учебных заведений. - Ростов-на-Дону: «Учитель», 2004;

  2. Тесты. Обществознание. 10-11класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. - М.: ООО «РУСТЕСТ», 2006;

  3. Единый государственный экзамен 2006-2010. Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-Центр, 2006-2010;

  4. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» / под ред. Л. Н. Боголюбов, А. Т. Кинкулькина. - М. : Просвещение, 2010.

  5. Лазебникова А. Ю. Обществознание. ЕГЭ : метод. пособие для подготовки / А. Ю. Лазебникова, М. Ю. Брандт. - М. : Экзамен, 2010.

  1. Основные Internet- ресурсы:

  • mon.gov.ru - Министерство образования и науки;

  • fipi.ru - Портал ФИПИ - Федеральный институт педагогических измерений;

  • ege.edu.ru - Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ);

  • probaege.edu.ru - Портал Единый экзамен;

  • probaege.edu.ru - Федеральный портал «Российское образование»;

  • infomarker.ru/top8.html - RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.

Для учащихся

Основная

1. Обществознание: профильный уровень: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др./ - М.: Просвещение, 2013;

Дополнительная

Школьный словарь по обществознанию / Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянова. - М. : Просвещение, 2010.

Единственные реальные варианты заданий для подготовки к Единому государственному экзамену. ЕГЭ - 2007-2013. Обществознание. - М. : Федеральный центр тестирование, 2007-2014 гг.

Основные Internet- ресурсы:

  • mon.gov.ru - Министерство образования и науки;

  • aleng.ru - Портал для учащихся и студентов

  • ege.edu.ru - Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ);

  • probaege.edu.ru - Портал Единый экзамен;

  • probaege.edu.ru - Федеральный портал «Российское образование»;

  • infomarker.ru/top8.html - RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.

Контрольно - измерительные материалы

Источник: Единственные реальные варианты заданий для подготовки к Единому государственному экзамену. ЕГЭ - 2007-2014. Обществознание. - М. : Федеральный центр тестирование, 2007-2014 гг.

ТемаСоциально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность»

1. Тестовый контроль

1. Кем впервые был введен в научный оборот термин ≪социология≫?

а) М. Вебером;

б) К. Марксом;

в) О. Контом.

2. Что означает понятие ≪социология≫?

а) учение об обществе как целостной системе;

б) науку, изучающую человека;

в) науку, изучающую отдельные социальные группы общества.

З.Что означает в переводе на русский язык латинское слово, от которого получило свое название философское течение XX в. экзистенционализм?

а) сущность;

б) существование;

в) бытие человека.

4. Что такое ≪гносеология≫?

а) раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности;

б) совокупность религиозных доктрин о сущности Бога;

в) раздел философии, изучающий фундаментальные природы бытия.

5. Кто сформулировал следующую сентенцию: ≪Я знаю только то, что я ничего не знаю≫?

а) Сенека;

б) Сократ;

в) Периандр.

6. Кому принадлежит высказывание о том, что ≪многознание уму не научает≫?

а) Гераклиту;

б) Демокриту;

в) Левкиппу.

7. Кто из великих философов в качестве девиза своей философии сформулировал принцип ≪cogito ergo sum≫, что означает в переводе с латинского ≪мыслю, следовательно, существую≫?

а) Г. Лейбниц;

б) Р. Декарт;

в) М. Монтень.

8. Какие формы правления Аристотель считал дурными, как бы выродившимися?

а) тиранию;

б) олигархию;

в) крайнюю демократию;

г) все указанные выше.

9. Какой тип государственного устройства Платон считал идеальным, как правление лучших и благородных?

а) демократическое;

б) аристократическое;

в) олигархическое.

10. Кастовый строй - общая черта многих древневосточных цивилизаций, но в одном государстве он проявился с наибольшей силой. Что это за государство Древнего Востока?

а) Китай;

б) Индия;

в) Вавилон.

11. В чем ≪секрет≫ феноменального развития античных государства, искусства, науки? Почему ≪античность≫ несмотря на свою рабовладельческую природу, впервые засветила факел свободной личности≫ (А. Лосев)?

а) благодаря особым природно-климатическим условиям;

б) благодаря системе рабства, которое предоставило человеку досуг для свободных занятий;

в) благодаря длительному отсутствию войн и иноземных нашествий, тесным культурным связям с Египтом и Азией.

12. Концепция даосизма заключается:

а) в ненасилии;

б) недеянии;

в) иерархичности общества и следовании принципу старшинства;

г) безмолвии;

д) спонтанности;

е) стремлении к старине как социальному идеалу.

13. Определите два неверных ответа. Этико-социальная доктрина конфуцианства сводится:

а) к следованию пути предков;

б) справедливости вне зависимости от социального положения и старшинства;

в) послушанию старшим;

г) подчинению социальной иерархии.

14. Определите неверный ответ. Легисты во главу угла ставят:

а) мораль;

б) любовь;

в) следование заветам предков;

г) закон.

15. Монеты убеждают следовать:

а) любви;

б) выгоде;

в) закону;

г) морали;

д) предкам.

16. Определите два правильных ответа. К памятникам древнеиндийской культуры относятся:

а) Махабхарата;

б) Книга песен;

в) Веды;

г) Книга перемен;

д) Упанишады;

е) эпос о Гильгамеше.

17. Определите три правильных ответа. К философским школам Древней Индии относятся:

а) веданта;

б) йога;

в) буддизм;

г) джайнизм;

д) даосизм;

е) легизм.

18. Определите два неверных ответа. Центральным мировоззренческим понятием в Индии является:

а) дао;

б) логос;

в) брахман;

г) небо.

19. Философия зародилась:

а) в Древнем Китае;

б) Древней Индии;

в) Древней Греции;

г) Древнем Египте.

20. Конфуцианство - это:

а) свод боевых искусств;

б) этические нормы;

в) юридические нормы;

г) сборник мифов.

21. Верно ли суждение?

А. В древних мифах выделяется идея творения. Б. Древние мифы основаны на идее развития.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верно и А, и Б;

г) оба высказывания неверны.

22. Какой голландский ученый первой половины XVII в., заложивший основы науки о государстве и праве, первым выдвинул идею ≪общественного договора≫?

а) Б. Спиноза;

б) Г. Гроций;

в) Т. Гоббс

23. Что в марксизме определяется как ≪исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства≫?

