Рабочая программа по обществознанию 6 класс

1.Пояснительная записка Статус документа Рабочая программа по обществознанию составлена на основе Козленко, С.И., Козленко, И.В. Обществознание: Программа курса для 6-7 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009, методических рекомендаций по организации учебного процесса в образовательных учреждениях Ставропольского края  в 2014-2015 учебном году СКИРОПКПРО Характеристика предмета Обществознание в основной школе является относительно завершенной ...
Раздел Обществознание
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


1. Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по обществознанию составлена на основе Козленко, С.И., Козленко, И.В. Обществознание: Программа курса для 6-7 классов общеобразовательных учреждений. - 2-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009, методических рекомендаций по организации учебного процесса в образовательных учреждениях Ставропольского края в 2014-2015 учебном году СКИРОПКПРО

Характеристика предмета

Обществознание в основной школе является относительно завершенной системой знаний. Оно дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знания прикладного характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей.

Его содержание обеспечивает преемственность между основной и средней школой. Целый ряд теоретических положений изучается в нем на пропедевтическом уровне, без введения строгих научных формулировок, которые нередко заменяются описаниями признаков рассматриваемых явлений и процессов.

Для основной школы конструируется обществоведческое содержание, учитывающее социальный статус, дееспособность, возможности и интересы подростка, вступающего в возраст выбора перспективы в области профессиональной деятельности.

Основным содержанием курса 6 класса является:

- знакомство учащихся на базе полученных ранее исторических представлений с сущностью общества, его происхождением и развитием, историческими ступенями, которое прошло человечество;

- раскрытие взаимосвязи человека, общества и природы;

- ознакомление учащихся с сущностью и основными проявлениями четырех сфер общественной жизни: экономической, социальной. политико-правовой и духовной;

- показ места ребенка в современном обществе, его взаимоотношений с родителями, друзьями, сверстниками, педагогами.

Данная рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию 2010 г. и авторской программы Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание: Программа курса для 6-7 классов общеобразовательных учреждений. - М.: «Русское слово», 2008.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, а также реализует компетентностный подход к образованию.

Цель программы - содействие выработке системы жизненных ценностей, социальной компетентности человека в период его личностного становления.

Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей уча­щихся отроческого (подросткового) возраста, рабочая программа призвана решать следующие задачи:

  • создать содержательные и организационно-педагоги­ческие условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опы­та практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);

  • способствовать усвоению на информационном, прак­тическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);

  • помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отно­шения к правилам общежития, трудового и учебного вза­имодействия, способствовать личностному самоопределе­нию;

  • содействовать освоению на информационном и эм­пирическом уровне основных социальных ролей в преде­лах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся основной школы, труженик, соб­ственник, потребитель, гражданин);

  • обеспечить практическое владение способами полу­чения адаптированной социальной информации из раз­личных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;

  • предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него ос­новных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориенти­ровки в социальной информации;

  • помочь формированию осведомленности и практи­ческому освоению конструктивных способов учебной и со­циальной коммуникации, при котором достигается толе­рантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;

  • предоставить для практического освоения необходи­мую информацию о возможностях и особенностях получе­ния образования, рефлексии своих склонностей, способ­ностей и перспектив допрофессиональной подготовки.

Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта:

  1. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. 6 класс. - М.: Русское слово, 2011.

  2. Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию. 6 класс. - М.: Русское слово, 2010.

  3. Хромова И.С. Тесты по обществознанию. 6 класс. - М.: Русское слово, 2009.

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа в соответствии с объемом времени, которое отводится на изучение обществознания по базисному учебному плану в 6 классе.

Формы организации учебного процесса:

- индивидуальная;

- групповая;

- фронтальная.

Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков, промежуточной и итоговой аттестации учащихся:

  • устные виды контроля (устный ответ на поставленный вопрос; развернутый ответ по задан­ной теме; устное сообщение по избранной теме, собеседование; тестирование);

  • письменные виды контроля (выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, творческой работы, подготовка реферата, тестирование).

Изменения, вносимые в рабочую программу:

По авторской программе на итоговое и текущее повторение отводится 7 часов, в связи с этим в каждый раздел добавлено по 1 часу на повторение .


Распределение учебной нагрузки

№ п/п

Наименование раздела

По рабочей программе

По авторской программе

1

Раздел 1. Общество и человек

7

6

2

Раздел 2. Экономическая сфера общества

7

6

3

Раздел 3. Социальная сфера общества

4

3

4

Раздел 4. Политика и право

6

5

5

Раздел 5. Духовная сфера общества

4

3

6

Раздел 6. Ребенок в обществе

5

4

7

Повторительно-обобщающий урок по курсу

1

7


Итого:

34 ч

34ч

2. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения обществознания ученик 6 класса должен знать/понимать:

  • сущность общества, его происхождение и развитие, исторические ступени, которые прошло человечество;

  • взаимосвязи человека, общества и природы;

  • сущность и основные проявления четырех сфер общественной жизни: экономической, социальной, политико-правовой и духовной;

  • место ребенка в современном обществе, его взаимоотношения с родителями, друзьями, сверстниками, педагогами.

Уметь:

  • получать социальную информацию из разнообразных источников;

  • решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;

  • давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права.

УМК

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта

В учебно-методический комплект входят:

  1. С.И. Козленко, И.В. Козленко «Обществознание. Программа курса. 6-7 классы». - М.: «Русское слово», 2009.

  2. Учебник: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». - М.: «Русское слово», 2011.

3. Хромова И.С. Тесты по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание» для 6 класса. -М.: ООО « ТИД « Русское слово- РС»,2010

3. Календарно-тематическое планирование 6 класс



п/п



Наименование раздела и тем



Кол-во ч



Дата

Раздел 1. Общество и человек

7


1

Введение. Что такое общество?

