Рабочая программа по обществознанию 6 класс

Раздел Обществознание
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №3 имени Джалиля Киекбаева» городского округа

город Стерлитамак Республики Башкортостан


Рассмотрено

на заседании МО учителей общественно-исторических дисциплин

Протокол №____ от ________2015г.

Руководитель ______ И.М.Кутлушин

Согласовано

Заместитель директора

________ Р.Х.Сафарова

«____»_______2015г.

Утверждаю

Директор МАОУ «Гимназия №3

имени Джалиля Киекбаева»

________ А.Б. Шагисултанова

Введено в действие Пр. №_____

от «___»______2015г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по обществознанию в 6 классе

на 2015-2016 учебный год



Учитель - Кутлушин Ильшат Мансафович

Количество часов в неделю - 1

Количество часов в год - 34


I. Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию для учащихся 6 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования (приказ №1089 от 05.03.2004 г. ред. от 19.10.09 г., с изменениями от 31.01.12 г.) на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. 6-11 классы», авторы-составители: Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеева А.И. (2010г.).

Общая характеристика предмета

В курсе дается представление о человеке как биосоциальном существе, включенном в жизнь природы, малой группы, больших социальных общностей, в экономику, культуру, общество в целом.

Человек и человеческие отношения рассматриваются с точки зрения гармонизации жизненных установок и целей человека с требованиями, предъявляемыми ему со стороны общества. В курсе обществознания, обучающиеся знакомятся с основными сферами общественной жизни, получают представление о процессах, происходящих в современном обществе, а также знакомятся с системой социальных норм, гражданских качеств личности.

Цели и задачи

В ходе изучения данного курс преследуются следующие цели:

Развитию личности в период ранней юности, ее духовно - нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

Воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

Освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека, и гражданина, для последующего изучения социально - экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования.

Овладению умениям получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;

Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; семейно - бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защиты правопорядка в обществе.

Задачи изучения обществознания:

Познакомить учащихся с основными понятиями по обществознанию.

Выработать у учащихся представление об обществе, человеке и личности, школе, труде, Родине и т.д.

Развивать у учащихся способности анализировать, систематизировать полученные данные, осваивать способы познавательной, практической деятельности.

Воспитывать уважение к социальным нормам, приверженности к гуманистическим ценностям.

Научить учащихся применять полученные знания и умения на практике.

Ценностные ориентиры содержания предмета

При изучении обществознания шестиклассники получают представление о гражданине как свободном и ответственном члене общества.

В процессе изучения данного курса у школьников формируются основы нравственной, экономической, политической, экологической культуры, создаются условия социализации личности.

Данный курс содействует умению ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуаций, формируется умение нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей. Курс 6 класса преимущественно носит пропедевтический характер, связанный с проблемами социализацией младшего подростка.

Место данного предмета в учебном плане

Программа под редакцией академика РАО, доктора педагогических наук Л. Н. Боголюбова; Н. И. Городецкой, кандидата педагогических наук; Л. Ф. Ивановой, кандидата педагогических наук; А. И. Матвеева, кандидата педагогических наук (2010г) по обществознанию для 6 класса рассчитана на 34 часа. В соответствии с учебным планом МАОУ «Гимназия №3 имени Джалиля Киекбаева» городского округа город Стерлитамак РБ на 2015 - 2016 учебный год (приказ от 01.09.2015 г. № 276) на изучение обществознания в 6 классе отводится 1 час в неделю.

II. Основное содержание предмета

Введение (1 ч).

Введение в обществознание. Как работать с учебником.

Тема 1. Человек в социальном измерении (12 ч).

Цели и ценность человеческой жизни. Биологическое и социальное в человеке. Мышление и речь. Отличие человека от животных. Наследственность.

Личность как совокупность важнейших человеческих качеств. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.

Познание мира. Познание самого себя (самопознание). Самосознание и самооценка. Способности человека.

Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение). Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.

Потребности человека - биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Духовный мир человека. Мысли и чувства.

Жизненный успех Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких - залог успеха. Выбор жизненного пути. Образование и его значимость в условиях информационного общества.

Тема 2. Человек среди людей (10 ч).

Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество.

Социальные группы (большие и малые). Одноклассники, сверстники, друзья. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.

Общение - форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

Человек среди других людей. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.

Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.

Тема 3. Нравственные основы жизни (9 ч).

Человек славен добрыми делами. Доброе - значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.

Быть смелым. Страх - защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу.

Человечность. Гуманизм - уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.

Итоговое повторение (2 ч).

III. Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе

В результате изучения курса обществознания в 6 классе обучающийся должен

Знать/понимать:

Основные обществоведческие термины, распознавать их и правильно использовать в устной и письменной речи;

Называть (перечислять) изученные социальные явления;

Объяснять изученные социальные явления и процессы;

Приводить собственные примеры, пояснять изученные теоретические положения и социальные нормы на соответствующих фактах;

Социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

Сущность общества, как формы совместной деятельности людей;

Характерные черты основных сфер жизни общества;

Содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

Биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации

Основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи;

Тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

Уметь:

Описывать человека как социально - деятельное существо; основные социальные роли;

Сравнивать социальные объекты, выявлять их общие черты и различия;

Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

Приводить примеры социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными

Видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм;

Решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации

Различных сферах деятельности человека;

Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

Называть (перечислять) изученные социальные явления и объекты или их существенные свойства;

Сравнивать изученные социальные объекты, т.е. выявлять их отличия от всех и сходства определенного объекта с родственными;

Характеризовать изученные социальные объекты и процессы, т.е. указывать свойственные им значимые признаки;

Характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и социальных наук;

Формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

Подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

Полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

Общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

Нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

Реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

Сознательного неприятия антиобщественного поведения;

Успешного выполнения типичных социальных ролей;

Совершенствования собственной познавательной деятельности;

Критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;

Ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

Предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

Оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права- реализация и защита прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

Осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Требования к обязательному уровню подготовки обучающихся:

Выделять главную мысль, составлять план;

Описывать изучаемый объект;

Сравнивать социальные объекты или источники;

Знать основные обществоведческие термины, распознавать и употреблять их;

Знать основные положения и понятия, отражающие природу человека, его взаимодействие с другими людьми, функционирование и развитие общества, характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

Характеризовать (описывать) общество как форму жизнедеятельности людей;

Объяснять взаимосвязь общества и природы; сфер общественной жизни.

