- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа по обществознанию для обучающихся 11 классов
Рабочая программа по обществознанию для обучающихся 11 классов
Раздел | Обществознание |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Парейшина И.В. |
Дата | 16.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Департамент Общего Образования Томской области
Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
Кадетская школа-интернат «Колпашевский кадетский корпус»
Рассмотрено на заседании МО УТВЕРЖДАЮ
Протокол № от Директор Е.Ю. Вдовенко
Руководитель МО Приказ № ___ от
Рабочая программа
по Обществознанию
для обучающихся
11 класса
Профиль: социально-гуманитарный
Составитель:
Парейшина Ирина Владимировна,
учитель обществознания
ОГКОУ КШИ «Колпашевский
кадетский корпус»
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и программы "Обществознание.6-11 классы, профильный уровень", авторы: Л. Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, А.И. Матвеев.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
освоение на уровне функциональной грамотности знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
-
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
-
развитие личности в ответственный период социального взросления человека , ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
-
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
-
выработка навыков применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
На основе требований Государственного образовательного стандарта предполагается реализовать актуальные в настоящее время подходы (компетентный, личностно-ориентированный, деятельностный), которые определяют задачи обучения:
-
сформировать первоначальные представления о сферах общества: экономической, политической, социальной, духовной;
-
способствовать интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка;
-
развитию познавательных способностей учащихся.
Рабочая программа ориентирована на 11 класс, рассчитана на 102 учебных часов из расчёта 3 часа в неделю. Сроком реализации программы считать 1 год. Количество контрольных работ: 4.
№
Наименование
11 класс
Контр. работы
1
Количество часов в неделю
3
2
Количество часов в 1 полугодие
48
2
3
Количество часов в 2 полугодие
54
2
4
Количество часов в учебном году
102
4
Учебно-тематический план
№ параграфа
учебника
Тема
Количество часов
Глава I.
Социальное развитие современного общества (42 часа)
1
Социальная структура и социальные отношения
3
2
Социальные институты
3
3
Роль экономики в жизни общества
3
4
Социальные статусы и роли
3
5
Социальные ценности и нормы
3
6
Отклоняющееся поведение
и социальный контроль
3
7
Социальные интересы и формы социального взаимодействия
3
8
Этнос и нация
2
9
Межэтнические отношения и национальная политика
3
10
Демографическая ситуация в современной России
2
11
Институт семьи и брака
3
12
Быт и бытовые отношения
2
13
Молодежь в современном обществе
3
14
Социальная структура российского общества
3
Контрольная работа № 1 по теме «Социальное развитие современного общества»
3
Глава II.
Политическая жизнь современного общества (29 часов)
15
Политическая система и политический режим
3
16
Демократия
2
17
Государство в политической системе
2
18
Правовое государство и гражданское общество
3
19
Роль СМИ в политической жизни
2
20-21
Политическое сознание и политическое поведение
2
22
Политические партии и движения
2
23
Лидеры и элиты в политической жизни
2
24
Выборы в демократическом обществе
2
25
Человек в политической жизни
2
26
Политический конфликт
2
27
Политический процесс
2
Контрольная работа №2 по теме: «Политическая жизнь современного общества»
3
Глава III.
Духовная культура (18 часов)
28
Духовное развитие общества
2
29
Духовный мир личности
2
30
Мораль и нравственность
1
31
Наука
2
32
Образование
2
33
Роль религии в жизни общества
2
34
Место искусства в духовной культуре
2
35
Массовая культура
2
Контрольная работа № 3 по теме: «Духовная культура»
3
Глава IV.