1


2

Происхождение и развитие человека

1


3

Исторические ступени развития общества

1


4

Современное общество

1


5

Человечество как сумма поколений

1


6

Человек, общество, природа

1


7

Повторительно-обобщающий урок по Разделу 1. Общество и человек

1


Раздел 2. Экономическая сфера общества

7


8

Что такое экономика

1


9

Рынок

1


10

Что такое предпринимательство и бизнес

1


11

Домашнее хозяйство

1


12

Экономическая деятельность подростков

1


13

Труд с точки зрения закона

1


14

Повторительно-обобщающий урок по Разделу 2. Экономическая сфера общества

1


Раздел 3. Социальная сфера общества

4


15

Социальная структура общества

1


16

Семья

1


17

Правила и нормы поведения в обществе

1


18

Повторительно-обобщающий урок по Разделу 3. Социальная сфера общества

1


Раздел 4. Политика и право

6


19

Государство и граждане

1


20

Право на службе человека

1


21

Конституция - основной закон страны

1


22

Право и правопорядок

1


23

Как защититься от несправедливости

1


24

Повторительно-обобщающий урок по Разделу 4. Политика и право

1


Раздел 5. Духовная сфера общества

4


25

Наука и образование

1


26

Мораль

1


27

Идеал и ценности

1


28

Повторительно-обобщающий урок по Разделу 5. Духовная сфера общества

1


Раздел 6. Ребенок в обществе

5


29

Ребенок в семье

1


30

Взаимоотношения детей и родителей

1


31

Ребенок в школе

1


32

Друзья и ровесники

1


33

Повторительно-обобщающий урок по Разделу 6. Ребенок в обществе

1


34.

Повторительно-обобщающий урок по курсу

1


4. Содержание учебного курса

Раздел 1. Общество и человек -7 ч

Что такое общество? Понятие «общество». Общество как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей. Обще­ственная жизнь. Роль общества и общественной жизни в станов­лении человека. Изменение содержания понятия «общество» на протяжении человеческой истории. Соотношение понятий «страна», «государство» и «общество». Разнообразие значений понятия «общество».

Общество - целостный социальный организм. Четыре глав­ные сферы общественной жизни: экономическая, политиче­ская, социальная, духовная. Содержание каждой из сфер обще­ственной жизни. Взаимосвязь сфер общественной жизни, их постоянное изменение и развитие.

Основные понятия темы: общество; общественная жизнь; страна; государство; сферы общественной жизни: экономиче­ская, политическая, социальная, духовная.

Происхождение и развитие человека. Способность к прогрессу как отличительная черта человека. Роль коллективной трудовой деятельности в выделении челове­ка из животного мира, его превращении в существо обществен­ное, социальное. Человек - биосоциальное существо.

Совершенствование орудий труда. Появление речи. Разви­тие мышления человека. Изменение форм объединения древ­них людей. Переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Появление ремесла как результат разделения труда. Превращение культуры во вторую среду существования человека.

Основное понятие темы: человек - биосоциальное существо.

Исторические ступени развития общества. Выделение ступеней развития общества по способу добыва­ния средств существования и форм хозяйствования. Общество охотников и собирателей. Общество огородничества как пере­ходная форма хозяйствования от добывания готовых природ­ных продуктов к выращиванию продуктов окультуренных. Об­щество земледельцев и скотоводов. Аграрное общество. Инду­стриальное общество. Информационное (постиндустриальное) общество. Социальный процесс.

Основные понятия темы: аграрное общество; индустриаль­ное общество; информационное (постиндустриальное) обще­ство; социальный процесс.

Современное общество. Современное производство. Научно-техническая револю­ция. Современные средства транспорта и связи. Информа­ционная революция. Глобальная компьютерная сеть - Интер­нет. Состав современного общества. Мегаполисы - символы нашего времени.

Мировое сообщество. Проблемы современного общества.

Основные понятия темы: научно-техническая революция; информационная революция; Интернет; мировое сообщество.

Человечество как сумма поколений. Поколение. Взаимоотношение поколений в разные истори­ческие эпохи. Предки, современники и потомки. Культура. Культурная память поколений. Материальная и духовная куль­тура. Культурное наследие.

Основные понятия темы: поколение; культура; культурное наследие.

Человек, общество, природа. Взаимосвязь и взаимодействие человека, общества и природы. Биосфера. Изменение взаимодействия человека, общества и при­роды в различные исторические эпохи. Экологический кризис. Планетарный масштаб современного экологического кризиса.

Основные понятия темы: биосфера; экология; экологиче­ский кризис; охрана природы.

Раздел 2. Экономическая сфера общества - 7 ч

Что такое экономика? Происхождение понятия «экономика». Сущность экономи­ки. Экономика как главное условие и основной источник обес­печения жизни и деятельности людей. Потребности. Блага. Производство. Ограниченность ресурсов. Невосполнимые ре­сурсы. Экономика как способ рациональной организации хо­зяйственной деятельности. Организация производства. Затра­ты производства. Производитель. Потребитель.

Основные понятия темы: экономика; потребности; блага; производство; затраты производства; производитель; потреби­тель.

Рынок. Рынок как система экономических отношений, связанных с обменом товаров и услуг между продавцами и покупателями. Торговля. Зависимость рыночной цены от количества произве­денных товаров и спроса на них. Деньги как всеобщее средство обмена. Роль денег для измерения рыночной стоимости раз­личных товаров и услуг. Деньги как средство платежа. Банки.

Основные понятия темы: рынок; обмен; рыночная цена; деньги; банк; вклад.

Что такое предпринимательство и бизнес? Предпринимательство. Предприниматель. Бизнес; его раз­новидности: производственный, финансовый, страховой; круп­ный, средний, мелкий. Наиболее распространенные формы ор­ганизации бизнеса: единоличное предприятие; товарищество; акционерное общество. Фирма. Условия успешного бизнеса. Этапы организации бизнеса. Капитал.

Основные понятия темы: предпринимательство; бизнес; фирма; капитал.

