Самые близкие люди

Урок по теме «Самые близкие люди» проводится по обществознанию в 5 классе. Благодаря данному уроку учащиеся смогут объяснить, кто такие современники, семья и каково значение семьи для человека и общества. Из каких ценностей строится семья человека. На уроке прослеживаются некоторые виды работ учащихся: с учебником, со схемами «Семья и ее ценности», с картой, работа  с дидактическим материалом.Активно наблюдается работа в парах и группах.В течении урока учитель использует новые педагогические тех...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«САМЫЕ БЛИЗКИЕ ЛЮДИ» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

1.ФИО (полностью)

Ковтун Светлана Владимировна

2.Место работы

МБОУ ООШ № 21х. Свобода

3.Должность

Учитель обществознания

4.Предмет

обществознание

5.Класс

5

6.Тема

«Самые близкие люди»

7.Базовый учебник

Учебник «Обществознание» Боголюбов «Просвещение» 2012г

8.Цель урока:

Сформировать потребность в знаниях о роли самых близких людей, семьи в жизни человека

деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата),

содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: семья, функции семьи.

воспитательная цель: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

9. Задачи:

Предметные: сформировать потребность в знаниях об условиях создания благополучной семьи;

научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

Метапредметные:развивать умения применять знания в новой учебной ситуации;

отрабатывать навыки самостоятельной работы;

совершенствовать навыки исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, сопоставление и др.;

формировать навыки рефлексии разными формами представления результатов своей деятельности.

Личностные: формировать собственное отношение к институту семьи как важнейшему фундаменту общественной жизни;

воспитывать чувство уважения к семье.

10. Планируемые результаты

Предметные: смогут объяснить кто такие современники, семья и каково значение семьи для человека и общества.

Личностные: будет сформировано уважение ценностей семьи

Метапредметные:

Регулятивные научится самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы, работая со схемой «Кто такие современники»;

Коммуникативные научится осуществлять логическую операцию - обобщение понятия

Познавательныенаучится оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, работая в группе.

11.Тип урока

Урок «открытия - нового знания»

12.Формы и виды работы учащихся

Работа с учебником, работа с раздаточным материалом, работа с документами индивидуальная работа, работа в группах, коллективная работа.

13.Необходимое оборудование

Мультимедийное оборудование, компьютер, материал для каждого ученика (карточки с заданиями, учебник)

14.План изучения нового материала

1.Товарищи и современники

2.Семья

3.Роли в семье

4.Ребёнок в семье

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Осуществляемые действия

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1) Организационный этап.

Цель этапа:

настроить учащихся на учебную деятельность иоткрытие новых знаний.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

  • приветствие

  • проверка явки учащихся

  • заполнение учителем классного журнала

  • проверка готовности учащихся к уроку

  • эмоциональныйнастрой учащихся на работу

Взаимодействие с учителем

Формирование умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения

Подготовка учебных принадлежностей

Умение подготовить рабочее
место для
занятий

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель этапа:

создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

Подводит учащихся к формулировке цели урока и его задач. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

На доске записан эпиграф к уроку.

"Мы рождены, чтобы жить совместно;

наше общество - свод камней, который бы

обрушился, если бы один не поддерживал другого"Сенека

Сегодня мы с вами говорим о ближайшем окружении. Кто же, какие люди нас окружают, как мы их называем?

Поэтому и тема нашего сегодняшнего урока «Самые близкие люди».

Активно слушают,

выдвигают предположения о теме урока, его целях и задачах

Формулируют собственные ожидания

Слушают собеседника

Строят понятные для собеседника высказывания

Контролируют правильность своих ответов и ответов ребят

Умеют определять и формулировать тему на уроке с помощью учителя.

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Дополняют, уточняют высказывания ребят по существу полученного задания

3) Актуализация знаний.

Цель этапа:

организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания;

актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания;

предъявить задания, близкие жизненному опыту детей.