Современный этап мирового развития (10 часов)
36
Многообразие современного мира
2
37
Глобализация и ее последствия
2
38
Сетевые структуры в современной мировой политике
2
39
Целостность и противоречивость современного мира
2
Контрольная работа № 4 по теме: «Современный этап мирового развития»
2
Итоговый урок (2 часа)
Повторение и обобщение изученного в курсе обществознания за 11 класс
2
Итого
102
Требования к уровню подготовки
В результате изучения обществознания на данном уровне ученик должен
Знать/понимать:
-
Биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
-
Тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
-
Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
Особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
-
Характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
-
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты различия;
-
устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изучения социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
-
объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов ( включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
-
раскрывать на примерах изучения теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
-
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах ( текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов ( правовых, научно-популярных др. ) знания по заданным темам;
-
систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
-
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
-
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
-
подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
-
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия различными социальными институтами;
-
совершенствование собственной познавательной деятельности;
-
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
-
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
-
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
-
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
-
оценки происходящих событий и поведения людей с почки зрения морали и права.
Календарно-тематический план по обществознанию 11 класс
№ урока
Тема урока
Элементы содержания курса и основные понятия урока
Дата проведения урока по плану
По факту
Глава I.
Социальное развитие современного общества (42 часа)
1 четверть
1
Социальная структура и социальные отношения
Понятия: социальная стратификация; социальная стратификация
по Марксу, по Веберу, социальная мобильность и социальные «лифты», люмпены и маргиналы. Тенденции в развитиях социальных отношений.
Сентябрь
02-08
2
02-08
3
02-08
4
Социальные институты
Понятия: социальный институт, институциализация, социальная инфраструктура. Типы социальных институтов, функции социальных институтов, социальная инфраструктура.
09-15
5
09-15
6
09-15
7
Роль экономики в жизни общества
Понятия: экономика, экономическая сфера общества, экономические институты, экономические механизмы, уровень жизни. Экономика как подсистема общества. Экономика и уровень жизни. Экономика и социальная структура общества. Экономика и политика.
16-22
8
16-22
9
16-22
10
Социальные статусы и роли
Понятия: социальный статус личности, социальные роли личности, социализация личности, социальная адаптация.
23-29
11
23-29
12
23-29
13
Социальные ценности и нормы
Понятия: социальные ценности и нормы, социальные регуляторы, нормы морали, нормы права.
Октябрь
30сент-06
14
30сент-06
15
30сент-06
16
Отклоняющееся поведение
и социальный контроль
Понятия: отклоняющееся поведение, преступность. Социальный контроль.
07-13
17
07-13
18
07-13
19
Социальные интересы и формы социального взаимодействия
Понятия: социальный интерес, социальное взаимодействие, конкуренция, социальное сотрудничество, социальный конфликт.
14-20
20
14-20
21
14-20
22
Этнос и нация
Понятия: этнос, нация, национальность,
национальный менталитет, национальные
традиции и ценности.
21-27
23
21-27
24
Межэтнические отношения
и национальная политика
Понятия: межэтнические отношения, межэтнические конфликты, национальная политика. Конституционные основы государственной национальной политики РФ.
21-27
25
Ноябрь
05-11
26
05-11
27
Демографическая ситуация в современной России
Понятия: депопуляция, миграция, воспроизводство населения. Современная демографическая ситуация в РФ. Демографическая политика в России.
05-11
2 четверть
28
12-18
29
Институт семьи и брака
Понятия: семья, брак, семейная роль, неполная семья. Тенденции развития семьи в современном мире. Гос. Политика поддержки семьи.
12-18
30
12-18
31
19-25
32
Быт и бытовые отношения
Понятия: быт, социально-бытовые интересы, материально-вещественная среда обитания человека, культура бытовых отношений.
19-25
33
19-25
34
Молодежь в современном обществе
Понятия: тинейджеры, инфантилизм, субкультура, контркультура. Образование
и профессиональная подготовка.
Начало трудовой деятельности. Молодежная субкультура.
26-02
35
26-02
36
26-02
37
Социальная структура российского общества
Понятия: социальная стратификация, социальное государство, социальная политика, социальное обеспечение, социальное страхование, прожиточный минимум, потребительская корзина.