Домашнее хозяйство. Домашнее хозяйство семьи. Семейная экономика. Семей­ный бюджет. Доходы и расходы. Основные источники семейно­го бюджета. Обязательные и произвольные расходы. Сбаланси­рованный семейный бюджет. Дефицит бюджета.

Неравенство доходов семей. Прожиточный минимум. Ма­лоимущие семьи и государственная социальная помощь.

Основные понятия темы: домашнее хозяйство; семейный бюджет; доходы; расходы; прожиточный минимум; государ­ственная социальная помощь.

Экономическая деятельность подростков. Труд детей в разные исторические эпохи. Современная «мо­лодежная экономика». Российское законодательство об эконо­мической деятельности несовершеннолетних. Распростране­ние ответственности родителей за действия своих несовершен­нолетних детей в экономической сфере.

Проблема карманных денег подростков. Личный бюджет подростка.

Основные понятия темы: молодежная экономика; карман­ные деньги.

Труд с точки зрения закона. Право на труд. Всеобщая декларация прав человека о праве на труд. Положения Конституции Российской Федерации о том, что труд граждан является свободным. Сущность безрабо­тицы. Гарантии государства защиты от безработицы.

Регулятор трудовой деятельности - Трудовой кодекс Рос­сийской Федерации. Начальный возраст трудоустройства. Особые условия заключения трудового договора с несовер­шеннолетним. Трудовая книжка. Права и обязанности работ­ника и работодателя. Условия расторжения трудового дого­вора. Продолжительность рабочего времени. Право на отдых. Пенсионный возраст. Особенности правового регулирования труда несовершен­нолетних.

Основные понятия темы: право на труд; безработица; работо­датель; работник; трудовой договор; трудовая книжка; заработ­ная плата; пенсия.

Раздел 3. Социальная сфера общества - 4 ч

Социальная структура общества. Общество как система. Социальные группы: малые и боль­шие. Социальное неравенство. Богатые. Бедные. Средний класс зажиточных людей. Крайняя бедность - нищета.

Основные понятия темы: социальная группа; малая группа; большая группа; социальное неравенство.

Семья. Семья - малая социальная группа. Функции семьи в обще­стве. Создание семьи. Семейные отношения. Брак как форма отношений между мужчиной и женщиной, одобряемая обще­ством. Законодательная охрана брака и семьи. Двухпоколенные и многопоколенные семьи.

Основные понятия темы: семья; брак.

Правила и нормы поведения в обществе. Социальные нормы. Привычки. Обычаи и традиции. Мане­ры поведения. Этикет. Обряд. Нравы как особо оберегаемые, высокочтимые обществом массовые образцы действий. Табу. Ценности. Религиозные нормы. Правовые нормы.

Основные понятия темы: социальные нормы; обычаи; тради­ции; этикет; обряд; нравы; ценности; нравственность.

Раздел 4. Политика и право - 6 ч

Государство и граждане. Государство - фундамент политической сферы общества. Функции государства. История возникновения ранних госу­дарств. Развитие государств в различные исторические эпохи.

Демократические и недемократические государства. Мо­нархия. Республика. Главные признаки государства: единая территория; суверенитет; аппарат управления; налоги; наличие законов; гражданство или подданство.

Гражданство и граждане. Федеральный закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации». Паспорт. Государственные символы: Государственный герб; Государ­ственный флаг; Государственный гимн. Государственные сим­волы современной России. Государственный язык. Светский характер Российского государства.

Основные понятия темы: государство; демократические го­сударства; недемократические государства; монархия; респу­блика; гражданство; гражданин; паспорт; государственные символы.

Право на службе человека. Право. Различные источники выражения права. Норматив­ные правовые акты. Юридический закон как нормативный правовой, имеющий особую юридическую силу. Постановле­ния. Договор. Юридическая ответственность. Преступления. Уголовная ответственность за преступления.

Основные понятия темы: право; юридический закон; юриди­ческая ответственность; преступления.

Конституция - Основной закон страны. Конституция как главный закон государства. История воз­никновения и развития Конституции. Конституция Россий­ской Федерации 1993 года. Конституция - закон прямого дей­ствия. Структура современной Конституции Российской Федерации. Государственное устройство России. Президент РФ - глава государства. Федеральные собрания (Совет Федерации, Государственная Дума) - Парламент России. Депутаты. Прави­тельство Российской Федерации - высший орган системы ис­полнительной власти. Принцип разделения властей (законода­тельной, исполнительной, судебной). Местное самоуправление.

Основные понятия темы: Конституция; президент; депутаты; разделение властей.

Право и правопорядок. Законность. Закон един для всех. Правопорядок. Органы охраны правопорядка, их структура и функции: органы вну­тренних дел, суды, прокуратура. Адвокат.

Основные понятия темы: законность; правопорядок.

Как защититься от несправедливости. Суд и правосудие. Суды общей юрисдикции (районные, го­родские или областные, мировые). Арбитражные суды. Кон­ституционный суд. Способы защиты от несправедливости. За­прещение самосуда.

Основное понятие темы: правосудие.

Раздел 5. Духовная сфера общества - 4 ч

Наука и образование. Сущность науки. Зарождение науки. Условное деление наук на естественные, общественные, гуманитарные и технические. Сферы и методы исследования общественных наук. Образова­ние, его значение в жизни людей. Функции образования. Само­образование. Самовоспитание. Право на получение образова­ния как одно из конституционных прав граждан Российской Федерации.

Основные понятия темы: наука; общественные науки; обра­зование; самообразование; знание.

Мораль. Мораль как норма, регулирующая поведение человека в об­ществе. Соотношение морали и права. Общественное мнение людей. Нравственные ценности. Влияние религии на нрав­ственность человека.

Основные понятия темы: мораль; моральный поступок; амо­ральный поступок.