Формулирует проблему, ставит вопросы, организует обсуждение.

Окружают нас - оглянитесь - кто это (друзья, товарищи, а дома, конечно же наша семья). Кто является членами семьи, как мы их называем?

Викторина.

Назовите одним словом: папа, мама, дедушка, бабушка, дети? (семья).

Назовите папу и маму одним словом? (родители).

Сколько у матери детей, что ей пришлось купить 8 рукавичек? (4).

Сидит на дороге ребенок и плачет: «Есть у меня папа и мама, да только я им не сын». Жаль малютку. Но может ли такое быть? (Может, если ребенок девочка).


Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности:

слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы учителя, осуществляют актуализацию личного жизненного опыта

Формируются умения

выявлять сущность, особенности объектов;

умения на основе анализа объектов делать выводы;

умения обобщать и классифицировать по признакам;

умения находить ответы на вопросы

Взаимодействие с учителем во время опроса,

участие в коллективном обсуждении проблем и принятии решений

Формируютсякомпетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности;

умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения

Самостоятельно определяют тему урока;

осознают цели и задачи обучения на уроке

Формируются умения

умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план)

4)Проблемное изложения нового знания.

Цель этапа:

организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала

организовать фиксацию преодоления затруднения;

первичное усвоение новых знаний;

оживить эмоциональные впечатления детей, побудить их оценить климат своей семьи, отношение взрослых к детям, проникнуться чувством защищенности и любви, которые типичны для большинства семейных коллективов.

Формулирует задачи поиска информации в тексте учебника.

Учёный Альфред Шюц предложил ближайшее окружение человека изображать с помощью схемы: в центре - человек и его семья, затем, следующий круг - это его товарищи, друзья, и следующий круг - это современники, люди, живущие в то же время, что и он сам.

Формулирует задание. Как вы думаете - кто же такие современники? Приведите пример. При ответе используйте схему в учебнике на стр. 144. Назовите известных людей, которые являются нашими современниками. А товарищи, что их связывает? Кто для нас является товарищем и почему?

Однако самыми близкими людьми для каждого человека является его семья

Учитель задает вопросы:

1.Что для вас значит семья?

2.Какую роль в жизни играет семья?

Определение признаков семьи.Школьникам предлагается подобрать ассоциации к слову «семья».

Предлагает учащимся поразмышлять над высказыванием В.Гюго «Семья - это кристалл общества». Демонстрирует учащимся форму кристалла.

Задаёт вопросы. Что свойственно кристаллу?Почему уместно сравнение семьи с кристаллом? У кристалла своя грань - функция семьи.

Формулирует задание. Поработаем с учебником: определите основные функции семьи. Запись оформите в виде таблицы.

Роли в семье. Что такое роль в семье? Давайте посмотрим как это определяется в учебнике стр. 140

В семье есть и родители, и кто ещё (бабушки, дедушки… и мы - дети).

Следующий вопрос нашего урока - ребёнок в семье.

Работа с текстом сказки. Читает текст вместе с учащимися вслух.

Физминутка.

Развивают умения получать информацию из диаграммы, текста и строить сообщения в устной форме;

проводят сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям;

осуществляют поиск необходимой информации, используя дополнительные источники информации.

Формируются умения

осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Весь класс
во
фронтальном режиме
обсуждает диаграмму, текст сказки, текст учебника

Понимать на слух текст

Восприятие, осмысление, запоминание учебного материала

осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению

Формируются умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  • слушать и понимать других;

  • формулировать свои мысли в устной форме;

работать в группах

6) Первичное закрепление

знаний учащихся

Цель этапа:

зафиксировать алгоритм выполнения заданий;

организовать закрепление учащимися нового материала

Наводящими вопросами помогает сформировать основные выводы. Чтонового узнали?

Обращение учителя по поводу ответа ученика к классу с предложением: дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны. Выявляет умения узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами и идеями, выявляет затруднения, корректирует.