а) цивилизация;

б) политическая надстройка;

в) общественно-экономическая формация.

24. Какие отношения К. Маркс и Ф. Энгельс выделяли как основные в производственных отношениях?

а) отношения собственности;

б) отношения распределения;

в) отношения обмена.

25. Назовите европейского философа первой половины XIX в., которого считают родоначальником философии экзистенциализма:

а) С. Кьеркегор;

б) Г. Гегель;

в) Л. Фейербах.

26. Что такое ≪стоимость≫?

а) индивидуальные затраты конкретного товаропроизводителя;

б) цена товара, возникающая на рынке;

в) общественно необходимый труд, затраченный на производство товара.

27. Кто является основоположником социологической концепции ≪технократизма≫?

а) О. Конт;

б) Г. Кржижановский;

в) Т. Веблен.

28. Что такое ≪общественный договор≫?

а) юридическое понятие заключения международных соглашений;

б) философская и юридическая доктрина, объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми;

в) понятие, означающее соглашение между двумя национальными государствами.

29. Кто первым в истории европейской мысли выдвинул идею идеального утопического государства?

а) Т. Мор;

б) Аристотель;

в) Платон.

30. Что марксизм понимает под социализмом?

а) первую (низшую) фазу коммунистической формации;

б) общественно-экономическую формацию, следующую за капитализмом;

в) разновидность империализма.

31. Как называется труд Т. Гоббса, в котором он изложил взгляды на общество и государство и развил идею ≪общественного договора≫?

а) ≪О государстве≫;

б) ≪Левиафан≫;

в) ≪О праве войны и мира≫.

32. Назовите одну из основных идей, положенных в основу утопического социализма.

а) идея установления диктатуры пролетариата;

б) идея социалистической революции;

в) идея равенства

33. Что является источником прибавочной стоимости?

а) неоплаченный труд наемных рабочих;

б) избыток стоимости над первоначальной авансированной стоимостью;

в) неэквивалентный обмен на рынке.

34. Назовите наиболее известное произведение Н. Макиавелли, в котором он описывает способы создания сильного государства:

а) ≪Государь≫;

б) ≪История Флоренции≫;

в) ≪О гражданине≫.

35. Как монах Т. Кампанелла назвал книгу, в которой он изложил свой проект идеального общественного устройства?

а) ≪Утопия≫;

б) ≪Кодекс природы≫;

в) ≪Город солнца≫.

36. Какое философское направление объединяет эти имена: Ж.П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер?

а) экзистенциализм;

б) неокантианство;

в) неогегельянство.

37. Какое суждение верно? Г. Спенсер выделил следующие типы общества:

А. Военное, с принудительным сотрудничеством.

Б. Промышленное, с добровольным сотрудничеством.

а) верно только А;

б) верно А и Б;

в) оба неверны;

г) верно только Б.

38. Какое суждение верно? По мнению экзистенциалистов, человек обретает свою сущность:

A. После рождения, т. е. его природа заранее задана. Б. Человек делает себя сам.

B. Сущность человека определяется обществом, в котором он находится.

а) верно А; б)верно Б; в)верно В; г) все неверны.

39. В Средние века получила развитие:

а) философия;

б) античная культура;

в) схоластика;

г) расцвет искусства;

д) литература.

40. Основы средневекового мировоззрения заложил:

а) Платон;

б) Аристотель;

в) Фома Аквинский;

г) Аврелий Августин;

д) Данте Алигьери;

е) Франциск Ассизский.

2. Выполнение заданий

1. Является ли философия наукой? Ведь наука связана с установлением истинности или ложности суждений о фактах, а в философии используются суждения о долге, ценности, отвлеченной идее и сверхчувственной реальности.

2. Как вы думаете, философские знания объективны или субъективны? Ответ обоснуйте.

3. Подберите для каждой науки из левой колонки определение, стоящее в правой. Помните: определение науки отвечает на вопрос о том, что она изучает.

1)Психология

А. Народонаселение, процессы рождаемости и смертности, миграцию, продолжительность

жизни

2) Социология

Б. Бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы их происхождения, расселения и взаимоотношений

3) Экономика

В. Происхождение и эволюцию человека, образование человеческих рас, нормальные вариации физического строения человека

4) Демография

Г. Прошлое человечества в многообразии конкретных событий и фактов, закономерности развития общества

5) Этнография

Д. Поведение животных и человека, процессы восприятия, мышления, осознания, запоминания

ит. д.

6) Антропология

Е. Отношения господства и подчинения, государственное устройство и институты власти, режимы правления

7) История

Ж. Взаимодействие социальных групп, функционирование социальных институтов, социальную структуру общества

8) Политология

3. Производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг, систему рыночных отношений

4. Перед вами таблица с суждениями. Одни из них, несомненно, принадлежат социологии, а другие - психологии. В колонках таблицы обозначьте крестиком суждения, относящиеся к первой и второй дисциплинам.

Суждение Социология Психология

Элита - высший слой, занимающий ключевые позиции в какой-либо сфере общества

Мышление менеджера стереотипное, а предпринимателя - инновационное

Рефлексы делятся на врожденные и приобретенные

Кадровым рабочим человек становится к 30 годам

В экстремальной ситуации ускоряются процессы принятия решений

Чем выше уровень образования, тем больше шансов на социальное продвижение

5. Вставьте слова вместо пропусков:

Науки антропология, анатомия, физиология, биохимия и т. д. изучают человека как организм.

Человек как , как субъект

жизни предмет изучения психологии, философии, социологии, этики, педагогики, правоведения и других наук.

6. Кому принадлежат высказывания?

• Чтобы избежать ≪войны всех против всех≫ в условиях абсолютной свободы, люди заключили между собой ≪общественный договор≫.

• Любой правитель - это не ставленник Бога, а лишь народный избранник, которого можно в любой момент заменить.

• Объем прав, отошедших к государству после заключения ≪общественного договора≫, очень велик. Государь в общественных интересах может далее приносить в жертву жизнь своих подданных.

• Главные источники общественного богатства - это труд и стремление каждого к благополучию. Для процветания государства необходимы три условия: господство частной собственности; отсутствие препятствий для личной инициативы; невмешательство государства в экономику.