Идеал и ценности. Идеал как образец, высшая цель стремлений. Материали­сты и идеалисты. Общечеловеческие ценности. Конфликт цен­ностей. Три этапа нравственного развития человека: 1) человек не совершает дурных поступков из-за страха наказания; 2) не совер­шает их, поскольку дорожит мнением членов группы, в которой находится; 3) поведение человека определяется принципами, ко­торыми он руководствуется независимо от мнения группы.

Основные понятия темы: идеал; идеалист; идеализация.

Раздел 6. Ребенок в обществе - 5 ч

Ребенок в семье. Детство: сущность, хронологические рамки, стадии. Отно­шение к детям в разные исторические эпохи. Воспитание детей у разных народов. Воспитание в разные исторические периоды.

Основное понятие темы: детство.

Взаимоотношения детей и родителей. Роль семьи в формировании личности ребенка. Четыре ос­новных метода воспитания - решения принимаются: 1) исклю­чительно родителями; 2) совместно родителями и детьми; 3) на основе последнего слова подростка; 4) то родителями, то деть­ми, а иногда совместно. Конфликты между детьми и родителями: причины, пути ре­шения.

Основные понятия темы: дети; родители.

Ребенок в школе. История школьного обучения. Современная школа. Три ступени школы Российской Федерации: начальное общее обра­зование, основное общее образование, среднее (полное) обра­зование. Общедоступность и бесплатность получения гражда­нами России общего среднего образования. Обязательность по­лучения основного общего девятилетнего образования. Роль школы в воспитании детей.

Основные понятия темы: общедоступность и бесплатность по­лучения образования; обязательность получения образования.

Друзья и ровесники. Дружба. Отношения дружбы. Верность.

Основные понятия темы: дружба; верность.


Повторение по курсу - 1 ч












Тема 1. Общество и человек


Первый уровень

1. Понятие «общество» применимо:

а) к любой исторической эпохе;

б) только к современному периоду;

в) к эпохе возникновения и существования государств.

2. Понятие «страна» подразумевает:

а) политическую организацию общества с определенной формой правления;

б) социальную организацию общества;

в) территорию, имеющую определенные границы.

3. Развитие производства относится:

а) к социальной сфере общества;

б) к политической сфере общества;

в) к экономической сфере общества;

г) к духовной сфере общества.

4. «Человек разумный» появился примерно:

а) 3 млн лет назад;

б) 40 тыс. лет назад;

в) 5 тыс. лет назад.

5. К чертам (характеристикам) родовой общины не отно­сится:

а) кровное родство ее членов;

б) коллективный труд;

в) неравное распределение благ.

6. Раньше других занятий человека появились:

а) охота и собирательство;

б) земледелие и скотоводство;

в) огородничество;

г) промышленное производство.

7. Ступень в развитии общества, для которой характерно преобладание промышленности, называется:

а) аграрное общество;

б) индустриальное общество;

в) информационное общество.

8. Чертой аграрного общества является:

а) существование крупных промышленных предприя­тий;

б) развитие компьютерной техники;

в) преобладание сельского хозяйства.

9. Информационное общество сложилось:

а) в XV в.;

б) в XVIII в.;

в) в XX в.

10. В современном мире:

а) большая часть населения живет в городах;

б) большая часть населения живет в сельской местности;

в) в городе и деревне проживает равное количество насе­ления.

11. Мировое сообщество представляет собой:

а) союз наиболее развитых стран мира;

б) объединение обществ европейских стран;

в) совокупность всех существующих в мире обществ.

12. К проблемам современного общества нельзя отнести:

а) распространение ядерного оружия;

б) эпидемии чумы и черной оспы;

в) распространение СПИДа и наркомании;

г) международный терроризм.

13. Человеческое общество:

а) не может оказывать влияния на природу;

б) оказывает на природу только положительное влия­ние;

в) оказывает на природу только отрицательное влияние;

г) оказывает на природу как положительное, так и отри­цательное воздействие.

14. Обязанность сохранять природу и окружающую среду:

а) закреплена в Конституции РФ;

б) не закреплена в Конституции РФ;

в) относится только к государственным организациям.

15. Наука о защите окружающей среды называется:

а) экология;

б) экономика;

в) демография.


Второй уровень

1. Соотнесите сферы жизни общества и относящиеся к ним явления: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

а) политическая сфера

1) деятельность Государствен­ной Думы

б) экономическая сфера

2) открытие художественной выставки

в) социальная сфера

3) развитие малого бизнеса

г) духовная сфера

4) помощь многодетным семьям

Запишите в таблицу выбранные цифры.

а


б


в


г




2. «Человека разумного» от существовавшего до него пер­вобытного человека отличали:

а) прямохождение;

б) отсутствие членораздельной речи;

в) умение добывать огонь;

г) использование в качестве жилища только пещеры;

д) изготовление одежды;

е) жизнь в человеческом стаде;

ж) жизнь в родовой общине;

з) использование только простейших орудий труда;

и) изготовление костяных игл и гарпунов.

3. Для традиционного общества не является характерным:

а) высокий уровень развития науки, огромная роль знаний и информации;

б) большинство населения проживает в сельской мест­ности;

в) преобладание промышленности в хозяйстве страны;

г) большая часть населения живет в городах;

д) жизнь людей подчинена традициям;

е) главная роль отведена сельскому хозяйству.

4. Соотнесите ступени развития общества и их характерис­тики: к каждой позиции, данной в первом столбце, под­берите соответствующую позицию из второго столбца.

а) аграрное общество

1) появление предпринимателей и наемных работников

б) индустриальное общество

2) распространение компьютер­ной техники и Интернета

в) информационное общество

3) жизнь людей тесно связана с природой и подчинена традициям

Запишите в таблицу выбранные цифры.

а


б


в




5. В современном обществе:

а) уменьшается количество профессий;

б) развиваются мегаполисы;

в) решены все глобальные проблемы человечества;

г) понижаются требования к уровню знаний специа­листов;

д) идет освоение космоса;

е) развиваются роботизированные производства.