Работа с презентацией.

Развивают умения обобщения, синтеза, классификации, определения понятий. Работают с презентацией, отвечают на вопросы.

Формируются умения

применять полученные знания, обсуждать

Учитывают позицию собеседника, осуществляют сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками

Формируются умения

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

По мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют

Формируются умения

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

5) Первичная проверка понимания.

Практическая работа с самопроверкой, проверкой по эталонуи проверкой учителем.

Цель этапа:

тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

проверить умения работать учащихся по алгоритму;

организовать самостоятельную работу учащихся;

организовать самопроверку самостоятельной работы

организовать по результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок

организовать ситуацию успеха по результатам выполнения самостоятельной работы

Учитель предлагает выполнить в зачётных картах задания (Приложение 5)

Вводный инструктаж учителя:

сообщение учащимся названия практической работы;

разъяснение учащимся задач практической работы;

ознакомление учащихся с объектом труда - образцом;

ознакомление учащихся со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание;

предупреждение учащихся о возможных затруднениях при выполнении работы).

Формирование новых умений:

проверка организованности начала работы учащихся;

проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);

соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания.

Усвоение новых знаний:

проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;

инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.

Целевые обходы:

инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;

концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;

оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;

контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;

рациональное использование учебного времени учащимися.

Заключительный инструктаж учителя:

анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;

разбор типичных ошибок учащихся;

вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;

повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.

Физминутка для глаз

Развивают и углубляют потребности и мотивы учебно-познавательной деятельности.

Усваивают новые способы умственной деятельности через разные виды получения информации

Формируются умения структурировать знания;

Выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить логические цепи рассуждений;

выдвигать гипотезы и их обоснование

Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Формируются умения усваивать новые способы умственной деятельности через разные виды получения информации

Осуществляют самоконтроль выполнения задания

и внесение корректив в деятельность

Формируются умения планирования своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель этапа:

включить новый способ действий в систему знаний учащихся;

тренировать способность применять новый алгоритм действий в стандартной и не стандартной ситуации

Объясняет домашнее задание:

Общее для всего класса: §19, вопросы, материал в тетради.

Задание по выбору

1. Подготовить проект «Моя родословная» с помощью программы genery.com/ru или фотоколлаж, презентацию.

2. Предложите 3 варианта эпиграфа к сегодняшнему уроку (известные фразы, пословицы, поговорки) поясните свой выбор.

3.Составьте словарь семейных ценностей.

Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания.

Сообщение о теме следующего урока

Отрабатывают алгоритм по изученной теме.Творчески перерабатывают изученную информацию

Осуществляют поиск в традиционных источниках (в алфавитном, в предметном каталоге, в каталоге вторичных источников, в словарях, в энциклопедиях), в компьютерных источниках (в сети Интернет, в электронных книгах, в электронных каталогах, архивах, с помощью поисковых программ, в базах данных), в других источниках (в социуме, телевещании, в аудио-, видеоисточниках).

Перерабатывают на основе анализа и синтеза

Формируются умения поиска и выделения информации,

применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств

Взаимодействуют с учителем

Формируются умениявзаимодействия с представителями социума в целях поиска информации

Развитие регуляции учебной деятельности

Формируются умениярегуляции учебной деятельности.

8) Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа:

организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке;

организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока;

организовать проведение самооценки учениками работы на уроке;

по результатам анализа работы зафиксировать направления будущей деятельности.

Подводит итоги урока. Оценивает работу учащихся.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.Осуществляет рефлексиюпо достижению целей урока.

Даётобъективную и комментированную оценку результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке.

Фиксируют новое содержаниеизученного на уроке;

по результатам анализа работы определяют направления будущей деятельности

Формируются умения делать выводы, анализировать свою деятельность.

Оцениваютучебную деятельность,

выражают свои эмоции по поводу урока

Формируются умения оценивать деятельность свою и партнёров по уроку

Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний.