• Власть не должна концентрироваться в одних руках либо в одном органе. Необходимо разделение законодательной и исполнительной власти.

• В справедливом обществе существует социальная гармония и общность интересов всех граждан. Свободный творческий труд - обязанность каждого, а распределение благ осуществляется по труду. Эксплуатация человека человеком исключена.

• В обществе существуют классы, различаемые по источникам дохода: наемные рабочие (зарплата); капиталисты (прибыль); земельные собственники (доходы с земли).

• Общественное бытие определяет общественное сознание.

• Основная задача общества - развитие производства; а реальная власть должна распределяться между менеджерами.

• Существуют два типа общества: военный тип (основанный на страхе и насилии) и промышленный (основанный на экономическом интересе).

• Производственные отношения должны соответствовать характеру и уровню развития производительных сил.

• Человек внутренне свободен, его удел - быть всегда в пути, постоянно заботиться об обретении своей сущности.

• Социалистическая революция не может победить одновременно во всех капиталистических странах. Социализм победит первоначально в одной отдельно взятой стране, которая является ≪узлом противоречий≫.

•История человечества - это переход от одной общественно-экономической формации к другой, высшей из которых является коммунизм.

3. Анализ текстов

Личность, по мысли датского философа Серена Кьеркегора, - это прежде всего выбор. Выбор жизненного пути, выбор обстоятельств, поступков. Но прежде всего - выбор самого себя, ответ на вопрос: какую жизненную стратегию избрать? С. Кьеркегор намечает три основных варианта: эстетический, этический, религиозный. Для эстетика жизнь - это и переживание природы, и радость общения с другими, и наслаждение любовью. Он глубоко чувствует ценность мгновения, умеет радоваться ≪здесь и теперь≫. Но ≪эстетическая жизнь≫ распадается на моменты, разрозненные эпизоды, в ней прошлое, настоящее и будущее не связаны между собой. Такая жизнь не приносит удовлетворения; предельный вариант эстетика - тиран, которому все подвластно,, все дозволено (у Кьеркегора это римский император Нерон). Казалось бы, он должен быть счастлив. Однако, увы, он несчастнейший из людей, ему страшно, и вокруг пустота... Погоня за наслаждениями бессмысленна и бесплодна, а впереди - депрессия, тоска, ужас...

Другой, более высокий вариант жизненного пути, - этический, в основе которого лежит служение долгу. В ≪этической жизни≫ человек может быть удовлетворен даже в том случае, если в результате исполнения долга он не получает наслаждения. Для него смысл собственного существования заключается в том, чтобы жить согласно некоему высшему закону, принимая жизнь такой, какая она есть...

Но и ≪этическое≫, и ≪эстетическое≫ существование суть варианты ≪земной≫ жизни, ≪ярмарка житейской суеты≫. Человеку кажется, что они-то и есть жизнь. Однако нередко оказывается, что понимание смысла жизни сопряжено с осознанием факта смерти и смертности, однократности нашего пребывания в этом мире. Что же удерживает человека ≪на плаву≫, перед лицом небытия, в состоянии тревоги и страха, помогая ему выжить, сохранить себя и смысл своего существования, даже если жизнь невыносима и, кажется, нет сил превозмочь все страдания? Роль спасителя выполняет вера - особое состояние, в котором человек непосредственно ≪прозревает≫ самоочевидность и духовную бесспорность открывшихся истин. Однако может ли ≪религиозная жизнь≫ (этот ≪третий жизненный путь≫, ≪третья жизненная стратегия≫) помочь человеку найти смысл жизни? Ведь вера ≪абсурдна≫, она не может быть подкреплена или опровергнута доводами разума.

Вопросы и задания к тексту

- Оцените варианты выбора жизненной стратегии, предложенные С. Кьеркегором.

- Возможны ли другие варианты выбора?

- Нужно ли человеку вообще заниматься поисками смысла жизни?

- Можно ли прожить без этих поисков?

Н. МакиавеллиГосударь

Может возникнуть спор, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись. Говорят, что лучше всего, когда боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом; поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбрать страх. Ибо о людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива: пока ты делаешь им добро, они твои всей душой, обещают ничего для тебя не щадить: ни крови, ни жизни, ни детей, ни имущества, но когда у тебя появится в них нужда, они тотчас от тебя отвернутся. И худо придется тому государю, который, доверяясь их посулам, не примет никаких мер на случай опасности. Ибо дружбу, которая дается за деньги, а не приобретается величием и благородством души, можно купить, но нельзя удержать, чтобы воспользоваться ею в трудное время. Кроме того, люди меньше остерегаются обидеть того, кто внушает им любовь, нежели того, кто внушает им страх, ибо любовь поддерживается благодарностью, которой люди, будучи дурны, могут пренебречь ради своей выгоды, тогда как страх поддерживается угрозой наказания, которой пренебречь невозможно...

Итак, возвращаясь к спору о том, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись, скажу, что любят государей по собственному усмотрению, а боятся - по усмотрению государей, поэтому мудрому правителю лучше рассчитывать на то, что зависит от него, а не от кого-то другого; важно лишь ни в коем случае не навлекать на себя ненависти подданных...

Вопросы и задания к тексту

- Каково отношение автора к людям?

- Согласны ли вы с мнением автора о соотношении любви народа к государю и страху перед ним? Приведите примеры.

- Какой правитель признается мудрым?- О каких типах управления государством идет речь

Требования к результатам обучения

В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен

Знать

- социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;

- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

- основные социальные институты и процессы;

- различные подходы к исследованию проблем человека и общества;

- особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания.

Уметь

- характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;

- осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);

- анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текс, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;

- сравнивать социальные объекты, выявлять их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществознаниевыми терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

- объяснять внутренние и внешние связи (причинно - следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально - экономических и гуманитарных наук;

- участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;

- формулировать на основе приобретенных социально - гуманитарных знаний собственного суждения и аргументы по определенным проблемам;

- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

- подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;

- осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;

- применять социально - экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;

- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;

- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции РФ;

- самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;

- нравственной оценки социального поведения людей;

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;

- ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

- осуществление конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

В результате обучения учащиеся должны овладеть следующими компетенциями:

- Ценностно-смысловые компетенции (способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения)
-
Общекультурные компетенции (духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека
- Учебно-познавательные компетенции (способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки)

- Информационные компетенции (Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение, передача. Владение современными средствами информации)
-
Коммуникативные компетенции (Навыки работы в группе, коллективе)
-
Социально-трудовые компетенции (Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи)
-
Компетенции личностного самосовершенствования (освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки)














Критерии оценивания знаний, умений и навыков учащихся

Оценка «5» ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.