6. К материальной культуре относятся:

а) компьютер;

б) токарный станок;

в) венчание в церкви;

г) здание театра;

д) опера П.И. Чайковского «Евгений Онегин»;

е) поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»;

ж) охотничье ружье;

з) собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве;

и) традиция встречи Нового года.

7. Экологический кризис в современном мире включает в себя:

а) распространение международного терроризма;

б) сокращение видов растений и животных;

в) увеличение площади лесов на планете;

г) сокращение природных ресурсов;

д) загрязнение окружающей среды;

е) распространение СПИДа и наркомании.

8. Соотнесите страны и изобретения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

а) Китай

1) печатный станок

б) Германия

2) ложка

в) Египет

3) бумага

г) Древний Рим

4) стекло

Запишите в таблицу выбранные цифры.

а


б


в


г




9. Конституционными обязанностями граждан в области экологии не являются:

а) вступление в организацию по защите природы;

б) бережное отношение к природным богатствам;

в) охрана природы;

г) денежные пожертвования на охрану редких видов растений и животных.

10. Определите верные высказывания:

а) биологические и социальные черты в человеке взаи­мосвязаны;

б) развитие общества со временем замедляется;

в) культурное наследие включает все, что было создано прошлыми поколениями;

г) в России действует закон «Об охране окружающей среды»;

д) в Красной книге перечислены все глобальные пробле­мы человечества.

Тема 2. Экономическая сфера общества


Первый уровень

1. Основным организатором производства в современном обществе является:

а) отдельный человек;

б) семья;

в) предприятие;

г) государство в целом.

2. Природные ресурсы, используемые в современном хо­зяйстве:

а) ограничены;

б) неисчерпаемы;

в) постоянно возрастают.

3. При покупке товара на рынке деньги выступают в каче­стве:

а) средства всеобщего обмена;

б) средства платежа;

в) средства накопления.

4. Позднее всего в качестве денег стали использовать:

а) бумажные банкноты;

б) золото;

в) меха;

г) кредитные карточки.

5. По российскому законодательству самостоятельно зани­маться предпринимательской деятельностью можно:

а) с 14 лет;

б) с 16 лет;

в) с 18 лет.

6. Определите, в какой отрасли хозяйства наиболее развит малый бизнес:

а) пищевая промышленность;

б) железнодорожный транспорт;

в) металлургическая промышленность.

7. К какому виду бизнеса можно отнести банковскую дея­тельность?

а) Производственный;

б) страховой;

в) финансовый;

г) торговый.

8. Первые банки появились:

а) в России;

б) в Германии;

в) в Италии.

9. Обязанностью менеджеров является:

а) непосредственное производство продукции;

б) руководство персоналом предприятия;

в) предоставление капитала для организации бизнеса.

10. Малоимущей считается семья, в которой:

а) более трех детей;

б) расходы постоянно превышают доходы;

в) доход на одного члена семьи ниже прожиточного ми­нимума;

г) все вышеперечисленное.

11. Для занятия предпринимательством с 14 лет подросток должен:

а) закончить экстернатом школу;

б) получить согласие родителей;

в) получить согласие директора школы.

12. Продолжительность рабочего времени в неделю по рос­сийскому законодательству не должна превышать:

а) 20 часов;

б) 40 часов;

в) 50 часов.

13. Право на пенсию по возрасту мужчинам предоставляется:

а) с 55 лет;

б) с 60 лет;

в) с 65 лет.

14. Конституция РФ:

а) не рассматривает вопросы о труде;

б) закрепляет свободный характер труда;

в) регулирует условия заключения трудового договора.

15. При приеме несовершеннолетнего на работу:

а) не обязателен медицинский осмотр;

б) не устанавливается сокращенный рабочий день;

в) не разрешаются ночные и вредные для здоровья работы.

16. При увольнении несовершеннолетнего по решению ад­министрации необходимо:

а) только его личное согласие;

б) только решение администрации;

в) согласие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.


Второй уровень

1. Определите значения понятия «экономика»:

а) искусство ведения домашнего хозяйства;

б) рационально организованная экономическая деятель­ность людей по созданию предметов и услуг для удовле­творения потребностей;

в) наука об окружающей человека среде;

г) предметы и средства удовлетворения потребностей людей;

д) хозяйство страны.

2. В роли денег в современном обществе не выступают:

а) меха;

б) банковские чеки;

в) монеты;

г) бумажные купюры;

д) драгоценные камни;

е) кредитные карточки.

3. Трудовой договор:

а) заключается между работником и работодателем;

б) имеет устную форму;

в) определяет размер зарплаты;

г) не может быть расторгнут;

д) заключается только при наличии паспорта или иного документа, удостоверяющего личность работника.

4. Соотнесите понятия и их определения: к каждой пози­ции, данной в первом столбце, подберите соответствую­щую позицию из второго столбца.

а) обмен

1) место торговли; система экономических отношений, связанных с обменом товаров и услуг

б) банк

2) купля-продажа товаров и услуг

в) рынок

3) денежное выражение стои­мости товаров и услуг

г) производство

4) процесс создания товаров и услуг, предназначенных для продажи

д) рыночная цена

5) финансовое учреждение, ко­торое объединяет денежные средства, принимает вклады и выдает кредиты

Запишите в таблицу выбранные цифры.

а


б


в


г


д












5. Соотнесите вид бизнеса и характеризующую его деятель­ность: к каждой позиции, данной в первом столбце, под­берите соответствующую позицию из второго столбца.

а) производственный бизнес

1) продажа сотовых телефонов

б) торговый бизнес

2) выпуск музыкальных цент­ров

в) страховой бизнес

3) оформление медицинской страховки

при въезде в дру­гую страну

г) финансовый бизнес

4) предоставление кредита

Запишите в таблицу выбранные цифры.

а


б


в


г




6. Праздничными нерабочими днями в Российской Феде­рации не являются:

а) День Победы;

б) Масленица;

в) День народного единства;

г) Международный женский день;

д) старый Новый год;

е) День защитника Отечества.