Формируются умениясаморегуляцииэмоциональных и функциональных состояний.

Приложение №1Сказка М.Скребцова «Сердце матери»:

Большая красавица береза росла в лесу с тремя маленькими дочками - тонкоствольными березками. Своими раскидистыми ветвями Береза мать защищала дочек от ветра и дождя. А жарким летом - от палящего солнца. Березки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего.

Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие березки трепетали от страха. Береза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я - самое высокое дерево в лесу».

Не успела Береза мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Березу и опалила сердцевину ствола. Береза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Березу, но она все-таки стояла.

Ни на минуту Береза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землей снова засияло солнце, ствол Березы покачнулся. Падая, она прошелестела своим детям: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить мое сердце. Мой поверженный ствол зарастет мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нем никогда». С этими словами ствол Березы матери рухнул, не задев при падении ни одной из трех тонкоствольных дочек.

С тех пор вокруг старого пня растут три стройные березки. А возле березок лежит заросший мхом и травой ствол. Если вы набредете в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол Березы - он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы, наверняка, услышите, как бьется в нем материнское сердце...

Сформулируйте и представьте мнение группы по вопросу.

Группа 1.Как вы думаете, почему мама (родители) всегда защищает/ют своих детей?

Группа 2.Подумайте и расскажите, чем вы можете помочь маме (папе, бабушкам, дедушкам), если у нее (них) неприятности на работе, плохое самочувствие и т.п.

Группа 3.Представьте, что на одну неделю вашей маме пришлось уехать, и вам необходимо в течение недели выполнять все мамины дела. Перечислите эти дела и подумайте, когда и как вы их будете выполнять.

Группа 4.Перечислите качества идеального отца и матери, аргументируйте свой выбор.

Группа 5. Расскажите, как будут жить три сестрицы без мамы. В чем и как поможет им материнское сердце?

Группа 6. Перечислите качества идеального сына или дочери, аргументируйте свой выбор.

Приложение № 2

Функция

Содержание

Репродуктивная

Биологическое воспроизводство новых поколений и удовлетворение потребности супругов в детях

Социализации

Передача культурных ценностей и норм следующим поколениям

Экономическая

Совместное ведение хозяйства, зарабатывание средств и совместное расходование семейного бюджета

Эмоциональная

Психологическая поддержка членов семьи.

Приложение № 3 Физминутка для глаз

Раз - налево, два - направо,

Три - наверх, четыре - вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в сотни раз!

Приложение № 4Физминутка

Осенью, весною,

Летом и зимой.

Мы во двор выходим

Дружною семьёй.

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает (руки вверх и вниз).

Папа бодро приседает (приседания).

Повороты вправо-влево

Делает мой братик Сева (руки на поясе, повороты всем корпусом).

А я сам бегу трусцой

И качаю головой (бег на месте и наклоны головой в стороны).

Приложение № 5 Карта проверки знаний учащихся

Фамилия, имя ______________________________________________________________________________________________ Класс 5 _________

1.Даны определения понятий. Определите, к какому понятию относится данное определение.

А) Те, кто живёт на нашей планете в одно время, одну эпоху - это _____________________________________________________________________

Б) Небольшой круг людей, которых вы лично знаете и с кем, часто, активно и содержательно общаетесь - это _______________________________

2. Установите соответствие названия и функции семьи. Ответ запишите в таблице

Функция

Содержание

  1. Социализации

А. Обеспечивает продолжение человеческого рода

  1. Репродуктивная

Б. Передача культурных ценностей и норм следующим поколениям

  1. Эмоциональная

В. Совместное ведение хозяйства, зарабатывание средств и совместное расходование семейного бюджета

  1. Экономическая

Г. Психологическая поддержка членов семьи.

1

2

3

4


3. Приведите 5 примеров семейных ролей.

_____________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________

4.Зачем нужна семья ребёнку?

_____________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________

17


© 2010-2022