Декабрь
03-09
38
03-09
39
03-09
40
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Политическая жизнь современного общества»
10-16
41
10-16
42
Контрольная работа № 1 на тему «Социальное развитие современного общества»
10-16
Глава II.
Политическая жизнь современного общества (29 часов)
43
Политическая система
и политический режим
Понятия: политическая система, политический режим, тоталитаризм, авторитаризм. Политические системы диктаторского типа. Политический режим.
17-23
44
17-23
45
17-23
46
Демократия
Понятия: демократия, политический плюрализм, многопартийность, политическое и правовое равенство, парламентаризм, защита прав меньшинства.
24-30
47
24-30
48
Государство в политической системе
Понятия: бюрократия, бюрократизм, государственная служба.
24-30
3 четверть
49
Январь
11-17
50
Правовое государство и гражданское общество
Понятия: правовое государство, гражданское общество, местное самоуправление. Общественный контроль над деятельностью институтов публичной власти.
11-17
51
11-17
52
18-24
53
Роль СМИ в политической жизни
Понятия: политическое манипулирование, политический маркетинг, общественное мнение.
18-24
54
18-24
55
Политическое сознание
и политическое поведение
Понятия: политическое сознание, политическая идеология, либерализм, консерватизм, социал-демократическая идеология, коммунистическая идеология, национализм, идеология фашизма, политическая психология, политическое поведение.
25-31
56
25-31
57
Политические партии и движения
Понятия: политическая партия, партийная система, типы партийных систем, общественно-политическое движение.
25-31
58
Февраль
01-07
59
Лидеры и элиты
в политической жизни
Понятия: политическая элита, контрэлита, политический лидер, имидж политического лидера, группа давления.
01-07
60
01-07
61
Выборы в демократическом
обществе
Понятия: избирательная система, типы избирательных систем, избирательная кампания.
08-14
62
08-14
63
Человек в политической жизни
Понятия: политическое участие, политическая культура, типы политической культуры.
08-14
64
15-21
65
Политический конфликт
Понятия: переговоры, компромисс, арбитраж. Развитие политического конфликта. Урегулирование конфликтов.
15-21
66
15-21
67
Политический процесс
Понятия: агрегация. Типологизация политических процессов. Особенности политического процесса в современной России.
22-28
68
22-28
69
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Политическая жизнь современного общества»
22-28
70
Март
29-06
71
Контрольная работа № 2 на тему «Политическая жизнь современного общества»
29-06
Глава III.
Духовная культура (18 часов)
72
Духовное развитие общества
Понятия: культура, материальная и духовная культура, диалог культур, толерантность. Субкультура и контркультура. Проблема многообразия культур. Диалог культур.
29-06
73
07-13
74
Духовный мир личности
Понятия: духовность, патриотизм, гражданственность, мировоззрение, менталитет.
07-13
75
07-13
76
Мораль и нравственность
Понятия: нравственная культура, мораль, нравственность, этика, добро и зло, долг, совесть, честь и достоинство личности, моральный идеал.
14-20
77
Наука
Понятия: «большая наука», инновации. Единство истины и пользы. Функция науки.
14-20
78
14-20
4 четверть
79
Образование
Понятия: образование, непрерывное образование. Личностная и социальная значимость образования. Российское образование на путях модернизации.
Апрель
01-07
80
01-07
81
Роль религии в жизни общества
Понятия: религия, религиозное сознание, мировые религии, принцип свободы совести.
01-07
82
08-14
83
Место искусства в духовной культуре
Понятия: искусства, жанры искусства, знак, символ. Споры о сущности искусства. Функции искусства. Структура искусства. Современное.
08-14
84
08-14
85
Массовая культура
Понятия: народная культура, элитарная культура, массовая культура, массовое общество, СМИ.
15-21
86
15-21
87
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Духовная культура»
15-21
88
22-28
89
Контрольная работа № 3 на тему «Духовная культура»
22-28
Глава IV.