Характеризовать (описывать) основные сферы общественной жизни; социальную структуру общества; социальные конфликты; семью как малую группу; виды органов государства; социальные нормы; гражданские права; свобода; закон; армия; патриотизм; милиция; презумпция; нормативно - правовые акты; бизнес; реклама; семейный бюджет; экономика.

IV. Оценка достижения планируемых результатов

Контроль успеваемости учащихся - это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.

Выявление и изменение - это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.

Формы учета: оценка (оценочное суждение), отметка, самооценка.

Критерии оценки устного ответа:

Глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;

Твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;

Неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается - тремя баллами;

Наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;

Критерии оценки работы на уроке:

Активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;

Активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;

Неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности - тремя баллами;

Полное отсутствие активности - отметка «2»;

Критерии оценки тестового задания:

90-100% - отлично «5»;

70-89% - хорошо «4»

50-69% - удовлетворительно «3»;

Менее 50% - неудовлетворительно «2»;

Критерии оценки сообщения или проекта:

Глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;

Привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;

Выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы - тремя баллами;

Полное отсутствие работы - отметка «2»;

Критерии выведения триместровых и годовых оценок:

Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:

- активная и правильная работа учащегося на уроке;

- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов

- высокий уровень знания базового материала;

Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:

- активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;

- выполнение дополнительных заданий по желанию;

- высокий уровень знания базового материала;

Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:

- отсутствие самостоятельной активности на уроке;

- отсутствие выполнения дополнительных заданий;

- низкий уровень знания базового материала.




V. Тематическое планирование


№ урока

Тема урока

6а класс

6б класс

Примечание

дата по плану

дата по факту

дата по плану

дата по факту

Введение (1 ч)

1

Вводный урок.

03.09

03.09

Тема 1. Человек в социальном измерении (12 ч)

2

Человек - личность.

10.09

10.09

3

Человек - личность.

17.09

17.09

4

Человек познает мир.

24.09

24.09

5

Человек познает мир.

01.10

01.10

6

Человек и его деятельность.

08.10

08.10

7

Человек и его деятельность.

22.10

22.10

8

Потребности человека.

29.10

29.10

9

Потребности человека.

05.11

05.11

10

На пути к жизненному успеху.

12.11

12.11

11

На пути к жизненному успеху.

19.11

19.11

12

Практикум по главе «Человек в социальном измерении».

03.12

03.12

13

Практикум по главе «Человек в социальном измерении».

10.12

10.12

Тема 2. Человек среди людей (10 ч)

14

Межличностные отношения.

17.12

17.12

15

Межличностные отношения.

24.12

24.12

16

Человек в группе.

31.12

31.12

17

Человек в группе.

14.01

14.01

18

Общение.

21.01

21.01

19

Общение.

28.01

28.01

20

Конфликты в межличностных отношениях.

04.02

04.02

21

Конфликты в межличностных отношениях.

11.02

11.02

22

Практикум по главе «Человек среди людей».

18.02

18.02

23

Практикум по главе «Человек среди людей».

03.03

03.03

Тема 3. Нравственные основы жизни (9 ч)

24

Человек славен добрыми делами.

10.03

10.03

25

Человек славен добрыми делами.

17.03

17.03

26

Учимся делать добро.

24.03

24.03

27

Будь смелым.

31.03

31.03

28

Будь смелым.

14.04

14.04

29

Человек и человечность.

21.04

21.04

30

Человек и человечность.

28.04

28.04

31

Практикум по главе «Нравственные основы жизни».

05.05

05.05

32

Практикум по главе «Нравственные основы жизни».

12.05

12.05

Итоговое повторение (2 ч)

33

Итоговое занятие по курсу «Обществознание»

19.05

19.05

34

Итоговое занятие по курсу «Обществознание»

26.05

26.05





VI. Список литературы:

1. Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. Н.Ф.Виноградова, Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.; под редакцией Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой - М.: Просвещение, 2014.

2. Г.Г.Сазонова. Обществознание в таблицах и схемах. М.: Виктория Плюс, 2009

3. Е.В. Домашек. Школьный справочник по обществознанию. Ростов На-Дону: Феникс, 2010.

4. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Издание 2-е. - Волгоград: Учитель, 2010.

5. Программа общеобразовательных учреждений. Обществознание. 6 - 11 классы. 2-е издание Л.Н. Боголюбов - М.: Просвещение, 2010.

Интернет-ресурсы:

lesson-history.narod.ru/DM.htm

rusedu.ru/category_9.html

calenda.ru/presentat.asp

humanitar.ru/page/about_project

school-collection.edu.ru/

school-collection.edu.ru/ Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов

humanitar.ru/page/schoolchild Единый портал «Обществознание»

uchportal.ru/load/141 Учительский портал, обществознание

nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library Социальная сеть работников образования nsportal.ru / раздел «Обществознание»




© 2010-2022