Оценка «4» ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.

4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.

3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

5. Полностью не усвоил материал.









































Приложение №2

Лист дополнений и изменений

Содержание изменения или дополнения

Причина

Дата





























Учебно - методическая карта курса «Обществознания»

п/п

Тема раздела

урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля. Измерители

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

9

10

11

Социально-гуманитарные знания и профессиональная подготовка (16 часов)

1-3

Наука и философия

3

Знакомство с новым учебным материалом.

Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала

Естественно-научные и социально-гуманитарные знания. Классификация социально-гуманитарных наук. Социология, политология, социальная психология как общественные науки. Специфика философского знания.

Понятия: общественные науки, социально-гуманитарное знание, философия, плюрализм, умозрительная деятельность

Знать особенности различных общественных наук, отличия общественных наук от естественных наук.

Уметь классифицировать группы социально-гуманитарных наук

Фронтальный опрос

§ 1,

с. 7-17;

выполнить задания, с. 15. Проверьте себя



4-6

Человек и общество в ранних мифах и первых философских уче-ниях

3

Знакомство с новым учебным материалом.

Усвоение нового учебного материала. Закрепле- ние нового материала

Мифологическое сознание древнего человека. Архаические представления о мире. Что такое миф? Особенности мифологического сознания, его основные черты, отличия от религиозного и философского. Типология и функции мифа. Представления о происхождении мира у разных народов древности (в Древнем Египте, Шумере, Китае, Иудее). Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира. Философия Упанишад: мир богов и людей, учение о переселении души, карме, определяющей судьбу человека. Основные положения буддизма. Китайская мифология. Различные объяснения происхождения мира, природы. Даосизм. Конфуцианство. Греческая мифология. Возникновение философской мысли в Древней Греции. Философия Древней Греции: рациональные начала постижения природы и общества. Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Ксенофан, Парменид, Зенон, Демокрит, Сократ. Философские учения софистов (Протагор, Горгий, Продик) и Сократ. Платон и Аристотель об устройстве общества.

Понятия: миф, мифологическое сознание, даосизм, буддизм, конфуцианство, веды, реинкарнация, йога, дао, логос

Знать особенности мифологического сознания людей древности, характеризовать и анализировать древнеиндийскую и древнегреческую философии; какую роль в развитии общества Платон отводил образованию.

Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами; решать проблемные задания, делать выводы; работать в группе, выступать публично

Проверка творческого задания

§ 2,

с. 17-26;

Выполнить задания,

С. 24. Проверь-те себя



7-9

Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время

3

Знакомство с новым учебным материалом.

Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала

Кризис средневековых представ-лений о человеке и обществе. Ш. Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо о сущности общества и его устройстве, общественном договоре. Проблема равенства у Ф. М. А. Вольтера и Ж.-Ж. Руссо.

Идея естественного догосударственного состояния общества в трудах Т. Гоббса и Дж. Локка. Взгляды Б. Спинозы на общество, государство, свободу.

Взгляды на идеальное общество предшественников утопического социализма Т. Мора и Т. Кампанеллы (XVI в.). Проекты справедливого устройства общества А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна. Трудовая теория стоимости А. Смита. Закон народонаследия Т. Мальтуса.

Становление социологии как науки: О. Конт, Г. Спенсер. Социологические теории.

Абсолютизация государства Г. Гегелем. «Философия права». Различие между гражданским обществом и государством. Диалектический метод Гегеля.

К. Маркс, Ф Энгельс - основоположники нового философского мировоззрения. Предпосылки возникновения марксизма. Исторический материализм. Марксизм как альтернатива запад-ному пути развития общества.

Понятия: гуманизм, разделение властей, социалистический идеал, технократизм, экзистенциализм, социальная статика, социальная динамика

Знать, характеризовать и анализировать средне-вековые представления о человеке и обществе; проследить изменения во взглядах на общество и человеке в Новое и Новейшее время.

Уметь раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философских наук древности; объяснять причинно-следственные связи изучаемых социальных объектов

Тесто-вый кон-троль

§ 3,

с. 26-38; выполнить задания,

с. 36. Проверьте себя



10-13

Из истории русской философской мысли

3

Знакомство с новым учебным материалом.

Усвоние нового учебного материала. Закрепле ние нового материала

Ф. Прокопович, В. Н. Татищев, А. Кантемир, М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев. Философские искания XIX в. Цивилизационный путь России.

Понятия: цивилизационный подход, культурный раскол, цивилизация догоняющего типа, всеединство, деизм, культурный тип

Знать и характеризовать общественную мысль России, анализировать философские искания XIX века и русскую философскую мысль XX века.

Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы; участвовать в дискуссии; работать с документами

Устный опрос

§ 4,

с. 38-47; выполнить задания,

с. 45. Написать эссе



14-15

Деятельность в социально-гуманитар-ной сфере и профессио-нальный выбор

2

Знакомство с новым учебным материа-лом.

Закрепле- ние нового материала

Общественные потребности и мир профессий. Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда. Мотивы выбора профессии. Особенности профессий социально-гуманитарной направленности. Профессии: политолог, социолог, психолог, преподаватель, социальный педагог

Знать особенности профессиональной деятельности в сфере социально-гуманитарного профиля, характеризовать основные профессии социально-гуманитарного профиля.

Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суж-дения и аргументы по определенным проб-лемам: «профессия», «должность», «профессия социально-гуманитарного про-филя», «профес-сиограмма»

Эссе

Выучить

§ 5-6,

с. 48-66;

составить профессиограмму



16

Социально-гуманитар-ные знания и профес-сиональная деятель-ность

1

Систематизация и обобщение учебного материала

Тес-товый контроль

С. 65-70



Общество и человек (26 часов)

17-19

Происхождение человека и становление общества

3

Знакомство с новым учебным материалом.

Усвоние нового учебного материала. Закрепле- ние нового материала

Наука о происхождении человека. Становление общества. Понятие об обществе. Необходимость изучения общества. Сведения о научных отраслях, изучающих человека и общество.