7. На каких должностях могут работать несовершенно­летние?

а) Официант в ночном клубе;

б) почтальон для доставки газет и писем;

в) ночной сторож на фирме;

г) грузчик по разгрузке вагонов;

д) продавец в «Макдоналдс»;

е) уборщик на заводе химических удобрений.

8. Соотнесите продолжительность рабочего дня и катего­рии несовершеннолетних: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

а) 2,5 часа

1)15- 16 лет, только работают

б) 5 часов

2)16- 18 лет, только работают

в) 3,5 часа

3)14-16 лет, совмещают работу с учебой

г) 7 часов

4)16- 18 лет, совмещают работу с учебой

Запишите в таблицу выбранные цифры.

а


б


в


г




9. Определите верные высказывания:

а) современная экономика распределяет товары и услуги с помощью рынка;

б) деньги не являются в современном обществе сред­ством накопления;

в) в России запрещен частный бизнес;

г) каждая семья постоянно вступает в экономические от­ношения с другими членами общества;

д) Всеобщая декларация прав человека 1948 г. провоз­глашает право на труд.

Тема 3. Социальная сфера общества


Первый уровень

1. Наука, занимающаяся изучением состава населения, называется:

а) демагогия;

б) демография;

в) этнография.

2. К малым социальным группам относятся:

а) горожане;

б) нищие;

в) семья.

3. Социальное неравенство:

а) исчезло в современном обществе;

б) возникло уже в первобытном обществе;

в) появилось только в современном обществе.

4. По закону Российской Федерации в брак можно всту­пать:

а) с 16 лет;

б) с 18 лет;

в) с 20 лет.

5. Обязательными условиями заключения брака не явля­ются:

а) добровольное согласие жениха и невесты;

б) достижение брачного возраста;

в) единый пункт проживания жениха и невесты.

6. Определите состав семьи, которая не является неполной:

а) мама и трое детей;

б) мама, бабушка и один ребенок;

в) муж, жена и ребенок.

7. В современных странах Западной Европы, США и Рос­сии преобладают:

а) многопоколенные семьи;

б) многодетные семьи;

в) двухпоколенные семьи.

8. Совокупность действий, установленных обычаем, называ­ется:

а) манеры;

б) правовые нормы;

в) обряд.

9. Праздник Последнего звонка относится:

а) к манерам;

б) к традициям;

в) к этикету.

10. Закон предусматривает наказание за нарушение:

а) обрядов;

б) традиций;

в) правовых норм;

г) этикета.


Второй уровень

1. Большими социальными группами являются:

а) семья;

б) врачи;

в) сельские жители;

г) футбольная команда;

д) молодежь;

е) оркестр консерватории.

2. К малым социальным группам относятся:

а) участники танцевального кружка;

б) все шестиклассники города;

в) зрители, пришедшие на спектакль в театр;

г) пенсионеры;

д) одноклассники.

3. Брачные отношения в Российской Федерации:

а) оформляются с 16 лет;

б) связаны с взаимными обязанностями супругов;

в) дают супругам возможность выбрать общую фами­лию;

г) не предполагают совместного владения приобретен­ным имуществом;

д) предоставляют супругам право вместе воспитывать детей.

4. Соотнесите понятия и их определения: к каждой пози­ции, данной в первом столбце, подберите соответствую­щую позицию из второго столбца.

а) правовые нормы

1) правила, существующие в обществе и регулирующие поведение людей

б) традиции

2) установившаяся схема по­ведения в определенных си­туациях

в) привычки

3) нормы, закрепленные в за­конах

г) социальные нормы

4) внешние формы поведения человека

д) манеры

5) ценности, нормы, образцы поведения, унаследованные от предшественников

Запишите в таблицу выбранные цифры.

а


б


в


г


д





5. Определите верные высказывания:

а) в современном обществе существуют социальные группы богатых, зажиточных и бедных;

б) бедность - крайняя степень нищеты;

в) одной из функций семьи является участие в разработ­ке законов государства;

г) важнейшая задача современной России - ограничение рождаемости;

д) законы не относятся к социальным нормам;

е) общество не может существовать без определенных правил и норм.

Тема 4. Политика и право


Первый уровень

1. Первые государства появились примерно:

а) 40 тыс. лет назад;

б) 5 - б тыс. лет назад;

в) тысячу лет назад.

2. К внутренним задачам государства не относится:

а) организация хозяйственной деятельности;

б) заключение договоров с другими государствами;

в) охрана общественного порядка.

3. Признаком недемократического государства является:

а) участие народа в управлении государством;

б) защита государством прав граждан;

в) отсутствие критики действий власти.

4. Россия, США, Германия, Италия в современном мире являются:

а) недемократическими государствами;

б) монархиями;

в) республиками.

5. Государство, власть в котором находится у короля (царя, императора) и передается по наследству, называется:

а) монархия;

б) республика;

в) демократия.

6. Государственным гербом Российской Федерации явля­ется:

а) серп и молот;

б) двуглавый орел;

в) Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона.

7. Конституция РФ была принята:

а) в 1990 г.;

б) в 1991 г.;

в) в 1993 г.

8. Основным законом Российской Федерации является:

а) Уголовный кодекс РФ;

б) указы Президента РФ;

в) Конституция РФ.

9. Президент РФ:

а) не имеет права издавать указы и распоряжения;

б) является верховным главнокомандующим;

в) возглавляет Правительство РФ.

10. Палатой Федерального Собрания РФ не является:

а) Правительство;

б) Государственная Дума;

в) Совет Федерации.

11. Апатридами называют:

а) людей без гражданства;

б) людей, имеющих двойное гражданство;

в) граждан государства.

12. Паспорт обязаны получить все граждане Российской Федерации, достигшие:

а) 16 лет;

б) 14 лет;

в) 18 лет.

13. Законными представителями детей при защите их прав не могут выступать:

а) родители;

б) органы опеки и попечительства;

в) соседи по дому.