Современный этап мирового развития
(10 часов)
90
Многообразие современного мира
Понятия: единая цивилизация, традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, информационное общество.
22-28
91
Май
29апр-05
92
Глобализация и ее последствия
Понятия: маргинализация, геоэкономика, ВВП, ВТО, МВФ. Многоаспектность процессов глобализации. Противоречия процессов глобализации.
29апр-05
93
29апр-05
94
Сетевые структуры в современной мировой политике
Понятия: Сети политические. Сетевой терроризм
на фоне глобализации. Экстремизм. Субсидиарность
06-12
95
06-12
96
Целостность и противоречивость современного мира
Понятия: глобальные проблемы, экологический кризис, демографический кризис, взаимоотношения Север-Юг.
06-12
97
13-19
98
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Современный этап мирового развития»
13-19
99
13-19
100
Контрольная работа № 4 на тему «Современный этап мирового развития»
20-26
Итоговый урок
(2 часа)
101
Повторение и обобщение изученного в курсе обществознания за 11 класс
20-26
102
20-26
Учебное и учебно-методическое обеспечение курса
-
«Обществознание» 6-11 класс. Программы общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Н.М, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев./ Издательство: М.: Просвещение, 2011.
-
Агафонов С.В. Схемы по обществознанию. 8-9 кл. / М.: Русское слово, 2007
Белокрылова О.С. Обществознание. Тесты. Ростов н/ Дону: Феникс, 2004.
-
Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю. "Обществознание. 11 класс. Профильный уровень" учебник для 11 класса общеобразовательных. учреждений . М.: Просвещение. 2011.
-
Боголюбов Л.Н. Обществознание. Практикум к учебнику Л.Н. Боголюбова,11 кл. / М.: Просвещение, 2010.
-
Боголюбов Л.Н. Обществознание. Поурочные разработки к учебнику Л.Н. Боголюбова, 9 кл./ М.: Просвещение, 2010.
-
Боголюбов Л.Н. Школьный словарь по обществознанию. 10-11 кл. / М.: Просвещение, 2010.
-
Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10-11 классы / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина.М.: Просвещение. 2008.
-
Котова О.А. Обществознание ГИА. ФИПИ./ М.: Интеллект-Центр, 2009.
-
Краюшкина С.В. Тесты по обществознанию к учебнику Л.Н. Боголюбова 8-9 кл./ М.: Экзамен, 2010.
-
Краюшкина С.В. Тесты по обществознанию к учебнику Л.Н. Боголюбова 10 кл./ М.: Экзамен, 2009.
-
Лазебникова А. Ю. Обществознание. ЕГЭ : метод. пособие для подготовки / А. Ю. Лазебникова, М. Ю. Брандт. - М. : Экзамен, 2009.
-
Лазебникова А.Ю. Обществознание ЕГЭ. Поурочное планирование / М.: Экзамен, 2008.
-
Лазебникова А.Ю. Обществознание ЕГЭ. Типовые тестовые задания / М.: Экзамен, 2008.
-
Махоткин А.В. Обществознание в схемах и таблицах. / М.: Просвещение, 2010.
-
Сазонова Т.Г. Обществознание в схемах и таблицах./ М.: Санкт-Петербург, 2010.
-
Сорокина Е.А. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 11 класс.-М.: ВАКО, 2011.-272с.-(В помощь школьному учителю).
-
Степанько С.Н. Развернутое тематическое планирование по обществознанию по программе Л.Н. Боголюбова. 5-11 кл. / Волгоград, 2010.
-
Тесты. Обществознание. 11 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. - М. : ООО «РУСТЕСТ», 2006.
-
Учебник: «Обществознание» Авторы: Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, К. Г. Холодковский.11 класс/ Издательство: М.: Просвещение, 2012.
-
Школьный словарь по обществознанию / Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянова. - М. : Просвещение, 2001.