Науки об обществе. Общество как сложная и динамическая система. Человечество как результат биологической и социокультурной революции. Становление культуры - неотъемлемая часть становления человека и человечества.

Понятии: человечество, антропогенез, социогенез, антропосоциогенез, исторический тип, культура

Знать и характеризовать теории происхождения человека и становления общества, объяснить особенности человечества как результат биологической и социальной эволюции.

Уметь раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философских наук древности; объяснять причинно-следственные связи изучаемых социальных объектов

Схемы, документы

§ 7,

с. 70-80;

выполнить задания,

с. 78-79. Проверь-те себя



20-21

Сущность человека как проблема философии

2

Знакомство с новым учебным материа-лом.

Закрепле- ние нового материала

Великая тайна - человек. Человек - биосоциальная система. Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность. Мышление и язык.

Понятия: человек, субъект, деятельность, мышление, философская антропология, субъективность, философия жизни

Знать и характе-ризовать сущность человека как проблему фило-софии; анали-зировать социальную сущность деятел-ьности человека, выяснить роль и значение мышления в жизни человека, соотносить между собой такие понятия, как мышление и язык; характеризовать историю возник-новения и развития фило-софской антропо-логии.

Уметь сравнивать философские учения, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведчес-кими терминами и понятиями; различать факты и мнения, аргументы и выводы

Устный опрос. Схемы, документы

§ 8, с. 80-90; вы-полнить задания, с. 88.

Про-верьте себя



22-24

Общество и общественные отношения

3

Знакомство с новым учебным материа-лом.

Усвоние нового учебного материала. Закрепле- ние нового материала

Что отличает общество от социума. Уровни социально-философского анализа общества. Общество и природа. «Вторая природа» человека. Общественные отношения.

Понятия: общество, социум, общественные отношения, культура, закономерности общественного развития, законы, тенденции, природа

Знать и характеризовать общество, социальные взаимодействия и общественные отношения; разбираться отличиях общества от социума.

Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания

Тес-товый конт-роль.

Схемы, документы

§ 9,

с. 90-99;

выпол-нить задания,

с. 97.

Про-верьте себя



25-26

Общество как развивающаяся система

2

Знакомство с новым учебным материа-лом.

Закрепле- ние нового материала

Системный подход к обществу. Системное строение общества. Сферы общественной жизни как подсистемы общества. Изменчивость т стабильность.

Понятия: «общество как система», «общественный институт», «сфера жизни общества», «система», «саморазвивающаяся система», «социальная революция»

Знать и характе-ризовать системное строение общества, выделять особенности социаль-ной системы, ее подсистемы и элементы, проана-лизировать процессы измен-чивости и стабиль-ности общества.

Уметь сравнивать философские учения, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соот-ветствия между существенными чер-тами и признаками социальных явлений и обществоведчес-кими терминами и понятиями; различать факты и мнения, аргу-менты и выводы

Устный опрос

§ 10,

с. 99-108;

выполнить задание №3, с. 107.

письмен-но



27-29

Типология обществ

3

Знакомство с новым учебным материа-лом.

Усвоние нового учебного материала. Закрепле- ние нового материала

Традиционное (аграрное) индустриальное, постиндустриальное (информационное) общества. Индустриальное общество как техногенная цивилизация. Современное общество. Современный мир в зеркале цивилизационного опыта. Восток и Запад в диалоге культур.

Понятия: традиционное общество, техногенная цивилизация, постиндустриальное общество, западное общество, цивилизация восточного типов, социальный контракт

Знать и характе-ризовать типологию обществ с точки зрения социально-философского, историко-типологи-ческого и социально-конкретного уровней.

Уметь раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философских наук древности; объяснять причинно-следственные связи изучаемых социальных объектов; участвовать в дискуссии; работать с документами

Тес-товый конт-роль.

Выучить

§ 11-12,

с. 109-126; выпол-нить зада-ния,

с. 126.

Проверь-те себя



30-32

Историчес-кое разви-тие челове-чества: поиски социаль-ной макро-теории

3

Знакомство с новым учебным материа-лом.

Усвоние нового учебного материала. Закрепле- ние нового материала

Теория локальных цивилизаций. Теория общественно-экономических формаций. Теория постиндустриального общества. Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия.

Понятия: цивилизация, стадиальный подход к истории, локально-цивилизационный подход к истории, культурно-исторический тип

Знать и характери-зовать два подхода к изучению истории: цивилизационный и формационный, обсу-дить смысл и направ-ленность общест-венного развития, исследовать типо-логию цивилизаций.

Уметь работать в группе, выступать публично, формули-ровать на основе приобретенных социально-гумани-тарных знаний собственные сужде-ния и аргументы по определенным проблемам

Фронтальный опрос

§ 13,

с. 126-136;

выполнить задание №3,

с. 134. письмен-но



33-35

Исторический процесс

3

Знакомство с новым учебным материа-лом.

Усвоние нового учебного материала. Закрепле- ние нового материала

Типы социальной динамики. Факторы изменения социума. Роль народа в историческом процессе.

Социальные группы и общественные объединения. Исторические личности.

Понятия: исторический процесс, типы социальной динамики, субъекты исторического процесса

Знать и характе-ризовать смысл и направленность исторического процесса, роли его участников, выяснить типы социальной динамики, иссле-довать факторы изменения социума.

Уметь устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведчес-кими терминами и понятиями; различать факты и мнения, аргументы и выводу; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философских наук

Устный опрос

§ 14,

с. 136-146; выпол-нить задания рубрики «Порабо-тайте с источни-ками»



36-37

Проблема общественного прогресса

2

Знакомство с новым учебным материа-лом.

Закрепле- ние нового материала

Прогресс и регресс. Протии-воречивость прогресса. Кри-терии прогресса. Многообразие путей форм общественного развития.

Понятия: общественный прогресс, регресс, многовариантность общественного развития, критерий прогресса

Знать и характери-зовать особенности общественного прог-ресса, анализировать его критерии, пока-зать многообразие и неравномерность процессов общественного развития, подчер-кнуть противорече-вость общественного прогресса.

Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной инфор-мации по теме, сравнивать, анализи-ровать, делать выво-ды, рационально решать познаватель-ные и проблемные задания

Тес-товый конт-роль.