14. Мировой суд может принять решение по делу:

а) о вооруженном нападении на человека;

б) об экономическом конфликте двух фирм;

в) о возмещении вреда за порчу яблони соседом по даче.

15. В судебной системе современной России нет:

а) арбитражных судов;

б) Конституционного суда;

в) военно-полевых судов.


Второй уровень

1. Укажите признаки государства:

а) единая территория;

б) аппарат управления;

в) большинство населения проживает в городах;

г) налоги с населения;

д) развитая промышленность;

е) существование высших учебных заведений;

ж) суверенитет.

2. Соотнесите термины и их определения: к каждой пози­ции, данной в первом столбце, подберите соответствую­щую позицию из второго столбца.

а) монархия

б) суверенитет

в) республика

г) право

д) закон

1) верховенство государствен­ной власти внутри страны и независимость в международ­ных отношениях

2) система взаимосвязанных юридических норм, обяза­тельных для всех

3)государство, власть в кото­ром принадлежит одному че­ловеку (королю, царю) и пере­дается по наследству

4) важный юридический доку­мент, обязательный для ис­полнения

5) форма правления, при кото­рой глава государства избира­ется, а законодательная власть принадлежит выборно­му органу (парламенту)

Запишите в таблицу выбранные цифры.

а


б


в


г


д












3. Соотнесите ветви власти и названия соответствующих им государственных органов: к каждой позиции, дан­ной в первом столбце, подберите соответствующую пози­цию из второго столбца.

а) законодательная власть

1) Верховный Суд РФ

б) исполнительная власть

2) Федеральное Собрание РФ

в) судебная власть

3) Правительство РФ

Запишите в таблицу выбранные цифры.

а


б


в




4. Соотнесите должности и обязанности по их исполнению: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

а) прокурор

1) обеспечивает безопас­ность движения и правопо­рядок на дорогах

б) адвокат

2) выступает обвинителем в суде

в) следователь

3) проводит расследования преступлений

г) сотрудник ГИБДД

4) выступает защитником по уголовным делам в суде

Запишите в таблицу выбранные цифры.

а


б


в


г




5. Основными задачами милиции являются:

а) охрана общественного порядка;

б) пресечение и раскрытие преступлений;

в) защита прав человека в суде;

г) заверение копий документов (договор, свидетельство о браке и др.);

д) обеспечение личной и имущественной безопасности граждан;

е) вынесение приговора за совершение преступления.

6. Паспорт гражданина Российской Федерации:

а) подростки получают в 14 лет;

б) не меняется на протяжении всей жизни;

в) выдается органом внутренних дел;

г) удостоверяет личность человека;

д) подлежит замене в 20 и 45 лет.

7. Определите действия, за которые наступает уголовная от­ветственность:

а) рассказал доверенную другом тайну;

б) угнал чужой автомобиль;

в) нанес серьезные повреждения в драке своему против­нику;

г) сделал ложное сообщение о заложенной в школе бом­бе;

д) украл сотовый телефон;

е) нагрубил родителям;

ж) обманул товарища по классу.

8. Определите верные высказывания:

а) первые государства появились в долинах рек Нила, Тигра и Евфрата, Хуанхэ;

б) с 14 лет можно обращаться к Президенту РФ с прось­бой о приеме в гражданство;

в) Российское государство носит светский характер;

г) все законы в Российской Федерации создаются Прези­дентом РФ;

д) первые конституции в современном виде появились в России и Германии;

е) арбитражные суды разбирают экономические споры.

Итоговый тест


1. Политическая организация общества с определенной формой правления называется:

а) страна;

б) общество;

в) государство;

г) народ.

2. Соотнесите ступени развития общества и их характерис­тики: к каждой позиции, данной в первом столбце, под­берите соответствующую позицию из второго столбца.

а) общество охотников и собирателей

1) окончательный переход от кочевого образа жизни к осед­лому

б) индустриальное общество

2) развитие компьютерных технологий и Интернета

в) аграрное общество

3) кочевой образ жизни не­больших групп людей

г) информационное общество

4) распространение крупного машинного производства

д) общество земледель­цев и скотоводов

5) преобладание сельского хо­зяйства

Запишите в таблицу выбранные цифры.

а


б


в


г


д












3. Определите явление, случившееся в истории человечест­ва раньше других:

а) появление фабрик и заводов;

б) возникновение городов;

в) образование первых государств;

г) существование собирательства как основного способа пропитания.

4. Определите явление, произошедшее в истории человече­ства позднее других:

а) возникновение ремесла;

б) освоение космоса;

в) появление социальных групп предпринимателей и на­емных работников;

г) создание государственных законов.

5. Укажите термины, относящиеся к экономической сфере жизни общества:

а) рынок;

б) сословие;

в) производство;

г) потребление;

д) суд;

е) идеал;

ж)деньги;

з) гражданство;

и) бизнес;

к) наука.

6. Любая деятельность по производству и обмену товаров и услуг с целью получения прибыли называется:

а) фирма;

б) производство;

в) потребление;

г) бизнес;

д) банк;

е) рынок.

7. Какие характеристики труда в современной России яв­ляются неверными?

а) Каждый человек имеет право на труд;

б) любой совершеннолетний гражданин обязан трудить­ся;

в) трудовую деятельность регулирует Трудовой кодекс РФ;

г) по закону рабочее время в неделю должно составлять не более 40 часов;

д) женщины имеют право уйти на пенсию по возрасту в 60 лет;

е) запрещено использовать труд подростков до 18 лет на тяжелых и ночных работах;

ж) отпуск несовершеннолетних работников должен составлять не менее двух месяцев.

8. Укажите социальные группы, существующие в совре­менном российском обществе:

а) рыцари;

б) женщины;

в) молодежь;

г) бедные;

д) касты;

е) дворяне;

ж) бояре;

з) горожане.