§ 15,

с. 147-156;

выпол-нить задания,

с. 154. Проверь-те себя



38-40

Свобода в деятельности человека

3

Знакомство с новым учебным материа-лом.

Усвоние нового учебного материала. Закрепле- ние нового материала

Свобода как познанная необходимость. Свобода и ответственность. Свободное общество.

Понятия: свобода, свобода выбора, необходимость, ответственность, свободное общество

Знать и характеризо-вать роль свободы и необходимости в человеческой деятельности, соот-носить понятия: «свобода» и «произ-вол», «свобода» и «ответственность», обсуждать проблему выбора.

Уметь участвовать в дискуссии; работать с документами; работать в группе, выступать публично; формулировать на основе приоб-ретенных социально-гуманитарных знаний собственные сужде-ния и аргументы по определенным проб-лемам

Устный опрос

§ 16,

с. 157-163;

выпол-нить задания,

с. 163. Проверь-те себя



41

Общество и человек

1

Проверка и оценка знаний

С. 163-169



Деятельность как способ существования людей (12 часов)

42-43

Деятель-ность людей и ее многооб-разие (урок-исследова-ние)

2

Знакомство с новым учебным материа-лом.

Усвоние нового учебного материала. Закрепле- ние нового материала

Деятельность человека: сущность и структура деятель-ности.

Деятельность как способ челове-ческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности человека, инте-ресы и мотивы деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения.

Понятия: деятельность, мотивы, потребности, интересы, творчество, цель, средства достижения цели, действия

Знать и характеризо-вать социальную сущность деятель-ности человека, потребности и моти-вы; разбираться в типологии деятель-ности.

Уметь раскрывать на примерах важнейшие теоретические поло-жения и понятия философских наук древности; объяснять причинно-следствен-ные связи изучаемых социальных объектов

Устный опрос

§ 17,

с. 168-179;

выпол-нить задания,

с. 177.

Проверь-те себя



44-46

Слдержа-ние и формы духовной деятельности

3

Знакомство с новым учебным материа-лом.

Усвоние нового учебного материала. Закрепле- ние нового материала

Создание и освоение духовных ценностей. Духовная жизнь общества. Духовный мир человека.

Понятия: духовная деятельность, духовный мир, духовное самоопределение личности, аксиология

Знать и характеризо-вать деятельность в сфере духовной культуры, объяснять процесс сохранения, распространение и освоение духовных ценностей.

Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной инфор-мации по теме, срав-нивать, анализиро-вать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания

Устный опрос

§ 18,

с. 179-187;

выпол-нить зада-ния,

с. 186-187. Проверь-те себя



47-49

Трудовая деятельность

3

Знакомство с новым учебным материа-лом.

Усвоние нового учебного материала. Закрепле- ние нового материала

Труд как вид человеческой деятельности. Человеческий фактор производства.

Социальное партнерство.

Понятия: труд, социология труда, социальное партнерство, содержание труда, культура труда, человеческий фактор производства

Знать и харектеризо-вать сущность и осо-бенности трудовой деятельности людей, познакомиться с социологией труда, объяснять сущность социального партнерства.

Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной инфор-мации по теме; работать в группе, выступать публично

Пись-менный опрос

§ 19,

с. 192-203;

выпол-нить зада-ния,

с. 201. Проверь-те себя



50-52

Политическая деятельность

3

Знакомство с новым учебным материа-лом.

Усвоние нового учебного материала. Закрепле- ние нового материала

Политическая деятельность. Политика как деятельность. Цели и средства политической деятельности. Политические действия. Власть и властная деятельность. Легитимная власть.

Понятия: политика, власть, политическая власть, легитимность власти, властвование, харизма

Знать и характеризо-вать политическую деятельность, сопос-тавлять понятия «власть» и «полити-ка», анализировать типологию властных отношений.

Уметь участвовать в дискуссии, работать с документами; рабо-тать в группе, высту-пать публично; фор-мулировать на основе приобретенных соци-ально-гуманитар-ных знаний собственные суждения и аргумен-ты по определенным проблемам

Тесто-вый конт-роль

§20,

с. 203-211;

выпол-нить зада-ния,

с. 211. Проверь-те себя



53

Деятель-ность как способ существо-вания лю-дей

1

Проверка и оценка знаний

Уметь формулировать собственные суждения и аргументы по теме

Тесто-вый конт-роль

С. 211-216



Сознание и познание (17 часов)

54-55

Проблемы познавае-мости мира

2

Знакомство с новым учебным материа-лом.

Закрепле- ние нового материала

Бытие и познание. Познаватель-ность мира как философская проблема. Познание как деятельность. Чувственное поз-нание: его возможности и границы. Сущность и формы рационального познания. Способы познавательных деятельностей. Формы чувст-венного познания, формы рационального (логического) познания. Познание в жизни человека и общества. Интуиция, как способ познания.

Понятия: знание, антология, гносеология, ощущения, восприятие, представление, понятие, суждение, агностицизм

Знать и характеризо-вать познавательную деятельность, обсу-дить проблему позна-ваемости мира.

Уметь сравнивать философские учения, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведчес-кими терминами и понятиями; и разли-чать факты и мнения, аргументы и выводы

Устный опрос

§ 21,

с. 216-224;

выпол-нить зада-ния,

с. 224-226. Проверь-те себя



56-57

Истина и ее критерии

2

Знакомство с новым учебным материа-лом.

Закрепле- ние нового материала

Объективность истины. Критерии истины. Абсолютная и относительная истина. Истина и заблуждение.

Понятия: эмпиризм, рационизм, относительная истина, абсолютная истина, сенсуализм, критерий

Знать и характеризо-вать основные под-ходы к пониманию истины и ее крите-риев, анализировать абсолютную и отно-сительную истину, соотносить истину и заблуждение.

Уметь раскрывать на примерах важнейшие теоретические поло-жения и понятия фи-лософских наук древ-ности; объяснять причинно-следствен-ные связи изучаемых социальных объектов

Устный опрос

§ 22,

с. 227-236;

выпол-нить зада-ния,

с. 234. Проверь-те себя



58-60

Многообразие путей познания мира

3

Знакомство с новым учебным материа-лом.

Усвоние нового учебного материала. Закрепле- ние нового материала

Миф и познание. Жизненная практика, опыт повседневной жизни. Народная мудрость. Познание средствами искусства.

Понятия: уровни человеческих знаний, жизненный опыт, здравый смысл, эсхатология, паранаука

Знать, характеризо-вать и анализировать виды и уровни чело-веческих знаний.

Уметь устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведчес-кими терминами и понятиями; различать факты и мнения, аргументы и выводы

Тесто-вый конт-роль

§ 23,

с. 236-246;

выпол-нить зада-ния,

с. 247-248, руб-рики «Пора-ботайте с источ-никами»



61-62

Научное познание

2

Знакомство с новым учебным материа-лом.

Закрепле- ние нового материала

Особенности научного познания. Уровни научного знания. Методы научного познания. Дифференциация и интеграция научного знания. Научные революции. Научное мышление и современный человек. Теория как форма научного познания. Методы научных исследований. Наука о человеке и обществе. Виды познания: обыденное, научное, образное, философское.

Понятия: научная теория, эмпирический закон, гипотеза, научный эксперимент. моделирование

Знать и характеризо-вать сущность и особенности научного познания, познако-миться с основными особенностями методологии науч-ного мышления, методами научного познания.

Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной инфор-мации по теме, сравнивать, анализи-ровать, делать выво-ды

Устный опрос

§ 24,

с. 248-258;

выполнить задания,

с. 256. Проверь-те себя



63-64

Социаль-ное поз-нание

2

Знакомство с новым учебным материа-лом.

Закрепле- ние нового материала

Социальные и гуманитарные знание. Виды человеческих знаний. Основные направления познания: самопознание, познание общества, познание природы. Научное познание природы и общества. Основные принципы научного социаль-ного познания. Идеальный тип - инструмент научного социаль-ного познания. Обыденное и научное социальное знание. Социальное науки и гуманитар-ное знание.

Понятия: социальное знание, обыденное знание, социальный факт, культурный контекст, идеальный тип, конкретно-исторический подход

Знать и характеризо-вать сущность и особенности социаль-ного познания, раск-рывать проблемы социальных и гумани-тарных наук.

Уметь устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведчес-кими терминами и понятиями; различать факты и мнения, аргу-менты и выводы

Устный опрос

§ 25

С258-268;

выполнить задания,

с. 267. Проверь-те себя



65-66

Знание и сознание

2

Знакомство с новым учебным материа-лом.

Закрепле- ние нового материала

Сознание. Сознание индиви-дуальное и общественное. Сущность и особенности общественного сознания. Практическое и обыденное сознание.

Понятия: общественное сознание, индивидуальное сознание, обыденное сознание, массовое сознание, общественное мнение

Знать и понимать сущность категорий «сознание» и «знание», характери-зовать и анализи-ровать общественное и индивидуальное сознание, теоретичес-кое и обыденные.

Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализи-ровать, делать выво-ды

Устный опрос

§ 26,

с. 269-278;

выполнить задания,

с. 277. Проверь-те себя



67-69

Самопоз-нание и развитие личности

3

Знакомство с новым учебным материа-лом.

Усвоние нового учебного материала. Закрепле- ние нового материала

Основные направления познания: самопознание, познание общества, познание природы. Человек в системе социальных связей. Биологическое и социальное в человеке. Личности, ее самооценка. Единство свободы и ответственности личности. Самооценка. Развитие самосознания и формирование личности.

Понятия: самосознание, самопознание, самооценка, Я-концепция, Я-образ, идентичность

Знать и характеризо-вать процесс самопоз-нания, выявить роль самосознания в развитии личности, определить трудности познания человеком самого себя.

Уметь работать с документами; работать в группе, выступать публично, участвовать в дискуссии, формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

Устный опрос

§ 27,

с. 279-286;

выполнить задания,

с. 286. Проверь-те себя



70

Сознание и познание

1

Проверка и оценка зна-ний

Тесто-вый конт-роль

С. 287-290



Личность. Межличностные отношения (31 час)

71-73

Индивид, индиви-дуальность, личность

3

Знакомство с новым учебным материа-лом.

Усвоние нового учебного материала. Закрепле- ние нового материала

Личность, индивид, индивидуальность. Структура личность.

Понятия: индивид, индивидуальность, личность, экзистенциализм, Ид, Эго, супер-Эго

Знать и характеризовать существенные черты индивида, индивидуальности, личности, объяснять структуру личности, показать процессы устойчивости и изменчивости личности.

Уметь раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философских наук; объяснять причинно-следственные связи изучаемых социальных объектов

Схемы, табли-цы, доку-менты

§ 28,

с. 290-300

выполнить задания,

с. 299. Проверь-те себя



74-75

Возраст и становление личности

2

Знакомство с новым учебным материалом.

Закрепле ние нового материала

Периодизация развития личности. Возраст и становление внутреннего мира.

Понятия: персонализация, адаптация, рефлексия, универсализация, интенциальность

Знать и характеризовать периоды развития личности, анализировать процесс становления личности.

Уметь сравнивать философские учения, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

Устный опрос

§ 29,

с. 301-310;

выполнить задания,

с. 308. Проверь-те себя



76-78

Направ-ленность личности

3

Знакомство с новым учебным материа-лом.

Усвоние нового учебного материала. Закрепление нового материала

Социальное поведение. Структура направленности личности. Жизненные цели. Социальная установка.

Понятия: социальная установка, направленность личности, альтруизм, идеалы, убеждения, фрустрация

Знать основные виды направленности личности, характеризовать социальное поведение личности, объяснять мотивы поведения личности, выяснить особенности жизненных целей человека, его соци-альные установки.

Уметь различать факты и мнения, аргументы и выводы; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философских наук

Тесто-вый конт-роль

§ 30,

с. 311-320;

выполнить задания,

с. 318. Проверь-те себя



79-81

Общение как обмен информацией

3

Знакомство с новым учебным матери-лом.

Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала

Коммуникация или общение. Средства общения. Невер-бальное общение. Особенности общения в современном мире.

Понятия: общение как обмен информацией, коммуникация, невербальное общение, хронотоп

Знать и объяснять процесс общения как обмен информацией, сопоставлять процесс общения и процесс коммуникации, харак-теризовать средства межличностной коммуникации, выявить трудности, возникающие в процессе коммуникации, описать вербальное и невербальное общение.