9. Соедините в логические пары указанные термины: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

а) Правительство

1) участковый инспектор

б) Государственная Дума

2) министр

в) суд

3) адвокат

г) милиция

4) депутат

Запишите в таблицу выбранные цифры.

а


б


в


г




10. Современное российское законодательство предусматри­вает:

а) выплату денежных пособий беременным женщинам;

б) выплату денежного пособия при рождении ребенка;

в) право граждан на «отцовский капитал» после рожде­ния второго ребенка;

г) бесплатное основное общее образование;

д) предоставление семье отдельной квартиры после рож­дения ребенка; е) помощь детям-сиротам и детям-инвалидам.

11. В современной России существуют:

а) император;

б) президент;

в) Земский собор;

г) Федеральное Собрание;

д) мировые суды;

е) Конституционный суд;

ж) Генеральные штаты;

з) местное самоуправление.

12. Отметьте цифрой «1» общественные науки, а цифрой «2» - естественные науки:

а) биология;

б) философия;

в) история;

г) демография;

д) физика;

е) химия;

ж) экономика;

з) культурология.

Запишите в таблицу получившиеся цифры.

а


б


в


г


д


е


ж


з






13. Определите верные высказывания:

а) образование включает обучение и воспитание;

б) школьную жизнь регулирует устав школы;

в) математика, биология, физика - новые предметы в современной школе;

г) в России существует обязательное девятилетнее обра­зование;

д) до XX в. школы могла посещать только небольшая часть детей.

14. Укажите понятия, относящиеся к политической сфере общества:

а) правительство;

б) касты;

в) милиция;

г) семья;

д) политическая партия;

е) фирма;

ж) университет.

15. Глобальные проблемы человечества:

а) появились в XVIII в.;

б) не представляют угрозы для всего человечества;

в) не решены на современном этапе;

г) включают охрану окружающей среды;

д) не включают проблемы распространения СПИДа и наркомании;

е) возможно решить только силами всего мирового со­общества.

6. Учебно-методические средства обучения


  1. Альбом схем по социологии и политологии. - М.: Московский университет МВД России, Издательство «Щит-М», 2002. - 126 с.

  2. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Общество». «Духовная жизнь общества» / П.А. Баранов. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 157, [3] с. - (Единый государственный экзамен).

  3. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Политика» / П.А. Баранов, А.В. Воронцов. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 128, [1] с. - (Единый государственный экзамен).

  4. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Право» / П.А. Баранов, А.В. Воронцов. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 191, [1] с. - (Единый государственный экзамен).

  5. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Социальные отношения» / П.А. Баранов, С.В. Шевченко. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 155, [5] с. - (Единый государственный экзамен).

  6. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Человек». «Познание» / П.А. Баранов. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 158, [2] с. - (Единый государственный экзамен).

  7. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Экономика» / П.А. Баранов, С.В. Шевченко. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. - 158, [2] с. - (Единый государственный экзамен).

  8. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Культура»: 9 кл. / П.А. Баранов. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. - 60 с. - (Государственная итоговая аттестация - экзамен в новой форме).

  9. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Политика»: 9 кл. / П.А. Баранов. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. - 91 с. - (Государственная итоговая аттестация - экзамен в новой форме).

  10. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Право»: 9 кл. / П.А. Баранов. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. - 80 с. - (Государственная итоговая аттестация - экзамен в новой форме).

  11. Биянова, Е.Б. Поурочные разработки по обществознанию: 6 класс. - М.: ВАКО, 2008. - 160 с.

  12. Власов, В.И., Власова, Г.Б. История политических и правовых учений. Конспект лекций. Изд. 2-е, доп. и перераб. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 224 с.

  13. Гаджиев, К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Университетская книга, Логос, 2006. - 488 с.: ил.

  14. ГИА-2009: Экзамен в новой форме: Обществознание: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 91, [5] с. - (Федеральный институт педагогических измерений).

  15. ГИА 2009. Обществознание: Тематические тренировочные задания: 9 класс / авт.-сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. - М.: Эксмо, 2009. - 240 с. - (Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс).

  16. Кишенкова, О.В. ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник / О.В. Кишенкова. - М.: Эксмо, 2008. - 592 с. - (ЕГЭ. Справочники).

  17. Клименко, А. В. Обществознание: учеб, пособие для школьни­ков ст. кл. и поступающих в вузы / А. В. Клименко, В. В. Румынина. - 5-е изд., дораб. - М.: Дрофа, 2005. - 507, [5] с.

  18. Козленко, С.И., Козленко, И.В. Обществознание: Программа курса для 6-7 классов общеобразовательных учреждений. - 2-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008. - 32 с.

  19. Козюк, М. Н. Основы государства и права России: Пособие для преподавателей (методические рекомендации, задания, тесты) / Издат-во «Учитель», Волгоград, 1999. - 66 с.

  20. Мельник, В.А. Современный словарь по политологии. - Мн.: Книжный Дом, 2004. - 640 с.

  21. Никитин, А.Ф. Большой школьный словарь: Обществознание, экономика, право / А.Ф. Никитин. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006. - 400 с.

  22. Обществознание 8-11. Мультимедийное учебное пособие для учащихся 8-11 кл.

  23. Политология: Учебник для студентов вузов / Под общ. ред. В.К. Мокшина. - М.: Академический Проект; Культура, 2008. - 607 с. - (Gaudeamus).

  24. Политология: учебник для студентов вузов / Под ред В.Н. Лавриненко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 591 с. - (Серия «Золотой фонд российских учебников»).

  25. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2010. - 42 с. - (Стандарты второго поколения).

  26. Хромова, И.С. Тесты по обществознанию. 6 класс. - М.: Русское слово, 2009. - 40 с.

  27. Шкатулла, В.И. и др. Основы правовых знаний: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.И. Шкатулла, В В. Надвикова, М.В. Сытинская; Под ред. В.И. Шкатуллы.- 3-е изд., стереотип. - М.: Изд. центр «Академия», 2003. - 336 с.



© 2010-2022