Уметь осуществлять комплексный поиск; работать с документами; работать в группе, выступать публично, участвовать в дискуссии, формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные сужде-ния и аргументы по определенным проблемам

Устный опрос

§ 31

с. 320-329;

выполнить задания,

с. 327-329, рубрики «Порабо-тайте с источни-ками»



82-84

Общение как взаимо-действие

3

Знакомство с новым учебным материалом.

Усвоние нового учебного материала. Закрепле ние нового материала

Две стороны взаимодействия. Стратегия взаимодействия в процессе общение. Общение в юношеском возрасте. Формы юношеского общение.

Понятия: конкуренция, интеракция, доминантный собеседник, недоминантный собеседник, экстраверт, интроверт

Знать и характеризовать процесс общения как межличностное взаимодействие, описать и проанализировать типы взаимодействия, выявить особенности общения в юношеском возрасте.

Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, ра-ционально решать познавательные и проблемные задания

Устный опрос

Выучит

§ 32

с. 329-340;

выполнить задания,

с. 338-340



85-87

Общение как понимание

3

Знакомство с новым учебным материалом.

Усвоние нового учебного материала. Закрепление нового материала

Восприятия. Как происходит восприятие. Стереотипы и эффекты восприятии.

Понятия: идентификация, эмпатия, стереотип, социальная перцепция, механизмы взаимовосприятия, казуальная атрибуция

Знать и характеризовать процесс общения как процессы взаимо-восприятия в процесс-се общения, описать эффекты и стерео-типы межличностного восприятия.

Уметь устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществовендчес-кими терминами и понятиями; различать факты и мнения, аргу-менты и выводы; раскрывать на при-мерах важнейшие теоретические положения

Устный опрос

§ 33,

с. 340-349;

выполнить задания,

с. 348. Проверь-те себя



88-90

Малые группы

2

Знакомство с новым учебным материалом.

Закрепление нового материала

Малая группа. Какими бывают группы. Референтные группы. Межличностные отношения в группах. Интеграции в группах разного уровня развития.

Понятия: малая группа, условная группа, референтная группа, групповая интеграция, социометрия, деиндивидуализация

Знать и характеризовать отличительные черты малой группы, описывать и анализи-ровать виды малых групп, выявить осо-бенности межлич-ностных отношений в малых группах.

Уметь осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной пробле-матике; применять гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач

Устный опрос

§ 34

с. 349-360;

выполнить задания,

с. 359. Проект «Мой класс»



91-92

Групповая сплочен-ность и конформное поведение

2

Знакомство с новым учебным материа-лом.

Закрепление нового материала

Межличностная совместимость. В чем выражается групповая сплоченность. Конформость.

Понятия: групповая сплоченность, конформность, нонконформность, самоопределение личности

Знать и характеризовать межличностную совместимость, групповую сплоченность и дружеские отношения, объяснять и анализировать сущность конформного поведения в группе.

Уметь характеризовать с научных позиций основные социальные объекты; применять гуманитарные знания в процесс-се решения познавательных и практи-ческих задач

Устный опрос

§ 35,

с. 361-370;

выполнить задания,

с. 368. Проверь-те себя. Создать минип-роект «Наше полезное дело»



93-94

Групповая дифференциация и лидерство

2

Знакомство с новым учебным материа-лом.

Закрепле- ние нового материала

Положение личности в группе. Лидерство. Лидерские роли. Стили лидерства. Взаимоотношения в ученических группах.

Понятия: групповая дифференциация, лидерство, лидер, стиль лидерства

Знать и характеризовать сущность групповой дифференциации, описать стили лидерства, заду-маться над природой и сущностными чертами лидера.

Уметь характеризовать с научных позиций основные социальные объекты; применять гуманитарные знания в процесс-се решения познавательных и практических задач

Тесто-вый опрос

§ 36,

с. 370-380;

выполнить задания,

с. 376. Проверь-те себя



95-97

Семья как малая группа

3

Знакомство с новым учебным материалом.

Усвоние нового учебного материала. Закрепле ние нового материала

Особенности семьи как малой группы. Психология семейных взаимоотношений. Гендерное поведение. Воспитание в семье.

Понятия: гендер, гендерное поведение, многопоколенная семья, гендерные различие, личностные ресурсы семьи, стиль воспитания

Знать и характеризовать семью как малую группу, познакомиться с психологией семейных отношений, выяснить и проанализировать проблемы семейного воспитания, описать особенности гендерного поведения.

Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания

Устный опрос

§ 37,

с. 380-390;

выполнить задания,

с. 389, рубрики «Порабо-тайте с источни-ками»



98-99

Антисо-циальные и криминаль-ные моло-дежные группы

2

Знакомство с новым учебным материалом.

Закрепле ние нового материала

Неформальные молодежные группы. Криминализация в асоциальных группах. Антисоциальная субкультура. Криминальные группы.

Понятия: анисоциальная субкультура, криминальные группы, криминогенные группы, дедовщина

Знать и характеризо-вать антисоциальные группы, проанали-зировать явления «дедовщины», заду-маться над опас-ностью криминаль-ных групп.

Уметь осуществлять индивидуальные и групповые и учебные исследования по социальной проблематике; характеризовать с научных позиций основные социальные объекты

Фронтальный опрос

§ 38

с. 390-400;

выполнить задания,

с. 399. Проверь-те себя



100-101

Конфликт в межличностных отношениях

2

Знакомство с новым учебным материалом.

Закрепле ние нового материала

Структура и динамика межличностного конфликта. Поведение личности в конфликте. Как успешно разрешать конфликты.

Понятия: конфликтная ситуация, инцидент, соперничество, компромисс, избегание, приспособление, переговоры, конфликт

Знать и характеризовать сущность и при-роду конфликта, рассмотреть проблемы межличност-ного конфликта, опре-делить пути конст-руктивного разреше-ния конфликта.

Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной инфор-мации по теме, срав-нивать, анализиро-вать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания

Устный опрос

§ 39,

с. 400-410;

выполнить задания,

с.410-415. Составить памятку «Пове-дение с учителя-ми»



102

Конфликты в межлич-ностных отноше-ниях. Обобщение по курсу «Общест-вознание» за 10 класс. Личность. Межличностные отношения

1

Проверка и оценка знаний

Конт-рольное тести-рование





© 2010-2022